Tribuna/Прочие/Блоги/Контора пишет/«Свидетель оказался один на всех, умудрился в одно время быть в разных местах». Как в Минске засудили триатлонистов

«Свидетель оказался один на всех, умудрился в одно время быть в разных местах». Как в Минске засудили триатлонистов

Что думают об этом жены задержанных и коллеги-спортсмены?

Автор — Дмитрий Руто
29 июня 2021, 06:12
4
«Свидетель оказался один на всех, умудрился в одно время быть в разных местах». Как в Минске засудили триатлонистов

Организатор соревнований не может ничего сказать «как министерский работник».

26 июня в Миске прошло масштабное спортивное соревнование – «Минский триатлон-2021». На старт вышли почти две тысячи участников, ради которых на полдня был перекрыт центр столицы – весь проспект Победителей и часть проспекта Машерова. Однако многие узнали о соревновании отнюдь не по спортивному поводу.

Сразу трое участником не смогли добраться до финиша второго – велосипедного – этапа триатлона. Прямо на дистанции силовики Лукашенко задержали спортсменов, один из них жестко упал с велосипеда и ударился об асфальт. Мужчин увели в микроавтобусы, а после доставили в РУВД Центрального района.

Позже в своем комментарии МВД Лукашенко сообщило, что мужчины «демонстративно выкрикивали лозунги протестного толка». Триатлонисты прямо в легких соревновательных костюмах были водворены в изолятор временного содержания на Окрестина до суда. Родственники пытались передать им вещи и еду, но не смогли этого сделать.

На инцидент отреагировала глава Беларусского фонда спортивной солидарности Александра Герасименя, сделавшая официальное заявление.

В понедельник над 49-летним Юрием Семашко, 26-летним Артемом Казимирчиком и 29-летним Александром Клименковым состоялся суд, причем дела рассматривались дистанционно, задержанных с ИВС не вывозили. Семашко и Казимирчика обвиняли по статье 24.23 КОАП, то есть «нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия». Молодых людей приговорили к 15 суткам административного ареста. А вот Клименкову вменялось мелкое хулиганство – ему в итоге дали 14 суток. Кроме того, всем троим на год запретили посещать физкультурно-спортивные сооружения во время проведения спортивно-массовых мероприятий и соревнований.

«Трибуна» узнала некоторые подробности этой истории.

Какое поведение спортсменов посчитали противозаконным?

Вечером 26 июня в одном из провластных телеграмм-каналов появились три видео, на которых задержанные триатлонисты рассказали, что же такого они «натворили». Покаяние на камеру на фоне красно-зеленого флага – фирменный метод силовых структур Лукашенко. Очевидно, что ролики были записаны не по воле задержанных. Ситуацию они в целом описывают очень похоже: ехали на велосипеде, заметили некую «группу граждан на велосипедах с госсимволикой», она же – «провластный велопробег». Как оказалось позже, велопробег организовало руководство милиции Минска.

Далее в видео спортсмен рассказал о своем персональном грехе, за который был задержан:

  • первый задержанный крикнул группе милиционеров: «Жыве Беларусь», – на камеру сказал, что не сделал бы этого, если бы предполагал последствия;
  • второй задержанный крикнул лишь слово «Жыве!» – и на камеру очень переживал, что это оскорбило чувства группы с госфлагами;
  • третий задержанный ничего не кричал, а лишь показал группе опущенный вниз большой палец – на камеру извинился за то, что «не подумал, что мнение этой группы так же важно, как и мое».

Жена Юрия Семашко: «Муж готовился к соревнованиям год и думал только о спорте»

В понедельник утром «Трибуна» дозвонилась до жены Юрия Семашко Юлии. Звонок застал женщину у здания суда Центрального района, где она в компании с «подругой по несчастью» Кристиной Клименковой – женой Александра – ждала информации о начале заседания. Юлия согласилась ответить на вопросы «Трибуны».

– В воскресенье в том числе с помощью «Трибуны» мы искали очевидцев происшествия, которые могли бы доказать, что парни ничего не выкрикивали. Все это время, естественно, я, как и другие жены задержанных, консультировалась с адвокатами. И позже мне написали, что найден очевидец, который сказал, что выкрики все-таки были. Но я не была там, не знаю, что же на самом деле произошло. В субботу мне позвонил один спортсмен, которому муж сказал мой номер телефона, когда его вели в микроавтобус. Я не знаю, участник это был или просто зритель, но именно этот молодой человек по просьбе мужа мне позвонил и все рассказал.

– Как вы восприняли эту новость?

– Естественно, для меня это стало шоком. Юра год готовился к этому соревнованию, делал все, чтобы к «Минскому триатлону» выйти на пик формы. Режим питания, тренировки – всё по плану. Естественно, он собирался преодолеть дистанцию по намеченному графику, ориентировался на время. Он не профессиональный спортсмен, но триатлоном на любительском уровне занимается уже три года. И он ждал этих соревнований, каких-то протестных мыслей у него не было. Повторюсь, он готовился именно к спортивному соревнованию, которое проходит у нас раз в год. Юра преодолел часть дистанции, а потом мне сообщают такую новость. Это как гром среди ясного неба.

– И что вы делали, получив известие?

– Так как у меня сын также участвовал в этом соревновании, но на другой дистанции, я ждала его на финише. Но после того, как узнала о задержании мужа, поехала в Центральное РУВД, чтобы хоть что-то узнать. Там мне ничего не сказали, я вернулась на соревнования, чтобы встретить сына и отвезти его в лагерь. Но он там не смог находиться, пришлось его сразу забрать, и снова отправиться в РУВД. А там вообще «песня». Привезла воду и одежду для мужа, но вещи не приняли, и, видимо, чтобы отцепилась, сказали, чтобы везла это все в воскресенье на Окрестина с 11 до 13 часов. Естественно, я приехала туда, но там мне ответили, чтобы ехала к тому, кто такое указание давал в РУВД.

– Получается, вас отфутболивали?

– Да, именно так. Пока ездила, получила подтверждение, что муж находится в ИВС на Окрестина, но передачки там принимаются только по четвергам. А мои аргументы, что задержанные в велоформе и велоботинках, никто не принимал во внимание. Никого это не волновало. Я вам даже больше скажу: за что были задержаны эти спортсмены, я узнала вообще из телеграмм-канала TUT.BY. До этого мне никто ничего не объяснял.

– Вы говорили, что консультировались с адвокатами.

– Да, в воскресенье общалась с тремя адвокатами, и они сказали, что в этой ситуации надеяться на что-то хорошее не стоит. Хотя, если честно, на чудо я все-таки надеюсь. Без веры во что-то хорошее в нашей жизни нельзя.

– Вы видели ролик, на котором задержанные рассказывали о своих правонарушениях?

– Конечно. Честно, такие вещи смотреть… Я даже не знаю, что вам сказать и как это прокомментировать.

Слева направо: Артем Казимирчик, Юрий Семашко, Александр Клименков

– Вы связывались с организаторами соревнований?

– Конечно. Звонила директору и основателю клуба «Тристайл» Дмитрию Толкачеву. Но что скажет человек, руководитель организации, которая получает от нынешних властей разрешение на проведение массовых мероприятий?

– Помощи от него никакой не получили?

– Я понимаю, что в этой ситуации у человека, который отвечает перед исполкомом, перед Министерством спорта, помощи просить просто бессмысленно. Я ему звонила, потому что думала, что он знает больше, чем я. Оказалось, нет.

В интервью TUT.BY Кристина Клименкова рассказала, что «ранее ее муж в связи с участием в протестах не задерживался. Но, возможно, у Александра на руке был бело-красно-белый напульсник».

Один из организаторов «Минского триатлона-2021»: «Я не могу ничего комментировать, хоть и есть что рассказать»

Спортивное мероприятие в Минске организовал триатлонный клуб «Тристайл», директором и основателем которого является Дмитрий Толкачев. Функционер в свое время был также заместителем председателя БФСО «Динамо», в августе выходил на велопробег за Лукашенко, а после был рекомендован Беларусским фондом спортивной солидарности в санкционные списки.

«Трибуна» связалась с Толкачевым, чтобы узнать его мнение о субботнем инциденте. Однако директор триатлонного клуба оказался немногословен, хотя признает, что ему есть что рассказать.

– Я не могу давать таких комментариев, вы же понимаете. Тем более «Трибуне», которая очень предвзято все публикует.

– Мы пишем то, что люди нам говорят, независимо от их позиции.

– Мне рассказывали, вы публиковали видео с 2020 года, где кого-то бьют, велосипедистов (имеется в виду избиение силовиком велосипеда на марше протеста – Tribuna.com), а потом это все связываете с «Минским триатлоном». Это ни в какие ворота…

– Вы являетесь организатором «Минского триатлона-2021», поэтому интересует ваше мнение относительно задержаний участников.

– Я как министерский работник не могу это комментировать, как бы ни хотел это делать. У меня есть что сказать. Естественно, радости этот инцидент не принес. Будем разбираться дальше, будем в курсе ситуации. Но больше комментировать ничего не могу.

Участник «Минского триатлона-2021»: «Когда увидел провластный велопробег, понял, что добром это не закончится»

Также «Трибуна» пообщалась с одним из участников субботнего соревнования. Спортсмен пожелал остаться неназванным, однако отметил, что знаком с некоторыми из задержанных.

– Я сам ехал и видел участников [провластного] велопробега, они были в белых майках и с красно-зелеными флагами. Честно говоря, я сам их обложил нехорошими словами, но не кричал прямо в лицо. Я ехал по проспекту Победителей, а эти велосипедисты катились мне навстречу по тротуару. И когда мы подравнялись, я ругнулся тихонько. Честно, вообще не понимаю, зачем организовали этот велопробег. Я сам был в шоке, когда встретил этих «велосипедистов» в районе футбольного манежа. Я так понимаю, они курсировали во время соревнования туда-сюда. Когда увидел провластный велопробег, понял, что это не самая хорошая история, и добром она не закончится.

– Вы же знакомы с некоторыми задержанными. Как можете их охарактеризовать?

– Сразу скажу, что инцидент с задержанием парней я видел только в интернете, рядом не присутствовал. Не буду утверждать, кричали что-то триатлонисты или нет, но мне кажется, что вряд ли люди, которые приехали именно на соревнования, подвергали бы себя какому-то риску и делали то, что могло бы привести к их снятию. Да и вообще, что они там кричали – «Жыве Беларусь!» и «Жыве!»? Да и что значит прокричали? Если едешь на велосипеде и у тебя пульс 180 ударов в минуту, кричать не так уж просто. Ну а если что-то громко они сказали, что в этом такого? Это что, противозаконно? Хотя в Беларуси даже за мысли дают сроки…

– Молодых людей задерживали силовики и представители ГАИ. Они же всегда работают на таких соревнованиях?

– Да, дежурят на трассе, следят за порядком. А когда перекрываются дороги, то гаишники обязательно есть, так что силовики не возникли из ниоткуда. Правда, перед Дворцом спорта стоял автозак. Это как-то необычно. Хотя мы живем в такой стране, что это уже не должно удивлять.

– Видели ролики, где задержанные признавались в правонарушениях?

– Нет. Я такое не люблю смотреть.

– Как другие триатлонисты отреагировали на случившееся в субботу?

– Кто как. В некоторых чатах, например, люди писали, что нужно было останавливать гонку уже тогда, когда «сняли» первого участника. Кто-то напоминает, что не стоит забывать, в какой стране живем. В общем, разные были разговоры.

– Были те, кто положительно отреагировали на действия силовиков?

– Нет, таких мнений не видел. Наверное, в тех чатах, где я сижу, люди с подобными мыслями не пишут :). Все восприняли с однозначным негативом то, что случилось.

Триатлонистам в общей сложности дали 44 суток ареста и на год запретили посещать спортсооружения

В понедельник в суде Центрального района прошел суд над спортсменами. Задержанных на заседание не доставляли, административные дела рассматривались дистанционно. Вел процесс 25-летний судья Дмитрий Карсюк. Казимирчику и Семашко он вынес постановление о 15 сутках ареста за нарушение статьи 24.23 КоАП РБ, а Клименкову – о 14 за мелкое хулиганство. Кроме того, молодым людям запретили посещать спортивные сооружения в течение года.

О том, как прошло заседание, после суда рассказала супруга Юрия Семашко Юлия.

– Что я вам могу сказать... Свидетель оказался один на всех – Александрович Александр Александрович. Сотрудник Центрального РУВД.

– Как вообще проходил суд?

– В зале суда были я, супруга и мама Александра Клименкова, а также четыре спортсмена, с которыми дружат ребята. Ни Артема (к нему никто не смог прийти по семейным обстоятельствам), ни Сашу, ни Юру мы не видели – они давали показания по скайпу.  Голоса нормальные, я хочу отметить, что во время заседания судом не учитывались какие-то дополнительные факторы, которые могли бы смягчить наказание. Дети, уход за родителями. Вроде, судья задает вопросы, но все равно это не учитывается. У нас двое сыновей – 4 и 13 лет.

Заседание проходило где-то полтора часа. Заслушали всех по очереди, потом подключили свидетеля, одного на всех. И ничего страшного, оказывается, что он умудрился быть в одно время в разных местах. Имя изменено, лица мы не видели... Ай, это уже неважно, как и то, что говорил адвокат.

– Что говорил?

– Защитник указывал на кучу нестыковок. То есть свидетель говорил четко по протоколу, но обвиняемые в свою очередь рассказывали другое. Если честно, я уже не помню деталей, но нестыковок было много.

– Судья сделал перерыв для вынесения решения?

– Нет, даже не выходил. Помню, кстати, когда адвокат задал какой-то уточняющий вопрос свидетелю, ему кто-то находившийся рядом женским голосом подсказал ответ.

Ай, что тут говорить... Понимаете, Юрий, Александр и Артем находятся на Окрестина в той же велосипедной форме. Как сказал один знакомый спортсмен, хорошо, что не в коньках.

– Как на приговор отреагировал адвокат?

– Да все всё прекрасно понимают, и у адвоката это уже не первое такое дело.

– Клименкову дали 14 суток за мелкое хулиганство. Он показывал вниз опущенный большой палец?

– Да, и его осудили за дизлайк. Такой поступок сочли оскорбительным действием по отношению к обществу. Хотя никакого оскорбления тут нет, на что и указывал адвокат.

– А ваш муж Юрий что, кричал «Жыве!»?

– Да. Его обгоняли другие велосипедисты, там кто-то крикнул «Жыве!», он крикнул в ответ. Спортсмены же на дистанции всегда друг друга приветствуют. Кстати, в протоколе написано, что Юра кричал «Жыве Беларусь!» В протоколе супруг написал, что согласен частично, потому что кричал только слово «Жыве!»

– А Артем сказал, что кричал «Жыве Беларусь!»?

– Да. То есть все, по сути, согласились с обвинением, но ничего это не учитывалось. А еще свидетель говорил четко по протоколу. Мол, оба – Юрий и Артем – кричали лозунги, устраивали митинг организованной группой. Так, извините, триатлон – это такое соревнование, где нельзя ездить группами. Там все по одному преодолевают дистанцию.

Что ж, буду ждать, следить, если переведут супруга куда-нибудь. Надеюсь, удастся передать вещи, чтобы хотя бы поменял велотуфли на нормальные ботинки. В апелляции не вижу смысла.

– Как Кристина Клименкова отреагировала на приговор?

– Естественно, нам всем обидно. Люди готовятся к гонке, кто-то делает это на протяжении года, а тут такое... 

Фото: tristyle.by

Другие посты блога

Все посты