Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Первый яркий спич Филипенко в 2021-м: с Гуренко в «Шахтере» проще, чем до него, в БАТЭ не устроили условия, результаты белспорта связаны с ситуацией в стране

Первый яркий спич Филипенко в 2021-м: с Гуренко в «Шахтере» проще, чем до него, в БАТЭ не устроили условия, результаты белспорта связаны с ситуацией в стране

...

Автор — Алесь Коваль
29 августа 2021, 11:16
2
Первый яркий спич Филипенко в 2021-м: с Гуренко в «Шахтере» проще, чем до него, в БАТЭ не устроили условия, результаты белспорта связаны с ситуацией в стране

Вспомнил, как защитил зарплату при Капском-старшем.

Защитник «Шахтера» Егор Филипенко раньше славился умением хлестко высказаться – одним из сильнейших в белфутболе. Однако в нынешнем сезоне игрок по своим меркам очень тих – высказывания редкие и далеко не такие острые, как раньше. На днях ситуация изменилась – практически часовой яркий разговор с Филипенко вышел в рамках подкаста солигорского клуба «Вся соль». Его ведущие, журналист Егор Колесник и пресс-секретарь «Шахтера» Виктор Володько, упомянули, что раньше против записей с лидерами команды выступал главный тренер Роман Григорчук – а теперь запрет снят, и в эфир удалось пригласить Филипенко. Получилось интересно – по крайней мере, футболист наиболее прямо назвал причину ухода из БАТЭ, то ли в шутку, то ли всерьез указал на главного антагониста Сергея Гуренко в команде и впервые за долгое время хоть как-то упомянул ситуацию в стране.

Перешел в «Шахтер» без особого выбора, заводила бойкота Гуренко – Гутор (но это не точно), вылет от люксембуржцев не забудется

Конечно, в подкасте «Шахтера» в первую очередь обсуждали этап карьеры Филипенко в солигорском клубе. Среди прочего Егор рассказал о переходе в стан «горняков» – признался, что еще за два месяца до конца ЧБ-2020 не мог представить такой трансфер, а потом долго думал и сомневался в нем, потому что переживал за восприятие фанатов что в Борисове, что в Солигорске, так как «все знают прекрасно отношения с «Шахтером».

Однако БАТЭ, который считает родным, Филипенко все же покинул (о причинах ниже по тексту). При этом большого количества вариантов, которые устроили бы защитника, у него не было – как он сам признал, «еще, может, один-два, и то не стопроцентные». В итоге нужно было принимать решение – и игрок сделал свой выбор (получается, самый простой из возможных).

На вопрос о том, как все-таки его приняли трибуны в Солигорске, Филипенко, сказал, что какой-то агрессии не ощущает – «когда уходишь со стадиона, там стоят болельщики, они фотографируются, говорят спасибо за игру». При этом Егор не забыл, что реакция фанатов могла быть другой – просто их сейчас нет на трибунах (хотя, по мнению игрока, все равно «нормальное фанатское движение» есть только у пары команд в стране). Причину отсутствия фанатов футболист не назвал – а кроется она в бойкоте из-за ситуации в стране, которая затронула и немало представителей секторов.

Не обошли ведущие тему и другого бойкота. Не так давно назначенный главным тренером «Шахтера» Сергей Гуренко вывел из состава Игоря Стасевича и Николу Антича – по информации «Трибуны», Стасевич предъявлял коучу претензии за интенсивность тренировок, а другие игроки пытались организовать командный невыход на одно из занятий, причем активничал в этом вопросе как раз Филипенко, впоследствии просидевший на скамейке матч со «Славией». В подкасте защитник объявил, что «не было никакого бойкота», а в новостях о нем вообще «мало что является правдой», и относится он к ним с улыбкой. Да и вообще при Гуренко, по мнению футболиста, как раз таки стало попроще – в отличие от Романа Григорчука и его тренерского штаба, «нет такого, что [должна быть] тишина на базе в определенное время, нет такой жесткости во всем».

При этом в процессе обсуждения бойкота Филипенко внезапно «перевел стрелки» на своего партнера по команде: «Я возглавил [бойкот]? Неправда. Это был Александр Гутор. Я официально это заявляю. Это он агитировал всех. Официальная версия. Так что это был не я», – и рассмеялся. Однако, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки – а Гутор при Гуренко как-то очень стремительно потерял место в воротах клуба.

Подкололи Филипенко на тему того, что в текстах медиа его периодически называют бывшим «сенатором» БАТЭ. «Ну, вот еще один подъехал, но он еще не дорос до сенатора (имеется в виду Максим Скавыш – прим.). Если так говорить, то и Гутор, и [Юрий] Кендыш за БАТЭ играли... В Солигорске пол-«Динамо» минского, пол-БАТЭ», – весело ответил на это защитник.

Проигрыш с таким выдающимся по беларусским меркам составом в Лиге конференций люксембургской «Фоле», по мнению Филипенко, не забудется и уже оставил непроходящий осадок. Единственным способом выйти из морального дискомфорта Егор видит новые победы – например, чемпионство «Шахтера» в нынешнем сезоне, которое, по словам футболиста, «даст право и шанс реабилитироваться за «Фолу» и доказать, что Солигорск достоин и заслужил наконец-то группу какого-нибудь еврокубка». Для выигрыша ЧБ игрок видит все условия, даже с учетом того, что три перенесенные матча усложнят график на финишной трети дистанции. «Если мы в этом году не станем чемпионами, то большего фиаско в своей карьере я представить не могу», – подытожил Филипенко, пообещав «сделать все» для золотой медали с новым клубом.

Не мог (почему-то) остаться в БАТЭ на условиях Капского-младшего, отказывался сокращать зарплату еще при его отце, вспомнил победу над «Баварией» (но обсуждение было странным)

Опыт Филипенко в БАТЭ стал еще одной темой, поднятой в эфире. И тут Филипенко наконец прямо признался, почему ушел из борисовского клуба. Хотя не сразу – сначала футболист неопределенно заявил, что не мог остаться «по определенным обстоятельствам», которые понял глава БАТЭ Андрей Капский. Но чуть позже Егор все же упомянул условия – иначе как указание на финансы это не понять: «Если бы была возможность остаться в БАТЭ, я бы остался в БАТЭ. Но «Шахтер» и БАТЭ – это не было два равноценных варианта. То есть у меня не было возможности остаться в БАТЭ, скажем так, на тех условиях, на которых они мне предложили. Я понимал, что я не могу на тех условиях остаться».

Примерно та же по настроению риторика была и у Капского-младшего, когда он объяснял уход Филипенко вместе со Стасевичем еще в январе: «На мой взгляд, ребятам были предложены достойные контракты. Я искренне хотел сохранить их. При этом сейчас нужно жить по средствам – и по тому, на что наработали. Уводить бюджет клуба в дефицит не имею морального права». А вот почему у Филипенко говорит о некой невозможности согласиться на урезание контракта – это остается непонятным: перед глазами свежий пример Лионеля Месси, который, будучи суперзвездой футбола, согласился наполовину урезать зарплату в «Барселоне», хотя это и не помогло ему остаться в клубе. Хотя жена Егора не раз демонстрировала, как семья строит дом под Минском – возможно, причина в чем-то подобном.

Хотя на сокращение зарплаты Филипенко не шел еще при жизни основателя БАТЭ Анатолия Капского. В тему бойкотов футболист вспомнил опыт из 2014-го – тогда БАТЭ, по воспоминаниям Егора, проиграл (судя по датам, речь может быть о 0:6 от «Порту» в ЛЧ той осенью), и Капский-старший заявил, что лишает игроков 30% зарплаты, однако официально это можно было сделать только с согласия игроков. Юриста, пришедшего с соответствующими бумагами перед тренировкой, игроки БАТЭ коллективно отвергли – как сказал Филипенко, «мы там возмущались, никто не согласился, сказали, что ничего подписывать не будем, и [на тренировке] только вышли и пробежались». Все затмила новая лигачемпионская игра через несколько дней – БАТЭ дома выиграл у испанского «Атлетика» (2:1). «Потом Анатолий Анатольевич сказал: «Ну, молодцы, мужики, красавцы, что не пошли на уступки, а потом вышли и как мужики выиграли». Зная Анатолия Анатольевича, это, наверное, делалось, чтобы нас встряхнуть, импульс придать команде. В итоге сейчас уже можно говорить, что это сказалось в плюс. А если бы не выиграли, можно было бы говорить, что пошло в минус», – закрыл историю футболист.

Спросили у него и о другом опыте в главном европейском клубном турнире. Правда, обсуждение получилось несколько странным. Началось все с вопроса Колесника: «ЛЧ 2011/12 – можешь ли считать одним из самых ярких эпизодов?». Филипенко ответил: «2011/12 – там где «Бавария» была? Ну естественно. Наверное, самое яркое, что было». Отметим, что победа над «Баварией» произошла в сезоне 2012/13 – но вряд ли Филипенко думал, что его спрашивают о «самых ярких эпизодах» в контексте разгромов от «Барселоны» (в сезоне 2011/12 были именно они).

Тем не менее, вспомнить легендарную викторию из осени 2012-го игроку было явно приятно – он назвал ее космосом, и сказал, что на афтерпати «все подходили, нас обнимали, целовали», а в Минске после матча «наступил футбольный бум, о нашем футболе заговорили». Колесник же определил победу над «Баварией» так: «Впервые, наверное, в истории белфутбола на долгой дистанции – не говорю там о победе над голландцами [сборной в 1995-м] – беларусы поняли, что у нас есть футбол». И тут возникает вопрос – что имелось в виду под «долгой дистанцией»? Для БАТЭ это был пятый подряд сезон в групповом этапе еврокубка – понять, что футбол есть, можно было гораздо раньше «Баварии». Конкретно в сезоне ЛЧ-2012/13 победа над «Баварией», конечно, стала второй подряд в группе, но следующие четыре матча БАТЭ проиграл с общим счетом 3:13 – какой вывод можно было бы сделать из такой дистанции? В общем, та победа все же больше напоминает как раз аналогичную 1995-му разовую вспышку. Ну а Володько вспомнил, что в том сезоне «Бавария», оформившая требл, проиграла только двум клубам – Филипенко правильно указал, что в ЛЧ это были БАТЭ и «Арсенал», а вот о «Байере», нанесшем поражение мюнхенцам на внутренней арене, вспоминать никто не стал.

Возможно, в 19 лет в «Спартак» уезжать было рано, в клубе Ла Лиги не было контроля (он нужен из-за менталитета), в Израиле кайфовал и не вписывался в $2000 за аренду квартиры

Обсудили в подкасте и легионерский опыт Филипенко – кроме Беларуси, он играл в трех странах. Уже в 19 лет Егор перешел в московский «Спартак» – Колесник поинтересовался, не рано ли это было «по спортивному принципу». Филипенко не совсем понял, при чем в этой ситуации спортивный принцип, и ответил так: «Можно сейчас сказать: да, наверное, рановато, когда у тебя нет опыта, ты 19-летний парень, у тебя в принципе на высоком уровне... Можно ли считать ЧБ высоким уровнем? В общем, ЧБ, молодежный уровень и пара выходов на замену в национальной сборной. И ты приезжаешь в «Спартак». Ну, наверное, если так судить, рано. Но как отказаться, когда приезжает Станислав Саламович Черчесов с тобой общаться?». При этом малый наигрыш в «Спартаке» защитник объяснил и тем. что «там дурака где-то начал валять потом в силу молодости и глупости своего характера». А аренды в «Томь» и «Сибирь» не получились по разным причинам – в первом клубе помешала травма на сборах, во втором были просто неподходящие условия.

Филипенко в итоге вернулся в БАТЭ, откуда в начале 2015-го попал в «Малагу» из Ла Лиги. Но там игроку было во многом непривычно – например, в Европе по контракту не принято оплачивать игрокам съемное жилье. А еще защитника удивило, что у клуба не было своей базы. «Мы тренировались на стадионе, принадлежавшем городу, однажды там убили поле [легкоатлетическими] соревнованиями какими-то. В раздевалках переодевались, там были какие-то тренажеры. Утром тренируешься – едешь домой – возвращаешься на вторую тренировку. И обеда нет. Ты профессионал – сам это контролируй, никто за этим не следит. Просто вначале дали распечатку, что есть. Больше 10,5%, по-моему, жира [от массы покажет тест] – штраф от 50 евро», – поделился воспоминаниями Егор. В продолжение темы он выступил против излишнего контроля, так как «чем больше запрещают, тем больше хочется», но также заявил, что «учитывая наш менталитет, какой-то контроль должен быть».

А вот в Израиле, где он провел сезоны 2016/17 и 2017/18, Филипенко было «классно, кайфово», особенно по сравнению с «Малагой». «В Испании было тяжеловато психологически, я там был один по большей части. Языковой барьер – тоже тяжело: я ни бэ ни мэ ни кукареку, а пока что-то в испанском выучил – так уже домой отправили. А в Израиле на русском говорят практически везде. У меня там и родственники – бабушка живет, тетя. Для детей там супер вообще. Везде площадки, все что хочешь. В стране море, солнце, пляж. Жарковато, конечно, первое время было тяжело, но потом привык», – рассказал Филипенко. Правда, игрок предупредил об «израильском менталитете» – поначалу защитник «психовал, что люди на пляже семечки под себя плюют», и вообще «немного грязнульки», но потом научился не обращать на это внимания.

Колесник после этого идиллического описания напомнил, что Израиль – страна недешевая, и тут Филипенко согласился: привел в пример рынок аренды жилья, в котором квартиры сдают с голыми стенами, что футболиста не устраивало. Снять квартиру, отвечающую его желаниям, за выделенные клубом по контракту 2000 долларов Филипенко в итоге так и не смог – сначала жил в Тель-Авиве, оплачивая в два раза больше, потом переехал в пригород, «но все равно в 2000 не вкладывался».

Белфутбол идет «не в том направлении» (но виновата ситуация в стране), лимит на легионеров только помешает молодым беларусам, большие матчи показывают, что «не инвалид»

В эфире обсудили также общий уровень белфутбола. В качестве примера Колесник привел как раз то, что «чемпион Беларуси недавно проиграл чемпиону Люксембурга, где люди имеют параллельно какую-то другую работу». Филипенко назвал бредом предположение, что в «Фоле» есть хоть один непрофессионал (и это действительно профклуб с набором юношеских и женской команд), а по поводу упрека за проигрыш «карликовой» стране добавил: «И что? Сборная Беларуси проигрывала Люксембургу. Это нехорошо потому, что мы идем назад, а Люксембург идет вперед. Мы должны были, наверное, проходить эту команду, но, к сожалению, наш футбол идет не в том направлении, поэтому это отражается на выступлении всех команд в еврокубках. Ну, сейчас у «Шахтера» хорошая команда, но можно найти сколько-то субъективных причин, а сколько-то объективных, почему так случилось».

По мнению Филипенко, уровень белфутбола в принципе падает – в качестве аргументов были проигрыш Бельгии 0:8, то, что в ЧБ «одна команда снялась, вторая еле доживает – денег нет» (и тут даже не совсем понятно, о ком именно Филипенко – с деньгами сейчас проблем хватает у ряда клубов). Но Егор нашел первопричину – в том, что «как и в стране ситуация тяжелая, так и везде, на всем это отражается, поэтому такие и результаты, в принципе, и в спорте». Однако этим не объяснить другого заявления защитника – что «у нас нет футболистов, которые могут выходить и решать задачи». Тут уже вопрос подготовки в прошлом – и в ней игрок видит явный провал: «Завтра закончу я, Сачивко, Стасевич, Драгун, Нехайчик – и дальше вообще что, блин?»

Как известно, АБФФ пытается помочь беларусским игрокам лимитами – но Филипенко в них не верит. Ограничение по количеству иностранцев, по мнению Филипенко, только навредит молодым футболистам: «За счет легионеров будут расти ребята, которые с ними будут тренироваться. Ребята точно так же растут, когда у тебя большая конкуренция на тренировке, когда ты с сильными футболистами тренируешься, ты тоже прогрессируешь – это очевидно». В обязанности клубов «вышки» выпускать на поле молодого игрока защитник вообще не видит смысла: «[Лимитчик «Шахтера»] Глеб Шевченко – он и в «Славии» выделялся. А еще кто [из «лимитчиков»] есть? Лимит вводят, чтобы один человек в год появлялся? Тогда нам надо 11 лет». Хотя молодым игрокам сейчас, как считает Филипенко, еще легче пробиваться из-за отмены легионерского статуса для беларусов в России – лучших условий, чтобы перебраться на восток, защитник и представить не может. «Блин, если бы, когда мне было 19, я не был легионером, то меня б, наверное, не только «Спартак» звал, меня, может, вся высшая лига России бы звала. А сейчас – езжайте, но нет никого», – посетовал футболист (он не совсем прав – пара трансферов в Россию у юных беларусов все же случилась).

С ностальгией Филипенко вспоминает нацсборную – теперь, как считает Егор, она уже далеко не та. Выразил это защитник, как умеет, емко: «При Штанге была такая сборная, что заходишь в автобус и боишься глаза поднять, потому что там куда ни посмотри – легенды нашего футбола. Мощная команда была в плане личностей. А сейчас, наверное, молодежь заходит в автобус, а там сидят вообще какие-то пастухи». А для понимания своего уровня футболисту, по мнению Филипенко, полезны большие матчи – такие, как против Франции и Испании за сборную или против грандов в ЛЧ (с этим сейчас труднее). «Сыграл – и после игры сидишь и думаешь, блин, что понятно, что ты чего-то стоишь, не инвалид, не «топор». А вот, условно говоря, после «Фолы» сидишь и думаешь, что ты дно вообще».

Полная запись подкаста

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты