Tribuna/Футбол/Блоги/mid-блок/Травмы в белорусском футболе: как получают, лечатся и возвращаются?

Травмы в белорусском футболе: как получают, лечатся и возвращаются?

Совместная статья с доктором «Торпедо-БЕЛАЗ»

Блог — mid-блок
Автор — Step11k
14 февраля 2020, 21:29
1
Травмы в белорусском футболе: как получают, лечатся и возвращаются?

Все знают, насколько футбол травмоопасный вид спорта: игроки во время матча или тренировки имеют высокий риск получить повреждения разной тяжести, начиная от ушиба и заканчивая перелом конечностей или сотрясением головного мозга из-за контактной игры. Не исключены и смерти на футбольном поле, но, к счастью, такие случаи единичны. Тем не менее, люди, не находящиеся внутри футбола, не осведомлены о том, что происходит с получившим травму спортсменом: как он узнает о ней, чем она вызвана, как проходит восстановление и возвращение в командную работу. В этой статье, написанной совместно с врачом «Торпедо-БЕЛАЗ» Владимиром Пиреевым, мы попытаемся разобрать основные вопросы, связанные с повреждением.

Влияет ли покрытие поля на риск получения травмы?

«American Soccer Analysis» провел исследование травм, полученных на разных покрытиях (искусственных и натуральных) и пришёл к выводу, что вид поля не влияет на риск получения повреждения – и там, и там шансы примерно равны. Другой вопрос, о каких травмах мы говорим. Если брать в расчет хронические (Хроническая травма – это повреждение, возникающее в результате многократных и постоянных неинтенсивных воздействий одного и того же травмирующего фактора), то вид газона, безусловно, имеет значение. За счёт большей нагрузки на опорно-двигательный аппарат и снижения амортизации увеличивается шанс получения перенапряжения мышц (гипертонуса), остеохондропатий и т.п.

Важен вопрос и смены поля: в чемпионате Беларуси не все футбольные клубы тренируются и играют на одинаковых покрытиях. По рекомендациям медицинского штаба некоторые футболисты могут пропускать гостевые матчи с клубами, у которых покрытие отличается от того, на котором тренируется и играет команда дома. Это делается для того, чтобы избежать повреждений, ведь организм футболиста привыкает к специфике определенного поля и быстро перестроиться бывает проблематично.

Не стоит забывать и про состояния полей. И натуральная поляна может больше навредить футболисту, чем искусственная (говорим про футболиста, которые привык играть на натуральном), если она ненадлежащего качества. Именно поэтому то же американское исследование не стоит прямо переносить на наш чемпионат: искусственные поля очень отличаются между собой, везде разные требования к подложке поля, типу травы и типу крошки. Это серьезные вещи, которые нежелательно игнорировать. Например, если поле будет слишком мягким, то гораздо проще на нём получить повреждение голеностопного сустава и т.п.

Игрок получил травму во время матча. Что дальше?

Всё зависит от типа повреждения. Если оно несерьезное (ушибы), то замена не производится, а основные процедуры проводятся после игры. Есть тип травм, которые врач видит со скамейки запасных, где ему нужно обязательно находиться на протяжении всего матча, чтобы следить за состоянием игроков. Например, если у футболиста изменился бег, он подхрамывает, либо после столкновения подвернул голеностопный сустав, спортсмен просит главного судью остановить игру для оказания медицинской помощи. Доктор более детально осматривает футболиста на кромке поля и даёт тренерскому штабу оперативную информацию о том, сможет ли футболист продолжить матч или нет. В этой ситуации у доктора на принятие решения очень мало времени, так как команда играет в меньшинстве.

Случаются и черепно-мозговые травмы, например, после удара в голову. Даже если игрок говорит о готовности продолжать матч, последнее слово всегда остаётся за врачом команды, который решает, стоит ли заменять футболиста. Иногда бывает, что после такого удара футболист теряет сознание. Такое произошло с вратарем «Торпедо-БЕЛАЗ» Алексеем Козловым, который получил удар коленом в голову в первенстве дублирующих составов против «Ислочи». В той ситуации нужна была экстренная помощь медицинского персонала. Но даже в такой ситуации врач команды не имеет права фокусировать внимание только на одном игроке, поэтому после оказания экстренной помощи Алексей Козлов был передан дежурившей на всех матчах бригаде скорой медицинской помощи и доставлен в стационар для уточнения диагноза и дальнейшего лечения. Около десяти дней вратарь провел в отделении нейрохирургии, а дальше проходил реабилитацию на базе санатория в Могилеве. Получил допуск, начал тренироваться и отправился вместе с командой на сборы в Турцию. Кстати, именно из-за этого повреждения Алексей предсезонку проводит в узнаваемом защитном шлеме.

Алексей Козлов в защитном шлеме

Но это случай-исключение. Рассмотрим основные этапы процедур после получения повреждения на примере надрыва мышц – это очень популярная травма. Ситуация: футболист выполнял рывковую работу и почувствовал боль или щелчок в задней поверхности бедра и не может дальше продолжать движение в таком темпе. Опытные, профессиональные футболисты, которые знакомы с особенностями своего тела, сразу сигнализируют о дискомфорте и просят произвести замену.

Первая помощь в такой ситуации – прикладывание льда к поврежденному участку тела. Футболист должен получить состояние покоя, а врач - следить за игровым процессом. Дальнейший осмотр и оказание помощи, как правило, проходит после игры, когда доктор даёт оценку состоянию всех игроков команды. Если диагноз у травмированных устанавливается на месте, то назначаются определенные лечебные процедуры. Если травма требует уточнения диагноза, применяют УЗИ-диагностику, МРТ. Как правило, надрыв – это 3-4 недели до тренировок в основной группе.

Какие требования к игрокам во время восстановления?

Понятно, что почти каждое повреждение требует индивидуального подхода, но есть определенный комплекс требований к игрокам для восстановления:

  • Холодовые ванны. Игрок около 5-7 минут должен находиться в воде с температурой 10-12 градусов по Цельсию. К этому подходят постепенно, потому что не все привыкли к таким температурам, а провести столько времени достаточно тяжело.
  • Питание. В первые тридцать минут после тяжелых нагрузок принимаются углеводы, белки. Рассчитывается как 1,2 грамма на килограмм массы тела.
  • Восполнение потерь жидкости. После тяжелых, интенсивных нагрузок должно выпиваться 1,5-2 литра воды, потому что футболист теряет такой же объем жидкости. Если нагрузка длится дольше 1,5 часа (тренировка, матч), то это специальные спортивные напитки (растворы, с содержанием углеводов, солей и т.д.). Если это тренировка менее указанного времени или восстановление после травм, то достаточно обычной питьевой воды.
  • СОН. Обычный, но очень важный компонент в практике спортсмена. Сон должен быть не менее 8-9 часов в сутки + 1 час днём.
  • Заминка. Бег трусцой или велотренажер на низком пульсе. Это относится к восстановлению после тренировок или матчей, так как для определенных типов травм подбирается своя программа интеграции в беговой процесс.

Как происходит восстановление после травм?

1) На примере надрыва задней поверхности бедра.

Актуальная для футболистов травма из-за обилия рывковой работы. Например, Михаил Афанасьев, полузащитник «Торпедо-БЕЛАЗ», в недавнем матче с польской «Термаликой» получил именно такое повреждение и вернулся со сборов в Беларусь для прохождения курса лечения и реабилитации. Вот, что ожидает Михаила и всех игроков с такой травмой:

Сначала от трех до семи дней футболист находится полностью без нагрузки. Назначаются физиотерапевтические процедуры, ультразвук, токи – всё то, чем располагает клуб.

Первый этап реабилитации включает в себя узкоспециализированную работу в зале – это общий этап для всех типов травм. Выполняются упражнения на стабилизацию, укрепление передней поверхности бедра, так как при надрыве задней поверхности причины ищут именно там. Возможно, четырехглавая мышца выключена из работы или задействована не полностью.

Второй этап реабилитации – около недели футболист занимается в тренажерном зале, а также выполняет беговую работу на коротких отрезках с разной интенсивностью пульса. Начинают с маленького темпа и на протяжении всей работы постепенно его увеличивают.

На третьей-четвертой неделе – третий этап - даются более длительные беговые отрезки, подводящие к тренировкам. Например, фартлек - это чередование ускорений и спокойного, медленного бега трусцой. Есть его разные вариации, когда за определенный отрезок времени нужно пробежать в трех пульсовых зонах (к примеру, до 140, 160 и 180).

2) На примере разрыва передней крестообразной связки.

Эта травма намного серьезнее и требует большего времени для восстановления. Сначала проводится пластика ПКС (передней крестообразной связки). Во время первого этапа, который длится до четырех недель, идет защита заживления вшитого графта, уменьшение отека и воспаления, достижение полного разгибания и постепенное увеличение силы четырехглавой мышцы бедра.

Второй этап длится от четырех до шестнадцати недель и в это время идет восстановление ходьбы, увеличение силы нижней конечности, нервно-мышечного контроля и планированная подготовка к бегу.

Дальше, от шестнадцати недель до шести месяцев, продолжение увеличения мышечной силы и выносливости, возврат к программе беговой нагрузки.

И во время заключительной фазы, четвертой, от шести до девяти месяцев, должен быть нормализован бег, проводиться упражнения на ловкость и координацию, а также долгожданная подготовка к возращению в спорт.

Главным критерием для всех этапов является отсутствие боли при выполнении упражнений. Нельзя форсировать восстановление, как и нельзя затягивать – футболист должен быстрее вернуться к общим тренировкам и набрать оптимальную форму. Задача реабилитологов, которые занимаются с футболистом на начальных этапах восстановления, докторов и тренеров по физ. подготовке, подхватывающих футболистов на дальнейших и занимающихся уже с мячом и в серьезных беговых упражнениях, является поиск золотой середины в темпе возвращении игрока.

Если травма связана с верхней частью тела, то восстановление может протекать быстрее: после операции или определенных процедур игрок носит на поврежденной конечности специальный бандаж из полимера, разрешенный правилами ФИФА и УЕФА. С ним футболист может принимать участие в матчах и тренировках. Но это полевые игроки. С травмами рук у вратарей намного тяжелее: почти всегда это индивидуальная работа, реабилитация.

Если игрок подвержен определенному типу травм, то что должен предпринять мед.штаб?

В практике главного доктора «Торпедо-БЕЛАЗ» Андрея Ясюкевича есть ортопедический осмотр каждого игрока перед подписанием контракта. В этот осмотр входят определенные упражнения, которые дают оценку работе опорно-двигательного аппарата футболиста, его скелета, мышц, суставов. Как правило, этот ортопедический тест даёт доктору полные данные о проблемах новичка.

Есть тесты на определение вероятности травмы голеностопного сустава или, например, разрыва крестообразных связок. На основании данных доктора дают рекомендации футболисту по профилактике этих травм, устанавливаются определенные упражнения.

Такие тесты с внесением данных о каждом футболисте теперь практикуются для дублирующего состава и групп лицензирования.

Авторы: Владимир Пиреев, Степан Вайтехович.

Другие посты блога

Все посты