Tribuna/Футбол/Блоги/Контора пишет/Этот человек дает запретные новости на сайте «Прессбола»: бился за Хижинкову, поддержал TUT.BY. Узнали, что ему за это было и как живет газета после смены власти

Этот человек дает запретные новости на сайте «Прессбола»: бился за Хижинкову, поддержал TUT.BY. Узнали, что ему за это было и как живет газета после смены власти

В декабре уже происходила подобная история.

Автор — Дмитрий Руто
20 мая 2021, 03:34
3
Этот человек дает запретные новости на сайте «Прессбола»: бился за Хижинкову, поддержал TUT.BY. Узнали, что ему за это было и как живет газета после смены власти

В декабре уже происходила подобная история.

Есть в нынешнем «Прессболе» неравнодушный человек. Некогда популярное спортивное издание после выборов-2020 взяло как минимум курс на игнорирование общественно-политической повестки, а как максимум – на обслуживание интересов тех, кто удерживает власть. 50 процентов акций издания, подконтрольные провластной федерации футбола, не способствуют свободе мнений. Однако неравнодушный человек умудряется подрывать идеологическую стабильность, и этот сериал уже длится не один месяц.

Сергей Южик – не какая-то большая шишка в «Прессболе», а всего лишь администратор форума. Но это он сражался за то, чтобы на сайте газеты была новость об освобождении после ареста бывшего пресс-секретаря брестского «Динамо» Ольги Хижинковой. Южик новость публиковал, а кто-то из его боссов скрывал – и так несколько раз.

Также администратор размещал на сайте интервью бывшего коллеги Сергея Щурко – одного из лучших интервьюеров страны, покинувшего издание по политическим соображениям. И снова кто-то, более могущественный в «Прессболе», спрятал этот текст.

Очередную «диверсию» Южик совершил во вторник. Он не смог спокойно смотреть на то, как посланники Лукашенко громят самое популярное медиа страны – портал TUT.BY. Неравнодушный человек поддержал коллег в личном блоге на сайте «Прессбола», но и эту запись кто-то удалил.

О причинах своих поступков и о последствиях своих действий, о цензуре, жизни с новым главным редактором и будущем «Прессбола» 52-летний Сергей Южик поговорил с «Трибуной».

– Как вы пережили вторник?

– Если говорить о ситуации с TUT.BY, то такого можно было ожидать каждый день. А потом [власти] скажут, что это не политические дела, подведут под какие-нибудь финансовые причины или еще что-то. А на самом деле просто пытаются закрыть независимые СМИ, которые пишут правду. Мне не нравится, когда людям закрывают рот. Да, так можно делать, если люди несут откровенную чушь или лгут, но когда все видят, что делают со СМИ, пишущими правду… Миллионы читателей, а ресурс закрывают. Это, по-моему, методы позапрошлого века.

Естественно, я не смог смолчать, поэтому написал слова поддержки TUT.BY. Хотя, откровенно говоря, знал, что мою запись все равно уберут. У «Прессбола» ведь сейчас такая политика, что нужно писать только о спорте, то есть, по сути, быть оторванным от жизни. Новости, касающиеся общественной жизни, политической тематики, с того же сайта удаляются. Причем удаляются как-то однобоко. Грубо говоря, если мнение, выраженное в новости, совпадает с мнением нынешней власти, то эта новость остается.

Руководство говорит всегда так: «У нас новая политика – мы будем писать только о спорте». Так что я предполагал, что мой пост продержится максимум до утра, а потом или позвонят, или молча удалят. Проснулся в семь утра, глянул – запись есть. Но потом ее все-таки удалили. Понимаете, нужно сказать, что это делается не пожеланию руководства газеты. Хотя, возможно, в этом есть и инициатива руководителей. Но зачастую звонят сверху, говорят, что на сайте какие-то непорядки, нужно удалить материал.

– Звонят откуда?

– Из Министерства спорта, скорее всего, еще откуда-то. Кто-то же отслеживает, смотрит, а потом звонит в «Прессбол» и говорит, что на сайте то и то неправильно, нужно удалить какую-то новость. Мне как администратору форума тоже говорят, что такие новости провоцируют различные обсуждения, которых не должны быть на сайте. Нужно это всё удалять. Но я объясняю, что не могу молчать, поступать как-то по-другому чисто с человеческой точки зрения. Например, тот же TUT.BY предоставлял нам в свое время студию, когда мы делали программу о футболе. Так что, я не могу поддержать людей? Нет, нужно писать только о спорте. Поэтому предполагал, что мой пост будет удален.

– Вы же можете посмотреть, кто удалял новость?

– В админке можно посмотреть даже не то, кто удалял сам материал, а кто чистил обсуждение пользователями. Я увидел, кто это сделал, и уже поговорил с этим человеком. Не буду уточнять кто, но это не руководители, а кое-кто из нынешних работников сайта. И, естественно, сделал он это не по собственной воле.

Я мог восстановить новость, но снова начинать эту борьбу, как тогда, в ситуации с новостью об Оле Хижинковой… Зачем, чтобы мне потом звонили и выносили мозг?

– А сейчас вам кто-нибудь звонил?

– Нет. Руководство знает, что это моя позиция, я ее буду выражать, и, если надо, пойду до конца. Я вообще могу уйти из «Прессбола», но остался в структуре лишь в качестве модератора форума. Просто хочу, чтобы была хоть одна площадка, где люди могут свободно общаться и не подвергаться прессу и жесткой цензуре. В газету или на сайт я не пишу, потому что протестую против нынешней политики «Прессбола». Спорт – это часть жизни, и разделить эти двери сферы, то есть писать лишь о спорте, не касаясь общественной составляющей, никак не получится. Закрывать глаза и молчать – это трусость, а «Прессбол» никогда не был трусом.

– В следующий раз, если будет причина, сделаете пост, зная, что его все равно удалят?

– Мне бы хотелось, чтобы в нашей стране было как можно меньше случаев, о которых приходится писать такие слова. Но если что, я все равно напишу. Журналист же не должен молчать.

– Если вы не согласны с политикой издания, то почему вообще не ушли оттуда, даже с форума?

– Мне жалко форум, если честно. Я даже пользователям говорил, что пока я здесь, сделаю все, чтобы люди могли спокойно общаться и обсуждать любые темы. Только ради того, чтобы никто форум не задушил, остался там модератором. Но как только и там руководство начнет душить и вводить цензуру, я сразу же из «Прессбола» уйду.

– Вам еще не делали намеков насчет последствий за ваше вольнодумство? Вас же могут убрать и с должности модератора форума.

– А пускай отстраняют, мне-то что. Я руководству сразу высказал свою позицию, я такой человек. Не нравится – пожалуйста, ищите другого администратора.

– Вы уже вспомнили о посте про Хижинкову. В декабре вы написали пост об освобождении Ольги, потом его кто-то удалял, а вы снова восстанавливали. У вас были какие-то последствия?

– Насколько знаю, [директор «Прессбола»] Юрий Орлов удалял новость, но делал это не по своей воле – надавили сверху. И Орлову пришлось подчиниться. Что касается последствий для меня, то вообще ничего серьезного. Я даже удивился. После той истории зашел в редакцию, думал, мне влепят какой-нибудь выговор. Но нет, ничего такого. Руководству лишь сказал, что по-другому не мог поступить, на что мне ответили, что это неспортивная новость. Да, Хижинкова была пресс-секретарем футбольного клуба, но это было давно, да и по сути, не так уж и важно. Что ж, для кого-то важно, а для кого-то это не имеет значения.

Если честно, тогда я был готов к серьезным последствиям. Даже был готов к увольнению. Но ничего не последовало. Наверное, руководители понимают, что быстро найти человека на мое место, того, кто будет заниматься администрированием форума, тяжело.

– Сейчас «Прессбол» не может похвастаться самостоятельностью и независимостью? Делает все так, как скажут наверху?

– 50 процентов акций издания принадлежат федерации футбола, и, естественно, АБФФ имеет самое большое влияние на газету. И это влияние сами видите, к чему привело. Плюс, конечно, есть давление со стороны Минспорта. Помните, как в августе министр Сергей Ковальчук руководителям госорганизаций присылал письма, где было сказано, что нужно подписываться на «Спортивную панораму», а от подписки на «Прессбол» отказываться? Так что и оттуда идет цензура. Кое-кто хочет, чтобы на всех сайтах и во всех изданиях было одно мнение. Но так не получится – нельзя всем заткнуть рот.

– После тех приказов количество подписчиков газеты «Прессбол» сократилось?

– Нет. Наоборот, люди в знак солидарности с изданием начали пописываться, стало даже больше подписчиков. А что сейчас происходит и что будет потом… Мне кажется, нынешний «Прессбол» вряд ли будет интересен читателям.

– Недавно было объявлено, что этап Кубка мира по биатлону у Раубичей забрали из-за ситуации в Беларуси. На сайте новость появилась, а в газете об этом ни слова. Почему?

– Да, на сайте есть, плюс комментарии специалистов тоже разместили. В газете же не написали, наверное, потому, что просто не пропустила цензура. Решили не заострять на этом внимание.

Меня больше удивило, что нигде в «Прессболе» не проскочила новость о том, что уволен пресс-секретарь минского «Динамо» Александр Строк. Это же напрямую связано со спортом, но, видимо, кто-то посчитал, что спорта здесь вообще нет. А может, испугались каких-то последствий, если появится эта новость.

– Руководство издания боится сделать лишний шаг в сторону?

– Да, именно так. «Прессбол» полностью зависит от АБФФ, у нее 50 процентов акций. Если бы не это обстоятельство, то, возможно, ушли бы в самостоятельное плавание, как «Трибуна».

– Что, по-вашему, сейчас представляет из себя «Прессбол»?

– Вы знаете, уровень газеты очень сильно упал. Издание держится только за счет авторов, которые работают здесь давно, скажем так, старожилов: Володи Бычека, Сергея Николаева, других. Они еще тянут. А остальные никак не тянут на уровень Кайко, Пирога, Щурко. Такие «перья» никто не может заменить. Плюс стало заметно больше ошибок.

– Помнится, даже было объявление на сайте, в «Прессбол» приглашали всех, кто хочет писать о спорте.

– Наверняка спрашивали у людей, кто и что умеет, но, понимаете, если раньше журналистов в газету отбирали, то сейчас просто набирают.

– Почему, по-вашему, старожилы остались, а не последовали за коллегами, которые покинули газету?

– Я, например, хочу сохранить форум, слежу за ним. Кто-то, думаю, ждет и надеется, что все поменяется в лучшую сторону и будет так, как раньше. У кого-то просто другого выхода нет, кроме как работать сейчас в «Прессболе». Боится потерять работу и не найти место.

– Есть в редакции люди, которые не поддерживают политику газеты, но никуда не уходит?

– Они просто терпят, приспосабливаются, ждут чего-то. Но ждать можно, конечно, долго. А приспосабливаться… Все это может привести к таким же конфликтам, какие мы видим сейчас в стране.

– Среди администраторов новостной ленты сайта есть такие же несогласные, как и вы?

– Да, конечно. Но что они могут сделать? Один раз новость разместишь – удалят. Повторишь – снова снимут и могут вообще уволить. А люди уходить, терять работу не хотят. Поэтому вынуждены мириться. Кстати, могу сказать, что на ленту новостей за последнее время пришел только один новый человек. Остальные работают тут давно.

– Общаетесь с главным редактором «Прессбола» Сергеем Лисичкиным?

– Один раз в месяц я дежурю по номеру, и чисто на рабочие темы пару раз общался. По душам – нет, никогда. Просто даже не знаю, о чем с ним можно разговаривать. Он – главный редактор газеты, а я к ней практически никакого отношения не имею.

– Можете оценить Лисичкина как главного редактора?

– У нас в газете всегда главред писал, имел свои материалы. [Владимир] Бережков, [Дмитрий] Герчиков, [Сергей] Кайко – все писали, у них был свой стиль. У Лисичкина, скажем так, своего стиля нет. Да его и никогда не причисляли к сильным журналистам. Не хочу никого обидеть, но не слышал о нем такой характеристики. Слышал, Лисичкин даже как-то приходил в «Прессбол», хотел писать тут, но его не взяли. В прошлом году он отказывался от должности главреда, но все равно принял предложение. И, по сути, просто исполняет свою роль, не больше.

– Но какие-то же материалы Лисичкин пишет, интервью берет.

– Единственное, могу отметить, что Лисичкин никого не прессует, разносов не устраивает. Даже мне плохого слова не сказал. Может, не очень хорошо обо мне думает, но ничего не высказывает.

– А кто сейчас главный цензор в газете?

– Директор Юрий Орлов. Он отвечает за политику в издании. Но это же не его инициатива – все пришло сверху.

– Как относитесь к тому, что «Прессбол» сейчас некоторые называют второй «Спортивной панорамой»?

– Как к правде. Еще так низко мы не пали, но уверенно катимся к этому. Честно говоря, я много лет не читал «Спортивную панораму», так что не могу сравнивать. Но знаю, что в газету пришли в том числе те, кто писал раньше там.

Многие новички не тянут. Как я уже сказал, хватает в материалах ошибок, у авторов нет какого-то своего стиля. Понимаете, слово должно задевать тебя, брать. А сейчас начинаешь читать материал, и быстро становится скучно. Даже с самого начала. Это замечают все, даже бухгалтеры и корректоры. Отчет о матче – это банальное описание поединка. Так матч же я могу и по телевизору посмотреть. Просто если человеку дано писать – он будет это делать красиво, а не выступать в роли обычного пересказчика.

– При нынешнем руководстве «Прессбол» может выйти на прежний уровень?

– Мне кажется, нет.

– Вы общаетесь с журналистами, которые покинули газету?

– По мере сил и возможности. Тот же Александр Шичко, например, работает фотографом на матчах «Крумкачоў». Я их тоже постоянно посещаю. Пресс-секретарь команды – [бывший прессболовец] Сергей Азаркевич, тоже с ним общаюсь. Есть контакт и с другими.

– Люди не пожалели, что ушли?

– За всех не скажу, но большинство чувствует себя прекрасно. Говорят, что могут делать то, что нравится, а не то, что скажут сверху.

– Вы сами готовы уйти в любой день?

– Конечно. Как только свобода слова закончится и на форуме, я уйду, хотя работаю в «Прессболе» уже больше 10 лет.

– Что значит «закончится свобода слова»?

– Если руководство «Прессбола» начнет всех подряд банить и блокировать, форум разбежится. И что мне тогда там делать?

– Такая цензура возможна?

– Да. При этом причины будут различными. Скажут, что идет обсуждение не спорта, а политики. Но, извините, люди же не могут обсуждать только голы, очки и секунды.

– Что, по-вашему, будет дальше с «Прессболом»?

– Хочется надеяться на лучшее, но почему-то мне кажется, что ничего хорошего не будет. Будет стагнация, существование в тихой воде. Мол, наша хата с краю, мы пишем только о спорте. А это не будет интересно людям. И там, где стагнация, там всегда загнивание.

Фото: из личного архива Сергея Южика

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты