Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/Национальный лидер Тихановская – о Домрачевой, Фазеле и бывшем президенте, который забыл важнейший принцип спорта

Национальный лидер Тихановская – о Домрачевой, Фазеле и бывшем президенте, который забыл важнейший принцип спорта

Эксклюзивное интервью Светланы Тихановской «Трибуне».

Автор — Дмитрий Руто
15 января 2021, 12:59
13
Национальный лидер Тихановская – о Домрачевой, Фазеле и бывшем президенте, который забыл важнейший принцип спорта

Объяснила, почему в Минске не стоит проводить ЧМ.

Неожиданно для себя став кандидатом в президенты Беларуси на выборах-2020, Светлана Тихановская их выиграла. Об этом говорят и данные платформы «Голос», и данные социологов, и события, последовавшие за выборами. На митинги против насилия и в поддержку Тихановской по всей стране выходили сотни тысяч белорусов, ни разу не поверившие официальным цифрам ЦИК. Обычную домохозяйку из Гомеля признали победительницей выборов в ряде стран мира. Сейчас Светлана находится за рубежом и продолжает добиваться от Александра Лукашенко передачи власти, которую тот удерживают исключительно с помощью насилия.

В интервью «Трибуне» Тихановская объясняет, почему в Беларуси нельзя проводить чемпионат мира по хоккею, напоминает Лукашенко о важнейшем спортивном принципе, не осуждает Дарью Домрачеву из-за ее сдержанности после избиения брата, зато восхищается людьми, не скрывающими свою позицию (и даже для Максима Недосекова нашла пару теплых слов!).

– Вы, как и все белорусы, наверняка следите за ситуацией вокруг чемпионата мира по хоккею-2021. Что вы думаете о визите главы IIHF Рене Фазеля в Минск и его встрече с Александром Лукашенко? Каких итогов ждали?

– Не очень хорошо, что Фазель вообще поехал в Беларусь. Но мы можем сделать скидку на то, что он долгое время являлся другом бывшего президента Беларуси, у них были хорошие отношения. Но сам факт визита Фазеля, те фотографии, которые появились на публике после мероприятия, это, конечно, позор. Я не понимаю, как глава IIHF мог такое допустить – приехать в Минск, учитывая всю обстановку в стране. Впрочем, он и сам это понял спустя время. Все видели, какой был поток негативных комментариев по данному мероприятию. Фазель, уверена, сам был не рад случившемуся, пытался как-то оправдаться. Более того, IIHF закрыла возможность комментировать публикации. Но все равно функционеры должны понимать, что белорусов не удастся заглушить удалением комментариев или новостей.

Фазель, наверное, этим визитом пытался легитимировать Лукашенко, но этого не получится в любом случае, потому что белорусы не признают его президентом. И это не очень удачная попытка бывшего президента Беларуси показать, что он еще может принимать какие-то решения.

– Фазель потом сам сказал, что ему неловко из-за всей этой ситуации.

– Да, как я уже отмечала, функционер потом оправдывался, говорил, что не очень все красиво получилось. Вы представляете, сколько потом прилетело комментариев по этому поводу? Люди спрашивали, как вообще Фазель мог поступить так – приехать в Беларусь, где люди сидят в тюрьмах, где граждан избивают, насилуют, применяют репрессии. А Фазель обнимается с кровавым диктатором. Это будто танцы на костях.

Решение со стороны IIHF относительно чемпионата мира еще не принято, так что посмотрим, что будет.

– Как думаете, что в итоге скажет Совет Международной федерации хоккея?

– Не знаю, если честно. С одной стороны, нужно учитывать отношения между Лукашенко и Фазелем. Но, с другой стороны, существует всемирное давление на главу IIHF. Причем как в спортивной среде, так и от представителей других сфер. Безусловно, нужно учитывать и внимание всего мира, которое приковано к ситуации. Так что судить на самом деле сложно. Посмотрим, что для функционера важнее – человеческие судьбы и права человека или какие-то личные отношения.

В Беларуси есть люди, которые мечтают, чтобы чемпионат прошел в Минске. Говорят, что это праздник, приедут иностранцы, в страну начнут поступать деньги. Что можете сказать в ответ?

– Такой турнир не может быть праздником, когда неподалеку невиновные люди отбывают непонятные сроки в тюрьмах. Вот скажите, какой может быть в таком случае праздник? Граждане банально боятся выйти на улицу. И не исключено, что если ты придешь на этот праздник в красном шарфике, тебя сразу же заберут в автозак. Разве это праздник?

Но давайте чисто гипотетически представим, что чемпионат мира по хоккею в Минске все-таки состоится. В таком случае большая вероятность, что он пройдет вообще без зрителей. Не будет возможности познакомить иностранцев с нашей культурой, так как люди не приедут из-за коронавируса, локдаунов. Не знаю, как будет складываться ситуация с ковидом в дальнейшем, но существует вероятность, что границы будут закрыты и через несколько месяцев. В итоге турнир станет исключительно пиар-шоу бывшего президента Беларуси.

Плюс если турнир пройдет без зрителей, он станет реально убыточным, и за все заплатят белорусские налогоплательщики. А это, естественно, никому не надо.

Представим еще одну ситуацию в случае, если чемпионат все-таки состоится в Минске. Лукашенко прекрасно понимает, что воля народа не изменится к тому времени, люди все равно будут добиваться новых выборов и диалога. И Лукашенко для того, чтобы как обычно показать какую-то стабильность в стране, либо то, что у нас все спокойно, попытается еще сильнее закрутить гайки, усилить репрессии. Для него это обычная практика. В таком случае еще больше невинных граждан попадет за решетку.

Чемпионат станет некой попыткой легитимировать Лукашенко. Он будет сидеть в vip-ложе с зарубежными чиновниками, всячески изображать из себя президента Беларуси. Возможно, Фазель даже позовет его вручать медали. Но все это пустое, не имеет никакого значения для белорусов. И, честно, смешно, когда люди считают такие действия в нынешней ситуации праздником.

– Если чемпионат все-таки перенесут из Минска, это станет очередным ударом по Лукашенко и режиму, особенно учитывая то, что недавно МОК ввел санкции в отношении Национального олимпийского комитета Беларуси.

– Считаю, это действительно хорошие и эффективные санкции. У нас господин бывший президент – фанат хоккея как минимум. И я уверена, что его очень взбесили санкции МОК. Причем до такой степени, что он позволил себе высказаться о МОК и президенте комитета в духе «Бах и его банда». Разве это нормальные высказывания?

Возвращаясь к санкциям, стоит отметить, что Международный олимпийский комитет оставил для себя пространство для дальнейшего давления. Уверена, что данные шаги помогли остановить массовую волну репрессий в отношении белорусских спортсменов. Уже есть факты, свидетельствующие о том, что белорусские спортивные власти сдают назад. Например, бегуньи Ольга Мазуренок и Дарья Борисевич как минимум вернулись в сборную. Плюс, как мы увидели, после введения санкций перестали массово прессовать атлетов. Да, репрессии не заканчиваются, случаи давления есть, но масштаб их уменьшился.

– МОК поверил не Национальному олимпийскому комитету, который пытался доказать, что в Беларуси все спокойно и что спортсменам не стоит волноваться, а Фонду спортивной солидарности, который в своем заявлении представил неопровержимые факты давления на атлетов.

– Конечно. И я высоко ценю создание и деятельность Фонда спортивной солидарности и Свободного объединения спортсменов Беларуси. Именно они сделали всю работу, приведшую к санкциям со стороны МОК.

Конечно, я тоже очень жестко высказывалась на международной арене по поводу репрессий, призывала к отмене чемпионата мира, говорила о том, что нужно поддерживать Фонд спортивной солидарности, атлетов, так же, как и учителей, студентов, медиков и всех остальных белорусов. Тем не менее вся кампания, ее некоторые итоги – это все заслуга БФСС и SOS_BY. Они молодцы, делают просто колоссальную работу.

– По-вашему, санкции со стороны МОК – адекватная мера наказания для властей, которые прессуют спортсменов?

– Это очень хорошее начало, скажу так. Конечно, этого было бы достаточно, если бы начался диалог и были проведены новые выборы. Но санкции МОК – это однозначно очень позитивный шаг. Международный олимпийский комитет, как я уже сказала, оставил место для дальнейшего давления, потому что непонятно, что нынешняя власть и незаконный глава государства придумают. Всегда должны оставаться способы для дальнейшего давления. МОК в данном случае проявил себя большим молодцом в борьбе за права человека.

– Что касается диалога, то Фазель, например, призвал Лукашенко провести переговоры с оппозицией. Как думаете, он пойдет на этот шаг?

– Это все пыль в глаза. И я уверена, что Фазель это понимает. По крайней мере до МОКа донесли, что мы о диалоге просим уже на протяжении пяти месяцев. Мы призываем к нему, организовываем всяческие способы для проведения диалога на различных платформах. А тут приехал Фазель, попросил диалог, и он состоится? Что ж, посмотрим. Если функционеру удастся добиться того, чтобы власти провели переговоры, то это будет заслуга для Фазеля на всю жизнь.

– Вы уже затронули тему работы Фонда спортивной солидарности. Может, его деятельность каким-то образом координируется и с вами?

– Нужно понимать, что БФСС – самостоятельная структура. Тем не менее мы находимся в постоянной связи с руководством Фонда, обмениваемся информацией. На следующей неделе, ориентировочно 19-20 января, мы с главой БФСС Александрой Герасименей планируем провести совместную пресс-конференцию. Мы не диктуем Фонду повестку, он замечательно организован сам. Это, если так можно сказать, прекрасный пример самоорганизации. БФСС отлично работает, и дух товарищества там очевиден. Представители и руководители Фонда знают, что если им нужна какая-то помощь на политическом уровне, то они всегда могут обратиться в том числе и ко мне. У нас одна цель и сложились очень хорошие отношения.

– С Александрой Герасименей вы встречались в октябре. Что скажете о ней?

– Александра, может, и хрупкая, но она же становилась чемпионкой мира и Европы по плаванию, брала медали на Олимпийских играх. И то, что она стала чемпионкой, лидером в этом протестном движении, говорит о ее силе духа. Лично меня то, что Александра возглавила Фонд, не удивило. Герасименя – лидер, гордость страны как в спортивном плане, так и общенациональном. И мы все прекрасно понимаем, что в нашем протестном движении роль женщины очень высока. Я горжусь Александрой и радуюсь за нее.

– Много шума надел арест баскетболистки Елены Левченко, в октябре вы ее публично поддержали, когда она находилась за решеткой.

– Я понимаю, что мы говорим о спорте, но тут не стоит разделять атлетов и простых белорусов. Больно, когда относятся так к любому человеку. Неважно, кто он – спортсмен, медик или учитель. А Елена, конечно, большая умница, суперзвезда, она в моих глазах несомненный герой. Даже попав в такую непростую ситуацию, Левченко доказала, что она боец, она сильна духом. Подобные случаи помогают привлечь еще большее внимание мировой общественности к ситуации в нашей стране. А такое внимание для нас очень важно, оно, скажем так, существующий режим, пусть и немного, но приостанавливает, помогает бороться с беспределом. Знаменитые люди, такие, как, в частности, Елена Левченко, – это некие рупоры.

– Некоторые были бы не против видеть ее в роли министра спорта Беларуси.

– И отлично. Я уверена, что каждый белорус, у которого сейчас болит душа, который сердцем горит за перемены, выступает открыто и искренне. Наверное, хватает и спортсменов, которые против власти, но боятся высказываться об этом открыто. Елена же смогла, это ее большой плюс. Она заботится о будущем Беларуси, и, я уверена, станет достойным представителем своей страны в любой роли.

– А как относиться к тем спортсменам, которые против Лукашенко, но боятся об этом говорить? Их стоит осуждать?

– Осуждать ни в коем случае нельзя, потому что у каждого человека свои ограничения, порог смелости, который он может переступить. Кто-то не так силен духом, кого-то сдерживают обстоятельства. Есть различные факторы и причины молчания, но осуждать никого нельзя. Однако призывать таких людей высказать свою позицию, конечно же, можно. Чем больше нас, открытых, тем мы мощнее.

Но мы же понимаем, что в нынешней ситуации, при такой волне репрессий и давления, за сказанное слово можно попасть в тюрьму, спортсмена могут исключить из сборной. И вот эти все низкие способы давления, безусловно, оказывают влияние на людей. Поэтому те, кто нашел в себе силы заявить открыто о своей позиции, истинные герои.

– В конце прошлого года состоялся диалог Елены Левченко и прыгуна Максима Недосекова. Вы следили за разговором?

– Не то, чтобы следила, но просмотрела потом в прессе. Что я хочу сказать. Максим Недосеков, конечно, имеет полное право высказывать свое мнение, в итоге люди услышали две абсолютно противоположные позиции. Прекрасно, когда белорусы разговаривают друг с другом, это и есть некий пример того диалога, к которому мы уже пять месяцев призываем режима. Недосеков понимает, что таких, как он, меньшинство, тем не менее он нашел в себе силы об этом открыто поговорить. Хотя с его стороны было несколько странных высказываний, таких неопределенных заявлений. И все равно люди должны были услышать две разные позиции.

– Недосеков – подписант провластного письма, а Левченко оставила свою подпись под письмом за честные выборы и против насилия. Как вы вообще относитесь к этим двум инициативам?

– Любая хорошая инициатива дает ощущение сплоченности. У нас как говорят: «Ай, чего я один пойду, что я один смогу сделать?» Но когда ты видишь, что таких, как ты, много, что люди открыто высказывают свою позиции, страх уходит куда-то далеко. Нас много, и поэтому легче что-то сделать. Я восхищаюсь теми людьми, которые открыто заявили о своей гражданской позиции.

Что касается тех, кто подписал письмо в поддержку режима и диктатуры, то мы понимаем, в каких условиях, под каким давлением это делалось. Комментировать здесь что-то даже нет смысла.

– Говоря о Левченко, не могу не вспомнить и случай с бывшим пресс-секретарем брестского ФК «Динамо» и «Мисс Беларусь-2008» Ольгой Хижинковой. Ей постоянно продлевали наказание, в итоге она провела на сутках в нечеловеческих условиях 42 дня.

– Это настоящий кошмар. Администрация тюрьмы как будто мстила Ольге. Мол, ты такая красивая, становилась «Мисс Беларусь», поэтому мы тебя посадим в такие жуткие условия. К Ольге подселяли женщин, злоупотребляющих спиртными напитками, девушек неопрятного вида, с неприятным запахом. Это кошмар.

После выхода на свободу Ольга дала интервью, которое я, конечно же, прочитала. Хижинкова рассказывала, как чувствовала себя, как пыталась помочь женщинам, пыталась их расчесать. Это же насколько открытая и светлая душа у человека! Ольгу пытались оскорбить таким отношением, а она продемонстрировала чистоту души девушки. Я восхищаюсь ею.

– Также многих удивила биатлонистка Дарья Домрачева. Жестоко избили и задержали ее родного брата, но Дарья ограничилась очень пространным заявлением.

– Да, все люди ожидали жесткой позиции от Дарьи, потому что эта ситуация коснулась ее лично. А в своем, скажем так, расплывчатом ответе она не упомянула брата и не осудила насилие репрессивных органов. Я считаю, что какие бы регалии и награды она ни получала от Лукашенко, какие бы у нее ни были отношения с ним, но, извините, в беду попала твоя семья. И позиция Домрачевой, уверена, в данном случае должна была быть более четкой. Тем не менее осуждать Дарью не стоит, мы просто можем реагировать на всю ситуацию.

– Вы были удивлены ее ответом?

– Да, удивлена, но осуждать ее все равно не берусь. Дарья – уже Герой Беларуси, и она могла стать еще героем в душах и сердцах белорусов. Но, опять же, каждый принимает самостоятельно решение в зависимости от личного восприятия ситуации.

– В сентябре вы высказывались по поводу лишения тренера фристайлистов Николая Козеко именной президентской стипендии и давления на спортсменов в целом. Тогда вы сказали, что «лично даете гарантию, что проведете экономическую амнистию всем спортсменам, которых шантажируют подобным образом». Что вы имели в виду?

– Если из-за репрессий спортсмены были лишены регалий или стипендий, или атлетов и тренеров обязали вернуть какие-то деньги, то все эти затраты, конечно, будут возмещены. Насколько знаю, собраны немалые деньги на эту выплату.

В будущем белорусы сами выберут себе президента, и он будет нести ответственность за всех людей, в том числе спортсменов. И, поверьте, никто и ничто не будет забыто.

– Если говорить о будущем спорта в Беларуси, то есть такое мнение, что с уходом Лукашенко, который любит спорт и хоккей в частности, новое руководство страны будет меньше внимания уделять этой сфере, соответственно, на спорт будут выделяться меньшие средства. Стоит ли этого опасаться?

– Конечно, не стоит. Я вообще не понимаю, почему должно меняться отношение к хоккею в частности и к спорту в целом. Победы в спорте важны для любой страны. И я уверена, что этому направлению будет уделяться как минимум такое же внимание, как и сейчас. Только спорт в Беларуси станет менее коррумпированным.

– И главное, чтобы спортом руководили люди, которые разбираются в этой сфере, а не силовики, как при нынешней власти.

– Вот именно. Белорусскому спорту не хватает грамотного и современного управления. Той же федерацией кикбоксинга должен руководить тот, кто разбирается в этом виде спорта  и менеджменте, а не тот, кто является другом или приближенным бывшего президента (сейчас пост главы главы федерации занимает экс-министр внутренних дел Юрий Караев – Tribuna.com). Когда в Беларуси спорт на самом деле не будет смешиваться с политикой, то все нормализуется само собой.

– И в конце хочу узнать в целом о вашем отношении к спорту. Может, вы сами чем-то увлекаетесь, за кого-то болеете – спортсмена или команду?

– К сожалению, жизнь моя сложилась так, что я не очень близка к спорту. Где-то чем-то пыталась заниматься, но отношения, скажем так, не сложились. Не скажу, что за спортом я сейчас пристально слежу, но прекрасно знаю о достижениях наших атлетов на различных соревнованиях, знаю, кем гордится вся страна. И в настоящее время, особенно на фоне всех событий, Беларусь узнает все больше и больше героев. Интересно, что сейчас имена героев спорта, которые продемонстрировали силу духа и волю к свободе и победе не только на спортивных аренах, узнают даже те, кто не интересуется спортом. Благодаря массовому протестному движению мы вообще стали больше интересоваться и гордиться друг другом.

В конце, коль мы говорили о спорте, хочу добавить такую вещь. Если бывший президент Беларуси так любит спорт, печется о спортивных принципах, то напомню ему главный: если ты проиграл, уйди с достоинством. Не нужно бить судью и зрителей клюшкой по голове, если ты проиграл матч. Проиграл – уходи красиво.

Другие посты блога

Все посты