Tribuna/Футбол/Блоги/Накапливай и сберегай/Ругают пенсию, волнуются за бизнес, думают, как хранить деньги. Белорусский спорт – о резком падении рубля

Ругают пенсию, волнуются за бизнес, думают, как хранить деньги. Белорусский спорт – о резком падении рубля

Для кого-то настали очень тяжелые времена, а кто-то еще не поддается панике.

Автор — Дмитрий Руто
13 марта 2020, 07:30
16
Ругают пенсию, волнуются за бизнес, думают, как хранить деньги. Белорусский спорт – о резком падении рубля

С виновным, кажется, определились.

События последних дней не дают белорусам расслабиться. И если новости о коронавирусе многим еще кажутся чем-то далеким, хотя случаи болезни уже фиксируются в стране, то резкое подорожание валюты почти никого не оставило равнодушным. Об этом можно судить по очередям, было возникшим у обменников, – никогда такого не видели, и вот опять.

Как валютные колебания сказываются на наших спортсменах? Мы поговорили с теми, кто уже завершил карьеру и занимается бизнесом, и с теми, кто продолжает выступать, и с тренером, вышедшим на пенсию. Как поменялась их жизнь из-за падания рубля? В чем хранить сбережения? И что будет дальше? Если вам есть что сказать по этому поводу, делитесь в комментариях. Пока же – слово нашим спикерам.

«Тяжелее было, когда нам подняли коммунальные платежи в 10 раз»

Константин Маханьков, главный тренер бойцовского клуба «MakhankovGym»

– Естественно, изменения на валютном рынке на нас сказываются. Мы немного подняли цены на абонементы – где-то на пять процентов. Ведь оборудование у нас закупалось за белорусские рубли, но по курсу доллара или евро. Оно иностранного производства: Испания, Франция, Италия. Поэтому мы вынуждены были пойти на повышение цен для посетителей, чтобы как-то контролировать ситуацию. Сейчас цена за 12 занятий в месяц у нас где-то 100-120 рублей.

– Повышение цен повлияло на посещаемость зала?

– Вроде бы незначительное повышение – в среднем на 5-10 рублей – но люди недовольны. Стало ли меньше занимающихся? Дело в том, что мы только-только подняли цены, поэтому каких-то изменений не заметили. Да, в будущем количество людей может уменьшиться, но, поймите, у нас нет другого выхода. Такая коммуналка, что наш бизнес и бизнесом назвать тяжело. Больше для души. Даже иногда в минус работаем в связи с высокой стоимостью аренды. За зал мы платим рублями. И, можно сказать, в этом есть плюс, учитывая сегодняшнюю ситуацию с долларом.

– Вы понимаете, что повлияло на такой резкий скачок курса?

– Истерия с коронавирусом. Перестали работать производства в Китае, Италии. Все с этим связано, думаю. Стали меньше летать, это повлияло на сферу туризма. К нам на занятия, например, ходила группа работников одной туристической компании. Но у них сейчас очень большие проблемы, всех посадили на голый оклад, поэтому люди не могут оплачивать абонементы. Где-то кому-то мы идем навстречу, вплоть до того, что предлагаем абонемент в долг, но, поймите, всем угодить тоже не можем. Сами стоим на тонком льду. В конце каждого месяца платим аренду, налоги и беремся за голову – очень большие суммы уходят.

– С поставщиками оборудования пробовали договариваться о каких-нибудь уступках в связи со сложной экономической ситуацией?

– Пробовали, и компании идут нам навстречу. Например, на боксерскую экипировку делают большую скидку. С частниками мы находим общий язык, а вот государственные структуры идти навстречу не хотят. Хоть мы и писали письма в министерство спорта, нацкоманду. Просили снизить стоимость аренды, коммуналку. В том числе потому, что у нас тренируются сборники. Ответ пришел примерно такой: «Пускай тренируются в «Стайках».

– Ваш клуб функционирует уже почти два года. Нынешнее время – самое тяжелое за период его работы?

– Скажу, что тяжелее было, когда мы поработали три месяца, все складывалось успешно, получали какую-то прибыль, но нам резко подняли коммунальные платежи в 10 раз. С 860 рублей до 8600. Чем обосновали? Просто так, государство решило с нами поиграть. Можно было бы тогда все сворачивать, но решили продолжить, держимся. Думаю, пока не надоест основному инвестору – промоутеру федерации профессионального бокса Михаилу Лисовскому – вкладывать деньги, мы будем работать, несмотря на какие-то скачки курса валют.

«Будут затруднения, все-таки аренда, кофе, который мы покупаем в Литве, привязаны к курсу валюты»

Сергей Штанюк, владелец сети кофеен «CavaBar»

– За изменениями на валютном рынке, конечно, слежу. Хочешь не хочешь, а обращаешь внимание. Два года все было стабильно, успели привыкнуть к хорошему, а тут – такие резкие изменения. Так понимаю, весь мир уже лихорадит, мы ничего сделать не можем. Только с тревогой смотрим в будущее.

В моем понимании кризис, пусть и вялотекущий, был и раньше. Просто нынешние негативные новости, в том числе о коронавирусе, повлияли на ситуацию. Плюс пошли обвалы цен на нефть. Все взаимосвязано, одно за другое цепляется.

– Как нынешняя экономическая ситуация влияет на ваш бизнес?

– Пока ничего не поняли, не почувствовали. Но понятно, что будут затруднения, все-таки аренда, кофе, который мы покупаем в Литве, привязаны к курсу валюты. Цены, я так понимаю, в ближайшее время начнут расти. Но мы поднимать стоимость готовой продукции все равно не можем. Все-таки у людей зарплаты больше не становятся, конкуренция в нашем бизнесе большая. Будем ужимать свои расходы. Планируем выходить из сложной ситуации не за счет поднятия цен на кофе. В сложных ситуациях мы уже бывали, так что никакой паники нет. Даже цены для посетителей мы поднимали года два назад.

Стало ли меньше людей в кофейнях? Не сказал бы. По весне людей даже больше.

– Арендодатели и поставщики продукции могут пойти на какие-то уступки?

– Не думаю. Надеюсь, что хотя бы резкого и существенного повышения не будет.

«На пенсию, которую сейчас дают, не то что прожить, а умереть порядочно нельзя»

Анатолий Байдачный, тренер по футболу

– Я, наверное, жил в счастливое время и в счастливой стране. Нас не интересовали ни рынки, ни биржи, ни какие-то скачки. Зарплаты получали в рублях и жили исходя из того, сколько у тебя рублей. Каждый год все время ждали понижения цен на продукты. А наши родители вспоминали Сталина, при котором каждый Новый год обязательно понижались цены.

Помню, когда я был маленьким, учился где-то во втором классе, жил в городе Обнинск, и нас водили в бомбоубежище. Как раз был период Карибского кризиса. Все ждали, что на нас сбросят атомную бомбу. Хоть тогда мы были маленькими, все равно думал: «Неужели так мало поживем?» И этот страх вселял не СССР, а Запад. И вот, рассуждая сейчас, я понял, что в своем немолодом возрасте пришел к тому же: в мире такая обстановка, что война может начаться в любой момент.

– Вы же сейчас на пенсии? Что делаете?

– Да, на пенсии, живу нормально. Наблюдаю со стороны за всем, что происходит. Анализирую для себя. И у меня такое впечатление сложилось, что сейчас человек борется не за то, чтобы созидать, делать что-то новое, а за то, чтобы удержаться на собственном месте, на котором он может побольше украсть. У меня такое личное впечатление складывается.

– Легко ли прожить на пенсию в нынешней экономической ситуации?

– Нелегко, откровенно тяжело. У меня есть какие-то накопления, поэтому кручусь туда-сюда. Знаете, чем хорошо было в СССР? Человек мог на пенсию жить и мог еще детям помогать. Когда человек работал, он знал, что получит свою трудовую пенсию и будет на нее жить достойно. У всех была уверенность в будущем. Сейчас человек в этом не уверен. На пенсию, которую дают, не то что прожить, а умереть порядочно нельзя.

– На ваши накопления скачки доллара влияют?

– Вы поймите правильно: было столько денег – жил так, стало столько – живу немного по-другому. Жить достойно, нормально могу. Помогаю ли я внукам? В свое время я очень хорошо помог. И детям, и внукам.

– Что будет дальше? Чего ждать в связи с ситуацией на валютном рынке?

– Лекарство от коронавируса к лету изобретут, у меня такое впечатление, что оно уже давно есть. Все запустится, и эта ерунда закончится.

– Вы связываете изменения валютных курсов с коронавирусом?

– Конечно. Так вы посмотрите: Италию закрыли, самолеты туда не летают, гостиницы закрыты, туризм в упадке. Происходит падение цен на газ и нефть. Все взаимосвязано. Такое впечатление, что кто-то это специально делает. Основная группа людей, богатая элита, которая живет на островах около Европы, в Англии и США, все это и делает. Для них же жизнь людская ничего не стоит.

«Стало приятнее получать призовые с таким курсом – все-таки платят их в евро»

Сергей Бочарников, член мужской сборной Беларуси по биатлону, двукратный чемпион Европы-2020

– Такая ситуация с валютой не нова. И то, как народ бежит скупать доллары на их пике роста, видеть не впервой. Люди, наверное, не учатся на своих ошибках. Думаю, в ближайшее время доллар упадет. Но такие события – коронавирус, падение цен на нефть – все связано друг с другом. И вряд ли появилось само по себе, из ниоткуда. Раньше было много событий, которые шли одно за другим. Беда, как говорится, не приходит одна. И в совпадения не очень верится.

Как на спортсменах, которые много времени проводят за границей, сказываются эти изменения курса валют?

– Мы ездим за счет федерации, и ситуация с валютой, думаю, создает для нее определенные трудности. А с нашей стороны? Нам стало приятнее получать призовые с таким курсом – все-таки платят их в евро. Осталось их стабильно зарабатывать :).

– Некоторые в такой экономической ситуации стремятся инвестировать деньги в ценные бумаги, надеясь в будущем выиграть. Что думаете об этом способе?

– Так никто же не мешает людям это делать, когда курс низкий. Да и компании бывают разные, многие продают свои активы в национальной валюте и не зависят от изменений курса валют. Вообще, я уже давно понял, что если хранить деньги, то лучше это делать в разных валютах. Чтобы всегда был запас, страховка. А инвестиции? В этом нужно разбираться, понимать. Да, может, повезет, что-то выиграешь, а, может, и нет.

– Как думаете, чем и когда завершится нынешняя экономическая ситуация?

– Думаю, никогда. Просто все эти волнения идут волнообразно. То стихают, то усиливаются. Так было и раньше, никуда это не денется. Одни проблемы уходят, появляются другие. Вопрос лишь в масштабах этих проблем.

«Хорошо, что успел доделать ремонт до скачка доллара»

Антон Матвеенко, полузащитник ФК «Витебск»

– Пока к нынешней ситуации я отношусь спокойно. После того ажиотажа в обменниках, который был в 2011 году – тогда больше чем в три раза, по-моему, поднялась валюта – сегодняшняя ситуация не очень страшная. И изменения на себе я не ощутил.

Почему сейчас все так происходит? В России обвалился рубль, а мы все зависим от неuj. Коронавирус? Может быть, об этом тоже думал.

– В «Витебске» зарплата в рублях?

– Да, и мы все эти изменения на валютном рынке не ощущаем. Единственное, иногда возникают проблемы в бытовом плане. Так, например, я делал ремонт, и за материалы приходилось рассчитывать в рублях, привязанных к курсу валют. Хорошо, что успел доделать до скачка доллара.

– Что думаете по поводу инвестиций, вложения долларов в ценные бумаги в такой ситуации?

– Как мне рассказывал друг, это действенный способ. Главное вовремя все сделать, чтобы в минусе не остаться. Но я пока к такому не пришел, еще не инвестировал ни во что.

К слову, даже в такой ситуации можно найти плюсы. Может, машины в России подешевеют, и если есть какие-то запасы, можно авто выгодно купить. У меня запасы небольшие есть. Как мне рассказывали успешные люди, лучше все сбережения хранить в нескольких видах валют.

– Чем завершится нынешняя ситуация?

– Думаю, доллар еще немного поднимется, а потом успокоится. Больше, чем 2,4 рубля он не будет. Даже сейчас он немного падает. У нас обычно к Новому году происходили такие изменения, а сейчас – ближе к лету. Что-то запоздали :).

***

Интересный факт: в первый день нестабильной недели через финансовое приложение Lacerta за 24 часа более 100 человек инвестировали в облигации 10 белорусских компаний. 1 217 556,11 рублей привлечено в ходе 186 сделок всего за одни сутки – 9 марта.

Выгодно можно купить не только валюту. Сейчас инвестировать может каждый. Тем более начать можно с малых и надежных вложений. Очень удобно делать это с помощью финансового приложения Lacerta. Через него можно инвестировать в облигации надежных белорусских компаний различные суммы от 10 белорусских рублей.

Установить приложение Lacerta можно для Android и iOS.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты