Tribuna/Футбол/Блоги/Беларусский футбол/Умер форвард-напарник Малофеева по минскому «Динамо», что взяло бронзу Союза в 1963-м: много забивал, закончил из-за сердца, считал Глеба дутой фигурой

Умер форвард-напарник Малофеева по минскому «Динамо», что взяло бронзу Союза в 1963-м: много забивал, закончил из-за сердца, считал Глеба дутой фигурой

Несколько фактов о Михаиле Мустыгине.

Автор — bytribuna com
27 января 2023, 23:59
2
Умер форвард-напарник Малофеева по минскому «Динамо», что взяло бронзу Союза в 1963-м: много забивал, закончил из-за сердца, считал Глеба дутой фигурой

27 января на 86-м году жизни скончался легендарный нападающий Михаил Мустыгин – один из тех минских динамовцев, кто в чемпионате СССР-1963 взял бронзовые медали. Футбольную карьеру он мог и не начать, как мог и не приехать в Беларусь. Закончил сразу после 30, хотя болельщики любили его больше Малофеева-напарника, тренировал Пунтуса и Криушенко, не считал Глеба выдающимся футболистом.

Карьера футболиста могла и не начаться из-за проблем со здоровьем

Родился Михаил Мустыгин 12 октября 1937 год в подмосковной Коломне – там же семью будущего футболиста застала война. К счастью, сам город военные действия не затронули. Отец, который до 1941-го делал паровозы, был переведен в Киров, где уже строил танки. В военные годы семья спасалась от голода картошкой, которую выращивала у себя на огороде.

Михаил с самого детства начал играть в футбол во дворе, однако богатой на события карьеры могло и не случиться: в четвертом классе мальчику диагностировали порок сердца. Незадолго до этого аналогичную проблему обнаружили у старшего брата – тот со спортом завязал, а вот Мустыгин-младший на свой страх и риск играть продолжил.

Переехал в Минск после того, как не смог закрепиться в ЦСКА

В карьере Мустыгина-футболиста было всего три клуба: коломненский «Авангард», московский ЦСКА и минское «Динамо». В ЦСКА нападающий попал, как и многие в те времена, через армию, куда его забрали в 20-летнем возрасте. Однако закрепиться и стать основным в Москве за два года не удалось - чаще приходилось выступать за дублирующий состав. Перед сезоном-1961 переехать в Минск предложил прославленный тренер Александр Севидов – форвард ответил согласием, не желая оставаться в Москве резервистом.

По итогу за несколько сезонов минский клуб из аутсайдера чемпионата СССР превратился в претендента на медали: в 1963-м команда взяла бронзу, уступив лишь московским «Динамо» и «Спартаку». За год же до этого Мустыгин с 17 голами в 26 матчах стал лучшим бомбардиром лиги. Свое второе звание лучшего снайпера чемпионата Михаил забрал в 1967-м, когда в 29 поединках настрелял 19 мячей (Минск тогда финишировало четвертым с отставанием в два очка от Тбилиси).

Мустыгин защищал цвета минского «Динамо» с 1961 по 1968 годы, провел за это время 234 матча и отметился 89 голами.

Составлял убойный дуэт с Малофеевым – оба родились в одном городе

Перед бронзовым сезоном минский клуб пополнил еще один уроженец Коломны - 20-летний Эдуард Малофеев. Первый матч на предсезонных сборах будущий тренер сборной Беларуси провел за дубль «бело-голубых», но уже после той игры Мустыгин подошел к Севидову с предложением взять молодого футболиста в основу – с тех пор они провели не один матч в паре: Малофеев действовал в оттяжке, Мустыгин же играл на острие атаки. По своему функционалу они отличались, но благодаря этому прекрасно дополняли друг друга: первый играл за счет мощи, второй упирал на технику и скорость. За это, по словам Мустыгина, его чуть больше любили болельщики столичной команды.

– Это был форвард таранного типа, – вспоминал Владимир Курнев. – Если Мустыгин любил, получив мяч, накручивать в штрафной, то Малофеев действовал в силовой манере. Обыграть один в один – это не его. Продавить, смять, сыграть на опережении – вот игра Эдуарда.

Бывшие партнеры говорят о том, что нападающие постоянно между собой соревновались в количестве голов, но при этом никто из них не тянул одеяло на себя. И во время, и уже после карьеры футболисты сохраняли дружеские отношения.

Юрий Погальников, Николай Чергинец, Эдуард Малофеев и Михаил Мустыгин.

Примечательно, что земляки впервые познакомились уже в Минске, но Малофеев уже знал Мустыгина заочно, так как в детстве ходил смотреть матчи «Авангарда» с участием будущего партнера – ЭВМ на пять лет младше друга-одноклубника.

Забивал Яшину

Огорчал футболист и лучшего игрока Европы-1963 Льва Яшина. Причем, случалось это аж трижды: в 1964-м, 1966-м и 1967-м. Однако сам Мустыгин в этом ничего сверхъестественного не видел, пусть в детстве и болел за московское «Динамо» именно благодаря голкиперу.

– Ощущения после мяча в ворота Яшина? Никаких эмоций. Он такой же вратарь, как и все, – говорил нападающий.

Не попал на серебряный ЧЕ из-за травмы колена

Победив осенью 1963 года Италию в 1/8 финала (континентальный турнир с участием 29 команд тогда проводился по системе плей-офф с лета 1962-го по лето 1964-го – в одной стране проводилась лишь финальная часть соревнований, где участвовали четыре страны), через пару месяцев советская сборная отправилась на подготовку в Мексику, где проводила матчи с местными командами. В выездном составе был и Мустыгин, по уверениям очевидцев, забивший в том турне самый красивый гол.

– Мексиканцы страстно болеют за свою команду. Выигрывая 1:0, они были уверены в победе и отмечали её громогласным скандированием «Раз! Два! Три! — Мехико: Ра-ра-ра!!!» Но Михаил Мустыгин перевел их восторги на себя. Он забил редчайший по красоте гол. С космической скоростью, прямо-таки метеором, промчался от центра поля с мячом в ногах, обведя пятерых противников, и сильным ударом послал его в сетку мимо выбежавшего вратаря, – вспоминал в своей книге Андрей Старостин.

Но на финальный турнир, который проходил в Испании, нападающий так и не попал: незадолго до этого получил травму колена и не стал ее замалчивать перед главным тренером сборной Константином Бесковым. Советская команда в «финале четырех» сперва обыграла Данию (3:0), но в финале уступила хозяевам турнира (1:2) и взяла серебряные медали первенства.

Позже в сборной не удалось закрепиться из-за проблем с сердцем.

– Раньше не было такого прибора. Поэтому и играл. А потом, назло мне, появился :). Ну, и Бесков говорит: «Миша, у тебя ЭКГ плохая. Играй-ка ты лучше в Минске», – рассказывал сам Мустыгин. В 1967-м прибор появился и в Минске, после чего начались у игрока проблемы и с допуском к играм за «Динамо» – за официальным разрешением приходилось ездить к московским врачам. Именно по этой причине награды лучшего бомбардира чемпионата-1967 могло и не быть.

Первый тренер Пунтуса, Гуриновича и Криушенко

Карьеру футболиста Мустыгин закончил после сезона-1968, когда ему еще не исполнилось и 32 лет. Форвард остался в футболе, начав работать с детьми в минской СДЮШОР №5. Среди воспитанников - несколько знакомых имен: в команде 1960 года рождения у тренера занимались Юрий Пунтус и Игорь Гуринович, а в команде 1964-го - Игорь Криушенко.

Также до ухода на пенсию специалист несколько лет проработал с детьми в столичной школе «Мотор».

В структуре «Динамо» работают сын и внук

Свою жизнь с футболом связали сын и внук Михаила Михайловича, правда, построить игровую карьеру им не удалось, но оба работают в структуре минского «Динамо». Сын, полный тезка отца, какое-то время возглавлял дублирующий состав минчан, сейчас же тандем Мустыгиных тренирует ребят 2007 года рождения динамовской школы.

При этом сам Мустыгин-старший в «Динамо» так и не поработал, говорил, что была обида на клуб, но с чем она была связана, не уточнял.

Перенес инсульт во время дня рождения

Уже на пенсии, в 2017-м году Мустыгин перенес инсульт. Причем случилось это прямо в день его рождения.

– Не хотел говорить, но я год назад инсульт перенес. На собственном дне рождения танцевал, прыгал, все нормально было. А потом – рраз… Ни с того, ни с сего, я даже не понял ничего. Хорошо, жена тут же вызвала скорую. В больнице неделю всего пролежал. Наверное, инсульт не самый серьезный был. Я в этом не очень разбираюсь, – вспоминал позже тренер.

Восстановиться, по его же словам, помог свежий воздух: после выхода на пенсию Мустыгин переехал в деревню Малиновка возле Боровлян, где второй раз женился. Бывший нападающий рассказывал, что из-за первой жены не смог ничего накопить за время своей карьеры, хотя получал в советские времена по 500 рублей в месяц.

– Из-за жены все. До сих пор не понимаю, куда она девала деньги. Моментально тратила. Поэтому и развелся. С Марией на пенсии скопил больше, чем за годы футбольной карьеры, – делился Мустыгин.

Не считает Глеба лучшим игроком страны в истории

В нескольких своих интервью упоминал Мустыгин одного из лучших футболистов в истории Беларуси Александра Глеба. Но сам Мустыгин полузащитника не ставил выше остальных, больше выделяя еще одного бывшего динамовца Александра Прокопенко (с ним он на поле не пересекался). Считал того на голову сильнее экс-игрока «Арсенала» и «Барселоны».

– Глеб мастер передачи делать. Да, тоже техничен, даже очень. Но от него нет угрозы чужим воротам. А Саша Прокопенко в иные сезоны больше нападающих забивал. В чемпионатах Союза за «Динамо» под 100 голов. Цифра? – сказал Мустыгин.

Были и куда более резкие высказывания.

– Глеб? Считаю, что его фигура сильно преувеличена и раздута в средствах массовой информации. Да, игрок талантлив, но за последние пять лет он не сделал ничего для серьезного прогресса белорусского футбола. Глеб показал себя во всей красе лишь в недавних матчах Лиги чемпионов, и все. Где он был все эти годы, когда нужен был сборной в своей лучшей форме? – вопрошал бронзовый призер чемпионата СССР.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты