Tribuna/Футбол/Блоги/Летняя Медиашкола на «Трибуне»/«Даже самый дубовый айтишник может показать себя в журналистике». Известный блогер разносит спортивные медиа Беларуси

«Даже самый дубовый айтишник может показать себя в журналистике». Известный блогер разносит спортивные медиа Беларуси

Интервью самого преданного фаната сборной «филипенок».

«Даже самый дубовый айтишник может показать себя в журналистике». Известный блогер разносит спортивные медиа Беларуси

Блогер Sports.ru и Tribuna.com Роман Счастный – о белорусской гонзо-журналистике, глоровских историях и сборной «филипенок».

− Вы закончили факультет прикладной математики в БГУ. Откуда интерес к журналистике?

Да это скорее интерес не к журналистике, а к футболу. Просто в один прекрасный момент завел блог и начал описывать свои ощущения после матчей белорусских команд.

− В 2009 году вы стартанули в блоге на Sports.ru. Где вдохновлялись на 54 страницы постов?

Там половина коротких записей, нормальные вещи пошли чуть позже, когда позвали писать для «Прессбола». Описывал мысли после матча, отправлял в газету, а через день после выхода вывешивал в блог.

− Сразу согласились писать для «Прессбола»?

Не могу сказать, что предложение сотрудничать стало неожиданностью. Не было такого, что я сейчас все брошу и уйду в журналистику. Встретились с Новиковым и Бережковым. Они сказали, что читают мой блог, предложили попробовать себя в журналистике. Но я однозначно сказал, что не смогу работать в журналистике регулярно, ну, это же не работа:) Стал периодически писать о белорусском футболе, когда вдохновение приходило.

− Помните момент, когда Новиков и Бережков превратились в коллег?

Я не журналист, и Новиков мне не коллега. Это громко сказано. Просто мы очно знакомы, смотрели на трибуне вместе футбол по аккредитациям. Было прикольно заглянуть по другую сторону журналистики, посмотреть на коллектив изнутри. Хотя профессия спортивного журналиста представлялась более романтичной. Я все равно остался читателем, и не перешел журналистскую грань.

− Какая самая веселая история того периода?

Все было довольно прозаично. Ну, пришли на корпоратив, выпили водки. Все ходили довольные, вели пьяные разговоры. Для меня это просто было в прикол: я всю жизнь читал газету, а тут с этими людьми лично пообщался. Ничего более.

«Лучшее, что есть во Франции, это Андрюша Вашкевич. Ребята, стоп!»

− Вы футбольный фанат или эксперт?       

Я прокачанный любитель спорта. Мой дед – тренер по легкой атлетике, в семье постоянно присутствовал спорт. Помню даже чемпионат Европы-1988, который уже в четыре года смотрел с отцом и дедом. Если по телевизору показывали советский футбол, то он всегда шел и у нас дома: чемпионат Союза, еврокубки, сборные, минское «Динамо». Дедушка – болельщик, папа – болельщик, поэтому мне некуда было деваться. С детства потреблял много спортивной прессы, читал «Прессбол» с первого номера. И до сих пор читаю, но выборочно.

− Чьи тексты, помимо Новикова, читаете целиком?

Золотые годы «Прессбола» остались в 90-х, когда редактором был Борисевич. При Бережкове уровень стал падать. С приходом Кайко, казалось, что-то начнет меняться, он вроде как в курсе трендов, пытается следить за развитием современных медиа. Но наблюдается уверенный застой. Я недавно открыл номер за 2002 год: верстка и шрифты ни черта не отличаются от газет 2016 года.

− А если обратиться к контенту?

Вот только закончилось Евро, яркий пример. Такие события – пик в мире спорта. По идее, все лучшее, что есть, должно выстреливать именно в эти периоды. Что мы имеем? На страницах «Прессбола» очередные приключения Андрюши Вашкевича в забугорье. В каждом номере редакция аппелирует к Андрюше. Кстати, это мне сейчас не нравится: началась какая-то местечковость, внутряки. Читателю, по-моему, не особо понятно, о чем они там говорят. Как по мне, Евро «Прессбол» откровенно провалил. Даже чемпионат мира лучше отработали: Кайко журналистски зрело все подавал. Сейчас идет такой Вашкевич-стайл, от качества которого вся газета, я так понимаю, включая Новикова, офигевает. Они считают, что Вашкевич – это лучший спортивный журналист в стране, но его никто не знает за пределами «Прессбола». По-моему, в его статьях вообще не про футбол.

− А про что?

Это выглядит так: ребята, я проезжал мимо, дайте-ка что-нибудь напишу. Ну, не что-нибудь, там графоманские объемы идут в каждый номер. Вашкевич занимается самопиаром, это некий культ Вашкевича в «Прессболе». Открываешь газету: в левом углу Вашкевич, в правом углу Вашкевич, везде Вашкевич. Я читаю эту газету каждый год и уже знаю, как зовут папу и маму Андрея, где он учился, с кем он учился, что он ел на завтрак, обед и ужин, имена всех арендодателей с airbnb, которые сдавали ему квартиру во Франции. Мне кажется, это перебор. Есть «Праздник, который всегда с тобой» Хемингуэя. По сути, Вашкевич реально исполняет роль Хемингуэя. Новиков назвал это гонзо-стилем.

− Что есть в статьях «Прессбола» от гонзо-журналистики?

Есть ощущение, что газета превратилась в литературный кружок. Как русские авангардисты придумывали свой язык, так и «Прессбол» живет своими штампами и историями. Чтобы получалась крутая гонзо-журналистика, человек должен интересно жить, как Хантер Томпсон. Мне надоело читать, как Казюлин пошел в бар и набухался с чуваками.

− Это скорее истории для блога?

Да, это отлично зайдет в блог, но не в газету о спорте. Тот же Вашкевич, по-моему, ближе к Хемингуэю, чем к гонзо-стилю. Андрюша просто превратил свою жизнь в повесть и живет в ней. Конечно, он умеет писать, небанально складывать слова в предложения. Если брать всех, кто пишет в Беларуси про футбол, то он один из лучших. Но получается очень много Вашкевича в статьях Вашкевича, я хочу читать про футбол, а читаю про него. Своеобразный круговорот Вашкевича в природе. Так ладно бы он фигурировал только в своих текстах, но открываю газету, а тут Жоль пишет: «Лучшее, что есть во Франции, это Андрюша Вашкевич». Ребята, стоп!

«Сейчас все социальные животные. Если тебя нет в соцсетях – тебя нет нигде»

− Другие белорусские СМИ интереснее отработали Евро?

А что у нас есть из спортивных медиа, кроме «Трибуны» и «Прессбола»? «Трибуна» просто не бралась за освещение Евро: у них не хватает людей, есть русский контент со Sports.ru. Вроде как, идет чемпионат Европы, а на сайте ни одного материала. С другой стороны, ты ничего не делаешь – тебя никто не критикует.

− Три года назад вы называли Goals.by слепым копированием Sports.ru. Во что сегодня выросла «Трибуна»?

Сегодня это уже не копия, а часть Sports.ru, локализованный оригинал. С уходом Мелкозерова там теперь тоже почти нечего читать. Никита говорил, что в стране нет спорта, сфера не развивается. Перешел на «Онлайнер», а его – нишевую звезду – там никто не знает, хоть по спорту, вроде как, был самым главным. На «Трибуне» стало меньше материалов, на которые хочется кликать. По заголовку все примерно понятно, скролишь и идешь дальше, не переходя на текст. Читаю только Петрулевича и Горуновича. Для сравнения, в  «Прессболе» одни колонки и мнения, а на «Трибуне» ни одного мнения, помимо редких текстов главного редактора.

− Что для вас важнее – высказаться или получить фидбэк?

Фидбэк, конечно, важен. Я вот говорил, что Вашкевич тщеславный, но понятно, что и в блог ты пишешь не просто так. Сейчас все социальные животные. Если тебя нет в соцсетях – тебя нет нигде. Если брать спорт, то это коллективная история. Раньше смотрели матчи с отцом и дедом, потом с друзьями в школе или в общаге. Сейчас сидишь на «Трибуне», пишешь статусы, обмениваешься мнениями. Это то же общежитие, но размером с планету.

− В 2014 появился ваш блог «1984» на «Трибуне». Почему решили стартануть на новой площадке?

Это был чисто технический момент: запустили «Трибуну», заведу там блог. Хотя можно считать, что его и нет. Я скопировал в «1984» три старых текста со своего блога «Сборная БССР» на Sports.ru и все.

− Быстро надоело?

Была формальная договоренность с «Прессболом»: если пишешь в газету, то пиши только для нас. Смысл мне было публиковать еще что-то в блог на «Трибуне», если для «Прессбола» я делал то же самое, только еще и за символическую плату.

«Студентами заходили в бар и цедили кружку пива весь матч. Официанты искоса смотрели: что за нищеброды»

− Название блога – отсылка к Оруэллу и вашей дате рождения. В 30 блогерство стало неинтересно?

Я почувствовал нудность и рутину. Даже я, который не каждый день этим занимался, стал терять кайф от просмотра матчей. Все равно надо было думать, что написать в блог, искать интересные идеи. Время, затрачиваемое на написание текстов, перестало себя оправдывать.

− Вы называете блогерство детскими играми. Почему?

Просто это перестало приносить мне удовольствие. Можно провести параллель: в детстве ты смотришь все подряд, потом что-то отсеиваешь, формируешь интересы. Сейчас уже не те эмоции от футбола, что были раньше. В 2002 году, помню, не транслировали первых два тура, я даже плакал: прошло три мачта, а я ни одного не видел. Как так?

− А как же варианты спортбаров?

Какой в 2002 году спортбар? Это сейчас стало популярным. Мы были студентами. Да, иногда заходили в бар, заказывали кружку пива и цедили ее весь матч. Официанты искоса смотрели: что за нищеброды пришли и заняли нам стойку.

− Сегодня сколько пивных бокалов успеваете раскатить за один матч?

Очень редко теперь смотрю футбол в компании. Новиков недавно писал, что он смотрит матчи в одиночку. Вот и я тоже. Стандартный вариант: смотреть дома, сидя на диване, и твитить:)

− Где интереснее высказываться – в твиттере или в статусах на «Трибуне»?

Сейчас делаю это редко, раньше намного активнее писал статусы и твитил. Занимаешься одной и той же фигней, никакого развития. Мнений становится очень много, и, если отнять всю шелуху, то все они похожи. Мне уже достаточно просто прочитать текст и сказать про себя: «Да, чувак, я тоже примерно так думаю». Ты видишь какое-то событие, прикидываешь, как о нем можно пошутить, даже предугадываешь, какими будут первые пять комментов под записью. Все коннотации уже избиты. Все сложнее сказать что-то новое.

«Беларусь страна, находящаяся на обочине мировых процессов, но в нашем спорте было уже почти все»

− Вы говорили, что в отборочном цикле на Евро-2016 у Беларуси есть реальные шансы. Почему опять мимо?

Как почему? Потому что меньше очков набрали. Поначалу всегда хочется оптимизма. В отборе на чемпионат мира будем играть с Францией. И опять-таки есть шансы на победу.

− Как Исландия с населением в 330 тысяч человек произвела фурор, а мы из 10 миллионов никак не можем слепить конкурентоспособную команду?

Исландцы собрались, потому что они просто начали заниматься футболом. Все закономерно. Хоть Беларусь и маленькая собачка, страна, находящаяся на обочине мировых процессов, в нашем спорте, по большому счету, было уже все: и золото Олимпийских игр, и Лига чемпионов. Единственный болельщицкий гештальт, который не закрыт, − это выход на топ-турнир. Если пройдем, то можно будет больше не смотреть футбол или расслабленно наблюдать с чувством выполненного долга.

− Вы написали в статусах, что этот Евро − худший из топ-турниров в 21 веке. Мы не смогли пробиться даже туда. О чем это говорит?

Можно сюда приплетать детско-юношеский футбол, но не стоит. Для выхода на топ-турнир нужно просто набрать необходимое количество очков в группе.

«План по выводу футбола из кризиса: убрать герб, переодеться в вышиванки и все будет хорошо»

− Виталий Кутузов сказал, что в лучшем случае нам удастся собрать толковую команду лет через 10. Согласны?

Ай, Виталий Кутузов…Это все чушь. После поражений всегда говорят, что у нас нет системы, поэтому Беларусь никуда не выходит. Мне кажется, тут вообще другая история. Латвия вышла на Евро-2004. Считаете, там есть система футбола? Это просто смешно. Выход команды на Евро или чемпионат мира – это вопрос конкретного тренера, игроков, данных двух лет и десяти матчей.

− С тем составом сборной, который сегодня у нас есть, это реально?

Если честно, я в это не верю. Хотя и с нашими игроками можно выходить на престижные турниры, если правильно организовать работу. На практике это вряд ли произойдет, но это не значит, что команда должна перестать играть. Про нашу сборную можно говорить часами, изливая всю эту боль. Чтобы пробиться на чемпионат мира, нам надо опередить крутых бугров. А на Евро даже этого нет необходимости делать, просто надо занять не последнее место в группе. Важно, чтобы люди были заражены общей идеей.

− В нашем футболе есть пример, где общая идея принесла результат?

Банальный пример – «Крумкачы». У сборной не получается стать «крумкачамі». Это команда, которая создавалась из лузеров, спортсмены играют  за маленькие деньги. Когда белорусский народ парится, как заработать на жизнь, а футболисты в это время получают огромные зарплаты, это не может  способствовать единению. Поэтому со сборной пока не получается. Для начала нужна основная идея – побеждать.

− А наши футболисты, считаете, не стремятся к этому?

Мне кажется, они сами в себя не верят. Это закон мужского существования – ты должен подрать соперника, стать лучшим. Даже когда мы с пацанами играем в футбол, все хотят выиграть, никто просто так не стоит и не ковыряется в носу. Хотя если про журналистов я еще могу что-то сказать – я видел этих людей на расстоянии вытянутой руки, – то с футболистами все сложнее. Может, они приезжают, чтобы просто побухать, жениться, решить вопросы с агентами и домами, а может, и не только за этим.

− Вы критиковали болельщиков за излишний негатив. Может ли сформироваться культура боления без больших результатов?

Почему мы хреново болеем, а они хреново играют? Как минимум, у нас нет нормальных стадионов. К чемионату мира-2002 у украинцев был слоган «Наша мета – 2002», приезжаешь в Польшу – там кружки с Левандовски, орлы, бело-красные флаги – чувствуется какое-то единение. Когда эта синергия выстреливает, тогда это приятно. В 2001 году у нас была малофеевская история, на стадион приходило по 40 тысяч, стояли огромные очереди за билетами. Сейчас Бережков продвигает популистскую шняжку «Белыя крылы», пойдем в новый цикл с вышиванками. А еще бы убрать национальный герб: Россия и Украина – страны с национальным гербом – не вышли из группы. Короче, вот вам и план по выводу футбола из кризиса: убрать герб, переодеться и все будет хорошо.

− Вы были на матчах, где белорусы реально круто поддерживали своих?

Конечно. Тот же матч с Украиной в отборе на Евро-2016. У нас нет национального единения в стране, так как оно может быть в футболе? Мы не Исландия, где 330 тысяч одинаковых людей. Те же Россия и Украина провалились. Почему? Сборные отражают жизнь в обществе. Страны в футболе немного заменяют всю эту геополитическую возню.

− Белорусам не до сборной?

Об этом и речь. Беларусь – это такой хутор, где каждый сам по себе. У тех, кто еще не уехал, внутренняя эмиграция. Каждый выбивает себе какую-то нишу и там живет. Если решим экономическую ситуацию, будет больше шансов поднять футбол.

− Вы преданный болельщик сборной?

Национальная сборная – это моя любимая команда. Все говорят: никто не любит сборную. Но это та команда, за которую я всегда буду болеть. Да, в составе выходят эти «филипенки», которые в клубах даже не играют. Но все равно за них переживаю. Глорские истории – поболеть за исландцев – мимо меня. Это для посиделок в кино с попкорном: ого, прикольно, эти ребята прошли дальше, но не более того.

− Вы считаете себя троллем?

Есть у меня это саркастическое отношение к действительности. Можете называть это снобизмом, но мне нравится троллить журналистов.

− Вы назвали троллинг – отдельным жанром. Вам не кажется, что в нем практикуются в основном не до конца реализовавшиеся люди?

Возможно и так. Можно сказать, что раз я троллю, то завидую тому же Вашкевичу или Березинскому. Но это не зависть. Вот я читаю статьи и понимаю, что мог бы делать эту работу не хуже, возможно, даже лучше. Конечно, ездить сейчас по Франции и что-то писать я бы не отказался. Но у меня уже жена и дети, куда тут поедешь? Есть сожаление, потому что мне это интересно. Просто я пошел другой дорогой, а они живут в параллельной действительности.

 Почему стыдно не знать Александра Глеба?

Я просто не люблю тупых. Есть граммар-наци, а можно создать футбол-наци. Меня всегда прикалывают пацаны, которые ничего не знают о футболе. Сразу появляется снисходительность и вопрос: о чем с тобой разговаривать?

− То есть любой мужчина должен ориентироваться в футболе?

Да не должен. Но и отношение к нему будет совсем другое. Просто пересядь тогда.

«Домрачева вошла с винтовкой в каждый дом»

− Какой минимальный набор знаний о спорте должен быть у каждого уважающего себя белоруса?

Да, в принципе, в Беларуси с этим все неплохо. Вон Домрачева вошла с винтовкой в каждый дом. У нас есть спортивный канал, по первой кнопке постоянно показывают спорт, наш президент – спортсмен. При этом в Беларуси хреновая вовлеченность – всего 10% читают спортивную прессу. Примерно так же мы относимся и к политике: все, вроде бы, в курсе, что происходит, но в деталях это никому не надо.

− Допинговые скандалы подогревают интерес к спорту?

Наоборот, допинг – это дебильная история. Надо либо разрешить допинг, либо не поднимать старые пробы. Это достаточно глупо, когда спустя время перетасовывают места. Все следят за медальным зачетом, а спустя полгода узнаешь, что медалька подвинулась. Как это должно выглядеть? Срочное сообщение: прослушайте новый гимн, теперь эта баба – чемпион. И всем надо испытать те же эмоции, какая-то лажа.

− Если бы в журналистике можно было заработать те же суммы, что и в программировании, сменили бы профессию?

Если бы я получал ту же зарплату, что и в IT, то без колебаний поехал бы во Францию на место Вашкевича. Тут дело не в журналистской сфере: Василий Уткин работает Василием Уткиным. Человек создает себя: там свадебку провел, там что-то написал – и на ипотеку наберется.

− Как вам сложившийся образ айтишника в обществе?

Айтишник стал отдельным персонажем, как чукча. Всем кажется, что в IT сахар и мы привозим домой зарплату на тачках. Может, корзинка в «Короне» у айтишника с бухгалтером и будет отличаться. Но у нас тоже есть свои грабли. Хотя, учитывая средний уровень зарплат по стране, лучше об этом не говорить. Это будет выглядеть, как проблема белорусских футболистов на фоне болельщиков.

− Дочерей бы пустили на журфак?

В Беларуси, наверное, нет. Хотя вопрос не будет стоять «пустить или не пустить». Если захотят, пусть идут. Но я бы не советовал:) Оказывается, даже самый дубовый айтишник может показать себя в журналистике, если очень захочет.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

З дзяцінства за
12 июля 2016, 15:03
5
Дмитрий Молош: «»
5 июля 2016, 12:39
Дмитрий Молош: «»
5 июля 2016, 12:36
Все посты