Tribuna/Прочие/Блоги/«Порою блажь великая»/Филипенко и Стасевич вроде как за «Жыве Беларусь!», а идут к Головатому в «Шахтер». Это, конечно, мощный парадокс

Филипенко и Стасевич вроде как за «Жыве Беларусь!», а идут к Головатому в «Шахтер». Это, конечно, мощный парадокс

Олег Горунович объясняет, в чем его суть.

24 декабря 2020, 11:36
20
Филипенко и Стасевич вроде как за «Жыве Беларусь!», а идут к Головатому в «Шахтер». Это, конечно, мощный парадокс

Олег Горунович объясняет, в чем его суть.

Вот честно, плевать на то, что БАТЭ и «Шахтер» – прямые и принципиальные конкуренты по чемпионату, но переход Егора Филипенко и Игоря Стасевича из Борисова в Солигорск мне все равно не нравится. Пахнет здесь если не двуличием, то как минимум беспринципностью, хотя ребята вроде хорошие. И тоски от этого еще больше.

Конечно, борисовских болельщиков ранит решение футболистов в преломлении на борьбу за чемпионство. «Шахтер» становится еще сильнее, БАТЭ еще слабее. С горя вспоминаешь про верность клубу, эмблеме, цветам, но все эти высокие идеалы остались где-то в прошлом как воспоминание о золотых благородных временах. Фраза о том, что футбол – это бизнес, порядком заезжена, но как есть. И когда парочка из БАТЭ отправляется в поисках денег на новое место, принципиально в этом большой проблемы не вижу, но меня смущает место, которое они выбрали.

Сейчас все идет к тому, что деньги существенно выше среднего по чемпионату смогут предлагать только два клуба – минское «Динамо» и «Шахтер». И крайне важный вопрос, уместно ли эти деньги брать. Ведь оба проекта отношение к футбольному бизнесу имеют весьма отдаленное. Если говорить проще, это соцпроекты, которые почему-то намерены жить на широкую ногу. «Динамо», принадлежащее спортобществу МВД «Динамо», зависит от воли Мингорисполкома. «Шахтер» – команда «Беларуськалия», босс которого того и гляди угодит под санкции Евросоюза.

И вот мы подобрались к щепетильным моментам.

Вроде как Стасевич и Филипенко с народом. Первый, хоть и отмалчивался, выставил на аукцион футболку, чтобы поддержать Фонд спортивной солидарности. Тот самый фонд, который ратует за новые честные выборы и прекращение репрессий. Поступок вполне однозначный.

Филипенко так и вовсе нравится лозунг «Жыве Берарусь!». Услышав его как раз в Солигорске, защитник был весьма доволен. Еще раньше он вместе с другими белорусскими футболистами снялся в видео (Стасевич предпочитает семейные фотосессии), чтобы подчеркнуть: «Мы за правду, справедливость и свободу».

Возможно, ребята не в курсе, что думает по всем этим вопросам господин Головатый, их новый работодатель? Ну что же, могу рассказать. Иван Иванович на публике словами не бросается, но по его поведению все и так понятно.

Вскоре после выборов гендиректор «Беларуськалия» вышел на площадь к разъяренным шахтерам и имел там довольно бледный вид. Обязательно посмотрите это видео «Онлайнера», у вас наверняка побегут мурашки от воспоминаний – сколько гнева и боли у людей. И все это никуда не делось, хоть и запрятано где-то в душе.

Кому смотреть недосуг, перескажу самые интересные моменты. У Головатого спросили, согласен ли он с тем, что в Солигорске силовики проявляли немотивированную жестокость – он согласился. У Головатого спросили, считает ли он честными объявленные результаты выборов – и тут руководитель попытался съехать, за что подвергся жестокому улюлюканью. Шахтеры ему прямо на месте показали, за кого они голосовали. Почти вся площадь подняла руки под фамилию Тихановская, единицы – под фамилию Лукашенко. Люди собирались бастовать.

Однако совсем не убедительный на площади Головатый оказался прекрасен в кабинетной борьбе. На кого-то надавили, кому-то дали премию, кому-то пригрозили увольнением, кого-то уволили. Забастовка была выведена за рамки закона. Протестный порыв шахтеров Головатому удалось сбить.

Игорь и Егор, этого менеджера вы будете радовать своими победами. Он будет жать вам руку, чтобы поздравить или просто поздороваться.

Мы понимаем, почему футболистов тянет в Солигорск – огромные деньги, которые даже за границей приличному белорусу сложно получить, абсолютно неадекватные, не соответствующие моменту в стране. Где еще в нашем футболе за месяц можно срубить 20-25 тысяч долларов? Только в «Шахтере». В прошлом сезоне столько начисляли Кендышу, Бодулу и некоторым другим. Вряд ли Филипенко со Стасевичем пришли на сильно меньшие оклады. Причем соглашения им предлагают двухлетние, что особо ценно для исполнителей за 30. За пару сезонов набегает больше полумиллиона долларов на брата, и это без бонусов – класс, правда?

Однако некоторые предложения лучше не обсуждать. Их лучше даже не получать и не слышать. Отказаться сложно, и я даже представляю нелепость такого разговора в семье. «Дорогая, «Шахтер» предложил двадцатку в месяц, но собирай дочку, летим в Казахстан, там то очень жарко, то очень холодно, новое незнакомое место и вообще непонятно, как пойдет, да и платят меньше и, бывает, нерегулярно». – «Решено, летим!» Сказать такое может только безумец. Или честный перед собой белорус.

В БАТЭ – а БАТЭ есть бизнес, в отличие от «Шахтера», хоть и прогорающий уже, но все же настоящий футбольный бизнес, а вот переход в Солигорск не бизнес, а, на мой вкус, жадность – так вот в БАТЭ они играли не за фантики. И я уверен, что по меркам Беларуси и Филипенко, и Стасевичу платили будь здоров. И обещали платить в сезоне-2021 вполне прилично (опять же, на фоне других профессий). В Солигорске, конечно, дают больше, возможно, в разы больше, но уверены ли игроки, что отработают свои контракты до конца? И как они будут себя чувствовать, когда страну в начале следующего года экономический кризис таки прихватит всерьез? Может, они будут жаловаться вместе со всеми? Если контракт еще не заключен, надо настойчиво попросить о привязке зарплаты к доллару или хотя бы российскому рублю, чтобы совсем уж ничего не потерять.

Еще одна любопытная деталь для футболистов. Считается, что шахтеры в Беларуси зарабатывают много – в среднем больше двух тысяч рублей по предприятию. Для футбола не фонтан, для обычных трудяг – вполне. Варианты получше найти очень сложно. И представляете, обычные трудяги рискуют этим доходом! У них кредиты, беременные жены, желание сгонять на отдых даже не на Мальдивы, а хотя бы в Турцию раз в пару лет, а они берут и уходят в стачку. Больше ста сотрудников «Беларуськалия» присоединились к стачке, потому что они тоже за честные выборы, они тоже «Жыве Беларусь!», как и Егор (точно) с Игорем (предположительно). И знаете что? Больше половины из них уволены, остальных такая участь ждет в ближайшее время. Не в курсе, сам ли Головатый принимает такие решения или грех на душу берут его подчиненные, но с чисто человеческой точки зрения это жестоко и мерзко.

Норвежская компания Yara, один из ключевых клиентов «Беларуськалия», получает дома много критики за сотрудничество с предприятием, где нарушаются права рабочих. Да, в Норвегии рабочий может забастовать, требуя честных выборов и соблюдения прав, и ему за это ничего не будет. В Беларуси это – повод для увольнения. Кто с такими правилами согласен, добро пожаловать на «Беларуськалий» и связанные с ним структуры. Подпись в обращении спортсменов за Лукашенко, возможно, станет основанием для дополнительных бонусов. Новобранцы, на всякий случай имейте в виду.

К слову, для Филипенко со Стасевичем у меня все же есть хорошая новость. У нас в офисе «Трибуны» лежит кусок калийной соли – странный подарок Никиты Мелкозерова после одной из поездок в шахту.

Хорошая новость заключается в том, что калийная соль действительно не пахнет.

Другие посты блога

Все посты