Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/«Не хочу быть молчаливым пособником». Первый человек из сборной Беларуси по футболу, кто смело говорит

«Не хочу быть молчаливым пособником». Первый человек из сборной Беларуси по футболу, кто смело говорит

Интервью тренера-массажиста, открыто выступающего за перемены.

Автор — Дмитрий Руто
4 сентября 2020, 12:08
1
«Не хочу быть молчаливым пособником». Первый человек из сборной Беларуси по футболу, кто смело говорит

Интервью тренера-массажиста, открыто выступающего за перемены.

Белорусские спортсмены все активнее высказываются о происходящих в Беларуси событиях. Но вот отечественные футболисты в большинстве своем предпочитают сохранять молчание. Лишь пара игроков решились на какие-то заявления, впрочем, весьма сдержанные. Например, Станислав Драгун высказался в своем инстаграме, не смолчали Денис Щербицкий, Егор Филипенко, Николай Януш. Показали свою смелость «Крумкачы». Но в целом футболисты избегают каких-либо комментариев не по игре.

Что уж говорить про АБФФ. Федерация удивительным образом перестроилась на ходу: перед выборами поддерживала Лукашенко, а сейчас заявляет, что спорт – вне политики.

Хотя глава АБФФ Владимир Базанов принял участие в провластном велопробеге и твердо заявил о том, что верит в 80 процентов, которые набрал Лукашенко.

Нежелание игроков сборной Беларуси говорить о политике в эти дни можно объяснить тем, что команда готовится к старту во втором розыгрыше Лиги наций. В пятницу коллектив Михаила Мархеля встречается с албанцами. Но даже в такой ситуации в национальной команде нашелся человек, который все-таки согласился изложить свою точку зрения. Тренер-массажист Виктор Булат, в свое время работавший в БАТЭ, устал молчать и дал эмоциональное интервью «Трибуне», в котором среди прочего объяснил, почему молчат футболисты.

– Как ты знаешь, жизнь моя со спортом связана уже очень много лет, еще с советского периода (был профессиональным легкоатлетом, в 1996 году в составе сборной Беларуси ездил на Олимпиаду в Атланту как толкатель ядра – Tribuna.com). Вот уже больше 10 лет вхожу в медицинский штаб национальной сборной по футболу. Много времени все эти годы проводил с детскими, юношескими командами. В связи с коронавирусом работа в сборной была поставлена на паузу. Но сейчас, вернувшись в коллектив, не нахожу себе места. Ситуация в Беларуси такая, что невозможно быть безразличным. Не знаю, как можно не обращать внимания и оставаться равнодушным по отношению к тому хаосу, беспорядку и всяческим нарушениям прав человека, которые мы видим в Беларуси. Да, сегодня будет матч с Албанией, но, пойми, не могу оставить без внимания вопрос, который беспокоит многих белорусов, не могу молчать и не высказать свою точку зрению относительно нынешних событий.

Уже несколько дней в голове у меня вертится цитата великого православного деятеля, Патриарха Сербского Павла (умер 15 ноября 2009 года – Tribuna.com). Так вот он сказал: «Человек не выбирает, где он рождается, в какое время, в каком обществе и кто его родители. Единственное, что он выбирает, это быть ему человеком или быть нелюдем». Глядя на всю сегодняшнюю ситуацию в Беларуси со стороны, мне не хочется быть или стать молчаливым пособником всего того, что происходит. Я очень хочу встать на защиту тех людей, которые пострадали, которых уже нет, которые избиты, получали тяжелые физические и душевные травмы. На защиту тех людей, которые продолжают получать эти травмы сейчас. У меня одно желание – сказать, что такого в нашей стране, в нашем государстве не должно происходить.

А еще хочу обратиться к людям, к болельщикам, пусть спорт сейчас отходит на второй план. Поймите, у нас в команде небезразличные люди, но ситуация такова, что для того, чтобы что-то сказать, нужно не хорошо играть в футбол или быть хорошим тренером, а нужно иметь что-то в душе.

– Смелость?

– Снова бы обратился к цитате Патриарха Сербского Павла. Всем нужно определиться, кто они, и приложить максимум усилий для того, чтобы беспредел закончился. Болельщики, белорусы, прошу вас не отказываться от нас, спортсменов, от тех, кто сомневается, боится. Все они так же переживают, они тоже хотят спокойно водить детей в школу, без стыда выходить на улицу и смотреть в глаза своим болельщикам, гражданам, которых исключительное большинство.

– Не стоит сейчас обвинять в трусости спортсменов, которые молчат?

– Нашим ребятам, мне кажется, нужно чуть больше времени, чтобы сказать о своей точке зрения во всеуслышание. Для этого им нужна поддержка и помощь болельщиков.

Хочу еще добавить, что, откровенно, сейчас я очень сочувствую тем людям, которые работают против своего народа в масках, выходят против мирных людей с оружием. Я таким [в масках] глубоко сочувствую, потому что то безумие, которое творится у них в душе и сердце, ляжет очень тяжелым и, наверное, нестираемым грузом на их дальнейшую жизнь, дальнейшее существование. И не только на их жизнь, но и на жизнь родственников, детей и близких.

Это личное дело каждого – говорить свое мнение или молчать. Но, повторюсь, я не хочу быть молчаливым пособником и просто наблюдать за тем, что происходит. Даже сейчас я делаю свою работу с мыслями о тех людях, которые пострадали, с мыслями о женщинах, которые выходят на улицы и борются за мирную и счастливую жизнь для их детей. Думаю о тех студентах и детях, которые оказались намного смелее некоторых взрослых. Конечно, тяжело работать в команде с такими мыслями, но только труд и помощь другим людям спасают от этой всей ситуации.

– Вы говорите, что сочувствуете людям в масках. Но как можно им сочувствовать после тех зверств, что они совершили с мирными гражданами, после того, как убивали безоружных белорусов?

– Ты знаешь, что меня еще спасает,- книги и рассуждения выдающегося человека, Далай-ламы. Когда в 1959 году коммунисты КНР захватили Тибет, Далай-лама, молодой еще тогда, 16-летний, увел основную часть монахов из Тибета, там осталось человек 120 во главе со страшим монахом. Их пленили и подвергли неимоверным пыткам и каторжным работам, которые длились 18 лет. Они работали босиком при 18-градусном морозе, монахов морили голодом так, что даже когда один из них хотел съесть своего умершего товарища, он не смог этого сделать – труп был настолько замерзшим. Из 120 человек в живых осталось около 20. У одного из монахов потом спросили, что ему помогло выжить в той ситуации. Он ответил, что сострадание к его мучителям и палачам. То есть самое главное для сохранения себя и человеческой души – это сохранение человеколюбия и сердечности. Наш народ проявил всю свою любовь и человечность по отношению друг к другу, все свое миролюбие. Не надо пачкать свою душу мщением, всякими негативными мыслями, вещами, которыми запачкали свои души те, кто этим как раз и занимается. Я уверен, что теми, кто творил и творит беспредел на улицах, должны заняться юридические органы, которые все и решат, вынесут справедливое наказание.

– В отношении мирных граждан заведен не один десяток уголовных и административных дел, а в отношении силовиков – ни одного. Вы верите в то, что при нынешней власти, нынешнем режиме возможен суд над теми, кто издевался над гражданами?

– Конечно, верю. Люди должны понести наказания, ответить за все свои поступки и злодеяния по Конституции и уголовному кодексу.

– Вы понимаете, что двигало людьми в масках, которые выполняли преступные приказы?

– Данный вопрос нужно и хотелось бы задать именно тем, кто все это и делал. Но я уверен в одном: никакого человеческого объяснения того, как можно выполнять преступные приказы, направленные против своего же народа, не найти.

А еще я уверен в том, что если ты все годы, что был у власти, делал добро людям, работал для народа, старался принести ему только благо, тебе не придется от него защищаться с помощью оружия, да и на тебя никто никогда не поднимет руку, а будет благодарен всю жизнь.

– Как вы смотрите на ситуацию, в которой оказались футболисту клуба «Крумкачы» Павел Рассолько и Сергей Козека?

– А для меня нет разницы, кто пострадал – студент, рабочий, обычный прохожий или футболист. Людей надо защищать, а не применять против них такие силовые меры воздействия. Пойми, мы наблюдаем, как в Беларуси все базовые конституционные нормы, законы, наши обычные человечески права банально уничтожаются. Причем уничтожаются именно силовыми методами. А такие способы воздействия друг на друга в человеческих отношениях просто недопустимы.

***

– Как думаете, почему белорусы перестали бояться и до сих пор выходят на акции?

– Потому что страх делает из человека нечеловека. А наши люди, белорусы, это самый человечный народ мира. И все свои требования наши граждане выражают исключительно мирным путем, мирными демонстрациями, шествиями и песнопениями. А боятся именно те, кто прячется от простых людей за масками, те, кто наставляет на мирных граждан оружие. Вот они как раз и боятся больше всего.

– Таких масштабных акций, маршей в Беларуси никогда не было.

– Чтобы познать любовь, счастье, нужно познать горе, страдание и всякие невзгоды. И то, что случилось с нашими людьми после выборов, происходит сейчас, все процессы имеют свои невзгоды, страдания и переживания. Опустившись на этот уровень, мы стали ценить самое главное – щедрость, доброту, милосердие, взаимопомощь, сочувствие и любовь друг к другу, без которой людей нет.

– Сейчас много примеров того, как люди помогают друг другу, отбивают от силовиков. А девушки окружают парней и не дают омоновцам их задержать.

– Это как раз в продолжение моей мысли. Человек, обладающий душой, какими-то искренними качествами и чувствами, не может пройти мимо страданий другого человека. Насилие, издевательства, избиения нормальный человек будет переносить так, будто это происходит с ним самим.

– Как оказалось, нормальных людей в Беларуси огромное количество.

– А я никогда и не сомневался в этом. Просто такие люди открылись, и они продолжат открываться все больше и больше.

– Как вы относитесь к людям, которые все-таки выходят из системы? Силовики покидают свои посты, работники госСМИ уходят с телеканалов и газет.

– Замечательно отношусь к таким людям. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. И я не считаю, что в таких случаях нужно говорить о каком-то «переобувании», когда запахло жаренным. Я очень рад за этих людей, рад, что таких благоразумных людей все больше и больше, потому что они смогут спать со спокойной совестью, жить и смотреть остальным людям в глаза. Рад, что эти люди нашли в себе смелость сделать такой шаг.

– Сейчас многие спортсмены открыто высказывают свою позицию, подписывают коллективное письмо, выходят на марши. Спортивное общество активно меняется и становится смелее?

– Не важно, олимпийский ты чемпион, министр или учитель. Профессия здесь не играет абсолютно никакой роли. Главное – человек ты или нет. Я рад, что среди спортсменов есть люди, это прекрасно. Я и сам подписал открытое письмо. И с требованиями, выдвинутыми в этом обращении, полностью согласен.

– Насколько знаю, вы сами ходили на марши, на акции.

– Конечно. Когда находился в Минске в окружении 200-тысячного движения людей, отчетливо ощущал единение чистоты, радости, хотелось купаться в той положительной энергетике, которая шла от всех людей.

– Согласны, что сейчас в свете всей жестокости силовиков тема фальсификации выборов отошла на второй план?

– Нет, не соглашусь. Тут все важно, все находится на первом плане и ничего забывать и разграничивать нельзя.

– По-вашему, когда и чем все происходящее закончится?

– Точно не смогу ответить на этот вопрос. Нам просто остается держаться, помогать друг другу, поддерживать один одного и, конечно, верить. И, уверен, чем больше людей объединится, тем быстрее все эти изменения произойдут.

Фото: rbc.ru, osnmedia.ru, vk.com

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты