Tribuna/Футбол/Блоги/Футбол. Прошлое и настоящее/1986 – 1988. Алексей Михайличенко – палочка-выручалочка киевского «Динамо» и сборных СССР

1986 – 1988. Алексей Михайличенко – палочка-выручалочка киевского «Динамо» и сборных СССР

Вспоминая игру МАСТЕРА

1986 – 1988. Алексей Михайличенко – палочка-выручалочка киевского «Динамо» и сборных СССР

Алексей Михайличенко – один из «птенцов» Валерия Васильевича Лобановского, который смог взлететь на самый Олимп футбольного признания во всем мире. Миха, как мы, болельщики, его называли, за свою игровую карьеру добился просто уникального достижения. Он единственный из советских игроков, который может похвастаться чемпионством трех далеко не последних футбольных держав: СССР в составе киевского «Динамо», Италии – выступая за генуэзскую «Сампдорию», и Шотландии (как не крути, а футбольная держава) защищая цвета «Рейнджерс» из Глазго. Плюс не нужно забывать, что Алексей в 1988 году стал «серебряным» призером чемпионата Европы и «золотым» медалистом Олимпиады в Сеуле. Что в итоге привело Михайличенко к четвертому месту в опросе еженедельника «Франс Футбол» на звание лучшего игрока «старого света». В борьбе за «Золотой мяч» Миха расположился аккурат за знаменитой голландской троицей из итальянского «Милана» – Марко ван Бастен, Рууд Гуллит и Франк Райкаард, которые и стали сильнейшими в Европе.

Прокручивая в своей памяти фрагменты воспоминаний, связанных с Михайличенко, тут же фокусируется незабываемый для меня 1986 год. Конец марта. Киевское «Динамо» в рамках чемпионата СССР принимает на своем поле бакинский «Нефтчи». Казалось, такого соперника подопечные Лобановского на фоне своих блестящих выступлений в четвертьфинале Кубка обладателей кубков должны были даже не заменить. Тут сокрушитель советских клубов (московских «Спартака», «Торпедо» и «Динамо») сильный венский «Рапид» выносится в одну калитку с общим счетом – 9:2. А что там того «Нефтчи», который очень слабо играл в гостях? Дунул, фу, и он, словно божий одуванчик, остался без своей растительности на «голове».

И все бы так и было на самом деле. Если бы не одно большое НО. Как раз были призваны на сборы главной команды страны перед товарищеским матчем с Англией в Тбилиси лидеры киевского «Динамо» - Анатолий Демьяненко, Сергей Балтача, Владимир Бессонов, Александр Заваров и Олег Блохин. Лобановскому пришлось заменять их дублерами. Так Михайличенко оказался в основе вместе с Евсеевым, Олефиренко, Паламаром и Евтушенко. И нашла коса на камень. «Божий одуванчик» из Баку оказался довольно зубастым «растением». Мало того, что гости из Азербайджанской ССР удачно отбивались от атак киевлян, они еще и огрызались, за двадцать минут до финального свистка поведя в счете. Казалось, что хозяевам поля поражения не избежать. И тут свое веское слово сказал Михайличенко, аккуратненько головой подрезав мяч под штангу мимо своего будущего коллеги по «Динамо», голкипера «Нефтчи» Александра Жидкова – 1:1. Это очко и стало определяющим в определении чемпиона СССР 1986 года. Потому как в зачет ничейного десятиматчевого лимита не подпадало, ведь отсутствовали сборники. В итоге киевляне и опередили на это самое внелемитное очко своих московских одноклубников при аналогичных достижениях в 14 выигрышей и 11 ничьих.

Но для того, чтобы настигнуть команду Эдуарда Малофеева, нужно было после неожиданного домашнего разгрома от вильнюсского «Жальгириса» (0:3) только побеждать во всех оставшихся пяти матчах. Допустимо только потерять очко в противостоянии с московским «Динамо». А вот два матча с ленинградским «Зенитом», плюс домашние поединки против донецкого «Шахтера» и своего основного столичного конкурента должны были принести стопроцентный результат. Что в итоге и произошло. А началось все с домашней виктории над «Зенитом», когда горели после первого тайма – 1:2, с «покером» Михи, и 5:3 после финального свистка.

Не нужно забывать и стартовый поединок киевлян в Кубке европейских чемпионов. С представителями Болгарии команда Лобановского во все времена имела нешуточные проблемы. Если проходила дальше, то в упорной борьбе, дважды одолев ЦСКА «Септемврийско знаме»: 1/16 Кубка кубков 1974/1975 – 1:0 и 1:0, 1/32 финала Кубка УЕФА 1979/1980 – 2:1 – 1:1. Правда, дальнейшую поступь киевлян по Кубку УЕФА довольно неожиданно для всех в 1/8 финала остановил «Локомотив» из Софии – 0:1 и 2:1. А спустя год уже на первом этапе этого же турнира камнем преткновения для «Динамо» стал «Левски-Спартак» - 1:1 – 0:0. И снова определяющим стало правило преимущество выездного гола.

Казалось, что после феерий подопечных Лобановского в Кубке обладателей кубков 1985/1986 и на мексиканском чемпионате мира-1986, какой-то «Берое» из Стары-Загоры не станет проблемой. Они ведь раскусывали по ходу сезона орешки и покрепче. Но не тут то было!

После чемпионата мира киевское «Динамо» накрыла эпидемия травм лидеров. В финале международного турнира на Кубок Сантьяго Бернабеу в Мадриде легионер местного «Реала» новоиспеченный чемпион мира аргнетинец Хорхе Вальдано сломал Ивана Яремчука. Динамовцам это не помешало победить, проигрывая по ходу поединка два мяча – 3:2. Но один из основных игроков средней линии клуба и сборной СССР был надолго выведен из строя. За ним в лазарет последовали Павел Яковенко, Сергей Балтача, Владимир Бессонов, Олег Блохин, Игорь Беланов. К гостевому поединку в Болгарии выздоровел Блохин и Бессонов. А вместо остальных лидеров на поле появились дублеры, среди которых был Михайличенко. Он и открыл счет в начале второго тайма, красиво подрезав мяч головой в дальний от голкипера «Берое» угол ворот.

Итог – 1:1 был признан приемлемым, с учетом кадровых потерь «Динамо». Теперь гол в гостях забили наши футболисты. Мяч Михи придавал уверенности перед ответным поединком, который к удовольствию 100 000 зрителей на Республиканском стадионе завершился победой любимых кумиров – 2:0. В начале каждого из таймов отличились Блохин и Яковенко. А открывал счет в этом матче лучший футболист СССР всех времен после прострела Михайличенко.

В следующем, 1987 году, Миха стал игроком основы своего клуба, а также первой и олимпийской сборных Союза. И если 22 апреля гол Алексея в ответном матче полуфинала Кубка европейских чемпионов с португальским «Порту» после двух пропущенных мячей хоть и воодушевил партнеров на свершения, но не привел к позитивному результату – 1:2. То уже спустя 15 дней в Болгарии сработало потрясающее чувство Михайличенко оказаться в нужном месте в нужное время, когда он послал мяч в ворота после того, как голкипер олимпийской сборной хозяев поля парировал удар Владимира Татарчука (тоже испытавшего на себе все прелести системы Лобановского в киевском «Динамо»).

Это был третий поединок команды Анатолия Бышовца в отборе на Олимпиаду в Сеуле-1988. 14 октября наши олимпийцы увезли нули из Норвегии, а уже 15 апреля 1987-го добыли очень важную победу в Турции – 2:0. Теперь вот последовала еще одна виктория над основным конкурентом в борьбе за единственную путевку на ОИ в его логове. Палочками-выручалочками сборной СССР стали Алексей Михайличенко 24-ех годков отроду, и 18-летний голкипер московского «Торпедо» Дмитрий Харин, за 13 минут до финального свистка отразивший пенальти, которое пробивалось дважды. «Наши олимпийцы заслуживают добрых слов за твердость, за проявления характера, за отдельные всплески индивидуального мастерства, но логичной связности их игра еще не приобрела», - отмечал В.Березовский в еженедельнике «Футбол – хоккей» (№33, 1987).

Спустя год, 27 апреля 1988-го, Михайличенко снова оказался в нужное время в нужном месте, и после слаломного прохода нападающего московского «Динамо» Александра Бородюка точно послал мяч впритирку со штангой, под занавес первого тайма открыв счет в домашнем поединке с Болгарией. Уже позади были трудные, но очень важные победы над Норвегией в Москве – 1:0, Швейцарией в Лозанне – 4:2, и Турцией в Симферополе – 2:0. К заветной цели, путевке на Олимпиаду, оставалось всего-ничего. Нужно было сделать даже не шаг, а полшага, и добыть хотя бы очко в домашнем поединке с болгарами. И после гола Михайличенко стало окончательно ясно, что своего шанса сборная СССР уже не упустит, потому как мало пропускала. Когда же во второй половине поединка Миха выдал такой идеальный пас вышедшему на замену Евгению Кузнецову из московского «Спартака», которому было сложнее не забить, чем поразить цель, уже не было сомневающихся в том, что подопечные Бышовца в составе олимпийской делегации отправляются в Сеул – 2:0.

86 048 зрителей на Центральном стадионе имени Владимира Ильича Ленина в Лужниках неистовствуют от нахлынувшего счастья. Ведь проигрыш очень осложнял борьбу за единственную путевку на чемпионат Европы. Впереди был очень сложный выезд к основным конкурентам в ГДР, и финиш в Симферополе с неуступчивой Исландией. Победа Франции возвращала команду Анри Мишеля к защите титула сильнейшей команды «старого света» на полях Западной Германии. Но гол Михайличенко похоронил все «трехцветные» шансы на продолжение европейского банкета после отбора.

Что интересно, счет открыл француз Жозе Туре на 13 минуте, а сравнял его Миха за 13 минут до финального свистка, выйдя на замену под номером «13». Такая вот мистика присутствовала в том матче. Туре не удалось снова выступить могильщиком советских команд, как он это проделывал раньше в еврокубковых баталиях с московскими «Спартаком»-1985 и «Торпедо»-1987. Символично, что прервалась его «гробокопательская» деятельность в столице СССР, откуда и были поверженные его «Нантом» и «Бордо» клубы. А сборная Союза, вырвав ничью в Берлине (1:1), одолела потом дома Исландию – 2:0, и вышла на чемпионат Европы.

Про мистику в футболе, равно как и про «могильщика» Туре, а также про войну за игроков тренеров сборных СССР Лобановского и Бышовца в 1987-1988 годах вы уже или прочитали в моем блоге, или же вам предстоит сие волнующее действие. Скажу только, что на Евро-1988 по решению Федерации футбола СССР поехали не все сильнейшие игроки страны. Из «олимпийцев» Лобановскому позволили задействовать только своего Михайличенко. А вот московских динамовцев Игоря Добровольского и Виктора Лосева, плюс Юрия Савичева («Торпедо» Москва), Вадима Тищенко из «Днепра» и его будущего одноклубника Евгения Яровенко, который в то время выступал за алма-атинский «Кайрат», заменили Виктор Пасулько («Спартак» Москва), Вячеслав Сукристов («Жальгирис» Вильнюс), Сергей Гоцманов («Динамо» Минск), Иван Вишневский («Днепр») и Сергей Дмитриев («Зенит» Ленинград»). И можно сказать, что Михайличенко вывел сборную СССР в полуфинал чемпионата Европы.

После двух туров в Группе «В» расклад был таков. После побед на старте над Голландией и Англией с одинаковым счетом 1:0, и ничьей между собой (1:1), довольно неожиданно лидировали советская и ирландская команды. За ними шла Голландия, в зрелищном поединке одолевшая родоначальников футбола – 3:1. Дальше «оранжевые» пытались всю игру сломить сопротивление Ирландии. Удалось им это сделать только на 82 минуте после невероятного по своей траектории удара Виллема Кифта из ПСВ Эйндховен.

Англичанам уже ничего не светило. Но проигрывать третий матч подряд они совсем не собирались. Подопечные Лобановского должны были снимать все вопросы о победителе в первые десять минут матча. После того, как быстро повели после точного удара минского динамовца Сергея Алейникова, не использовал потом два супершанса Олег Протасов, когда выскакивал на свидание с голкипером англичан, но отправлял мяч то впритирку со штангой, а то и вовсе попадал в оную. За что пришла расплата в виде ответного гола. Ничья 1:1, с учетом нулей в параллельном матче, вполне устраивала сборную СССР. Но ведь при таком скользком счете запросто могли проиграть, что уже было на руку и Голландии, и Ирландии. Наступили тревожные для нас, советских болельщиков, времена. В одном из эпизодов за сборную СССР сыграла перекладина. И вот тут-то свое веское слово снова произнес Михайличенко. Он выдал точный пас на край штрафной площади Василию Рацу, а сам продолжил движение в центр, где и замкнул верховой прострел своего одноклубника точным ударом головой – 2:1 на 26 минуте! Достойный ответ на опасные выпады англичан в истинно английской манере.

Во втором тайме сборная СССР играла по счету, и вышедший на замену Пасулько увеличил преимущество нашей сборной – 3:1. Дальше был блестящий полуфинал с итальянцами (2:0), и аналогичное поражение в решающем матче от голландцев. Оно было обидным вдвойне, что играли советские футболисты отнюдь не хуже, а то и лучше своих соперников. Но в тот день, 25 июня 1988 года нашим фатально не везло. Особенно с невероятным голом Марко ван Бастена и нереализованным Игорем Белановым пенальти.

Зато повезло 1 октября, когда Михайличенко повесили на шею «золотую» олимпийскую медаль. До финала Алексей на футбольном турнире в Сеуле забивал во всех матчах, где отличалась сборная СССР – Аргентине (2:1), дважды США (4:2), Австралии (3:0) и Италии (3:2). Именно Михайличенко вывел свою команду в финал. Уже в дополнительное время выйдя на свидание с голкипером туринского «Ювентуса» Стефано Таккони, один из двух явных лидеров олимпийской сборной СССР уверенно обыграл вратаря и хладнокровно послал мяч в цель – 3:1 на 107 минуте. Все, финита ля комедия, синьоры. Сливайте солярку для советского дизеля.

Тем не менее, победа – 2:1 принесла неимоверную радость на одну шестую часть суши планеты Земля. А палочкой-выручалочкой в финальном поединке против бразильцев…снова выступил Михайличенко. Это именно его прорыв был остановлен кудесниками мяча на самом краю собственной штрафной площади, и Добровольский во втором тайме с пенальти забил свой шестой гол на Олимпиаде, переведя матч в овертайм. Где и отличился «золотым» мячом Юрий Савичев. А ведь им мог бы стать Михайличенко. Но победа, от этого не стала менее радостной. Есть «золотая» медаль к «серебряной» на чемпионате Европы. Приплюсуйте сюда еще четвертое место в опросе «Франс футбола» и звание лучшего футболиста года в стране.

Вот таким он был, Михайличенко, палочкой-выручалочкой для тех команд, в которых он выступал. Хотя, были и иные случаи, когда мог – но не стал. Но про это как-нибудь попозже.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты