Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Хацкевича ярко разговорили о политике: приложил прикорытников, уравнял Лукашенко с главой хунты, но не собирается рвать с теми, кто за режим (это и его мать)

Хацкевича ярко разговорили о политике: приложил прикорытников, уравнял Лукашенко с главой хунты, но не собирается рвать с теми, кто за режим (это и его мать)

...

Автор — Алесь Коваль
21 ноября 2021, 17:00
15
Хацкевича ярко разговорили о политике: приложил прикорытников, уравнял Лукашенко с главой хунты, но не собирается рвать с теми, кто за режим (это и его мать)

Бывший игрок и главный тренер сборной Беларуси Александр Хацкевич – один из немногих людей белфутбола, который прямо высказался о ситуации в стране. Еще 16 августа 2020-го Хацкевич назвал беларусов сильным и смелым народом, 26-летнему терпению которого пришел конец, а действия силовиков – полным беспределом. Спустя три месяца тренер сказал, что ему больно видеть происходящее в Беларуси – простой народ довели, у людей нет никаких прав, – а также привел такую цитату: «Правитель, который уничтожает свой народ, убивает государство».

На днях вышло более чем часовое видеоинтервью Хацкевичу ведущим украинского проекта «Пряма Червона» – известному местному спортивному журналисту Миколе Василькову и любящему футбол музыканту Фоззи. Они в основном спрашивали об Украине, но острые вопросы задали и на беларусскую тему – и тренер их не обошел.

Что рассказал Хацкевич

Про обвинение от Малофеева в сдаче матча. Ведущие припомнили историю 20-летней давности – в 2001-м сборная Беларуси с Хацкевичем и Валентином Белькевичем в составе проиграла в важнейшем матче 0:2 Украине, которую тренировал Валерий Лобановский – коуч Хацкевича и Белькевича в киевском «Динамо». После игры тренер Беларуси Эдуард Малофеев, заменивший обоих «киевлян» по ходу матча, сказал, что «на поле играли только девять человек», и заявил о предательстве.

Хацкевич сказал, что Малофеев начал «прессовать» его и Белькевича еще за два дня до игры. «Мы ему говорили: «Эдуард Васильевич, если нет доверия – пожалуйста, пусть ребята выходят и играют, не подставляйте нас и себя», – вспомнил Александр, связавший прессинг с давним напряжением между Малафеевым и Лобановским. Однако при этом Хацкевич также напомнил тренеру, что перед сборной – уникальный шанс попасть в плей-офф отбора к ЧМ, которого может больше никогда не быть (и действительно). После проигрыша же Малофеев не пустил «киевлян» на базу – хотя у них самих уже не было желания туда возвращаться.

В итоге Хацкевич заявил, что сам ни в каких «договорняках» не участвовал, а «сдачи игр мерещились еще со времен, когда Алейников, Зыгмантович и Гоцманов ездили в сборную [СССР] Лобановского».

Про клубы, в которые не перешел. С 1996-го Хацкевич играл в киевском «Динамо», которое в конце 1990-х шумело на международной арене (доходило до полуфинала ЛЧ). Андрей Шевченко из той команды уехал в «Милан» и взял «Золотой мяч», были и другие крутые трансферы (Каха Каладзе ушел тоже в «Милан», Олег Лужный – в «Арсенал», Сергей Ребров – в «Тоттенхэм»). А вот Хацкевич (как и Белькевич) остался в «Динамо» – покинул клуб только в конце 2003-го и уехал в китайский «Тяньцзинь Каншифу».

Ведущие спросили, почему так получилось и куда мог перейти Хацкевич. Он выделил две причины того, что остался в Киеве – что всех отпустить не могли, ведь кто-то должен был «передавать традиции новому поколению», и что у игрока не было агента. А среди вариантов перехода назвал «Эвертон» из АПЛ и испанский «Реал Сосьедад». Но при этом честно признал, что «финансовая сторона оказалась достаточно весомой, чтобы [без сожалений] оставаться в «Динамо». Правда, конкретную сумму называть отказался, ответив: «Никогда не считай чужие бабки».

Что касается Китая, Хацкевич там попал в другой мир – но не из-за страны (в плане жизни не имел проблем, отметив гостеприимство китайцев), а из-за порядков в клубе. В отличие от дисциплины и жестоких физических нагрузок в Киеве, в «Тяньцзине» Хацкевич мог даже закурить: «Тыр-пыр – классно, дождь пошел – все с поля». Но в итоге это вылилось в «моменты непрофессионализма», которые Хацкевичу пришлись не по нраву – тренировка могла не начаться вовремя, а на установке тренер был с сигаретой, а игроки с детьми. «Привыкший к порядку» игрок в итоге быстро покинул Китай – уехал в латвийскую «Венту» под гарантии знакомого Олега Лужного, прошел сборы в крутейших условиях, а потом у клуба закончились деньги (в итоге завершал карьеру в минском «Динамо»).

Про Украину и Россию. Васильков заявил Хацкевичу, что украинцев, играющих и тренирующих в России, считают предателями, и спросил, не ощущает ли тренер, что ему, хоть он и не украинец, работать в российском «Роторе» было не нужно. Фоззи добавил, что Россия ведет с Украиной «гибридную войну», поэтому он не может любить или гордиться футболистом, поехавшим играть в соседнюю страну.

Хацкевич за себя ответил, что тренер – наемный работник, а конкретно в «Роторе» ему не понравилось, но это связано исключительно с организацией дел в команде – там были некие «люди, которые хотели формировать состав». По политической ситуации Александр заявил, что «гордиться нужно миром, а не войной», и заметил, что украинцев из «Зенита» Анатолия Тимощука и Ярослава Ракицкого при визитах домой «что-то не расстреляли и в плен не взяли», а Тарас Михалик, годами игравший за «Локомотив», спокойно стал тренером украинской «Волыни». Ведущим он предложил разойтись на позиции «сколько людей – столько мнений».

Про ситуацию в Беларуси. Когда ведущие перешли на беларусскую тему, оказалось, что Хацкевич четыре года не был на Родине, что повлекло вопрос, не стал ли он диссидентом. Тренер ответил, что нет, а происходящее в стране ему амбивалентно, однако сразу прояснил, что это не относится к тому, что в Беларуси «людей бьют»: «Я против этого, я это не приму. Все же [на акциях] было мирно. За 26 лет поменялось поколение, они хотят чего-то нового». Заодно Хацкевич жестко оценил окружение Лукашенко: «Он выступал и говорит: «А вот эти прикорытники...» И сидят взрослые мужики. Эти прикорытники понимают, откуда сыпется корм – и они лучше будут жевать и молчать, будут сыты, чем высказывать свое мнение». Противопоставили в контексте ведущие этому Илью Шкурина, который «не может пересекать границу» – Хацкевич ответил, что в Беларуси футболист киевского «Динамо» «просто пойдет в армию», но признал, что «[у государства] поменялась позиция по отношению к нему после того, как он высказал свою позицию».

Васильков пошел на обострение темы – сделал вывод, что беларусский народ смиреннее украинского, и вопросил, не сами ли беларусы дали себя избить. Хацкевич объяснил разницу через гимны, при этом зацепив и спортсменов: «Слова в гимне Беларуси: «Мы, беларусы – мирные люди». В Украине какие слова? «Сгинут наши вороженьки». Немножко разное. И посмотрите, как во всей Европе поют гимны – спортсмены, народ. Играет сборная – встает весь зал, поет гимн. В Беларуси футболисты даже слова не знают – никто не поет. На стадионе никто не поет. Такого нет с самого начала, как независимая страна появилась».

При этом Хацкевич не понимает мнения, что с поддерживающими Лукашенко нужно переставать общаться, – сам тренер так делать не собирается. В пример он привел неких друзей-хоккеистов и свою мать, которую все устраивает, несмотря на то, что она с собственного балкона видела избиения людей. Однако же Хацкевича не устраивает ситуация, когда навязывают только одну позицию. По его мнению, живущие в Беларуси сейчас по умолчанию находятся под давлением. «Ты можешь быть за, ты можешь быть против. У нас у каждого свое мнение. Но в Беларуси должно быть только одно мнение, одна позиция, а шаг влево, шаг вправо – все. И вот это неприемлемо», – заявил тренер. Он также вспомнил, как Лукашенко призвал привезти в Беларусь и посадить в СИЗО не понравившегося ему своим мнением украинского журналиста Дмитрия Гордона, и резюмировал: «Вот это уже Пиночет». Аугусто Пиночет – диктатор из Чили, который 27 лет удерживал власть как глава хунты и президент страны, а потом еще восемь сохранял влияние на другой должности (напоминает чей-то план, не правда ли?).

Чем занимается Хацкевич в 2021-м

Беларусский тренер без работы после того, как 19 марта был уволен из «Ротора». Он проработал в клубе чуть больше года, вывел его из ФНЛ в РПЛ, а там к 24-му туру подвел команду на 13-м месте – за семь матчей без Хацкевича команда набрала четыре очка, опустилась на 15-ю строчку и вылетела из элиты. Пока Александр живет с семьей в Киеве и ограничивается ролью эксперта перед некоторыми матчами, например, сборной Беларуси.

Были слухи, что коуч мог возглавить одну из беларусских команд, однако же Хацкевич опроверг саму подобную возможность в нынешней ситуации – и очень ярко это объяснил: «Учитывайте политику, которая ведется там футбольными клубами. Обратите внимание: ни один из них не защитил от увольнения своего тренера. Самое страшное – не те, кто за или против, а кто и вашим, и нашим, а таких очень много. Уважение нужно заслужить, а не вылизать его. Исходя из моей философии, не вижу в Беларуси никакой перспективы».

В июне Хацкевич мог все-таки наведаться в Беларусь впервые за долгое время – он принял приглашение на матч звезд беларусского футбола (он же неформально прощальный матч Александра Глеба), который собиралась проводить АБФФ. Со своей «амбивалентностью» тренер точно не был близок позиции экс-коллеги по сборной Сергея Штанюка, отказавшегося от участия с формулировкой «в нынешней ситуации в стране какие игры?». Хацкевич сказал: «Есть желание, есть возможность – почему бы и нет? Я приеду на матч», – отказавшись от дополнительных пояснений. Впрочем, в итоге игра не состоялась – к сомнениям беларусских звезд добавились авиасанкции после «приземления» рейса Романа Протасевича.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты