Tribuna/Футбол/Блоги/Моя Ислочь/Сергей Мельников: «У директора в работе больше околофутбола, нежели футбола, в хорошем смысле этого слова»

Сергей Мельников: «У директора в работе больше околофутбола, нежели футбола, в хорошем смысле этого слова»

Большое интервью с человеком, который руководит футбольным клубом и увлекается восточными единоборствами.

Блог — Моя Ислочь
30 августа 2017, 10:07
1
Сергей Мельников: «У директора в работе больше околофутбола, нежели футбола, в хорошем смысле этого слова»

Большое интервью с человеком, который руководит футбольным клубом и увлекается восточными единоборствами.

С 2015 года Мельников является директором «Ислочи» и достаточно быстро адаптировался в футбольном коллективе. В клубе Сергея Николаевича уважают, но несмотря на свою должность, он активный пользователь социальных сетей и в любой момент умеет разрядить атмосферу в офисе хорошей шуткой. Наш разговор мы решили начать о его хобби, которое, на первый взгляд, может вызвать улыбку.

– Это восточные вьетнамские единоборства, стиль Нят-нам. Начал увлекаться ими уже давным-давно, а причина проста и банальна – это существовавшая на тот момент дедовщина в общежитии. В 1987 году я поступил в Борисовский политехникум по специальности «Инженерная геодезия». Так называемый прессинг старших курсов над младшими (улыбается). Чтобы уметь постоять за себя, необходимо иметь не только желание, но и умение. Я стал заниматься у тех ребят, которые служили в армии, а также у своего однокурсника Андрея Стребкова. Как оказалось, у него был коричневый пояс по каратэ. Тогда я впервые увидел, как машут руками и ногами, ставят блоки и быстро этим «заболел». После этого стал заниматься, мы прятались по подвалам, комнатам, так как в то время еще существовал запрет на каратэ.

В 1990 году по распределению попал в Минск на работу в Институт инженерных изысканий (БелГИИз). Честно, ходил по городу в поисках каких-то объявлений, так как в то время интернет еще не был так развит, а мобильные телефоны были только у бизнесменов. Как-то возвращался к себе в общежитие и, проходя мимо одного училища, увидел объявление, что идет прием на вьетнамские единоборства Нят-нам. Мне было все равно чем заниматься, это уже было второстепенно. Тогда как раз была перестройка, к нам стали приезжать настоящие мастера-азиаты. Мы могли не только по каким-то фильмам изучать, а непосредственно заниматься у самих представителей данного вида единоборств. С тех пор все и началось. Первоначально это было непривычно, не похоже на каратэ. Мне понравилось, что они стали объяснять, что есть реальный бой, а есть спортивные элементы, разные вертушки, Ван Даммы на шпагате. Настоящее мастерство выглядит иначе.

Проработав в Минске до 1993 года, я вернулся домой, в Столбцы, и некоторое время сидел без занятий. Стал искать зал, чтобы продолжить практику. Мне объяснили, что никто не будет выделять его для моих тренировок. Только в том случае, если наберу группу и буду их тренировать, тогда смогут выделить зал. Честно, ранее себя не рассматривал, как тренера по данным единоборствам, ведь я никогда никого не тренировал. Пришлось идти на эти условия. Я набрал первую группу в Столбцах и проводил занятия с разными перерывами до 2006 года.

Кому-то нравилось, кому-то не очень. Люди в спорт приходят по своему желанию. Даже футбол или тот же бокс многие оставляют, так как не смогли себя в нем найти. Скажу, что некоторые были благодарны. Когда проводил занятия в Столбцах, я работал инженером по охране труда в районной больнице. На различных собраниях пропагандировал эти занятия, а родители, которые были врачами, спокойно отдавали детей на единоборства. Мне не нужно было дополнительно контролировать, так как сами родители, наблюдая дома за своими детьми, отмечали, что они стали здоровее, энергичнее, подвижнее. Уроки дисциплины, получаемые на этих занятиях, тоже хорошо на них влияли.

Ведь что самое главное, что мы должны сочетать? Когда мы тренируем, мы должны воспитывать детей, а воспитывая их, мы должны тренировать. Думаю, это задача любого спортсмена и тренера. Потому что, помимо передачи технических аспектов, должна присутствовать педагогика.

С 2006 года я стал работать в Городейском сахарном комбинате и уже там продолжил свои занятия по единоборствам. После работы стал проводить тренировки в спортивном комплексе. Я считаю, что это очень хороший симбиоз. Когда люди работают на сахарном комбинате, а работник этого комбината тренирует детей своих коллег. Сейчас те ребята, которые приходили в первый год моей работы, уже своих детей в колясках возят. Наверное, когда подрастут, кто-то из них ко мне тоже на занятия подойдет (улыбается). Во время работы в Городее я заметил максимальную поддержку данного вида спорта, благодаря руководителю сахарного комбината Михаилу Васильевичу Криштаповичу. До сих пор вспоминаю его с благодарностью, так как это человек, который всегда смотрит на перспективу. В принципе, в Городее развивается не только футбольная команда, но и другие виды спорта. Михаил Васильевич когда-то мне говорил: «Я вам даже армрестлинг организую, куплю эти столы, вы только организуйте группы». В спорткомплексе есть бассейн, тренажерные залы и наша секция восточных единоборств. Когда стал работать в «Ислочи», я не оставил детей, так как ребята очень талантливые, а после своей основной работы два раза в неделю провожу с ними занятия. 

– Участвовали в каких-то соревнованиях?

– Нельзя говорить, что это вид спорта в чистом виде, все-таки это боевое искусство. Существуют определенные признаки. Во-первых, это практика работы с несколькими соперниками. Во-вторых, работа с оружием: короткие палки, шесты, веревка, нож и меч (деревянные макеты). Все это дает дополнительную координацию и умение. Но, я скажу, что развивать единоборство через спорт тоже необходимо. Многие ребята хотят выступать и получать за это различные титулы, награды и медали. За все время моей работы на сахарном комбинате, мы принимали участие во многих соревнованиях: в Литве, России и Беларуси. Более подробно можно узнать здесь.

– Как занятия Нят-нам помогают в жизни?

– В городе подходили ребята, которые уже выросли и создали свои семьи, они благодарили за то, что удалось отбиться в некоторых опасных ситуациях: на улице какая-то группа людей пыталась отнять деньги, в подъезде на одного товарища напали сзади, но он успел среагировать. Есть у нас поступившие в Академию МВД, Суворовское училище. Занятия Нят-нам помогли ребятам сформировать характер.

Как оно мне помогает? Во-первых, укрепляет здоровье. Напитывает тело энергией, так как на наших занятиях много дыхательных упражнений. Во-вторых, ты постоянно находишься в тонусе. Люди ведь для бодрости и лучшего тонуса ходят на занятия аэробикой, шейпингом, в тренажерный зал. Здоровье само по себе не придет. Нас всегда манит диван и пульт от телевизора, но неподвижность – это источник многих заболеваний.

У меня занимается мальчик, у которого астма. После того, как прошло два года занятий, он уже реже использует баллончик и уже не приносит его на тренировки. Я не медик. Просто занимался с ним по той методике, по которой и меня тренировали, но, конечно, в щадящем режиме, без особых нагрузок. Сейчас он с удовольствием со мной даже боксирует. Согласитесь, что победить или ослабить действия астмы – это о многом говорит.

– Как вы попали на работу в «Ислочь»?

– Вместе с главным тренером команды Виталием Жуковским мы занимались в одной группе в БГФУК. Как потом он сам признался, первые три года он наблюдал за мной, может, отметил какие-то положительные качества, после чего мне поступило предложение стать директором футбольного клуба «Ислочь». Конечно, сначала для меня все было в новинку. У директора в работе больше околофутбола, нежели футбола, в хорошем смысле этого слова. Например, работа с обеспечением игроков формой, питанием, транспортом, проживанием. Чтобы футболист пришел на тренировку (матч) и мог спокойно тренироваться (играть), а за все остальные бытовые или материальные вопросы не переживал.

Первые домашние и выездные игры в первой лиге для меня были, скажем так, немного в диковинку, так как присутствовали новые ощущения. Со временем к этому привыкаешь и порой уже не хватает определенного драйва и адреналина, когда ты всей душой болеешь за команду и пытаешься помочь своей энергетикой, чуть ли сам не двигаешь по воздуху этот мяч (улыбается). Конечно, приятно, что в первый год моей работы в клубе мы выиграли чемпионат в первой лиге и с 1-го места вышли в «вышку».

Хотелось бы отметить коллектив, в который я тогда попал. И среди футболистов, и в тренерском штабе были собраны простые люди. Не было никакой звездности. В дальнейшем, читая интервью новичков команды, я заметил, что все отмечают здоровую атмосферу в «Ислочи». Не могу сравнивать с другими клубами, так как я там не играл и не работал. Но, может быть, где-то присутствует более зажатая дисциплина, более строгая субординация, чем у нас.

– Первая и высшая лига. Насколько все поменялось?

– Нагрузка на меня, как на директора, увеличилась. Прежде всего это касается документации, так как к команде высшего дивизиона предъявляются более серьезные требования, чем к команде первой лиги. Появился другой арендный стадион, появились новые рекламные проекты, пришли новые работники. Все это требовало работать в связке. Да, случаются споры, сталкивание разных точек зрения, но все это закалило наш коллектив. Могу сказать, что это приятная нагрузка. Спустя некоторое время я почувствовал, что работа мне приносит настоящее удовольствие, кроме финансового. Я думаю, что самый счастливый человек тот, который с радостью идет на работу. Мне нравится этот ритм.

Высшая лига – это, в первую очередь, большая ответственность перед футболистами и болельщиками. Мы хотели показать, что выход «Ислочи» в высший дивизион – это не случайность. Что мы можем играть на уровне с белорусскими командами, которые долгое время занимают высокие места в чемпионате. В своем дебютном сезоне на таком уровне наш клуб отметился победами над «Торпедо-БелАЗ», «Динамо-Минск», достойно выглядел в играх с БАТЭ. Да и с другими коллективами мы неплохо играли и в итоге заняли 7-е место. Это самый лучший результат среди всех дебютантов 2016 года.

– Можно сказать, что нынешний год пока самый тяжелый для вас за время руководства?

– В принципе, нагрузка, как на руководителя, она осталась в таком же объеме: вопросы с рекламными проектами, с поступлением финансовых средств, ну и другая организационная работа. Да, весь негатив, который попал на команду, естественно, через себя пропускает и директор. Переживаю и за результаты игр, и за турнирное положение, в котором находится команда. В начале этого сезона какая-то неудача нас преследовала: показывали хорошую игру, первыми отличались, но не могли удержать победный счет. В других матчах обидно проигрывали со счетом 0:1. Снятые очки по решению дисциплинарного комитета АБФФ, конечно, какое-то психологическое давление оказывали на ребят. Было огромное желание отыграть их уже в первых поединках, но не получилось. Естественно, если бы у клуба не было этих «минус 7», сейчас бы нам это не помешало.

– А что вы отметите, как самый приятный момент за эти два с половиной года?

– Наверное, чемпионство в первой лиге, ведь тогда у команды было только одно поражение в сезоне. Мне, как новичку, удалось сразу попасть на такую положительную полосу. Пожалуй, это самые яркие впечатления на данный момент.

– Как в команде относятся к вашим увлечением Нят-нам?

– Естественно, первой реакцией у тренерского штаба и футболистов была улыбка. Потому что это из разных планет, и я не боюсь этого слова. Футболист никогда не поймет каратиста, потому что у них разные цели и задачи. Хотя, наш Алексей Тараканов имеет восточное прошлое (улыбается).

К слову, многие жалуются на крепкое рукопожатие, но задачи раздавить чью-то руку у меня нет. Особенно недовольны вратари, так как это их хлеб. Я просто здороваюсь, но все почему-то оценивают мое рукопожатие как завышенное, как будто я специально жму руку. Уже приходится себя сдерживать (улыбается).

Никто не видел практических умений в деле, поэтому все относятся с доброй улыбкой, мол, директор чем-то там увлекается. Тот же начальник команды Николай Борсуков почему-то не желает вступать в единоборства, а всегда предусмотрительно убегает подальше. Я ему говорю: «Коля, стань, давай я тебе покажу, как правильно бить людей (улыбается)». Сейчас я хочу реализовать один проект, открыть подобные занятия в Минске. Вместе с нашими футболистами (Сергей Лынько, Антон Бубнов и Алексей Тараканов – прим.) мы сняли мотивировочный ролик, поэтому приглашаем всех в зал на Лынькова, 19. Там будут смешанные единоборства, где также будет представлен вьетнамский стиль Нят-нам. Хороший зал и условия для занятий.

– Вам не хотелось сосредоточиться на чем-то одном?

– Работать на двух разных направлениях нелегко. Хотя, в отличие от Нят-нам, я не преподаю футбол, а занимаюсь управленческими вопросами. Поэтому каких-то противоречий я не вижу. Кстати, возьмем известную программу Инстат. Она, если я не ошибаюсь, показывает процент выигранных единоборств (это работа корпуса, оттеснение и т.д.). Получается, что эти элементы присутствуют и в футболе, просто в нем есть своя специфика. Главное, не перейти грань, чтобы в единоборствах ты не заработал желтую или красную карточку. Вот нашего капитана Александра Холодинского часто бьют на поле, а он все это терпит и возвращается в игру. Я думаю, что впереди его ждет карьера в восточных единоборствах, потому что он, как железный человек, будет идти к своей цели, не чувствуя ударов (улыбается).

Чтобы подытожить наш разговор, скажу следующее. Есть люди, которые не представляют себя без рыбалки. Есть люди, которые не могут жить без футбола. Есть люди, которые постоянно ходят на охоту. Я не могу без этих занятий, уже втянулся. Когда ты работаешь с детьми и видишь, кому ты отдаешь свои знания, на душе становится приятно. 

Фото: Ксения Деревяга, из личного архива Сергея Мельникова

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты