Tribuna/Футбол/Блоги/Football never ends/Экс-игрок «Крумкачоў» прощается с клубом и объясняет всем, в том числе хейтерам, чем был уникален проект

Экс-игрок «Крумкачоў» прощается с клубом и объясняет всем, в том числе хейтерам, чем был уникален проект

Ностальгический текст о «Крумкачах» и не только.

Блог — Football never ends
21 марта 2018, 12:00
33
Экс-игрок «Крумкачоў» прощается с клубом и объясняет всем, в том числе хейтерам, чем был уникален проект

Когда я узнал о вердикте АБФФ в отношение «Крумкачоў», очень захотелось что-то написать о клубе, как-то попрощаться. Но в то же время из-за огромного количества гневных комментариев и негативных реакций по отношению к команде мне не очень хотелось быть очередным человеком, которого обольют грязью. Я нашёл в себе силы, и вы увидите этот текст и, надеюсь, не будете слишком уж критичны как ко мне, так и к моему спичу про «воронов». Многие «особые» любители клуба называют его «Каркачи», «Сморкачи», «Кирпичи». Есть много интересных и даже выдающихся интерпретаций.

Я начну издалека, чтобы рассказать о том, как белорусский футбол менялся на протяжении 20 последних лет. И хочу сказать, что сама игра (её уровень) практически не изменилась. Были взрывные интересные годы, были переходы на разные схемы проведения чемпионата, были отличные победы БАТЭ в еврокубках. Но сам уровень чемпионата и его инфраструктура практически не меняются. А если говорить о какой-то публичности или узнаваемости игроков, то это иногда даже вызывало смех. Ты профессиональный футболист и публичная личность, но только в пределах стадиона. Вышел с арены – и тебя уже никто не узнает. Ну, кроме людей, интересующихся белорусским футболом и твоих знакомых. Человек пять.

Ещё совсем недавно не у всех был интернет, а если и был, то очень медленный. Об активности в социальных сетях речи вообще не шло. В стране было всего две газеты, которые мы затирали до дыр перед тренировками: «Прессбол» и «Всё о футболе». ВСЁ. Вся информация о мире и о нашем чемпионате умещалась на страницах этих изданий. Интервью? Мне кажется, интервью брали только у тренеров по праздникам и очень редко у звёзд чемпионата. Поэтому мы брали интервью друг у друга с вымышленным микрофоном на вытянутой руке.

Хотя надо признать, что когда я был игроком МТЗ-РИПО, у нас была пресс-атташе. И даже подобие сайта, где размещалось видео голов и фото с матчей. На играх были «программки» с историями о жизни игроков. И вообще идеи в МТЗ-РИПО были интересные, и руководство клуба действительно пыталось что-то придумать. Мы – футболисты – посещали школы в футбольных майках и приглашали детей на игры, которые они могли посетить совершенно бесплатно. Просто ходили по кабинетам и рассказывали о том, как здорово играть в футбол. Надеялись, что у детей загорятся глаза, и они приведут папу и маму на стадион, потому как иначе детки на игру попасть не могут. Так и было! На матчи приходило много семейных пар с детьми. Но только это был искусственный интерес. Родители не могли отказать детям, и им приходилось идти на игру «красно-белых».

Правда, команда действительно оправдывала визиты людей на стадион. Олег Страханович, Глеб Junior, Артём Концевой, Денис Сащеко и Александр Сулима были на пике своих карьер и показывали потрясающую игру. Плюс ко всему мальчишкам предлагали заниматься в детской спортивной школе совершенно бесплатно, и клуб таким образом убивал двух зайцев: зритель на трибуне и набор малышей в школу. Руководство команды думало о развитии во всех направлениях, не только в футболе. Брэнд, имидж и узнаваемость! Всё, что сегодня называется PublicRelations.

Скорее всего, в начале 2000-х общественность и сам белорусский футбол не были к этому готовы. Вскоре у клуба закончились деньги. Он стал называться «Партизан». Маркетинговый отдел исчез, а вместе с ним и вся остальная активность. Очень жаль, что эти инновации и попытки что-то изменить ничему другие команды не научили. Возможно, им стало казаться, что если не удалось воплотить в жизнь новый проект с такими большими деньгами, то с маленькими деньгами или вообще без них ничего стоящего создать  не получится. Вот и осталось всё как есть, без каких-либо изменений на долгие годы.

Дальше в моей жизни не было команд такого калибра. Были «Белшина», «Гранит», СКВИЧ, «Берёза-2010». В этих клубах не было никакой активности и работы с болельщиками. Это было просто никому не нужно. Вся активность ограничивалась нарезками видеофрагментов с матчей. Если честно, там я не чувствовал себя футболистом, не чувствовал себя профессиональным спортсменом. В этих клубах не было ощущения, что ты кому-то нужен кроме людей, которые работают в клубе и еще парочке сотен болельщиков. Признаюсь, в моей жизни был период, когда попросту было стыдно говорить людям, что я футболист. Своей будущей жене про футбол я сказал на четвертом свидании, потому что стеснялся признаться, кто я по «профессии».

А потом появились они.

Играя в команде «Берёза-2010», я всё чаще стал слышать о коллективе из второй лиги. По слухам три фаната минского «Динамо» сидели за столом и придумали необычное название для команды, а потом решили заявиться в минорную лигу. Сюжет интригующий. При этом удивительно было ощущать, что к этим ребятам есть интерес. Притом, что команда играет даже не в первой лиге. Видимо, что-то громкое «эти фанаты минского «Динамо» задумали уже тогда.

«Крумкачы» вышли в первую лигу, а в тот момент я как раз искал работу. Можно сказать, напросился в команду через капитана Александра Скшинецкого. Все-таки не хотелось резко заканчивать с профессиональным футболом. Признаться, было страшно в один момент все оборвать. Денис Шунто меня не знал, поэтому пришлось доказывать свою состоятельность на поле. Доказал! 100 рублей зарплата. 150 рублей премиальные. Поехали играть! Правда, вопрос денег был не важен. Я знал, что стал частью очень интересного проекта и просто хотел насладиться игрой. Когда пришёл Олег Дулуб, началась сказка во всех отношениях. Наш тренировочный процесс был, как в «Барселоне». Да и играли мы, как «Барселона», только белорусская. И из первой лиги. Играли и наслаждались.

Тем более ребята, которые работали над имиджем команды, были настоящими волшебниками. Речь о Максиме Паршуто, Алексее Важнике, Юле Скшинецкой, Ане Занкович, Евгение Саковском и других энтузиастах. Вот где можно было почувствовать, что я профессиональный футболист. Люди начали мне писать, звонить и спрашивать: «Что это за «Крумкачы» такие?» У нас стали брать интервью после матчей, придумывать различные проекты с нашим участием. Короче, делать всё, чтобы игроки почувствовали себя большими и важными. Но ведь если посмотреть на деле, то ты совсем маленький и неинтересный, и тебя никто не знает, но в той прекрасной семье мы были большими и сильными. Были настоящей командой!

После первого круга я решил завершить карьеру, потому что все-таки пришло для этого время. Я ни о чём не жалею, потому что оставался рядом с командой всё это время. Я переживал с «Крумкачамі» все взлеты и падения. Выход в высшую лигу был прекрасен! После матча я подбежал к Олегу Анатольевичу и сказал: «Вы это сделали!» Он улыбнулся и ответил: «Миша, мы это сделали! Ты тоже в этом участвовал!»

Два года в высшей лиге! Вы просто вдумайтесь! Они продержались ДВА года! Без поддержки государства! Сами! Не хочется копаться в мусоре и говорить о негативе. Его и так очень много. Хочется говорить о том, что «Крумкачы» за такой маленький период действительно сотворили историю. Победы над БАТЭ, минским «Динамо», «Шахтёром» были как гром среди ясного неба. Эта команда влюбила в себя огромное количества людей. Причём людей не из мира спорта, которых просто привлек проект! «Крумкачы» доказали, что нет ничего невозможного для людей по-настоящему влюблённых в своё дело. Энтузиазм, вера в свои силы и смелые идеи – вот ключ к успеху. И «Крумкачы» указали на слабые места в белорусском футболе, которые можно и нужно менять в лучшую сторону. И этот опыт «воронов», я уверен, поможет сделать нашу любимую игру еще более красивой и привлекательной!

Я решился на эту статью не для того, чтобы искать виновных в сложившейся ситуации. Мне не всё равно, но я ничего не смогу изменить. Решение принято, и место «воронов» займёт минское «Торпедо». В 2006 году болельщики «Торпедо» чувствовали те же эмоции, которые испытывают сейчас болельщики «Крумкачоў»: печаль, злобу, опустошение. Я испытываю эти эмоции уже второй раз. В 2011 году не стало «Партизана», которому я отдал восемь лет своей жизни, где оставил часть своего сердца. Тогда клуб исчез из-за отсутствия финансирования. И даже попытки верных болельщиков спасти не помогли. И да, жизненный цикл « Крумкачоў» был короче, но ситуация очень похожа с тем, что происходило с «Партизаном». За такое короткое время люди полюбили «воронов» чисто и искренне и тоже пытались помочь, но не судьба.

«Крумкачы» исчезнут, но жизнь продолжится! Осталось только понять, за кого переживать в чемпионате-2018. И ждать, когда «Денис Шунто» пойдёт на второй заход, и через 10 лет возродит  из пепла «Каркачей».

Лучшее в блогах
Больше интересных постов