Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/Две недели работы, в обоих «Динамо» знали о ролике, но никто не вписался. Как белфутбол заговорил о ситуации в стране

Две недели работы, в обоих «Динамо» знали о ролике, но никто не вписался. Как белфутбол заговорил о ситуации в стране

Сами герои ролика открыто о своем участии не рассказывают.

Автор — Дмитрий Руто
15 сентября 2020, 06:42
21
Две недели работы, в обоих «Динамо» знали о ролике, но никто не вписался. Как белфутбол заговорил о ситуации в стране

Игроки готовы к последствиям и избегают комментариев.

События, разворачивающиеся в Беларуси уже второй месяц после президентских выборов, не оставляют равнодушными никого. Активно выражают свою гражданскую позицию – говорят про жестокость силовиков и массовые фальсификации – в том числе белорусские спортсмены, тренеры и различные функционеры. Открытое письмо спортивной общественности продолжает набирать подписи – на данный момент их число перевалило за 500. Действующие и уже закончившие активную карьеру атлеты выходят на воскресные марши. Правда, есть и прослойка спортсменов, которые предпочитают хранить молчание и жить как ни в чем ни бывало. К ней относятся белорусские хоккеисты, в частности, игроки минского «Динамо». Болельщики ждут от «зубров» хоть какого-то проявления солидарности с большей частью населения страны, но в ответ – лишь слова поддержки политике Александра Лукашенко от уже бывшего гендира «зубров», в ныне главы ФХБ Дмитрия Баскова.

До недавнего времени в число молчунов входили отечественные футболисты. Редкие случаи, когда игроки упоминали события в Беларуси, встречались, однако в большинстве своем они предпочитали не выносить свои суждения в прессу. Правда, выражали свою солидарность другим способом – надевали белые браслеты на матчи, показывали знак V и сжатый кулак после забитых голов. И это изрядно нервировало боссов АБФФ, которые даже пытались запретить такие жесты в отечественном чемпионате.

Казалось, чемпионат Беларуси так и останется «немым», однако 12 сентября в сети появился ролик, в котором несколько игроков различных лиг ЧБ открыто осудили насилие силовиков и призвали к мирному разрешению конфликта. К их словам присоединились еще несколько десятков коллег, фамилии которых перечислены в завершающей части ролика. Всего – около сотни заявивших позицию.

Позже к ним присоединились некоторые игроки «Шахтера», записавшие отдельный ролик.

«Трибуна» узнала, как вообще родилась идея сделать такое видеообращение, кто выступил его инициатором, как проходили съемки и грозят ли санкции тем футболистам, выразившим гражданскую позицию.

«Оплату студий в большинстве своем покрыли футболисты»

Снимала ролик Александра Никитушкина – уже бывший пресс-секретарь «Сморгони», которую вы можете знать по блогу на «Трибуне» «Нежно о футболе». Девушка, работающая сейчас маркетологом в одном из образовательных центров Минска, рассказала о некоторых деталях создания видео.

– В принципе, первоначальная идея была не моя. Совсем недавно один из футболистов первой лиги дал интервью «Трибуне», где рассказал о том, как их сгоняли на митинг в поддержку Александра Лукашенко.

В итоге парни решили, что хотят записать видеообращение, в котором выразят свою позицию относительно событий в Беларуси. Один из игроков позвонил мне, попросил помочь в съемках. Безусловно, я сразу согласилась – идея ведь отличная. Создали чатик, куда вошли игроки первой лиги. Чат постепенно пополнялся новыми людьми, ребята звали своих друзей. Потом я решила позвонить своему другу, который играет в высшей лиге. И узнала, что, оказывается, футболисты «вышки» тоже скооперировались и думают над аналогичной идеей. Через два дня мы объединились. Набралось около 60 человек и количество продолжало расти. И все хотели сниматься. Тогда стало понятно, что первоначальная идея видео, где говорит абсолютно каждый, уже не подходит. Сотня – это много. С ребятами обсудили все моменты, решили, что сделаем одно главное видео плюс дополнительные: по 10-15 человек в ролике по аналогии с серией работ «no to racism».

Еще хочу сказать, что текст написал один из участников. Может, какие-то фразы я вырезала, когда монтировала, но минимально. Автор текста проявлял инициативу: собирал людей, сам назначал, кто и что будет говорить. Он большой молодец.

Съемки проходили в Гомеле, Слониме и Сморгони. Два дня снимали в Минске. Это те города, где записаться хотело много людей. Пришлось повозить по стране большой рюкзак с десятью килограммами техники. Остальные игроки записывали видео самостоятельно. Интересный эпизод случился в Слониме. Пара, которая нам помогла с организацией помещения, узнала, что мы собираемся делать, и в итоге сказала, что не будет брать денег. Они очень сильно поддерживают футболистов, рады, что игроки решили высказаться. И несмотря на то, что раньше не интересовались футболом, сказали, что в субботу придут поддержать «Слоним». И действительно, эта пара сходила на матч [с «Нафтаном»], присылала потом фотографии. Кстати, эти люди помогли мне еще в одном моменте. Съемки в Слониме затянулись – я опаздывала на единственный поезд в Минск. Но меня подвезли на машине, да еще яблок с собой дали. Белорусы невероятные!

Футболисты «Слонима»

– Как так получилось, что сначала вышло видео на две с небольшим минуты, а потом появилось полная версия, на три минуты?

– На самом деле сразу вышли два ролика. Короткий и длинный – они были созданы одновременно. Но в длинном уже после публикации заметили ошибку: в концовке обращения двух футболистов повторялись. Через какое-то время мне указали на это, я перезалила ролик, а неправильный вариант удалила.

Как уже сказала, изначально планировалось смонтировать короткую версию, а к ней – дополнения. В процессе решили все-таки сделать и полную. Но я сразу говорила, что дополнения создаются для того, чтобы желающие присоединиться досылали свои части. Как, например, получилось с «Шахтером». Уверена, будут и новые футболисты.

– Сколько времени заняла работа над роликом?

– В сумме две недели. Какое-то время ушло на организацию и планирование дней. В прошлую пятницу провели первые съемки в Гомеле. Плюс постоянно была на связи с теми, кто снимался сам. Я отправляла игрокам подробную инструкцию, как и что нужно сделать, в каком разрешении, на каком фоне, какие фразы нужно произносить. И, кстати, ребята из одного клуба предложили говорить на белорусском – у них возникло такое желание. Ребята инициативные.

– Если в Слониме оплату за студию не взяли, как было в остальных городах?

– Оплата была, но в большинстве своем ее покрыли сами футболисты. Даже дорогу до того или иного города мне иногда оплачивали. Хочу всем сказать большое спасибо.

– Были футболисты, которые сначала записались, а потом попросили их вырезать?

– Давай это оставлю без комментариев.

– Перед интервью ты говорила, что к тебе уже обратились с просьбой люди, желающие перевести ролик на английский.

– Да, связались представители одной организации, попросили прислать список футболистов на английском языке. Они хотят сделать переводы на шесть языков, а потом распространить по международным СМИ. Но, в принципе, видео и так уже разошлось по сети. Его многие посмотрели и в России, и в Украине.

Хочу добавить: вы можете присоединиться в любой момент. То, что вышло видео, не значит, что остальные не имеют права высказаться. Наоборот. Более того, могу сказать, что мы готовим еще несколько роликов.

«Мы высказали свою позицию, а не клуба»

Естественно, хотелось бы узнать о том, как создавался видеоролик, у самих участников акции, – у игроков, которые не побоялись заявить о своей позиции. Вот только в открытую говорить об акции никто не хочет, так как «может, будут какие-то последствия за видео, а тут еще и комментарии раздаем». Тем не менее «Трибуне» удалось поговорить с несколькими героями видео на условиях анонимности.

– Футболисты всегда между собой общаются, обсуждают не только футбол, не только спорт, – рассказал один из собеседников. – Была создана группа в сети, туда вступили многие игроки, можно сказать, желающие высказаться оказались в одной компании. Один человек придумал текст, мы его обсудили и решили, кто какие слова будет произносить. Кто в какие дни мог, записался, высказался. И получилось такое видеообращение.

– Легко ли было подбить футболистов на такой поступок?

– На самом деле были разные мнения. Некоторые боялись последствий, некоторые сразу отказывались. Скажу честно, многие ребята волновались, думали, что им потом будет за такое выступление. Но игроков понять можно. Не скажу, что были равнодушные люди, все хотели внести свою лепту, но имелся у ребят страх за последствия. Тем не менее никто никого не уговаривал, не заставлял. Кто захотел – тот высказался. Кто не хотел по каким-то причинам – его не заставляли. Вы же понимаете, что такие поступки должны совершаться искренне и добровольно.

– Вы сами боялись за последствия?

– Я за другие последствия боюсь. За те, которые совершенно не касаются видео и футбола в принципе.

Обращает на себя внимание тот факт, что к видеозаявлению не присоединился никто из игроков минского и брестского «Динамо». По словам полузащитника Бреста Павла Савицкого, он не знал об инициативе, а так обязательно бы поучаствовал. Как удалось узнать «Трибуне», некоторые футболисты Бреста были в курсе, что ролик создается, как и некоторые футболисты минского «Динамо». Кто-то знал, но побоялся последствий, но кто-то оставался в неведении, потому что информация по командам не распространилась. Зато после поединка в субботу «бело-голубые» выразили свою солидарность, подойдя к пустому фан-сектору, на котором были размещены два баннера в память о погибших фанатах клуба.

– Честно, не знаю, почему Паша Савицкий так говорит, хотя, может, он действительно не знал, – рассказал «Трибуне» еще один участник ролика. – У нас была создана группа, туда приглашались многие футболисты. И для меня загадка, почему в ролике не оказалось парней из Бреста. Я точно знаю людей из команды, которым об идее сообщали. Но, наверное, они никому из своих не сказали.

Наш посыл, по-моему, абсолютно нормальный. Как можно оставаться равнодушным и смотреть на то, как на улицах людей, женщин бьют палками? Все это видят, и не высказать свое мнение по данному поводу – просто стыдно. Если ты считаешь себя человеком, ты точно будешь против всей ерунды, которой занимаются силовики.

–  Знаете, почему в записи видеообращения не приняли участие игроки минского «Динамо»?

– Игроки рискуют, они прекрасно осознают последствия, думаю, со стороны руководства клуба на футболистов оказывается давление. А на руководителей «Динамо», соответственно, давят из федерации. По моей информации, несколько игроков минского «Динамо» знало об инициативе.

– Но, в целом, поступок футболистов – это желание адекватных людей выразить свое отношение к происходящему.

– Абсолютно точно. Мы просто хотим, чтобы все это прекратилось. Страшно сказать, игроки идут с тренировки, а попадают в тюрьму, их избивают. Я уже боюсь за свою семью, сам боюсь выйти на улицу. Это что, нормально? Конечно, нет. Надо прекращать. Мы только за то, чтобы все было спокойно. Никто никому не угрожает, с вилами не идет на Дом правительства, и не надо людей бить. Особенно женщин и несовершеннолетних. Просто противно за этим наблюдать. Вот такой посыл был в нашем ролике.

– Вы наверняка видели и чувствовали, как общественность реагировала на то, что футболисты молчали. Это как-то давило, может, подталкивало к тому, чтобы высказаться?

– Естественно, давило. Все ощущают определенный пресс, потому что ребята понимают, что события в Беларуси – это ненормально, с ними что-то нужно делать. Но ребята борются еще и с давлением со стороны клубов. Например, завод не закроют, если люди бастуют, а вот финансирование клуба, а вместе с ним и оплата врачей, массажистов, администраторов, – все это может пропасть. Чего не очень хотелось бы. Поэтому игроки, которые выступили в ролике, высказывали исключительно свою точку зрения, не позицию клуба.

Интересно, что подобная инициатива футболистов не вызвала восхищения у спортсменов, которые регулярно участвуют в акциях протеста. Атлеты считают, что футболисты выступают против следствия, а не причины. И такое обращение – «супраць гвалту» – мог бы сделать и глава МВД Юрий Караев.

– Если бы я хотел кого-то куда-то пригласить, в какое-нибудь сообщество, не обязательно записывать видео. Есть телефоны, можно позвонить и пригласить, не делая из этого видео, – так прокомментировал шаг спортсменов протеста один из участников футбольного ролика. – А фраза с Караевым совсем не к месту. Видео, скажем прямо, получилось корявым. Не надо говорить, что футболисты сделали мало. Это раз. Второе – от нас, футболистов, зависит не только наша работа, но и работа многих в клубе. А в Сообществе свободных спортсменов в основном атлеты-одиночки, которые отвечают сами за себя.

«Футбол вне политики»

Как сказано выше, после публикации ролика появилась информация, что игрокам минского и брестского «Динамо» угрожали увольнением, если они примут участие в съемках. Такие же санкции, по информации паблика «Белорусский футбол», могли последовать в отношении футболистов «Смолевичей», «Руха» и «Витебска». Однако, как заверили «Трибуну» в этих клубах, никто никому увольнениями не грозил, а вся подобная информация не соответствует действительности.

А как же последствия для тех, кто засветился в ролике? В процессе подготовки материала многие футболисты, с которыми удалось пообщаться, говорили, что в их клубе «пока все тихо, никто никаких разговоров не вел». Но спортсмены готовы к разному развитию событий. «Трибуна» связалась с несколькими руководителями клубов, игроки которых засветились в роликах, но они отказались от комментариев с формулировкой: «Футбол вне политики, поэтому на вопросы отвечать нет желания».

Фото: vk.com/fc_dinamominsk, из личного архива Александры Никитушкиной

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты