Tribuna/Футбол/Блоги/Heavy bald/Сергей Новиков: «Пока не знаю, чем займусь на пенсии. Но точно перестану смотреть чемпионат Беларуси»

Сергей Новиков: «Пока не знаю, чем займусь на пенсии. Но точно перестану смотреть чемпионат Беларуси»

Главный журналист отечественного спорта шерит мудрость.

Блог — Heavy bald
21 сентября 2015, 23:36
92
Сергей Новиков: «Пока не знаю, чем займусь на пенсии. Но точно перестану смотреть чемпионат Беларуси»

Главный журналист отечественного спорта шерит мудрость. 

Индульгенция, баррикады

– Сборная, еврокубки. Присутствует ощущение апокалипсиса.

– Ощущение апокалипсиса… У меня его нет. Апокалипсис – это крушение всего. Ухудшение по всем параметрам. А происходящее у нас я бы назвал стагнацией. Стагнацией и в жизни, и в футболе.

Сейчас наш футбол вырулил на прямое отражение стиля жизни страны. А страна уже второй десяток лет находится в стадии стагнации. Во всех смыслах. В экономическом, общественном, прочих. Рано или поздно футбол, если его действительно воспринимать как, пошло говорят, отражение жизни, все-таки должен эту жизнь отразить. Что-то подобное сейчас и происходит. Вроде у нас все хорошо. Вон два клуба играют в групповых раундах лучших турниров. Нет особых поводов посыпать голову пеплом. Но жить-то скучно. Вроде сидим мы с тобой, любуемся красотами и пейзажами, вокруг все хорошо и чисто, приезжим все нравится. Но жизни нет. Или есть, но скучная.

– Стагнация в общественном смысле – это что?

– Тебе рассказать простые вещи о том, как в развитом обществе должны функционировать социальные институты, строиться взаимоотношения ветвей власти? Ты дурака включил? Или хочешь услышать лекцию по обществоведению с либеральных позиций? :)

– Нет, просто считаю, что простые истины как можно чаще надо повторять.

– Понимаешь, сейчас Беларусь живет в моменте, который в абсолютном большинстве сопредельных и не только стран вызвал бы пожар дискуссий, обмен мнениями, обострение креативных идей, столкновения, споры на базе предвыборной платформы. Посмотри, что у нас происходит в этом смысле?.. Не происходит ровным счетом ничего.

– Что вам не нравится в современной Беларуси?

– Мне не нравится, что этой страной управляют троечники. Я-то учился по пятибалльной системе. И большинство в наших школах, как правило, формировали троечники. Такая серая масса людей, которые немного хотят и в силу этого не на многое способны, которые готовы мириться с минимумом, для которых главное, чтобы вокруг не происходило потрясений и революций, ну, и которые по этой причине заражены вирусом какого-то приспособленчества, лицемерия, мимикрии к окружающей среде и бесконфликтности. Так что сейчас мы живем в стране, где у власти стоят троечники. Они задают тон всему. Экономике, общественному мнению, информационной политике, искусству и культуре. Ну, и спорту.

В принципе, я жалею, что лучшие годы моей жизни прошли в такой вот окружающей среде. Уже, наверное, можно заворачивать на какое-то подведение итогов. И да, нужно признать такое печальное обстоятельство. Это время хотелось провести в гораздо более интересной обстановке и, соответственно, сделать гораздо больше интересного. И сейчас у меня есть страстное желание, чтобы все поменялось. Чтобы мои дочь и внучка, которой пошел уже пятый месяц, дождались другой обстановки. Чтобы эта обстановка возникла именно в нашей стране, а не какой-то другой.

– И как к ней прийти?

– А никак – надо верить и ждать. Понимаешь, каждый по-разному отвечает на вопрос о переменах. Кто-то выходит на площадь, обливает себя бензином и сгорает в этом пламени. Его выбор. Он герой. Кто-то лезет на баррикады, с которых не слазит вот уже 20 лет, и зовет туда других. В чем-то успешно, в чем-то безуспешно. Правда, если за 20 лет на баррикадах ты ничего не выиграл, наверное, ты плохой баррикадчик.

Ну, а кто-то придерживается теории малых дел. Считает нужным при наличии возможности говорить с людьми на нормальном языке, внедрять в их головы умные мысли, ориентировать их на умные мысли других, подсказывать им, что полезно узнать, прочитать, увидеть, чтобы стать лучше. Это долгий путь. Но это наиболее фундаментальный путь накопления критической массы интеллекта, который рано или поздно начинает доминировать над миром троечников и диктовать ему свой приоритет. В принципе, вот так можно дождаться перемен.

Еще можно устроить внутреннюю эмиграцию. Жить в своем внутреннем мире, читать свои книжки, смотреть свое кино, думать свои мысли, писать свои стихи. И ни с кем этим не делиться.

– И что на выходе?

– Мир с самим собой.

– Но нам, журналистам, общество необходимо.

– Нам с тобой жить проще. В том смысле, что достаточно хорошо делать свое дело. Это уже будет какой-то индульгенцией за прожитые годы. Потому как спортивная журналистика – благодатная стезя в отличие от других сегментов нашей сферы. В спортивной журналистике меньше всего надо подстраиваться, не надо вступать в противоречие с самим собой и при наличии хотя бы минимальной душевной твердости можно писать то, что ты думаешь, что считаешь нужным и правильным.

И если люди тебя слушают, если они при этом становятся лучше, все хорошо. В притяжении к спорту ты можешь говорить обо всем: и о политике, и об искусстве, и о морали, и о героизме, и о трусости, и о добре, и о зле. Тут очень много пространства для маневра. И это прямой контакт с людьми. Иногда ты чувствуешь, что находишь созвучие с окружающим миром. Хотя это происходит не всегда.

– Вам за что-нибудь стыдно в плане профессии?

– Если только за какие-то неудачно написанные тексты или неудачно проведенные эфиры на телевидении. За допущенные ошибки. Какие-то озвученные сгоряча глупости или неточности. В принципе, такой стыд всегда присутствует. Допустим, проводишь Лигу чемпионов на телевидении и едешь домой на метро. От «Московской» до «Института культуры». Пока едешь ночной электричкой, восстанавливаешь в голове канву своего эфира. Когда добираешься домой, уже знаешь все плюхи, которые наделал. Абсолютно понимаешь, где ошибся фактически, где оговорился, где заговорил гол. Поэтому критические замечания, которые идут вдогонку от коллег, зрителей, интернет-комментаторов, не обладают эффектом новизны.

А в глобальном смысле стыда я не испытываю. Честно тебе скажу, если бы было что-то такое, то на душе бы свербело. А так… Я задумался и не могу вспомнить чего-то фундаментального.

Не навреди, рожон

– «Теория малых дел» – это от Владимира Бережкова.

– Он любит эту фразу. Мы как-то вместе пришли к подобному обозначению. Оно понравилось и Володе, и мне.

– Наверное, стоит поговорить о ситуации Бережкова.

– Наверное, нет. Понимаешь, для тебя этот вопрос обязателен как отработка темы. Если ты его не задашь сегодня Новикову, твои люди не поймут. А для меня это разговор о судьбе моего друга. Причем в ситуации, когда любое сказанное слово с гораздо большей долей вероятности ему навредит, чем поможет. Давай не будем ее усугублять из врачебного «не навреди».

– Отсутствие широкой кампании по поддержке Бережкова на страницах «Прессбола» – это результат озвученного вами «не навреди»?

– Дело в том, что и нами, и не нами предпринимались попытки острой реакции в общественном поле. И все эти попытки привели только к усугублению ситуации. Люди, в окружение которых попал Володя, стали более усердными, ретивыми и въедливыми. Ну, и стали еще больше не торопиться. Им некуда спешить.

– С Бережковым много в чем можно не соглашаться, но перед расставанием с «Прессболом» он позаботился о газете, в частности, подписав контракт с АБФФ. Отношения с федерацией вас как-то ограничивают?

– Меня – нет. Это оговаривалось отдельным пунктом при составлении контракта. Более того – я совершенно сознательно вышел из числа акционеров «Прессбола» при оформлении сделки. Чтобы исключить вообще все факторы влияния на себя. И никакого влияния теперь я действительно не испытываю.

– То есть акции вы продали?

– Не важно. Давай еще раз обозначим, что я вышел из числа акционеров. И я не сверяюсь ни с кем из федерации, когда пишу что-то в ее адрес. Если я и думаю о реакции, то только в плане улучшения общей ситуации.

– Я слышал историю, как вы собирались мочить федерацию. Но после задумались, написали смс Бережкову и получили ответ, что лучше этого не делать.

– Это не история, это клевета :). Во-первых, с какого рожна я буду отправлять Бережкову смс-ки, если могу ему позвонить? А во-вторых, за 20 с лишних лет сотрудничества с Бережковым в «Прессболе» я никогда не спрашивал у него разрешения по поводу того, как и о чем мне писать. Да, иногда считал нужным показать Володе (как редактору) свои тексты перед версткой: «Петрович, почитай». Он читал, кряхтел, был чем-то недоволен, но ни разу не сказал: «Мы это не даем! Это надо переписать!» Единственное, мог заметить: «Слово у тебя тут неточно подобрано. Давай заменим». Чисто стилистическая правка. Все. А что там и кто говорил про влияние на Новикова…

Я даже сейчас больше забочусь не о себе, а о нашем новом главном редакторе Сереже Кайко. Ему противостоять давлению трудно. Он еще тело не нагулял. Опыта и авторитета пока не имеет. И если Кайко поступает очередной звонок от Сергея Вагаршаковича, ему приходится гораздо труднее, чем приходилось Бережкову.

– А такие звонки регулярно поступают?

– Я не веду график подобных звонков. Но я знаю, что Кайко и Сафарьян общаются как представители партнерских организаций. Правда, что касается редакционной политики, я не вижу никаких диктаторских проявлений со стороны федерации. Работники АБФФ порой обращаются с просьбами отработать что-то имиджево выгодное им. Но никаких навязывания настроений, диктовки тональности и банов нет. 

– Кайко, человеку, любящему работать со своими текстами, сложно на нынешней административной должности?

– А почему ему должно быть сложно? Пойми, акционеры собрались и решили, что главным должен стать именно Кайко. Вариант моего назначения на эту должность тоже обсуждался. Но назначать меня главным редактором «Прессбола» недальновидно. Больше трех лет я все равно не отработаю. Зачем мне впрягаться в это? Как только наступит пенсионный возраст, я завяжу с профессией. Больше никакого письма. Зачем? Дорогу молодым! Каждому отмерен свой срок. Молодых действительно надо развивать. Тем более, что их подтягивание у нас отстает от потребностей времени. Потому решение сделать главным Кайко я считаю верным.

Серега – текстовик элитного уровня. Отлично, когда главный редактор пишет лучше всех работников издания. Это дает ему возможность сформировать авторитет и быть примером. Тем более с назначением Кайко у нашей пионерии появляется понимание, что по газетной иерархии можно довольно быстро взлететь.     

Пассионарность, Карполь

– Какого вы мнения о нынешней федерации?

– Честно говоря, сейчас я мало лезу в этот тематический пласт. Когда работал в формате ежедневных колонок, то цеплялся за все, чтобы не нарушить регулярность. Теперь такой необходимости нет. Поэтому темы, которые не слишком греют, я не трогаю.

Хотя ясно, что этой федерации не хватает какой-то динамики, пассионарности, революционности. Она вроде бы ведет эволюционное развитие футбола и держит себя в этом русле, но не более. Как-то у нас состоялся интересный разговор с Витей Гончаренко. По другому поводу. Но мы вырулили на федерационную тему.

Когда говорили о сборной, я озвучил мысль, что Хацкевичу не хватает положения тренера, который был бы для игроков авторитетом, способным их немножко поддавливать, перед которым было бы стыдно сыграть плохо, который был бы способен повысить голос так, что это воспринималось бы нормально даже по отношению к звездам уровня Глеба. Которого бы, по большому счету, побаивались, как Тихонова, Мироновича и Карполя. Пусть это и люди из других времен.   

Ведь в сборной фактор какого-то материального управления очень приглушен. А фактор управления за счет авторитета очень важен. И когда я сказал об этом применительно к Саше Хацкевичу, Виктор Михайлович очень четко добавил, что ровно того же не хватает и руководителям федерации. Гончаренко провел интересную параллель. Румас не обладает таким количеством качеств, которые есть в БАТЭ у Капского.

В общем, я думаю, что при этом руководстве федерации алгоритм воздействия на сборную в плане ответственности за результат, в плане требовательности, в плане ее общественной весомости не отработан.

– Вы поняли тренера Хацкевича?

– Как можно было понять его за четыре официальных игры? Конечно, нет. Хотя на словах он все понятно объяснил. И отторжения это не вызывало. Хотелось этому подпеть и подыграть, что, в принципе, мы и сделали на всех журналистских уровнях. Хотя так и надо относиться к сборной. Зачем ее полоскать раньше времени? А потом пошло постижение на практике. Этот процесс в разгаре. И с выводами спешить не стоит.

Мне нравится в Хацкевиче то, что, получив несколько плюх, он очень достойно отреагировал. Пока. Он абсолютно адекватен в восприятии нормальной критики. И это его хорошо характеризует и обнадеживает. Он анализирует, фильтрует, сортирует и выбирает, наверное, из звучащих в свой адрес упреков те, к которым действительно нужно прислушаться.        

– Сборная при новом тренере стала лучше или хуже?

– Ее восприятие колеблется в пределах статистической погрешности, как и табличные результаты. Для нашей сборной характерен состав игроков, которые на клубном уровне в своем большинстве не устремлены высоко. Они проживают футбольную жизнь в режиме стагнации. Увы. Уже. Даже те ребята, от которых мы ждали развития, погрязают в усредненности.

В приложении к Брессану и Кривцу мы как-то разговаривали на эту тему с Анатолием Ивановичем Юревичем. Казалось, вот люди, которые уже сейчас должны рвать на себе рубашку за сборную и вести ее за собой, конфликтуя с Глебом за право быть первым номером. Но ребята устроились в жизни. На клубном уровне, грубо говоря, спрятались в нору. Они приезжают в сборную с, естественно, менталитетом жителя норки. И сборная много лет состоит из таких футболистов.

Какой выход из сложившейся ситуации? Он есть. Даже с такой сборной можно добиться всплеска и разового результата, как это было в Латвии и Словении. Правда, там имелась другая обстановка. Там патриотизм был замешан на дрожжах. Футболисты любили страну. Страна любила футболистов. У сборной Латвии Старкова четко просматривалась политика любви к отверженным. Ребята приезжали из «Крыльев Советов», «Рубинов» и «Ростовов» в Ригу, и им говорили: «Да вы что?! Вас там не любят! Вас там не ценят! Только здесь и только мы знаем, какие вы на самом деле! Мы в вас не сомневаемся! Вы выйдете на поле и порвете этих турок!» И на каком-то этапе подобный механизм мотивации хорошо работал. Но для него нужны условия.

Страна должна быть готова. А мы в стагнации. Наверное, искусственно это все-таки можно взрастить. Но в таком случае требуется очень сильная тренерская харизма.

– У Хацкевича ее нет?

– Пока я не вижу, что Хацкевича признали как тренера. Все его нынешние авторитет и любовь – это Хац на поле в форме. А не Хац на скамейке в костюме. Чисто подсознательно. Согласись. Вот, в принципе, и ответ на твой вопрос.

– Но ведь все эти заслуженность и легендарность могут сыграть.

– Но пока не играют. Чтобы стать харизматичным тренером, надо насовершать каких-то поступков. Навыигрывать матчей каких-то. Может быть, должно повезти. Допустим, горим мы кому-то 0:2 и побеждаем 3:2. И желательно не Люксембург. Или Хацкевич публично ругается с кем-то и впоследствии оказывается правым. Харизма – это же выход из общего ряда. Выход из обыденности. Но пока этого нет. И из чего взяться харизме?

– У Хацкевича хорошая перспектива в данном отношении. Вы не боитесь, что его заест наша действительность?

– Ну… Чего мне бояться за Хацкевича? Вообще, «бояться» – плохое слово. И не хватало мне еще бояться за Хацкевича. Он сам хозяин своей судьбы. Если Беларусь съест его, значит, съест. Никто от этого не умрет. Хотя соглашусь с тобой. У него, безусловно, ментальность далеко не троечника. Хацкевич был футболистом уровня намного выше среднего. Его внутренний стержень абсолютно четко ощущался во время игровой карьеры. И человек Саша интересный.

– У этой команды довольно долго была массовая поддержка…

– А почему нет? Хацкевич никого не обижал, не оскорблял, не вступал в противоречия. Зачем отторгать Хацкевича? Единственное, что сейчас может отрицательно влиять на имидж тренера, – игра его футболистов. Вот этот компонент действительно нужно подтягивать. А все остальные условия для успеха у Хацкевича есть. Да, все, кроме футбола. Осталось только, чтобы команда заиграла не на три балла. Как это сделать – вопрос к тренеру. Мы с тобой не можем говорить об этом. Мы с тобой не предназначены для подобных рассказов. Мы предназначены для наблюдения за этим и последующих впечатлений. Вот наш профессиональный интерес.

Телетайп, Довлатов

– Какие у вас планы на пенсию?

– Все удивляются, когда я говорю о выходе на пенсию. Все поражаются: «Как такое может быть?!»

– Ну, а что? Главный спортивный журналист страны покидает профессию.

– И что?..

– Как вы, кстати, относитесь к этому – «главный спортивный журналист»?

– Какой главный? Кто это сказал? Я не задумываюсь над этим. Еще не хватало рассуждать в данном отношении… А пенсия… Столько непрочитанных книг. Столько неувиденных фильмов. Все очень интересно. Тем более через три года внучка станет человеком, которому надо будет раскрывать жизнь, чтобы потом троечницей не росла. Это важнее.

И вообще, у меня перед глазами блистательный пример. Моя жена – уже на пенсии. Она живет просто взахлеб, получая от жизни ежечасное и ежеминутное удовольствие. Я ей по-хорошему завидую. Поэтому мне очень легко подготовиться к пенсии.

– У вас нет момента перенасыщения?

– Ну…

– Смотрите, в 2006-м я впервые услышал на одном из исполкомов обеспокоенность детским футболом. В 2015-м формулировки примерно те же. Меня это бесит.

– Слушай, ну, детский футбол действительно надо развивать постоянно. И говорить об этом нужно постоянно. За счет этого он, собственно, и развивается :).

– Как? У нас была талантливая генерация игроков 86-90 годов рождения. Ребята выросли – и все.

– Не знаю. Должна же быть какая-то синусоида в этом процессе. Но, еще раз, я убежден, что детский футбол развивается. Сто процентов. Вспомни, как тренировались дети десять лет назад. Как бегали, как двигались. Вопрос заключается только в том, насколько наше развитие сопоставимо с развитием в других местах. А так, у меня под окном вместо хоккейной коробки постелили искусственное поле. И каждый день там кипит жизнь с утра до вечера. Играют девчонки, играют мальчишки, играют пузатые дядьки. Проходят занятия какой-то детской школы. Подозреваю, частной. Родители обступают поле. Атмосфера очень семейная. Мне нравится. Так что в этом плане все развивается.

– А в плане чемпионата Беларуси, который является вашей основной рабочей зоной?

– Когда меня спрашивают: «Что ты будешь делать на пенсии?», я отвечаю: «Могу сказать, чего я точно делать не буду. Я точно не буду смотреть чемпионат Беларуси по футболу» :). Честно, сейчас испытываю именно такое настроение. Потому что когда я включаю интернет-трансляции чемпионата Беларуси, у меня совесть не на месте. Сижу и думаю: в этот момент в этом ноутбуке мог быть «Ньюкасл» – «Астон Вилла» или «Кьево» – «Удинезе», а я смотрю «Гранит» – «Слуцк». Это просто тягостное времяпрепровождение. Но надо смотреть. Потому как, ты правильно сказал, это основная рабочая зона, это наша площадка, это нужно… Да, положа руку на сердце, я заставляю себя смотреть чемпионат Беларуси. Это как пойти к станку и начать точить одну и ту же деталь годами.

– А еврокубки?

– Смотрел «Динамо» с «Викторией». Тоже мучился совестью, что в это время играют «Боруссия» и «Краснодар» и я не вижу происходящего. Но суть заключается в следующем: моя профессия все равно сопряжена с любимым занятием и хобби. Противоречие состоит только в необходимости делать то, что не всегда хочется.

– Было в последнее время что-нибудь, сопряженное с белорусским футболом, что доставило вам удовольствие?

– БАТЭ – «Шахтер». Хорошая игра. Честно говоря, я после нее так обнадежился, что подумал, будто и в Леверкузене все будет нормально. А тут на тебе – откат. Все ушло. Хотя к этому я тоже отношусь как ко временному явлению. Предполагать, что БАТЭ исполнит нынешнюю осень так же, как и прошлую… Да так не бывает. Что-то в любом случае изменится. Прямого повторения никогда не происходит. И «Динамо» это тоже касается.

– Насколько справедливо ощущение, что вы подтапливаете за БАТЭ?

– Понимаешь, я вообще не болею за конкретные команды. Как только закончился Советский Союз, так у меня все это и прошло. В первенстве СССР я поддерживал минское «Динамо». После перестал болеть за команды на клубном уровне. Вот несколько минут назад мимо нас прошел Андрюша Разин. За него я всегда болел, где бы он ни играл. Потому что человек мне симпатичен.

БАТЭ – та же история. Я не могу заставить себя болеть за «Динамо». Этой командой владеет человек, чья общественная позиция мне претит. Мне претит его место в обществе. Я не люблю людей, которые таким образом стоят в жизни. Вот и не могу проливать слезы за его детище. А Капский мне симпатичен как человек. При всех его противоречиях. Виталика Родионова я люблю. Он для меня является образцом спортсмена во многих смыслах. Плюс Виктор Михайлович Гончаренко и Леша Бага. И так в каждой команде. В каждой команде есть люди, за которых я болею. Если Саша Седнев сменит «Белшину» на другой клуб, я буду за него болеть. Это же понятные вещи!

В общем, в БАТЭ просто гораздо больше симпатичных мне людей. Когда-то я назвал футбольный Борисов территорией добра в плане общечеловеческих отношений. Потому естественно, что об этой команде мне хочется сказать больше хороших слов.

Но если задаться целью, взять и померить по строчкам объем критики в адрес БАТЭ за звездное десятилетие клуба, то я буду на первом, втором и третьем местах. А уже на четвертом появятся Березинский, Мелкозеров и кто-то еще. Вот и все. Вот так я подтапливаю за БАТЭ, если можно использовать это слово.

– Правильно понимать, что своевременный выход на пенсию – это мера безопасности, нежелание стареть в профессии?

– Правильно. Могу рассказать историю. В 80-е годы я был молодым журналистом и в основном работал на телевидении. Моим кумиром в профессии к удивлению многих являлся Владимир Перетурин. По тем временам очень крутой дядька! Эти все Николаи Озеровы, Яны Спарре – нет, просто начетчики. По колее, по проработанным механизмам. «Советский спорт», «Футбол-Хоккей» раз в неделю и ТАСС с телетайпа. Вот и весь объем информации, звучащей в репортажах.

А Владимир Иванович был продвинутым. Он читал иностранные газеты, какие-то журналы. Он был влюблен в свою работу. Он говорил о вещах, которых никто не знал. Он допускал вещи по тем временам просто революционные. Например, про «Отцов из Суринама». Он чувствовал игру просто потрясающе. Это было восхитительно.

Мы пересекались по работе. Раньше во время тура чемпионата СССР шла перекличка. Модераторы из Москвы, которых было человек восемь, связывали стадионы большой страны. И работу с Перетуриным, если мы совпадали, я считал праздником. Может, какое-то созвучие в стиле речи. Не знаю. Но я улавливал все повороты его мысли на уровне биополя.

В общем, Перетурин был для меня кумиром. И до сих пор Владимир Иванович жив-здоров, до сих пор не уходит из общественного поля. Правда, говорит вещи, от которых волосы становятся дыбом и которые порой просто невозможно понять. Всем ясно, что это человек, который углубился в колодец неудовлетворенных амбиций, какой-то отверженности и невостребованности. Понятно, что он постоянно бурчит, что у него критический взгляд. На него с улыбкой и иронией смотрит молодежь. Его полощут в интернете, как отстой.

И вот с недавних пор я стал задаваться вопросом: «Ты уже в том возрасте, когда на тебя, наверное, смотрят такими же глазами, что и на Перетурина. Возможно, о тебе думают то же самое. И возможно, думают оправданно. Возможно, ты уже в чем-то отстал». Потому мне хочется все время взнуздывать и поддерживать себя на уровне. Даже касаемо тех же гаджетов. Правда, все равно подсознательно я понимаю, что момент старения произойдет.

Может, мне уже и надо было бы уйти… Просто пока закон не велит. А через три года станет. Дай Бог, чтобы за оставшееся мне профессиональное время пенсионный возраст не увеличили. Получается, через три года я, во-первых, поступлю по закону, а во-вторых, освобожу себе время для прекрасной жизни. Для познания мира и всех любопытных вещей, на постижение которых остается все меньше и меньше времени. Так что да, буду постигать и наслаждаться.

А касаемо профессии, так я все время стараюсь смотреть на себя глазами нашей редакционной молодежи. Бывает, прополощешь кого-нибудь, а после думаешь: «Все-таки ты его реально на пользу покритиковал или это уже проявление старческого пердунства? Вымещение каких-то комплексов?» Не знаю… На этот вопрос самому себе не ответишь.

– Что бы вы посоветовали почитать?

– Все хорошие книжки уже давно написаны. Из школьного я бы советовал Чехова и Гоголя. Из тех, кто писал позже, Платонова и Довлатова. А вообще в этом мире есть чудесный человек, которого зовут Дмитрий Быков. Раз в неделю он ведет программу «Один» на «Эхо Москвы». Программа целиком посвящена ориентации в мире литературы. Дайте себе труд ознакомиться. Там столько советов: что читать, как читать, зачем читать. Один раз послушав, чувствуешь себя пигмеем. И возникает желание прямо завтра пойти в книгарню и все там купить. Или как можно быстрее скачать все в интернете и начать жадно читать. Поэтому мне давать советы при наличии такого гиганта, как Быков, – просто заниматься смешными вещами.

– Про Довлатова. «А правда, что все журналисты мечтают написать роман?» – «Нет», – солгал я».

– Писать книги я точно никогда не буду. Это такая глупость.

– Почему?

– Мои коллеги писали книги. Я видел, сколько это труда, сколько нервов, сколько чисто механической и технической работы. Допустим, книга выходит. Ну, да – труд сделан. Какое-то удовлетворение есть. Может быть, есть даже гонорар. Но суть не в этом. Просто какую бы я сейчас книгу ни написал, как бы ее ни издали… Ну, прочитают ее три тысячи человек. Так меня в газете каждый день читает в три раза больше народу! И я пишу относительно быстро, отставая от времени не особо критически. И что, я буду писать о событиях 20-летней давности? Вспоминать, напрягаться, пердеть, ##### [блин], восстанавливая забытые детали? И самое главное – тратить на это уйму собственного времени и собственных сил? Ради чего?! Чтобы все это прочитала аудитория меньше газетной?

Как бы я ни старался, если и превзойду себя «прессболовского» в книге, то в незначительной процентной доле. Ну, буду выпиливать слова аккуратнее. Но все равно не напишу «Преступление и наказание» или «Войну и мир». Если бы я чувствовал себя готовым к таким откровениям, это был бы другой разговор. Но все, что у меня на душе, я могу написать в газете. И доволен этим. Вот и все.        

Фото: личный архив Сергея Новикова, Анастасия Жильцова, Надежда Бужан, Дарья Бурякина, Иван Уральский.

stari.2013
Хороший текст.Про "власть троечников"это в точку.Власти полезно послушать,что о ней думает народ.
Ответить
43
drawer47
Отличное интервью, Новиков все в десятку - и про сборную и про страну и про троечников. Сергею Юрьевичу respect!
Ответить
30
jindos
Хорошая вьюха, а главное человек может позволить себе говорить все, что думает и про Чижа и про ежа...
Ответить
30
valodzka
Весь свой негатив по поводу С.Ю. Новикова, все что было на словах, на письме и прочее беру назад. Крутой дядька. И обошлось же в интервью без "наших палестин", "ничтоже сумняшеся" и т.д.)) может это редактора прессболовские чудят.
Ответить
29
Vitalh
Очень жаль, что уходит целая эпоха с Новиковым, интересное было время в 90-х! По вторникам, четвергам, пятницам шел в киоск покупал прессбол, был самым счастливым человеком, перечитывал несколько раз, иногда вырезал фотки, эхх...И про троечников в точку попал, так оно и есть к сожалению((
Ответить
27
Mnl
ответил на комментарий пользователя Vitalh
Если кто-то читал в метро или тралике свежий, еще не купленный мной, прессбол, аккуратно подкатывал и через плечо читал- настолько ценной и интересной была информация)
Ответить
4
Двинятин Ф.Ф.
Читая это вью, поймал себя на мысли о том, что я наоборот сознательно ушел от просмотра топовых чемпионатов. И вчерашний матч Гомель-Гранит мне понравился. Не по результату конечно. Содержание самой игры было вполне приемлемым для просмотра. Хотя, возможно, чемпионат 2015 года мне интересен тем, что наблюдаешь как растут молодые игроки Гомеля. В прошлом году игра команды вызывала неприязнь и отторжение.
Ответить
17
eye to death
ответил на комментарий пользователя Двинятин Ф.Ф.
Приемлимыми для просмотра были последние 20 минут...
Ответить
0
Двинятин Ф.Ф.
ответил на комментарий пользователя eye to death
Здесь речь была не столько о конкретном матче, сколько о чемпионате в целом. Я и не пытался никого убедить в том, что чемп РБ интереснее АПЛ. )
Ответить
5
perca fluviatilis
По-другому взгянул на него. Спасибо за вью.
Ответить
15
Чемп
Ах...енное интервью. Ставлю Бородатому очередной +
Ответить
13
Sewa
Спасибо за интервью. Расстроило такое твёрдое намерение уйти на пенсию. Очень уважаю Новикова. Классный журналист, настоящий профи.
Ответить
13
Klenovy List
Меня зацепило. Спасибо
Ответить
13
bely_buslik
Рано ему на пенсию, еще может, как он выражается, "пердеть".
Ответить
10
Александр Гой
Чиж и Капский находятся в идентичном положении и занимают одинаковую жизненную позицию в этой стране. Так что за одних болеется, а за других нет по иным причинам СЮНу. Критика БАТЭ от Новикова? В стиле "любовь еще возможна"? Это сожаление и печаль, но не критика. С федераций контракт и она не вмешивается в работу редакции. Но при этом Сафарьян постоянно звонит и Кайко непросто вести разговор :) Новиков глыба и профи, но и он спустился на уровень писателя о футболе и своих оценочных впечатлений от увиденного на поле. При этом да, в обществе нет полемики, нет обсуждения проблем, конструктивной критики и не мене конструктивных предложений. Кому как не журналистам выполнять эту функцию? Кому как не Новикову хотя бы в спортивной сфере создавать ту самую полемику и обсуждение? У вас есть перо и площадка - вполне достаточно для реализации теории малых дел. Или общество и его интересы под нее не подпадают? Только некий личный круг знакомых? А так хорошее интервью, с трезвой оценкой происходящего в стране и спорте.
Ответить
10
Ильдар Касимов
ответил на комментарий пользователя Александр Гой
Кому как не Новикову хотя бы в спортивной сфере создавать ту самую полемику и обсуждение? --------------------------------------------- Вы считаете, что белорусские силовики дадут развернутся площадке для такого обсуждения? На мой взгляд в Белоруссии, как и в России, де-факто есть цензура в СМИ.
Ответить
5
Александр Гой
ответил на комментарий пользователя Ильдар Касимов
Судя по вашему профилю, числу сообщений и оперативности ответа на мой комментарий сомнений в том что силовики не дадут развернутся площадке для обсуждения у меня нет :) Но речь идет сугубо о спорте, который мог бы стать локомотивом изменений в стране. Изменений позитивных и созидающих. Да и у отдельного журналиста уровня Новикова и без площадки места достаточно. В интервью человек говорит о недостатке дискуссий в стране, но сам по сути устранился от этого в той же спортивной сфере. А это то единственное место, где цензура проявляется менее всего.
Ответить
5
Инри
ответил на комментарий пользователя Александр Гой
Мы эти изменения "позитивные и созидающие" по всему миру видим. Вот только как живут хорошо в полутора десятках стран, так и продолжают только там так жить.
Ответить
-1
Показать еще 6
Горыныч
Человек, который всегда интересен.. Но, - мне всегда не нравилась в этом профессиональном журналисте, аналитике, обозревателе - со своим видением, неподражаемым стилем, вспышками прямолинейности, так вот, мне не нравилось и сейчас вызвало неприязнь некая его восточность , двойное дно, недоговорённость. Он никогда не бывает честным до конца, всегда заглядывает вперёд, потому что знает, что правда может быть нелицеприятна для тех, кто ещё может пригодиться в жизни, поэтому: зачем плевать в колодец. Это в нём - не изжитый пережиток совковости, ведь он продукт той эпохи, когда думали одно, говорили другое, делали третье. Конечно, это - мудрость и она простительна, потому что кто в теме - тот всегда поймёт, что эти расшаркивания ножкой необходимая часть,. жизненной философии пожилых людей. Вот и Никита уже перенимает эту мудрость и она его не красит, потому как он относится к другой возрастной категории. Пусть Новиков остаётся Лукой, а ты будь Чацким и Сатиным. Шуми, братец, шуми, без оглядки
Ответить
9
Шурик FCBB
"Да, положа руку на сердце, я заставляю себя смотреть чемпионат Беларуси. Это как пойти к станку и начать точить одну и ту же деталь годами" Попадание в яблочко применительно к нашей сборной.
Ответить
9
ukko
очень толковый мужик. с ним можно в чем то не соглашаться, спорить, но побольше бы нашему обществу троечников, таких отличников.
Ответить
9
Serhio Ramos
Новиков очень крут.
Ответить
7
Денис Иванов
Очень сильно. Во время прочтения старался вникнуть в каждое слово. И про Чижа, и троечников, и детские школы, и унылый наш футбол
Ответить
7
Media-net
Человек с понятийным уровнем мышления пишет о спортсменах большинство из которых застряло на рефлексах. забавно
Ответить
7
Ирина Веремей
Супер. Но слово "шерит" в лиде, лично мне, очень режет глаз.
Ответить
7
PashaMU
Это было крутое вью!!!!
Ответить
6
Open-eyed
Дзякуй за шчырасць.
Ответить
5
andzay27
Надеюсь, СЮН на пенсии будет регулярно появляться на тв в качестве футбольно-гандбольного комментатора или консультанта. Но как-то не хочется думать про пенсию)
Ответить
4
Serhio Ramos
Борода, ты-то чему научился, что почерпнул из общения с легендой? Новиков уйдет - кто знамя подхватит? На тебя одна надёжа. Эдакая связь поколений, Перетурин-Новиков-Мелкозеров.
Ответить
4
Никита Мелкозеров
ответил на комментарий пользователя Serhio Ramos
Научился. Юрич - машина, конечно. Спасибо за высокую оценку, но я не претендую. И свое знамя он пока будет носить сам. Три года все-таки пенсии.
Ответить
1
Vanich
А мне понравилось. Если человек вызывает о себе и об интервью такой разброс мнений, значит, он интересен. Спасибо, Никита, спасибо, Сергей Юрьевич! И работайте ещё долго, на пенсию всегда успеете!
Ответить
4
sandro915
Хороший дядька)
Ответить
4
Ivan Karaitchev
Спасибо за интервью!
Ответить
4
Карик
Жаль...Уйдет Новиков...Останутся Мацкевичи:(
Ответить
3
PapiSafal
Вот может же бородач когда захочет,однозначно плюс.
Ответить
3
chipolino.
Вот только не надо в комментариях прощальных слов. еще целых 3(ТРИ) года мы будем читать его статьи. Ну а потом еще не раз еще кто-нибудь из журналистов поинтересуется его мнением на какое-нибудь событие.
Ответить
3
Denny
Почитал. По прочтении как-то сразу по современной привычке просится "респект и уважуха", "силен и крут" ... но не могу так выразиться. Потому что такие люди как Новиков, на мой взгляд, заслуживают аккуратной уважительности в обращении ... даже в комментариях. Поэтому, мои слова благодарности Вам, Сергей Юрьевич! За Ваш незабываемый и очень узнаваемый тембр голоса из ящика, за один из лучших комментариев спортивных событий на БТ и высокий профессионализм в этих комментариях (а не бла-бла, набор статистики из и-нета и прочий словесный понос с кучей ляпов), за жизненную позицию, житейскую мудрость и понимание современных реалий нашего спорта и общества в целом... да и просто спасибо! Мое почтение и творческого долголетия Вам!
Ответить
2
maxpavl83
Здоровья и долголетия Вам, Сергей Юрьевич!
Ответить
2
gfv1
С.Новиков - глыба спорт. журналситики РБ пожалуй наверно единственный чье мнение уважают почти все и к-й может сказать правду о сборной о дмн и батэ после его гандобольных репотражей нынешний комментеж татура на бт-5 вызывает тока жалость вью годное - но имхо бывали и по круче у Никиты пессимизм как-то придавливает время для вью наверно не очень удачное - ВПБ посадили а он его друг Уверен что С.Новиков не будет пенсионером - может не так регулярно но будет нас радовать заметками ибо скучно на пенсии - денег чтобы кататься по странам он не накопил да и накатался поди ж ты по всему миру зы шЕрить - ну это жаргонизм имхо ИТ-ки (сам такой) на жаргоне говорят шАрить, шАра хотя слово шарить имеет и другой контекст из дества : понимать
Ответить
1
aliosha_by
с Новиковым всегда интересно. А ведь столько еще тем незатронутых осталось. Никита, ждем вторую часть)
Ответить
1
jo-d
Зачем этот выпендреж с "шерит мудрость"? А интервью отличное.
Ответить
1
azziriz
очень смело, очень, совсем не по белорусски, достойно уважения, только вот как-то неожиданно смело, раньше он себе такого не позволял, а сейчас вдруг.....неспроста.
Ответить
1
vawkalak
«Они приезжают в сборную с, естественно, менталитетом жителя норки. И сборная много лет состоит из таких футболистов.» - воот оно:) истинное лицо наших сборников, лучше не скажешь:)
Ответить
1
Tuptik
Хорошее интервью. Приятно видеть человека с твердой гражданской позицией, которую он может адекватно аргументировать.
Ответить
1
rubon174
Скорее даже не троечники а двоечники
Ответить
1
witaut
Начиная с первого ответа, много ошибок в тексте. Перечитывайте пожалуйста, перед публикацией. А так по сути хорошее интервью.
Ответить
1
Алексей Чехсвский
ребята дайте нам в Молдову ваших троечников и забирайте себе наших отличников тогда научитесь ценить то.что имеете
Ответить
0
xsight
Согласен во многом, но только не на счёт Озерова!
Ответить
0
Phantom of Opera
прочитав вью, решил зарегиться на Вашей Трибуне, чтоб плюс поставить) хотя читаю тут материалы уже года 2 как)
Ответить
0
lapikoff2010
Троечники и председатели колхозов. С самого верха до низа. Касаемо стагнации футбола как и общества в целом это ещё мягко сказано. Боюсь на кухнях это выражают более понятными но не литературными словами.
Ответить
0
Saluton2
ну вот. Надеялся разговор с умным человеком почитать. А тут обычный журналист - балабол с раздутым самомнением.
Ответить
0
Alimaudgik
адекватность этого интервью просто зашкаливает ))) отличные ответы.
Ответить
0
fktrctq
Пол жизни за "Галуза бярэ"!
Ответить
0
fktrctq
Обозвал президента троечником. Совсем Новиков страх потерял.
Ответить
0
viles421
Умный, интеллигентный, порядочный, профессионал. Да, он прав. В этой стране только на пенсию...
Ответить
0
Денис Егоров
С удовольствием почитал бы книгу Юрича)
Ответить
0
Prof
Оказалось, у Новикова не такая уж и скучная жизнь, напрасно жаловался.
Ответить
0
Показать еще 92

Другие посты блога

Александр Хацкевич: «Настроение Глеба, который говорит, что нам трындец в новом цикле, меня не устраивает»
15 октября, 22:49
75
Ярослав Романчук: «Любая сборная Беларуси может остаться в прошлом. Будем выступать под другими флагами»
8 октября, 23:15
29
Филип Младенович: «Игра с «Гранитом» для нас важнее матча с «Ромой»
30 сентября, 04:19
28
Александар Евтич: «Я уже разговариваю на русском лучше Младеновича. Мы с ребятами поставили на нем крест»
23 сентября, 11:20
17
Сергей Новиков: «Пока не знаю, чем займусь на пенсии. Но точно перестану смотреть чемпионат Беларуси»
21 сентября, 23:36
92
Вадим Галыгин: «Белорусам надо больше ценить и оберегать себя. И меньше трындеть»
16 сентября, 22:37
56
Лявон Вольскі: «У нас толькі адна сапраўдная зорка. А Домрачава толькі крышачку паззяла пры ёй»
15 сентября, 11:29
89
Александр Мартынович: «Самый техничный защитник сборной? Плюс-минус мы все приличные топоры»
4 сентября, 23:58
10
«Корнила оставил без газа всю Самару». Тренировка самой водостойкой команды мира
3 сентября, 17:35
27
Сергей Веремко: «Предложу грекам Ковалевича. Таких подкатов они в жизни не видели»
31 августа, 11:12
24
Ненад Адамович: «Только Бечирай знает, как заставить Корзуна молчать»
28 августа, 23:13
19
«Не считайте наши деньги, я сам их еще не посчитал». БАТЭ вернулся из Белграда
27 августа, 13:40
37
«Пенальти? Бейте сами, а то мне потом назад долго бежать». Как я играл в футбол с Хацкевичем
24 августа, 23:07
26
«Mamma mia, тут по-любому родился терминатор». Младенович на заводе БАТЭ
23 августа, 14:40
49
Чудеса с элементами членовредительства. О БАТЭ, Чернике и фарте
19 августа, 00:42
10
Екатерина Кибальчич: «Белорусы более обидчивые, чем русские. Они будут искать, на что обидеться, – и найдут»
17 августа, 09:15
157
«У всех нас лишний вес. И только у Федоровича накопленный опыт». Повар БАТЭ – о своей кухне
13 августа, 22:31
33
Яков Залевский: «Когда-то «Минск» побеждал БАТЭ, а Капский жалел, что Шеряков играет не у него»
22 июля, 19:56
7
Дмитрий Молош: «Если кричит Капский, шансы еще есть. Если кричит Чиж, это почти вердикт»
18 июля, 15:07
31
Артем Концевой: «Тренер просто прикрыл свою задницу игроками»
17 июля, 23:50
105
Все посты