Начался новый век. Вместе с ним - и новые тенденции в телеиндустрии. Чемпионаты мира и Европы в девяностые годы белорусские зрители смотрели на российских телеканалах под разговоры тамошних комментаторов. Однако жизнь поменялась...
Они заслужили эту победу. От первого президента ФИФА покойного Жюля Риме до одного из руководителей оргкомитета мундиаля, великого в прошлом игрока Мишеля Платини. От болельщиков, создавших атмосферу праздника, до Зидана и компании, подаривших стране этот триумф. От красочного шествия открытия по улицам Парижа до многодневных празднеств на тех же улицах в честь победы. Французы в 1998-ом году очень постарались стать новыми футбольными чемпионами.
Казалось бы, “соккер” в Штатах не популярный вид спорта, и ажиотаж проведение там чемпионата мира не вызовет. Однако трибуны в 1994-ом году ломились от болельщиков. Все просто: на матчи, в основном, приходили выходцы из разных стран мира, недавно переехавшие в США. Они смогли хотя бы на месяц прикоснуться к родному с детства спорту.
Бразилия ровно прошла всю дистанцию, и, пускай лишь в серии пенальти, но закономерно победила в финале. В нем решалось, кто станет чемпионом в рекордный четвертый раз.
На полях Италии в 1990 году победила немецкая сборная. Своеобразная награда за стабильность - это был ее третий финал подряд. Причем в течение приблизительно тридцати лет (после 1962-го и до 1994-го) они не участвовали лишь в двух финалах. Третья по счету победа позволила догнать Бразилию и Италию. Кстати, хозяева небезосновательно надеялись вырваться в этом зачете вперед, но их неожиданно в полуфинале остановили аргентинцы, сами второй раз кряду пробившиеся в финал.
Чемпионат мира 1986 года принимала Мексика, значит, согласно традиции, побеждать за океаном европейцы не должны были. Лишь в отдельных матчах отличную игру показывали СССР, Дания, Франция. Могли победить бразильцы, но судьба распорядилась так, что первенствовала Аргентина, располагавшая набором добротных игроков, которых вели к цели тренер Карлос Билардо и блистательный Диего Марадона, многими почитаемый как лучший футболист всех времен и народов.
Ух, и радовался тренер итальянцев Энцо Беарзот, когда успешное выступление его команды оставило с носом соотечественников-журналистов, предрекавших ей провал после невразумительных первых матчей. Впрочем, действительно мало кто из специалистов мог предположить, что победы на испанских полях добьется третий раз в истории, догнав бразильцев по этому показателю, сборная Италии.
За полгода до старта чемпионата мира в Аргентине произошел военный переворот. ФИФА начала прорабатывать варианты переноса мундиаля в Германию, но новые власти заверили, что успешно проведут турнир. Это и неудивительно при таких прекрасных болельщиках как аргентинцы. Они умеют феерически поддерживать свою команду и достойно относятся к соперникам.
“ФРГ и Нидерланды — команды новой формации, у которых должны поучиться южноамериканцы. Они достигли нашей техники, пусть не всегда такой изящной, но она более эффективна на высоких скоростях” (Пеле).
В финальном матче девятого чемпионата мира, который в 1970 году принимала Мексика, встретились бразильцы и итальянцы. Эти команды уже по два раза владели самым желанным призом мирового футбола, “Золотой богиней” Никой, а ведь трехкратный победитель должен был получить его навечно. Сорокалетняя борьба увенчалась успехом страны, чьих игроков называют “кудесниками мяча”.
После триумфа бразильцев в 1958 году в следующие полвека в мире появились всего три новых чемпиона по футболу. Свои дебютные победы они одерживали исключительно на домашних полях (Англия-1966, Аргентина-1978 и Франция-1998). Проведя у себя восьмой по счету чемпионат и выиграв его, британцы окончательно вписались в мировую футбольную систему координат, в которой никак не могли найти свое истинное место вследствие предыдущих отказов и просто неудачных выступлений.