Tribuna/Баскетбол/Блоги/«Порою блажь великая»/Привычка прибедняться. Почему даже в Беларуси управленцы топ-клубов должны зарабатывать много

Привычка прибедняться. Почему даже в Беларуси управленцы топ-клубов должны зарабатывать много

Олег Горунович – о том, нормально ли это, когда руководители клубов получают меньше игроков, и почему 17 миллионов Владимира Бережкова в «Динамо» вызывают удивление.

14 апреля 2014, 16:00
63
Привычка прибедняться. Почему даже в Беларуси управленцы топ-клубов должны зарабатывать много

Олег Горунович – о том, нормально ли это, когда руководители клубов получают меньше игроков, и почему 17 миллионов Владимира Бережкова в «Динамо» вызывают удивление.

Ни на одной работе мне не платили семь тысяч долларов в месяц. Наверное, это целая куча денег, особенно если получка в рублях. Хороший такой доход, который не снился большинству белорусов. У Михаила Маевского, бывшего генерального директора гандбольного «Динамо», такая зарплата была, если данные газеты «Прессбол» верны.

Менеджерский оклад в 71 миллион рублей вызвал нешуточный резонанс. Позиция большинства – ну ни фига себе! С такими деньгами и на свободе. Честные граждане столько не зарабатывают. Короче, сплошной культурологический шок. Страна балансирует на грани «по пятьсот», а тут аж семь тысяч.

Это благодатная тема для споров – сколько должен зарабатывать топ-менеджер спортивного клуба в Беларуси. Такого клуба, который успешен в национальном чемпионате. Который участвует в групповом раунде Лиги чемпионов. И не просто участвует, а замахивается на выход в плей-офф. Конечно, «Динамо» немного обломалось на международной арене в этом сезоне, но и соперники были вполне себе, не беднее. И тренер сменился, что нельзя не учитывать. В общем, в Минске была гандбольная команда европейского уровня. И вот вопрос: сколько должен получать человек, стоящий во главе такой структуры?

Структуры, где были собраны непростые ребята. Мастеровитые, с солидными зарплатами. У некоторых – в районе 10 тысяч у.е.. Возможно, не совсем оправданные деньги, но таковы реалии: легионеры с именем за просто так в постсоветские страны не едут. Динамовцев-белорусов в разряд нуждающихся тоже занести было трудно. И генеральный директор, «зараза», получал семь тысяч долларов в месяц. Это оправданно? Как по мне – да.

Это нормальное вознаграждение для главы амбициозного клуба, даже если мы живем в Беларуси. Зарплата трех средних программистов у руководителя высокого уровня – что в этом странного? Почему гендиректор, отвечающий за большой проект, должен зарабатывать чуть ли не меньше всех, кто в проекте участвует? Конечно, можно было спорить, насколько Маевский соответствовал такому жалованью как профессионал. Отрабатывал ли он его в полной мере. Был ли эффективен на всю сумму. Но ведь никто упреков по сути в адрес гендира не озвучивал. Просто зарплата на слух многим показалась большой.

По моим ощущениям, в Беларуси спортивных функционеров воспринимают как чиновников, хотя это не очень-то правильно, учитывая специфику спорта (например, то, что клубы участвуют в международных турнирах, где есть определенные стандарты). Функционеров ведь тоже согласуют то в райисполкомах, то облисполкомах, а то и на самом верху. И требования к ним такие же, как к обычным чиновникам.

В частности, в Беларуси среди чиновничества чуть ли не силком введена мода на показную аскетичность. Смотришь на зарплаты наших бюрократов – и умиляешься. Вот губернатор Шапиро, когда работал в Гродненской области, говорил, что его замы вместе взятые получают меньше, чем тренер «Немана» Солодовников. Говорил с упреком тренеру, но скорее – это упрек госсистеме: почему люди, занимающие ответственные посты, имеют такое низкое жалованье? Это что, повод для гордости? Недавно прошли выборы в Советы депутатов. У подавляющего числа выдвиженцев – как правило, это люди, обличенные властью, – зарплата в районе тысячи долларов. Примерно столько зарабатывают строители и работники на шиномонтажах. И спортивные управленцы, значит, не должны получать больше.

В восприятии большинства как-то повелось, что люди, так или иначе связанные с бюджетной сферой (а спорт у нас, как практически и все в стране, на этой сфере плотно завязан), обязательно должны быть бессребрениками. Служителями идеи. Им непозволительно отрываться от народа вне зависимости от того, какой объем работы проделывают и какие вопросы решают.

И при этом наши чиновники ездят на хороших авто, которые их зарплатам не соответствуют. Некоторые, особо возвышенные, умудряются строить коттеджи в Дроздах, хотя их расчетники и близко не предполагают наличие хоромов. То есть очевидно определенное лицемерие, которое культивируется государством. И лицемерить приходится в угоду простому народу, чтобы он не волновался и верил в неблагодарность госслужбы. А еще приходится бороться с коррупцией, и до победы над ней так же далеко, как и в 1994 году.

Наверняка можно найти человека, который согласится работать гендиром или генмеджером в спортивном клубе и за пару миллионов рублей. Он будет приходить в офис к 9 и уходить в 18. Возможно, и позже. Будет даже стараться, демонстрировать рвение. Но это точно будет не профи. Потому что профи, помимо всего прочего, знает еще одну вещь – сколько платят за такой же труд у соседей и в Европе. Он знает, сколько получают люди, управляющие клубами, перед которыми стоят цели в еврокубках или в Континентальной хоккейной лиге, например. И он будет стараться получить эти деньги так или иначе.

Последнее назначение в хоккейном «Динамо» впечатляет не только по объему взваленных задач на одного человека (свежеиспеченный генменеджер отвечает за формирование трех команд, подбирает для этих команд наставников, курирует подготовку детских тренеров, контролирует учебный процесс). Еще больше оно впечатляет официально заявленной зарплатой, за которую Владимир Бережков впрягся в динамовский воз, – 17 миллионов рублей в месяц. То есть меньше двух тысяч долларов. Кажется, это самый разносторонний и при этом самый недорогой управленец в лиге. Сын Бережкова, делающий телепроекты для КХЛ-ТВ, наверняка зарабатывает больше. Что уже говорить о хоккеистах лиги, минималка для которых закреплена на уровне 140 тысяч долларов за сезон. Эти деньги зарабатывают ребята из третьих-четвертых звеньев, порой не проводящие на льду и пяти минут за матч. А их босс за сезон получит 20 тысяч с хвостиком – не смешно ли? Оклад Матушкина, в свое время в порядке осуждения обнародованный самим Бережковым (200 тысяч у.е. в год без учета бонусов и премий), выглядит куда более адекватным должности. Хоккей, особенно в формате Континентальной лиги, чертовски дорогая штуковина. Коль есть желание экономить – не стоит в нее даже лезть.

На новой работе Владимиру Петровичу наверняка потребуется прикупить парочку костюмов – не коментерновских за миллион рублей, а таких, чтобы с коллегами из России было не стыдно встретиться. Несколько пар обуви (не «Марко» и «Белвест») тоже не помешают. Как и другие обновления в гардеробе. Это я говорю не с каким-то ерничаньем, а просто вот думаю, что Бережкову на обновки придется потратить пару-тройку месячных зарплат. Возможно, даже брать кредит или лезть в семейный НЗ. Или в клубе подкинут денег на представительские расходы? Любопытно и то, какими глазами человек, не зарабатывающий двух тысяч в месяц, будет смотреть на игрока, запрашивающего за тот же временной отрезок раз в 30-40 больше. Уж вряд ли с хорошо скрываемой симпатией.

Достойно платить тем, кто отвечает за большие деньги, нормальная мировая практика. Чтобы не пилили и не кормились. Не верите – погуглите. В НХЛ директоры клубов в среднем получают в районе полутора миллионов долларов за сезон. У многих игроков заработки повыше будут, но и у директоров доход отнюдь не на уровне энхаэловской минималки. У нас – не НХЛ? Так ведь и про полтора миллиона никто не говорит.

Установить большую зарплату, конечно, – не самоцель. Это планка, которую работодатель определяет как для наемного работника, так и для себя. Все-таки в Беларуси выкидывать семь тысяч долларов в месяц на содержание сотрудника и не иметь с этого никакого профита, может позволить себе только очень богатый дурак. Плюс хороший оклад способствует интернационализации рынка труда и позволяет искать людей не только у себя дома.

Это все не к тому, чтобы увеличить Бережкову зарплату. Если он действительно готов тащить хоккейный воз за 17 млн., можно только порадоваться, что в нашей стране есть такие подвижники. Однако если однажды все-таки выяснится, что динамовский генменеджер зарабатывает больше, не шпуляйте в него камнями. Все-таки человек взялся за реформирование взрывоопасного проекта, а такую ответственность непросто измерить деньгами.

Фото: Анастасия Жильцова

Другие посты блога

Все посты