Tribuna/Авто/мото/Блоги/Верните блеск машине с Kärcher/«Машина была без крыши. Как они сами уцелели – загадка и настоящее чудо». Одержимый гонками по бездорожью белорус – про риск и удовольствие

«Машина была без крыши. Как они сами уцелели – загадка и настоящее чудо». Одержимый гонками по бездорожью белорус – про риск и удовольствие

Душевный разговор с одним из лидеров.

Автор — wheatbeer
11 апреля 2020, 20:22
8
«Машина была без крыши. Как они сами уцелели – загадка и настоящее чудо». Одержимый гонками по бездорожью белорус – про риск и удовольствие

Душевный разговор с одним из лидеров.

Offroad – популярное в Беларуси и во всем мире движение, суть которого – рассекать по бездорожью на полноприводном автомобиле.

Заезды по бездорожью – это всегда лес, природа и грязь. Грязи тут особенно много. В совместном с Kärcher спецпроекте мы прокатились по самым грязным местам, успешно помыли внедорожник и заодно расспросили одного из лидеров движения, Сергея Богуша, о том, как влиться в джиперское комьюнити и что это вообще такое. 

Сам Сергей в offroad-движении уже больше десяти лет: в самом начале пути по совету друга купил автомобиль – и понеслась. Его тема – это трофи-рейды: соревнования по преодолению бездорожья.

Машину, к слову, менять не собирается: говорит, что его Nissan Patrol можно только бесконечно совершенствовать.

 

«Он не дал мне уйти на покой»

– Давайте начнем издалека: расскажите подробнее о своем необычном увлечении.

– Все как и у всех: знакомые рассказали – и началось. В 2009 году покупал эту машину, и вот уже больше десяти лет катаюсь. 

Кто-то знакомится с темой, полгода-год – и все, перегорает. Люди приходят и уходят, а меня зацепило. Были мысли в прошлом году уже не так активно ездить: мой штурман потерял интерес, перестал кататься. Как раз в тот период, когда он уже планировал заканчивать, я по сообщению в вайбере поехал на помощь к товарищу – его машина застряла в болоте и осталась там ночевать. 

Этот парень только начал вливаться в движение, это была его первая машина. Позвали его с собой на несколько гонок. Короче, мало того, что он стал нашим основным штурманом, он мне не дал уйти на покой в прошлом году.

В прошлом сезоне у нас в первый раз проводился зачет кубка Белорусской автомобильной федерации. Мы решили поучаствовать и сразу победили.

– Вот вы говорите, покупали авто в 2009 году…

– Да, причем совершенно неосознанно. Опыта не было совсем. Да и покупал на те деньги, которые были. Такая же машина была у товарища, он пообещал помочь с покупкой – ну, я и поддался. 

– Пока не собираетесь менять автомобиль?

– Никаких перемен. Только совершенствовать свою. У меня сейчас вообще четыре машины – кроме этой еще внедорожник экспедиционно-туристический, плюс гражданская и рабочая машины.

– Как выбрать машину для offroad? На что обращать внимание?

– Для начала  машина должна быть японская :). Японцы, конечно, творят чудеса. Ни одна техника не выдерживает нагрузки так, как их производства.

А дальше уже кто что для себя выбирает: кому-то машинка полегче интересна, но она будет маленькая. У меня машина из тяжелого класса, одна из самых тяжелых, которую вообще себе можно представить в нашем движении – Nissan Patrol. 

На соревнования какую машину вы бы ни взяли – хоть нормальную, хоть добитую, – с  ней все равно нужно будет поработать.

Мы, кстати, стараемся, – и наша категория нас вынуждает, – придерживаться оригинального внешнего вида. Все работы и переделки снаружи не видны. Где-то электронику, где-то мосты, колеса, рессоры делаем: то, что в глаза точно не бросается. 

Единственная вынужденная мера за последнее время была – поставить расширители, потому что расширители должны быть на автомобиле вровень с колесами. Это такое требование. Их приходится делать, и они выбиваются из стандартного внешнего вида. Но это, повторюсь, требование.

 

– Какое событие из offroad-заездов запомнилось больше всего?

– Заезд вокруг Ладожского озера в России. Оказалось, что это очень тяжело: восемь дней подряд нужно было выезжать на старт. Физически сильно напряжно. Мы в число победителей в тот раз не попали, но все равно довольны.

– Сейчас не самые легкие времена для спорта: все события, которых мы так долго ждали, отменяют или переносят. А как влияет все происходящее на offroad?

– Мероприятия тоже, конечно, стали пропадать. Переносятся-отменяются. Сезон уже мог начаться.

 

– В Формуле-1 решили гонять онлайн. У вас есть возможность придумать какие-то онлайн-активности взамен тех, что отменились?

– Ребята взялись организовать онлайн-трофи: организаторы сидят дома у компьютера, а участники ориентируются на местности и собирают нужные точки на трассе: фотографируются на каждой локации и скидывают фото организаторам. Победителям обещают доставку призов курьером в маске :).

Пробуем такой формат впервые, потому что других вариантов пока тоже нет. Мы с женой тоже зарегистрировались.  

«Я начал все свое время проводить в гараже, и это года два длилось»

– А как жена относится к вашему увлечению? 

– У нас есть много мероприятий с ночевками, на них жена принципиально не ездит. А вот во всех однодневных мероприятиях, которые проходят поблизости, участвует с удовольствием. Препятствий не чинит – и то хорошо :).

Машину я покупал уже после нашего знакомства. Наш дом тогда еще строился: естественно, работы было очень много. И тут в моей жизни появилось это увлечение. Дом, естественно, забросился, я начал все время проводить в гараже, и это года два длилось. Понятное дело, что жене это не очень нравилось. Потом по машине основные работы доделал и постепенно вернулся в ремонт.

Супруга кататься по бездорожью не очень хочет: ей трудно, она теряется. А вот штурманить любит. 

 

– Слышала, кстати, про ежегодную внедорожную женскую гонку – «Коллекция весна». Ваш экипаж в этом году победил?

– Да, у нас рулила боевая девчонка, которой все нипочем. Она за руль этой машины села только в третий раз: до этого дважды тренировалась перед заездом. Так и победили – две девчонки и я на заднем сиденье. 

– Много девушек вообще гоняет по бездорожью? Как к ним относятся в комьюнити, где мужчин очевидно больше?

– Сходу могу назвать четыре или пять точно. Если уже девушка попала в наше движение, это заслуживает уважения. Никто к ней придираться не будет. Другой вопрос – им часто тяжелее, чем нам, и результатов они таких, как мужики, не достигают. Бывают же мероприятия, где руль надо и 24 часа подряд крутить, а это очень непросто.

 

– Надо как-то отдельно физически готовиться к таким долгим заездам?

– Особо нет: нужна обычная физуха. Кто-то спортом в целом для себя занимается, и это, конечно, им помогает. У нас-то ладно еще, самое серьезное испытание – сутки сидеть за рулем. А заезд на Ладожском озере, о котором я говорил, где 8 дней подряд катаешься – вот это реально тяжело. Там и спуски, и подъемы, и крены: нужно постоянно рулить и контролировать ситуацию. 

«Напросился «овощем» на Карпатский Кордон. Все друг друга знали, а я был абсолютно посторонним человеком»

– Если у меня есть права, я могу просто сесть и поехать? Или надо что-то изучить и почитать перед заездом?

– Поехать получится, конечно. Нужны базовые навыки вождения и, конечно, решительность. При этом у кого-то все отлично получается интуитивно, а кому-то и потренироваться лишний раз не помешает. 

Я никаких курсов не проходил, ничему не учился – это все опыт и умение чувствовать машину. У меня стаж уже 30 лет: права в 16 получил. Мне еще нельзя было ими пользоваться, а они уже были. Как только они начали действовать, сел за руль и с тех пор все время езжу.

Хотя и меня сейчас в чужой автомобиль посади – надо будет время привыкнуть. Особенности управления у каждой машины свои. 

– Хорошо, значит, выяснили, что в теории я могу просто сесть и поехать. А как к новичку отнесутся в комьюнити? И как туда вообще попасть?

– Вступать никуда не надо. Мне было чуть сложнее – когда я начинал кататься в 2009 году, был только форум. А сейчас у нас есть группа в вайбере и все обсуждения проходят очень бодро. 

Самое главное тут – завести знакомства. Началось общение – процесс пошел дальше. Наша компания, которой мы выезжаем, таким образом выросла человек до пятнадцати.

Я ведь тоже был новичком: познакомился с человеком, у которого был такой автомобиль. Пару раз прокатился в роли штурмана, в процессе пообщался с другими людьми. Когда-то еще не было машины, тогда я напросился «овощем» (у нас так называют пассажиров) на Карпатский Кордон. Все друг друга знали, а я был абсолютно посторонним человеком. Теперь мы все товарищи.

«Точной цифры нет, я ее не фиксирую, потому что потом будет больно на нее смотреть»

– Есть какой-то возраст, в котором пора уже заканчивать такие поездки? Или пенсии у любителей езды по бездорожью нет?

– По минимальному возрасту ограничения есть, по максимальному – нет. Кататься можно бесконечно.

– А как вообще готовите машину к сезону? Это дорого?

– Все работы по машине делаем самостоятельно, в моем случае дорого только покупать детали. У нас экипаж из трех человек, мы выбираем какой-то день, они приезжают, и мы до вечера вместе работаем. А потом жарим мяско и отдыхаем. 

Содержать машину, конечно, получается дорого, но все относительно. Точной цифры нет, я ее не фиксирую, потому что потом будет больно на нее смотреть :).

– Поддерживаете контакты с единомышленниками из других стран?

– Конкретно я – нет, но куда бы мы ни приехали, если возникнет вопрос, кодовое слово «4х4» будет действовать всегда. 

Однажды поехали на Кольский полуостров и остались без карт местности. Через наших ребят связались с клубом из Мурманска, те нам все показали и рассказали.

  

Всегда и везде можно чувствовать, что ты в безопасности. Заходишь на местный джиперский сайт, начинаешь общаться – тебе обязательно помогут. Мы так как-то помогали ребятам из России.

Вот такое джиперское братство существует. Поэтому необходимости держать личные связи нет, но любой вопрос всегда можно решить.

– Братство – это хорошо. А бывало так, что все получалось наоборот: из-за соперничества люди ссорились или дрались?

– Такие случаи единичные – например, один горячий парень предъявил претензию другому экипажу, что те ему помешали во время заезда. Они между собой отношения выяснили, но это не сильно серьезно было: потом помирились и забыли. 

Вражды нет, на себе такого не ощущал. По каким-то причинам может складываться негативное отношение к конкретным людям, но я не иду ничего выяснять: просто не общаюсь с ними, и проблема уходит. 

«Его повернуло набок, он начал крутиться вокруг себя и падать. Кто-то считал – насчитали то ли 15, то ли 18 оборотов»

– Насколько опасно вообще кататься по бездорожью? 

– У нас в Беларуси нет каких-то экстремальных спусков, но мы сами однажды прямо возле дома на машине сделали полтора оборота вокруг себя и упали набок. Кузов пострадал, а сами, к счастью, нет.

Однажды  на Карпатском Кордоне был свидетелем, как машина поднималась на достаточно крутую горку. Переднее колесо наскочило на камень, водитель растерялся и покатился назад. Его повернуло набок, он начал крутиться вокруг себя и падать. Кто-то считал – насчитали то ли 15, то ли 18 оборотов. 

Когда он остановился, машина была уже без крыши. Как они сами уцелели – загадка и настоящее чудо. Травмы получили, но сейчас все живы и здоровы. Вот это было жутко.

 

– Вы были на Карпатском Кордоне. А куда еще катались в других странах?

– Покатались по России, еще когда-то давно были в Киеве. В экспедиции ездили в Грузию, на Кольский полуостров. 

На Кольский съездим еще раз, возможно. Есть смысл раз в пять лет повторять поездки по тем же маршрутам. А вот Грузия далеко, туда вряд ли снова решимся на машине поехать.

– Основная работа мешает таким поездкам?

– У меня свой бизнес, поэтому катаюсь спокойно. Ни у кого отпрашиваться не надо. Работа с автомобилями никак не связана – занимаюсь отоплением и водоснабжением.

«У нас закончился бензин, батарейки в фонариках, лебедка сгорела – и машина осталась в болоте на вторую ночь»

– Бывало так, что во время заездов застревали где-нибудь надолго и не могли выбраться?

– За все 10 с лишним лет моя машина почти не оставалась в такой ситуации ночевать: ни в лесу, ни в болоте. Всегда выбирались, причем своим ходом. Единственный раз, когда такое произошло, – в 2017 году поехали на мероприятие, и тогда в болоте осталось ночевать машин десять. Мы – среди них. Причем не одну ночь, а две мы там провели. 

Мы после первой ночи себя почти достали из болота, другим помогли, ребята из нашей компании даже умудрились уехать в лагерь. А у нас закончился бензин, батарейки в фонариках, лебедка сгорела – и машина осталась в болоте на вторую ночь. Зачетный по сложности выезд получился. 

Наше увлечение вообще не совсем развлекательное, оно скорее чтобы испытать себя. Закончился заезд – все собираются в лагере за столом и начинают обсуждать, кто куда забрался и как оттуда выбрался. 

– Участие в заездах платное? Можно сразу оплатить весь сезон?

– Все определяется регламентом, и у каждого соревнования он свой. Организаторы устанавливают свой стартовый (его еще называют благотворительным) взнос. Сразу заплатить за весь сезон невозможно.

– Во время соревнований есть судьи? Их никогда не пытались подкупить?

– Конечно. В зависимости от формата: где-то только на старте и на финише, а где-то они стоят по всей трассе. Подкупить, может, кто-то и пытался, но о таком точно не слышал :). 

– Общение у джиперов не ограничивается заездами?

– Нет, конечно. Дни рождения, пятницы-субботы – мы вместе. Увлечение очень расширило круг общения, даже его поменяло. Те люди, которые были раньше, отошли в сторону.

За собой и за другими наблюдаю, что окружение полностью формируется по интересам, поэтому со старыми друзьями общих тем стало меньше. С новым увлечением в телефоне  появилось очень много контактов, могут звонить со всей страны – и из Молодечно, и из Бреста. 

***

«Керхер» – это широкий ассортимент аппаратов для удаления загрязнений не только на авто, но и на придомовом участке. Минимойки «Керхер» (аппараты высокого давления) прекрасно справляются с любыми уборочными работами. 

Технику «Керхер» можно приобрести в фирменных магазинах Керхер Центрах и на сайте karchershop.by. В апреле и мае на линейку минимоек магазины предлагают специальные цены и условия приобретения. 

Компания «Керхер» также предлагает технику для уборки внутри дома: пароочистители, пылесосы, современные поломоечные машины. 

Спецпроект подготовлен при поддержке ИООО «Керхер», УНП 191767802. 

 

Фото: Ксения Деревяго