Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/«Хотелось бы капельку человеческого уважения». Левченко убрали из сборной, лишили ставки, зачем-то придумали травму

«Хотелось бы капельку человеческого уважения». Левченко убрали из сборной, лишили ставки, зачем-то придумали травму

Жесткая правда о системе женского баскетбола в Беларуси.

Автор — Дмитрий Руто
23 ноября 2019, 08:10
45
«Хотелось бы капельку человеческого уважения». Левченко убрали из сборной, лишили ставки, зачем-то придумали травму

Лучшая центровая в истории белорусского баскетбола в ярости и говорит правду.

Женская сборная Беларуси по баскетболу 17 ноября уверенно стартовала в квалификации чемпионата Европы-2021. В Манчестере команда Натальи Трофимовой разнесла хозяек площадки сборную Великобритании 90:59.

При этом в белорусском коллективе отсутствовала один из многолетних лидеров Елена Левченко. По словам главного тренера Натальи Трофимовой, 36-летняя центровая, поигравшая в США, Литве, Испании, России, Турции, Польше, Словакии и Китае, не была вызвана из-за травмы, а на вопрос о том, не завершила ли баскетболистка выступления за националку, Трофимова сказала, что подобных заявлений от игрока не слышала.

Но, как оказалось, ситуация с отсутствием Левченко в сборной не такая уж простая. Елена ждала вызова в команду, была готова помочь коллективу, однако, по словам спортсменки, «федерация попользовалась ею и бросила».

– Сразу поясню, что со мной никто вообще не связывался [перед матчем с Великобританией], не интересовался, где я, что я, чем занимаюсь, какие у меня планы на будущее и в принципе, готова ли я приехать на сборы. Когда у человека [Трофимовой] спросили, закончила ли Елена выступления за сборную, она говорила, что ничего такого не слышала. Так как можно такое от меня услышать, если со мной ни федерация, ни главный тренер сборной не связывались?

Перед началом сборов я находилась в Минске, правда, никто об этом не знал. Планировала приехать в сборную. Но в последний момент узнала, что меня сняли со ставки национальной команды. Никто даже не предупреждал об этом! А у нас по закону за месяц до окончания контракта должны выслать письмо, в котором сообщается о нежелании продлевать контракт. Все понимаю, я за законы. Плюс есть же какие-то человеческие отношения. Я столько лет отдала сборной, всегда приезжала в команду. Лишь раз, на чемпионат Европы-2017, не смогла поехать. Мне реально нужно было подлечиться. Не известно, как потом бы сложилась моя карьера, если бы не взяла перерыв. Но люди этого не знают, начинают думать, предполагать, что я просто не захотела приезжать. Максим Владимирович [Рыженков, председатель Белорусской федерации баскетбола] говорил, что якобы из-за конфликта с главным тренером. Настолько примитивные вещи люди начали говорить, хотя, повторюсь, мне действительно нужна была пауза, чтобы подлечиться. Я и тогда, и сейчас планирую продолжать играть. Но меня [тогда] осудили, оговорили, даже сняли со ставки. С Максимом Владимировичем обсудили этот момент, нашли общий язык – меня вернули. Ситуацию отпустили. И вот сейчас снова…

Я все время говорю: неужели нельзя как-то по-человечески относиться ко мне? Неужели нельзя было позвонить, спросить, предупредить? Самое интересное то, как я узнала о том, что уже не на ставке [в национальной команде]. Была в Минске, ко мне подошел человек, который вообще не имеет никакого отношения к сборной и говорит, что ходят слухи, будто я уже не являюсь игроком национальной сборной. На что я ему отвечаю: «Честно, даже не знала об этом. Мне никто ничего не говорил».

Позвонила начальнику команды Александру Кудрявцеву, потому что нужно было выяснить кое-какие нюансы по прохождению медицинского осмотра. Слово за слово, и он мне заявляет: «Лена, вообще-то ты уже не на ставке. Тебе не нужно проходить никакой медосмотр». А можно было меня как-то предупредить об этом? Позвонить, прислать какую-то бумагу? Что тут можно комментировать… По-моему, все ясно.

Меня уже не первый раз так убирают из сборной. Обращаются со мной неуважительно. Считаю, я внесла какой-то вклад в белорусский баскетбол. Поиграла за океаном. И хотелось бы к себе хоть капельку человеческого уважения. А не так, что попользовались и выбросили.

Хотя, если взглянуть на то, как поступают со всеми людьми, со всеми игроками, которые были раньше в национальной сборной и добивались успехов на международном уровне... Мы все любим гордиться 11-м местом в рейтинге ФИБА. Это круто, престижно. Но давайте немного открутим время назад, и мы увидим, что этого мы достигли не за последние несколько лет. Это произошло намного раньше. И то, что сборная до сих пор находится на 11-м месте, меня, честно говоря, удивляет.

Нынешнее положение в рейтинге – это следствие чего? Раньше была настоящая команда. Это медицинский штаб, игроки, которые уже завершили карьеру или выступают за сборную до сих пор, тренерский штаб, о котором на сегодняшний день почему-то никто ничего не знает и не понимает, где люди. Давайте не забывать этих людей, хочется уважения.

Посмотрите, сейчас людей, которые были в той сборной, даже близко не подпускают к национальной команде. Начиная от Наташи Марченко, которая играла и закончила одной из первых. Где она сейчас? За Наташу нужно было хвататься, оставлять ее в федерации. Ольгу Подобед выше молодежных сборных не ставят, хотя она одна из первых начала тренировать. Возьмите Таню Троину, которая уехала [учиться] в Южную Корею. Первый год в Азии всегда тяжело, но она отучилась там [на специалиста в области менеджмента]. Плюс она училась еще в Америке. Почему такого человека не оставить в белорусском баскетболе, не привлечь в национальную сборную? Разве она не заслуживает быть, например, начальником команды? Кому, как не тем людям, которые внесли огромнейший вклад в развитие женского баскетбола Беларуси, оказывать уважение? А человек уезжает в другую страну и занимается совсем не спортивными вещами.

Да, были комментарии представителей федерации [баскетбола], [генеральный секретарь БФБ] Анастасия Маринина говорила, что Троиной якобы предлагали работу. Понимаете, если человек вам нужен, вы можете многое решить, помочь. Яркий пример – Анатолий Буяльский и Ирина Жилач. Ира изначально играла в сборной при Анатолии Сергеевиче, а потом стала начальником и менеджером команды. Буяльский поверил в Иру. Да, было непросто, были свои нюансы. Но посмотрите, на каком уровне она сейчас. Жилач прекрасно отработала в роли менеджера по организации соревнований по баскетболу 3х3 на Европейских играх в Минске. В человека в свое время поверили. И это приносит плоды.

Марина Кресс могла работать начальником сборной. Но ей сказали, что у нее недостаточно опыта. Понимаете? Много подобных нюансов.

Что касается лично меня, да, я не сыграла прошедшим летом на чемпионате Европы. Но вы понятия не имеете, сколько всего было проделано, чтобы успеть подготовиться. Может, в какой-то степени навредила своему организму, так хотела ускорить процесс восстановления. Очень тяжело перенесла тот факт, что в итоге не смогла помочь команде, хотелось пробиться еще на одну Олимпиаду, ведь, по сути, это был мой последний шанс попасть на Игры.

Накануне начала Евробаскета-2018 и после я на протяжении пары месяцев была в Минске, проходила лечение. Попросила федерацию о помощи, так как нужны были альтернативные мнения докторов. Маринина дала контакты литовских врачей. Но сколько я ни звонила, ни писала, никто мне так и не ответил. Также я Анастасии Владимировне предложила свою помощь во время пребывания в Минске, хотела, чтобы меня подключили к работе. Думала, может, проведу какие-то мастер-классы, беседы с детьми. Все равно же в Беларуси. И если не поехала на чемпионат Европы, то почему бы не помочь белорусскому баскетболу в другой роли. «Да-да, конечно», – отвечали мне. Но в итоге – ничего.

Была у меня идея социального проекта. Рассказала в федерации, попросила помощи реализовать задумку. Что за проект? В Беларуси сейчас активно развивается баскетбол 3х3, но на кольцах на дворовых площадках сетка со временем рассыпается, приходит в негодность. Предложила в Минске провести акцию и в тех местах, где это особенно необходимо, повесить металлические сетки, которые выдержат любые погодные условия.

Рассказала об идее в федерации, о том, что встречалась уже с людьми, мы определили площадки, где стоит заменить сетки. Марининой моя идея понравилась, она сказала, что поможет в реализации. К слову, я сама готова была все купить, за свои деньги. Но что вы думаете? Один-два звонка – и на этом все затихло, человек [Маринина] пропал.

Не знаю, почему так к нам относятся… Если взглянуть на сборные Литвы, Австралии, Турции, то можно увидеть, что в тех командах работают люди, которые приносили пользу баскетболу в качестве игроков. Пусть у них нет опыта на тренерской или административной должностях, но в них верят, им доверяют. Почему у нас так не делают?

– С девчонками, с которыми играли раньше в сборной, обсуждали эту тему? Что они думают?

– Нет, ни с кем не разговаривала. Да и, в принципе, ни с кем, кроме Кати [Снытиной], я не связываюсь, поэтому не знаю мнения других девчонок. Хотя все читали высказывания Насти Веремеенко. И ее мнение схоже с моим.

Ни Настя, ни я ничего не придумываем. Мы просто констатируем факты, говорим правду.

– Сильные люди способны объединиться и выступить против существующей системы. У вас нет такого желания?

– Если вы заметили, за последнее время я практически никому не давала интервью, ничего не говорила, нет меня в социальных сетях. Долгий период находилась в системе и наблюдала за всем изнутри. А сейчас рассказываю правду, то, что происходит на самом деле. Людей, которые добивались успехов, просто убирают. Президент говорит, что такие кадры нужно ценить, нужно доверять молодым профессионалам, и за счет этого будет прогресс в любой сфере. Почему такого нет в белорусском баскетболе? Каждый преследует свои цели. Или, действительно, некоторые боятся, что новые люди окажутся немного сильнее.

– Елена, может, у вас произошел конфликт с кем-нибудь из федерации или сборной?

– Самое интересное, что все думают, будто у меня конфликт или с руководством федерации, или с тренерами. Где и в чем он может быть? Он был бы возможен, если бы меня приглашали в сборную, а я бы постоянно отказывалась. Или [если бы я] в интервью говорила какие-то неприятные вещи, поливала грязью федерацию. Этого ничего нет! От этого еще удивительнее происходящее. Для меня настоящая честь выступать за сборную. Могу закрыть на многое глаза и приехать. Несмотря на трудности летела.

Помню, когда играла в Америке, у меня был перелет Сиэтл – Атланта – Сиэтл. Прилетела, был день, чтобы собраться и отправиться в Минск. Прибыла в Беларусь вечером, забрала форму и в пять утра никакая была в аэропорту. Через день у нас была игра с Китаем на чемпионате мира-2010. Огромная благодарность нашему бывшему доктору Ирине Ивановной Степановой, человеку действительно нужно сказать спасибо. Она столько раз меня ставила на ноги.

Представьте: сборная готовится стартовать на своем первом чемпионате мира, а я никакая. Степанова пришла в комнату, где я жила с Наташей Ануфриенко, пыталась меня поднять. Я же просто глаза не могла открыть, было реально тяжело. В итоге врач взяла за руки, помогла ей Наташа, и мы долго гуляли по улице. Я не понимала, который час, что происходит. Но Ирина Ивановна приложила все усилия и поставила меня на ноги. Я могла сказать, что плохо себя чувствую, могла не играть, но вышла, отыграла.

А сейчас видите, что происходит. Не понимаю, почему так поступают со мной. Хочется правды. Надоело просто. И обращаться со мной, как с какой-то тряпкой… Я тоже заслуживаю уважения.

– Что вы дальше намерены делать в этой ситуации?

– А что можно делать? В составе национальной сборной меня нет, ко мне не проявляют никакого интереса, не связываются со мной. Я продолжаю жить, занимаюсь своими делами. А что вы предлагаете делать? Воевать с ними? Ай. Может, в других странах меня оценят, если не ценят в Беларуси.

– Не вы первая среди белорусских спортсменов говорите, что проще добиться признания в других странах, а не на Родине.

– Понимаю это. Читаю интервью коллег, слышу истории, и становится грустно за спорт, за страну. Грустно, что какие-то интриги, личные отношения становятся на пути развития спорта. И я говорю не только о баскетболе. С этой системой нужно бороться, что-то делать. Хочется перемен. Пусть не для меня, не для моего поколения, а для будущего. Чтобы подобные ошибки не повторялись, чтобы люди не преследовали свои личные цели, а смотрели на вещи глубже и шире.

– В любом случае чувствуется, что у вас наболело.

– Не то что наболело. Я уже научилась на многие вещи смотреть по-другому. Но не уважать меня, что-то говорить – этого не позволю. Решила сказать правду.

– Что вы думаете по поводу своей будущей карьеры?

– Пока не собираюсь заканчивать. Просто пока взяла паузу, не играю. Может, после Нового года, посмотрим. Сейчас занимаюсь другими вещами. Надо же готовиться к жизни после карьеры, правильно?

– Чем хотите заниматься?

– Пока не могу сказать. Есть перспективы, какой-то бизнес, еще что-то. И так уж сложилось, что в Беларуси я, наверное, не нужна, поэтому будем думать. Кому-нибудь, но мой опыт пригодится.

– За сборной все равно следите?

– Конечно, тем более там остались некоторые девчонки, с которыми я играла. Это моя страна, команда выступает под флагом Беларуси, защищает честь государства. И я за сборную всегда буду переживать.

– Тогда поделитесь своими мыслями по поводу старта команды в отборе на ЧЕ-2021.

– Победа – это, конечно, всегда приятно. Поздравляю девчонок с хорошей игрой. Удивила сборная Великобритании, баскетболистки были какие-то уставшие. Впрочем, белоруски показали хороший баскетбол. И самое главное – команда попала в нужное русло тогда, когда нужно. За счет драйва, энергии все пошло, игра понеслась. Плюс рост нас всегда спасал. В этот раз высокие нападающие сделали свое дело. Девчонки – молодцы, поздравляю их. Думаю, не будет у них проблем и в матче с польками. Должен быть хороший уверенный выход из группы и попадание на чемпионат Европы.

– Жалко лишь, что самой не удается помочь команде…

– Это уже не от меня зависит, тут ничего не могу сделать. Раз такое решение приняла федерация и главный тренер… Скорее всего, главный тренер. Правда, не знаю почему. Вместе играли столько лет. Может, так надо человеку.

P.S. Мы пробовали связаться для оперативного комментария с Белорусской федерацией баскетбола, однако там сообщили, что генеральный секретарь Анастасия Маринина находится в отпуске (ее телефон недоступен). В отделе национальных команд говорить от имени БФБ отказались.

Фото: naviny.by, fiba.com

Другие посты блога

Все посты