Tribuna/Хоккей/Блоги/Контора пишет/Для разговоров о политике надо созреть, белорусский – лучший в мире язык. Главный у гребцов – о громких словах Махневой и Литвинчук

Для разговоров о политике надо созреть, белорусский – лучший в мире язык. Главный у гребцов – о громких словах Махневой и Литвинчук

Резкая и четкая позиция Владимира Шантаровича.

Автор — Дмитрий Руто
11 июня 2020, 07:04
17
Для разговоров о политике надо созреть, белорусский – лучший в мире язык. Главный у гребцов – о громких словах Махневой и Литвинчук

Владимир Шантарович не согласен с подопечными.

Мировая гребля сейчас на паузе из-за коронавируса. Международные соревнования отменены на неопределенный срок, Олимпиада в Токио перенесена на 2021 год. Однако белорусские гребцы не дают о себе забыть даже в нынешней ситуации. Правда, пока не спортивными достижениями, а мощными (но неоднозначными) высказываниями, которые вызывают общественный резонанс.

Бронзовый призер Олимпиады-2016, многократная чемпионка мира и Европы байдарочница Маргарита Махнева недавно призналась, что не понимает, зачем нужен белорусский язык, раз все мы говорим на русском. Коллега Махневой – двукратный призер Игр в Лондоне и Рио байдарочница Марина Литвинчук – на своей странице в Instagram раскритиковала тех, кто собирает подписи за альтернативных кандидатов, назвав происходящее на пикетах шоу, спектаклем и раскачиванием толпы.

Мнения девушек вызвали неоднозначную реакцию. Например, тайбоксер Виталий Гурков категорически с ними не согласен.

Обсудить с «Трибуной» высказывания подопечных согласился главный тренер сборной Беларуси по гребле на байдарках и каноэ Владимир Шантарович. Также он рассказал, как на одной из лучших команд страны скажется перенос Олимпиады в Токио с 2020-го на 2021-й год.

– Немного отвлекся от нашего разговора, потому что пришли врачи, хотят проверить на коронавирус. У нас эта процедура уже не первый раз. Как прилетели из Турции в конце марта, сейчас нас проверят третий раз. И, к счастью, все хорошо, никаких проблем. Мы сами в команде за этим внимательно следим, соблюдаем жесткий карантин, да и тренировочный процессе, отдых тоже проходит в особенном режиме. Например, те же обеды нам привозят на базу в Мозыре. А если в магазин нужно выйти, то ребята идут поздно вечером, когда на улице нет людей или их очень мало.

Когда мы прилетели из Турции, сразу же прошли тесты в аэропорту – все хорошо. На базе неделю вообще никуда не выходили, были на изоляции. Потом потихонечку начали выходить, гулять. Врачи приехали, взяли все анализы, проверили. И вот сейчас должны взять третий раз.

– Коронавирус повлиял на мировой спорт, в том числе греблю. В феврале вы строили планы по завоеванию медалей на Олимпиаде-2020, но потом пришлось менять все графики, тренировочные процессы.

– Сначала, признаюсь честно, была грусть из-за того, что Игры перенесли. Тем более это, по сути, вторая Олимпиада, которая у нас срывается. Вы же все прекрасно помните, что случилось у нас с Играми в Рио [мужскую сборную Беларуси отстранили от соревнований из-за подозрений в применении допинга, решение Беларуси удалось доказать свою невиновность, но уже после Олимпиады – Tribuna.com]. Мы думали, размышляли, почему так все происходит. Но потом поняли и решили, что здоровье спортсменов, всех людей – это все-таки основа основ. И приходится мириться. Начали работать, тренироваться, немного перестроились, понимая, что, может быть, первые в этом году международные соревнования пройдут в конце сентября. Не буду раскрывать секретов, но могу сказать, что с нынешней ситуацией мы разобрались, то есть составили специальный режим тренировок, силовой работы.

А еще хочу сказать, что за тот год, на который перенесли Олимпиаду, наша молодежь повзрослеет. И тот медальный план, который мы для себя определили, мы должны выполнить. Может, что-то новое появится в плане подготовки. Но в любом случае медали в битве мы постараемся заработать. В серьезной битве. Тем более наши молодые спортсмены стали сильнее, они более профессионально относятся к своей работе. Они стали более мотивированными на результат.

Хотя, признаюсь, до сих пор у нас в команде ходят разные мысли. Например, вдруг снова Олимпиаду не проведут, вакцину к этому времени не придумают. Или еще что-нибудь произойдет. Но ничего, жизнь на этом не заканчивается – будем работать.

– Сколько медалей команда планирует взять на Олимпиаде?

– Три медали. И, откровенно, никто нам их в клюве не принесет. Мы будем биться и завоевывать.

– Естественно, медали золотые?

– Нет, не естественно. Нужно учитывать условия в Токио. Специального канала нет, соревноваться гребцы будут в порту. То есть на время заездов перекрывают порт, делают дорожки – и вот в таких условиях гребцы будут гонять. Ветер будет боковой, с океана. Все мы знаем и понимаем, что нужно быть воинами, чтобы завоевать медали. Спортсмены должны быть воинами, я считаю.

Знаете, есть стадо, где все одинаковые. А мне нравится, когда люди объединены в стаю, с вожаком. И этим людям никакие преграды не страшны. Вожак постареет – придет новый, сильный. Это называется преемственностью.

***

– Пока Олимпиада перенесена, пока многие виды спорта в Беларуси поставлены на паузу, на первый план постепенно вышла предвыборная гонка кандидатов в президенты.

– Честно, даже не хочется сейчас на эту тему рассуждать.

– Тогда прокомментируйте, пожалуйста, недавнее высказывание гребчихи Марины Литвинчук, заявившей, что сборы подписей за кандидатов в президенты – это шоу, спектакль.

– Я вам откровенно скажу, что для меня такие слова неприемлемы. Я не считаю, что это шоу. Мне вообще кажется, что для подобных разговоров, для того, чтобы высказывать такую точку зрения, люди должны созревать. Не просто пустоту молоть, как у нас часто делается. Если человек что-то говорит, значит, у него есть какой-то жизненный опыт, взгляды на ту или иную ситуацию должны быть. Мне уже скоро 70, я многое прошел, многое понимаю. Знаю, какой страна была в 90-е, вижу, какая она сейчас. Но сегодня мы не должны замыкаться в своем кружочке, а нужно жить, смотреть на соседей и развиваться.

Я прекрасно понимаю, что сегодня идет предвыборная кампания, за голоса все «дерутся», отстаивают какую-то позицию. Но я пока ни от кого ничего не услышал. Вот мое понимание. Признаюсь, мне импонирует, когда идет сбор подписей, вся эта кампания. Но импонирует, когда нет никаких перегибов. Может, это все должно было происходить с танцами, плясками. Не знаю.

Есть ребята, которые мне импонируют. Имею в виду тех, за кого ставят люди подписи. Но, повторюсь, какая программа у них, я пока не знаю. Вы же должны что-то говорить. Поэтому давайте подождем неделю-две, когда закончатся все подписные дела. И тогда посмотрим, что эти люди будут предлагать народу, белорусам. Пока же я ни-че-го серьезного не увидел.

– В середине мая вы говорили, что вам интересен Валерию Цепкало.

– Мне нравятся его какие-то высказывания. У него программы пока нет, ее я не увидел, но позиция Цепкало была очень интересная. Мне понравились его взгляды и подходы к определенным моментам. О них он говорил в разных интервью. Но пока ничего конкретного у Цепкало все равно не увидел. Например, кто будет решать существующие проблемы? Он говорит, что за пять лет будет выполнена какая-то социально-экономическая программа. А как и кем? Вот это хотелось бы услышать. Пока ничего не слышал, вот и все.

Но в настоящий момент идет не то, что разминка, а какая-то пристрелка. Никто еще толком ничего не сказал. А о той же Анне Конопацкой ничего фактически не слышно.

– Недавно она резко высказывалась о Викторе Бабарико, заявив, что он в случае победы «продаст независимость страны».

– Я все слышал, все знаю. Это на вид я тренер, но на самом деле все читаю, все понимаю, что происходит в стране. И мне даже это иногда интересно. Но, считаю, прежде, чем что-то сказать, нужно обязательно подумать. Если бы люди в мире говорили только то, что знают и понимают, у нас бы была настоящая тишина.

– Если вернуться к Марине Литвинчук, стоит отметить, что ее никто не провоцировал на такие высказывания, она выразила свою точку зрения на странице в Instagram.

– Еще раз скажу: Марина – девчонка молодая, и ее позиция – это мнение 30-летнего человека. Я в 30 лет тоже шашкой рубил. В 40 у меня были другие взгляды, в 50 – другие, в 60 лет – иные. Я расту и понимаю, что ко всему нужно прислушиваться. Думаю, позиция Марины не принципиальная. У каждого, уверен, наболело. И нужно людям дать высказаться. Не только на кухнях. Пусть высказываются, но не переходя законодательные грани.

Со словами Марины, повторюсь, я не соглашусь. Сбор подписей – это не шоу. Это возможность людям высказать свое мнение. Люди зарегистрировались официально, принимают участие в президентской гонке, белорусы оставляют за них свои подписи. И это должно быть, это культура избирательного процесса, бытия.

***

– Много шуму наделали и высказывания Маргариты Махневой, которая заявила, в частности, что белорусский язык никому не нужен.

– А я считаю, что белорусский – это наш исконный язык. Слова Маргариты – это исключительно ее понимание, ее видение. А Махневой еще и 30 нет. Знаете, когда я за границей появляюсь в какой-нибудь компании, на какой-нибудь вечеринке и пою «Белый аист летит над Полесьем», меня все слушают. Понимаете? А сколько я по миру развез белорусских книг, разных энциклопедий. И все – на белорусском языке с переводом на английский. И все в восторге. Да лучшего языка нет в мире, как мне кажется.

Может, я не могу высказываться на белорусском, но много читаю, он мне очень интересен. Он наш, родной. Неужели мы этого не понимаем?

– Но вы видите, какой резонанс вызвали слова Махневой.

– Еще раз повторю: если бы все говорили только о том, в чем разбираются, что знают, в мире была бы тишина. А так молотят и молотят. Любой человек, считаю, должен отвечать за свои слова. В случае же Махневой, наверное, произошла игра слов. Может, она так на самом деле не думает, просто произошла игра слов. И, скорее всего, Маргарита не ждала такого резонанса. А так, повторю, белорусский язык – он наш, национальный. И у него такие же права, как у русского. Мы не должны этот язык забывать. Если забудем, загубим страну.

– Вы видели, как на эти слова отреагировал тайбоксер Виталий Гурков?

– Да, читал. Не скажу, что полностью его поддерживаю, но если он о языке думает так, как я, то это просто замечательно. Мы с Гурковым понимаем друг друга. Язык – это основа основ.

– Его слова о том, что капли, падающие на темечко, влияют на работу головного мозга, не оскорбляют семью гребцов?

– Думаю, Виталий был на каких-то эмоциях. Может, пришел с тренировки, прочитал высказывания в интернете, его это задело. Вот он и решил высказаться. Гурков – это воспитанный парень, я ему недавно давал интервью на СТВ. Это грамотный молодой человек, патриот. Все говорят, что он рисуется. Да не рисуется, поверьте мне! Он и есть такой на самом деле – патриот своей страны. И он не уезжает отсюда, как и я.

– Вам в Беларуси комфортно?

– Абсолютно. И работать, и жить. Я не надеюсь, что мне кто-то что-то принесет. Никогда не надеялся. Я сам работаю, иду впереди планеты всей и считаю, что если сам ничего не сделаю, ничего не добьюсь. Остается только выходить и побеждать. Побеждают и Махнева, и Литвинчук. Такие спортсмены – это штучный материал. Может, девчонки где-то немного заблудились [в своих высказываниях], но, в целом, все по-прежнему: гимн звучит, за сердце держатся, слезы капают. Все нормально.

***

– В середине мая вы говорили, что на 70-80 процентов определились, за кого будете голосовать – за нынешнего президента. Спустя месяц эти цифры выросли?

– Они остались на прежнем уровне. Я хочу послушать всех.

– То есть вы не категорически за действующую власть?

– Категоричность – признак инфантилизма. В стране все должно быть именно так, как лучше. Лучше не для «народишка», а для народа. Вот с этим и нужно идти. Я хочу послушать всех.

– Вы можете представить, что на предстоящих выборах победит не Лукашенко?

– Давайте мы с вами вернемся к этой теме после того, как кандидаты в президенты озвучат свои программы. Надо всех послушать.

– И последнее. Как вы относитесь к тому, что людей, ставящих подписи за Светлану Тихановскую, арестовывают?

– Слушайте, не знаю, не видел, как это все происходило. Но я считаю, что если произошло нарушение законодательства, то нужно реагировать должным образом. Порядок должен быть, в том числе на этих пикетах. Законодательно людям разрешили их проводить, но если происходят какие-то стычки, значит, кто-то где-то недосмотрел. А этого быть не должно.

Другие посты блога

Все посты