Tribuna/Футбол/Блоги/Моя первая команда/Моя первая команда. ФК «Молодечно»

Моя первая команда. ФК «Молодечно»

Олег Горунович – о сборе бутылок, Макухах и Вяжике, молодечненском Тумиловиче и провинциальной гордости.

11 февраля 2015, 19:30
15
Моя первая команда. ФК «Молодечно»

Олег Горунович – о сборе бутылок, Макухах и Вяжике, молодечненском Тумиловиче и провинциальной гордости.

В 2001 году, когда я только поступил в университет, быть молодечненцем было престижно. Во всяком случае, среди людей, интересующихся спортом. Студенты объединялись в группки по интересам и среди прочих (тусовщиков, бухарей, киноманов и т.д.) на журфаке БГУ была «спортивная секция». Во время лекций она располагалась на галерке и ее участники по очереди читали «Прессбол», потому что купить газету было не так просто.

Провинциальный гонор и провинциальный патриотизм (комплексы?) могут проявляться по-разному. Приезжие члены спорткружка мерялись друг с другом количеством игроков в сборной. А от Витебска кто? Гуренко – гродненский! Ты, из Постав, вообще молчи, у вас нет никого (и еще не скоро будет, ха-ха!). Нам, молодечненцам, в ту пору было кем гордиться. Братья Маковские, Милевский (не тот, что «пес»), Корытько. А еще Вяжик, то бишь Вяжевич, наш. Пускай к сборной он особого отношения не имел. Но вообще для 100-тысячного города неплохо, правда? И это не говоря про игроков второго порядка.

Мне кажется, в 90-е в «Городе солнца» – это тоже о Молодечно – не проникнуться футболом было невозможно. Даже если ты малой, дурной и не знаешь, кто такой Боровский и что наша команда выиграла минорный союзный Кубок миллионов. Зато ты сам гонял в футбол с утра до вечера. На гараже-жестянке, стоящем у поля, видел кривую надпись «Металлург». А со стадиона до окраины долетал восторг толпы и буквально врывался в форточку. И ты понимал, что наши забили или что-то около того. Ясное дело, восторгу на стадионе предавалась не отважная сотня «спартанцев», а несколько тысяч человек.

Оказаться среди них было естественно и логично.

Первое яркое впечатление со стадиона – невероятный гол. Попробую его описать. Наш выходит один на один с вратарем. Будто собирается бить левой, но проводит ногу мимо мяча и ставит ее впереди. А правой, щеточкой, издевательски катит между голкиперу, повевшемуся на ложный замах. Гол забил то ли Кондратьев, то ли Гомонов (точно не помню, но кто-то из них). Видимо, тогда футбольный «яд» и попал в мою кровь. На стадионе я стал частым гостем. Не столько ради игры (ее премудрости до сих пор не понимаю), сколько ради атмосферы.

По протоколу арена «Металлурга», а потом просто «Молодечно», а потом «Молодечно-2000» и т.д. вмещала пять тысяч человек. Сидели они на деревянных скамейках и не жаловались. Под трибунами можно было свободно бродить, чем мы с друзьями и занимались, озорства ради незаметно развязывая шнурки – перед носом на зашелушенном бетонном проходе стояли, дрыгались, переминались ряды ног (нет, никто нам за это так и не навалял). Семечки от бабок – вам большой стаканчик или маленький? – были неотъемлемым футбольным атрибутом. Как и девицы-малолетки, фланировавшие под ручку подвое-потрое вокруг поля, купаясь в мужском внимании.

Не в курсе, как сейчас, но прежде молодечненская поляна имела одну особенность – она была двухуровневой. То есть все поле делилось на два продольных плато – одно повыше, второе пониже. Стыковались они где-то посередке. С трибун это было не так заметно, но если вам удавалось ступить на газон (такое иногда дозволялось) и присмотреться, то перепад был явным.

Вылетев в Д2, команда какое-то время играла в Чисти. С дворовыми друзьями мы гоняли и туда. Сначала электричкой до станции Уша, потом в растянутой колоне других болельщиков пешком несколько километров до поселка. Путь пролегал мимо фольварка Ракутевщина, где в какой-то период жизни творил Богданович. Фольварк стал музеем. Несколько раз хотел в него заглянуть, но по выходным – а матчи проходили в выходные – музей не работал. Позже видел новость, что музей сгорел. Интересно, его восстановили или нет?

Нам, молодечненцам 90-х, повезло. Нам было за кого болеть. За команду выступали и приезжие ребята, но всеобщими любимцами были местные. И дело не только в свидетельстве о рождении. Макухи – ну, как их было не любить? Или как было не любить Вяжика?

Так Вяжевич выглядел пару лет назад.

А еще были Климович, Лебедев (он же Лебедь), Козяк. Про последнего говорили, что он отменно учился в школе и закончил ее с золотой медалью. Якобы преподавательница химии, узнав, что Козяк выбрал футбол, а не учебу, схватилась за голову. Мои симпатии принадлежали вратарю-верзиле Николаю Абрамовичу. Тому самому, про которого Владимир Маковский. Почему-то запомнилось, что Абрам играл в желтом свитере. Грозно кричал. И периодически норовил надавать тумаков сопернику – схватить кого за грудки, завалиться на нападающего всей тушей, незаметно лягнуть в борьбе. Грязные, конечно, приемчики, но делалось это со страстью, от души. Это был наш Гена Тумилович (хотя кто тогда в Молодечно знал Тумиловича?). Я переживал за молодечненских в клубе. Радовался, когда наших вызывали в сборную. Любил сборную, потому что в ней выступали наши. Вот такой была пирамида моих юношеских ценностей.

Чтобы попасть на городской стадион, надо было купить билет. А чтобы купить билет, надо было отстоять в очереди. Очереди на футбол в ту пору еще не вызывали удивления.

Обратите внимание на трибуны.

А чтобы стать в очередь, желательно было иметь при себе деньги. И вот с этим иногда бывали проблемы. При Союзе наш город был завязан на нескольких крупных предприятиях. И когда после распада СССР «Спутник», «Электромодуль» и другие встали на колени, многие горожане оказались на мели. Мои родители работали на «Электромодуле».

Футбол не входил в число приоритетных расходов семейного бюджета. Так что порой, когда с деньгами случалась напряженка (а случалась она регулярно), ради футбола приходилось шевелить жопой. Например, собирать бутылки. В детстве это не казалось чем-то зазорным. Молочные, с широким горлышком (их можно было взять дома), пивные (их надо было искать на улице, конкурируя со старушками) – пункты приема стеклотары частенько были спонсорами моих футбольных походов.

С командой роднило и вот еще что. Вокруг 12-й молодечненской школы находится конгломерат дворов. В каждом играли в футбол. Дворы частенько рубились между собой. Среди рубак были и те, кто занимался в местной футбольной ДЮСШ. Потенциально – будущие звезды клубы. И некоторые из них – Денис Смирнов, Сергей Дрозд, Александр Альховик – позже засветились в команде, хотя звездами, увы, не стали. Дроздик и сейчас на плаву. Прошлый сезон провел в «Слуцке». В детстве мы знатно гоняли мяч под школьными окнами, правда, не уверен, что Сергей помнит это.

Стадион СШ №12 пересекала тропинка. Порой по ней хаживал будущий сборник Андрей Милевский. Как сказал один информированный пацан, хаживал к теще. Однажды Милевский попросил ударить по воротам, когда мы играли в «тысячу». Все ребята были чертовски довольны.

Каждому болельщику полагается иметь самый памятный матч. У меня это игра, которой я так и не увидел (наверное, поэтому она и запомнилась). Родители уехали в деревню, а соседи, взявшие надо мной шефство, на футбол не пустили, хотя сами пошли. В гости к «Молодечно» приехал Мозырь, рвавшийся к чемпионству. Наши проиграли, а автобус гостей был забросан камнями. Воображение рисовало эпическую битву. Вообще, выезд в наш город никому не сулил легкой прогулки. Даже динамовцев молодечненцы порой покусывали.

Сейчас молодечненская команда обитает в Д3. Говорят, на следующий сезон точно заявится – в свете множества пережитых финпроблем это уже хорошо. Лучшим игроком ФК по итогам прошлого года стал Андрей Леончик – чур не путать, не солигорский! Мы с Андреем (он также играл в «Звезде-ВА-БГУ»), не солигорским, ввиду определенных обстоятельств товариществуем – выступаем за одну команду в любительском турнире. Точнее, Андрей играет, а я выступаю. Встречаясь, время от времени дурю товарищу голову: «Ну что, в Молодечно есть новые Маковские? Когда наши будут в сборной? Ну или хотя бы в высшей лиге». Андрей разводит руками.

Почему молодечненская футбольная школа выдохлась, иссякла, а вместе с ней – и мой интерес к клубу? Этот вопрос время от времени всплывает в моей голове. Пользуясь служебным положением, даже направлял корреспондента в родной город. Но внятного ответа получить, увы, не удалось.

Фото: Прессбол, Иван Уральский, vk.com/fcmolodechno

Коллаж: offside.by

P.S. Уверен, кто-то может рассказать о молодечненской команде 90-х более подробно – об игроках, знаковых матчах, мэре Карпенко и других людях/событиях, с ней связанными. Я в силу возраста на все это не очень обращал внимание. Что, впрочем, не мешало любить клуб и ходить на фубол.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов