Tribuna/Футбол/Блоги/«Порою блажь великая»/Где деньги, ребята? Как Беларуси избавиться от допинга

Где деньги, ребята? Как Беларуси избавиться от допинга

Один радикальный рецепт.

27 июля 2016, 23:45
24
Где деньги, ребята? Как Беларуси избавиться от допинга

Один радикальный рецепт.

Я перестал понимать, что происходит и вообще кто есть кто в спорте. Олимпиады заканчиваются, а допинг-пробы атлетов хранятся еще на протяжении восьми лет. Вскрываются, перепроверяются, кто попадается – тех лишают олимпийских наград и наказывают. И без разницы, что человек после выиграл, например, что-то еще. И вот поди разберись. Бывший олимпийский призер, но действующий чемпион мира, который, по сути, на чемпионате мира не должен был выступать, ведь на допинге он попался во второй раз и его, согласно правилам, необходимо дисквалифицировать пожизненно, но его просто отстранили и чего-то ждут. Просто мрак. История спорта переписывается в каком-то судорожном режиме. Чуть ли не каждый день появляются новые призеры топ-турниров, которые от передвижений в протоколе постфактум не могут толком рассчитывать ни на почет, ни на вознаграждение, потому что кто об этом помнит – о том, что было восемь лет назад.

Если в некоторых странах нечистого на руку спортсмена на несколько месяцев могут и за решетку определить, то мы своих не бросаем

Антидопинговые службы не хотят сражаться по-честному, сражаться здесь и сейчас. Они выбили себе преимущество и на всю катушку его используют. Выглядит это как бессмысленная месть обманутых вадовцев, но если мы против допинга, то с чего бы нам быть против? Мы против только потому, что под ударом чересчур часто оказываются наши спортсмены? Это неприятно, но давайте представим, что на допинге сгорел китайский силач Йонг Лю, и его пекинское золото перекочевало к Андрею Рыбакову – будем ли мы горевать?

На мой вкус, в такой ситуации мы как регулярно страдающая сторона можем жаждать одного: чтобы пробы хранились не 8 лет, как сейчас, а, например, все сто лет. Нам-то хуже не будет, но вдруг наука придумает такие методы обнаружения запрещенных препаратов, что вздрогнут и Китай, и Европа, и США. И тогда можно будет требовать назад награды не с усопших чемпионов, но с их детей и внуков. Хотя, не исключено, это все напраслина, а спортсмены из топ-сборных обходятся без грязных стимуляторов. Ну, тогда от них точно не убудет.

Мы не заводим речи о том, чтобы истребовать с таких спортсменов все деньги, квартиры и прочие блага, полученные, по сути, незаконным путем. Хотя почему бы и нет?

Впрочем, давайте поговорим о живых, о тех, кто благодаря спорту зарабатывает/зарабатывал себе на жизнь, причем зарабатывает/зарабатывал очень неплохо. Сейчас с помощью WADA помимо своего желания мы нет-нет да узнаем, что эти заработки были не всегда честными. Ведь любое применение допинга – это мошенничество, давайте называть вещи своими именами. И встает вопрос: что делать? Мошенничество в обычной жизни прописано в уголовном кодексе. Но в спорте ситуация более деликатная, особенно в нашем спорте.

Если в некоторых странах нечистого на руку спортсмена на несколько месяцев могут и за решетку определить, то мы своих не бросаем. Наоборот. Кого прижучили допинг-службы – те жертвы, им нужна поддержка. И вообще, многие белорусы и еще больше россиян (если судить по комментариям) убеждены, что запрещенные препараты применяют все, а нас, белорусов и еще больше россиян, ловят из-за какой-то непонятной ненависти Запада к Востоку. Поэтому у нас нет никаких претензий к нашим спортсменам-мошенникам, мы не смотрим на них с презрением, мы не стыдим их за ложную радость, а просто жалеем.

Вот и получается, что есть государства, которые поддерживают диктаторские режимы, а есть государства, которые поддерживают применение допинга

И уж тем более мы не заводим речи о том, чтобы истребовать с таких спортсменов все деньги, квартиры и прочие блага, полученные, по сути, незаконным путем. Хотя почему бы и нет? Ведь за мошенничество, согласно уголовному кодексу, могут и имущество конфисковать.

В нашей стране в качестве обманутого почти всегда выступает белорусское государство. Оно – главный рекламодатель отечественного спорта. Почему именно рекламодатель? Александр Лукашенко не раз подчеркивал, что успехи спортсменов делают для страны куда больше, нежели усилия дипломатов. Наши успешные спортсмены в глазах Лукашенко – это самоходные красно-зеленые билборды, которые «откручивают» рекламу то на одной арене, то на другой. Но, как видите, у подобной практики есть обратная сторона. Реклама может после пары манипуляций на анализаторе в антидопинговой лаборатории превратиться в антирекламу. И, наверное, очень неприятно осознавать, что на твои деньги тебя же дурачили, а в итоге еще и репутацию испортили на весь свет. Как говорит олимпийский чемпион Владимир Парфенович по этому поводу, «здесь мы прославились на полную катушку».

Вот и получается, что есть государства, которые поддерживают диктаторские режимы в других странах. Есть государства, которые поддерживают низкие цены на нефть. А есть государства, которые поддерживают применение допинга. Последнее – это про Беларусь? Очень похоже.

Недавно стало известно, что за карьеру, закончившуюся позорным образом, Михневич наоткладывал что-то около полумиллиона долларов

Мы отчетливо слышим возмущение белорусских чиновников, когда наших спортсменов, как в случае с гребцами, притесняют. Но что мы слышим, когда наших спортсменов ловят за руку? Где брал допинг Тихон, кто ему помогал в этом деле, есть ли вина тренера, врача? Какое вообще было проведено расследование? А что слышно по Михневичу? Впрочем, молчание чиновников объяснимо. Они – зависимые от спортсменов люди, точнее, зависимые люди от результатов спортсменов. Без медалей больших премий не получишь – это факт.

В пикантных ситуациях залетных атлетов, как правило, убирают с глаз подальше и еще работу дают. Штангист Олещук открыто признавался, что, выходя на тяжелоатлетический помост, принимал допинг, но при этом спокойно работал (возможно, до сих пор работает) на спортобщество «Динамо». Там же пережидал невзгоды Тихон. Ничего себе образцы для подражания. И никто у них ни разу не спросил в стиле Александра Козулина образца президентской кампании-2006: «Где деньги, ребята?»

Как бы спортсмены ни жаловались, но государство тратит на спорт очень прилично. Взять для примера того же Михневича. Он дважды попадался на допинге. Второе употребление вскрылось только в 2013 году – через восемь лет после того, как была сдана положительная проба. За это время толкатель ядра успел стать бронзовым призером Олимпиады в Пекине, получить за это 30 тысяч долларов призовых и еще президентскую стипендию как приятный бонус. Недавно стало известно, что за карьеру, закончившуюся таким позорным образом, легкоатлет наоткладывал что-то около полумиллиона долларов.

Сейчас Михневич пытается выбить деньги из Япринцевых, но ведь и государство может захотеть выбить те же самые деньги из Михневича, верно? Или в чем я ошибаюсь? По сути, все бюджетные вложения в Михневича на выходе обернулись репутационными издержками для того, кто платил. Можете спросить у Тихона, как относятся к тем, кто себя запятнал. И можете посмотреть на то, что творится вокруг России. Это то, к чему бы не хотелось однажды прийти, тем более за счет налогоплательщиков.

Руководство страны и спортивной отрасли наслаждается победами здесь и сейчас и плевать хотело на то, что будет потом

Спортсмены хотят выиграть и, судя по всему, не меньше хотят заработать. Некоторые рискуют, прибегая к помощи допинга. Наше государство вполне может остановить лотерею под названием «попался/пронесло». Достаточно один раз потребовать со спортсмена нечестно заработанное обратно. Нечестно заработанную квартиру, нечестно полученную премию, нечестно начисленные стипендии и зарплаты, нечестно выписанные командировочные и еще немножко сверху за сам факт мошенничества. Но нет. Таких прецедентов мы не видим. Руководство страны и спортивной отрасли наслаждается победами здесь и сейчас и плевать хотело на то, что будет потом. Тем более знаете, что будет потом? Новые чемпионы – то ли фейковые, то ли настоящие.

Государство – посредственный рекламодатель, оно сосредоточено на краткосрочных эффектах. Если бы дело обстояло иначе, в Беларуси давно не только бы взыскивали деньги в бюджет со спортивных мошенников (речь не только про атлетов), но и применяли к ним более жесткие санкции. Однако об уголовной ответственности за употребление допинга вода в ступе толчется уже несколько лет, но дело все никак не перейдет в законодательную плоскость. Хотя, казалось бы, чистота спорта – это редкий случай, где на самом деле можно жесточайше.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты