Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Выходит, Сафарьян контролирует сам себя?» Гид по женскому футболу Беларуси

«Выходит, Сафарьян контролирует сам себя?» Гид по женскому футболу Беларуси

Разбираемся в тонкостях, чтобы быть в теме с помощью спортивного обозревателя газеты «Спортивная панорама», много лет пишущего о женском футболе, Дмитрия Синяка.

4 января 2017, 18:46
74
«Выходит, Сафарьян контролирует сам себя?» Гид по женскому футболу Беларуси

 

Юниорки проигрывают Фарерам, клубов становится меньше, а сборную помогает тренировать чиновник АБФФ.

Недавно Сергей Сафарьян пожурил шефа белорусской «Трибуны» за поверхностное знание отечественного женского футбола. Чтобы исправить ситуацию, мы обратились за помощью к коллеге из «Спортивной панорамы» Дмитрию Синяку, который уже много лет пишет про женский футбол и просто от души им интересуется. Журналист провел небольшой ликбез, ответив на дюжину очевидных вопросов.

Что собой представляет чемпионат Беларуси?

– Турнир состоит из одной лиги на семь команд. Количество дивизионов в суверенной истории никогда не менялось. До 2009 года в чемпионате играло в среднем по шесть команд. Потом случился всплеск и количество доросло до 10, однако с 2013-го начался откат.

Сегодня на чемпионат Беларуси АБФФ тратит в пять раз меньше средств, чем на женские национальные сборные. За 2015 год на чемпионат потратили 1 миллиард 659 миллионов старых рублей против 8 миллиардов, которые ушли на сборные. В 2016-м на чемпионат собирались потратить всего 44 сотых процента от бюджета федерации. На женскую сборную – около 7 процентов, а на мужской чемпионат страны – больше 40 процентов.

Хотя по популярности женский футбол очень похож на мужской. Посещаемость падает. В том числе и у сборной. В Минске на стадион ходят от силы человек 300. На трибунах я знаю всех. Обычно собираются родители и семьи футболисток, функционеры и тренеры. В других городах картина немного лучше. К примеру, в Молодечно на матч «националкаи» пришло больше тысячи болельщиков.

Сейчас в чемпионате два кита – «Зорка-БДУ» и «Минск», которые делят между собой первое и второе место. Однако «Зорка» объективно не может соперничать с «горожанками». Бюджет клуба Игоря Шлойдо около полумиллиона долларов, а у детища Владимира Пигулевского, навскидку, должно быть в районе ста тысяч долларов.

Главная особенность турнира – разгромы с разницей в 10-15 мячей, которые случаются почти в каждом туре. Они были всегда, а в следующем сезоне их может стать еще больше. Клубы постепенно хиреют или вовсе умирают. Чемпионат потихонечку движется к любительскому уровню. Грозного витебского «Университета» (шестикратного чемпиона), который когда-то обыгрывал всех в стране, сейчас нет. «Надежда-Днепр» выведена из структуры «Днепра» и никто не знает, что будет с командой дальше. Даже Сергей Сафарьян не может конкретно ответить на этот вопрос. Скорее всего, город не позволит клубу загнуться, но девочки станут любителями. На ладан дышит и «Бобруйчанка» – самая титулованная команда страны, становившаяся чемпионом 12 раз. Не удивлюсь, если в следующем чемпионате Бобруйск не будет представлен в лиге. Тем более и перед прошлым годом у клуба были вопросы по участию.

Чемпионат потихонечку загибается. Сергей Сафарьян, возглавляющий комитет по женскому футболу, не может позвонить Дмитрию Калачеву (директор «Днепра» – Tribuna.com) в Могилев и сказать: «Оставляйте «Надежду!», не может связаться с мэром Бобруйска и сказать: «Дайте команде деньги». Ни клубы, ни федерация не могут повлиять на ситуацию. Может, пора к Лукашенко идти, чтобы спонсорам, вкладывающим деньги в женский футбол, добавить коврижек? Хотя тот же Александр Ласточкин из «Надежды» в свое время находил спонсоров. Их у команды было около 30. И пусть они давали небольшие суммы – по 5-10 миллионов, – но схема работала. А другие клубы и этим даже не занимаются.

Что еще разыгрывают, кроме чемпионата?

– Кубок страны и Суперкубок. Нетрудно догадаться, что уже несколько лет подряд Суперкубок проходит между «Минском» и «Зоркой». В Кубке участвуют те же семь команд, что и в чемпионате. Розыгрыш начинается с четвертьфиналов. По жребию одна команда автоматически попадает в полуфинал. «Бобруйчанка» и здесь самая титулованная – 10 триумфов, а последние четыре титула у «Минска».

Какие у футболисток зарплаты?

– Сперва стоит отметить, что только в «Зорке» и «Минске» девочки регулярно получают зарплату. В остальных командах футболистки совмещают игру и работу. К примеру, Вика Крылова живет и работает в Минске, но выступает за «Бобруйчанку». Ну, как выступает. Ездит только на игры. Кстати, разрешают девчонкам подрабатывать и в «Зорке». Например, Диана Тропникова параллельно работает в минском «Динамо» и преподает в университете физкультуры.

Что касается зарплат, то, насколько знаю, белоруски в «Минске» получают в районе тысячи рублей. Зарплат легионерок точно не знаю, но, думаю, около 1000 долларов. У Пигулевского девочки получают в районе 400-500 рублей. Чуть больше в прошлом году платили лидерам «Надежды», но по ходу сезона зарплату девочкам урезали вдвое.

Много ли вообще в чемпионате легионерок?

– Для начала о лимите. В прошлом году он был таким же, как и у мужчин. Четыре игрока в поле и пять в заявке. Но, по сути, им пользуется только одна команда – «Минск». Чтобы заявить иностранку, надо заплатить федерации 4000 рублей. Для той же «Зоркі» это годовая зарплата средней футболистки. «Горожане» себе такие траты позволить могут и усиливаются. В 2016-м за команду выступали шесть легионерок из Африки. К слову, все, кроме Альвины Ньйолле, уже покинули Беларусь. Так же украинка и молдванка играли за «Надежду». Порой к нам приезжают очень сильные игроки, как нигерийка Ономе Эби, например. Я вообще считаю ее самой сильной футболисткой чемпионата последних пяти лет. Но есть и откровенно слабенькие, которые надолго не задерживаются.

Кстати, если говорить о трансферной политике «горожан», то клуб сперва собирает лучших у других команд – в основном, из «Зоркі». В этом году увели Анастасию Линник, которая в итоге стала лучшей футболисткой чемпионата. А в прошлом – вратаря Екатерину Ковальчук и полузащитников  Юлию Слесарчик и Полину Бештень.

Что касается иностранок, то, как показывает практика, пригласить игроков в наш чемпионат не так уж сложно. Девочки сами просятся. Даже на меня выходят! К примеру, из России и Украины пишут периодически. Там тоже клубов не так много. Да и уровень футбола у нас ниже – легче заиграть. Ну.и финансы. Любая украинка захочет попасть в «Минск» на такую зарплату. Всем девочкам даю контакты главных тренеров команд «вышки», чтобы решали вопросы напрямую. Но, насколько помню, никто из тех, кому помогал, даже на просмотр не приезжал.

Играют ли белоруски за границей?

– В прошлом году не было никого, а сейчас всего несколько человек. Настя Щербаченя выступает в Эстонии, где очень слабый чемпионат. Не думаю, что она получает огромные деньги. Просто уехала потому, что хочет играть. В Беларуси побывала почти в каждом клубе и не смогла ни в одном закрепиться – то травмы, то еще что-то.

Кроме нее, еще две девчонки выступают в первом дивизионе России, две в Украине и одна в Италии. А ведь еще лет пять назад наша Марина Лис засветилась в немецкой Бундеслиге – одном из сильнейших турниров Европы.

Проблема девчонок в том, что они не хотят пробовать силы за границей. Я предлагал многим: «Давай свяжусь, съездишь!» Ведь агентской деятельностью в стране, кроме того чернокожего парня из Витебска, никто не занимается. Нужно крутиться самим. Вот капитан «Минска» Анна Пилипенко самостоятельно нашла вариант в Польше и уехала. Но основной массе этого не надо. За счастье попасть в «Минск» на 1000 рублей, дважды в год съездить в Турцию на сборы, сыграть в Лиге чемпионов и получать по 100 баксов за вызов в сборную. Нет максималисток!

Есть ли в стране любительские лиги, как АЛФ у мужчин?

– Нет. Лишь недавно усилиями той же Щербачени и Насти Слыш появилась женская любительская мини-футбольная лига, в которой участвует семь команд, составленных или из бывших игроков, или из чистых любителей. Профессионалкам из «Минска» и «Зоркі» там играть нельзя.

Белорусские клубы успешны в еврокубках?

– УЕФА проводит только Лигу чемпионов, в которой от Беларуси выступает чемпион. Последние четыре года это «Минск». Два последних сезона девочки выходили из группы в основную сетку плей-офф. Правда, достижение не такое уж и огромное. Дело в том, что, в отличие от мужской ЛЧ, турнир проходит немного иначе. Если у  мужчин топ-клубы начинают борьбу с группового раунда, то у женщин только с 1/16 финала. До этого в группах отсеивают слабейших – далее проходят только победители. В 2016-м «Минск» в плей-офф попал на «Барселону» (0:3, 1:2), а в прошлом сезоне на вице-чемпиона Дании «Фортуну» (0:2, 0:4). Сегодня это предел для нашего женского футбола. Хотя 10 лет назад «Бобруйчанка» доходила до четвертьфинала.

Как выступает сборная?

– В квалификациях на топ-турниры мы участвуем с 1997 года. До 2005 года система была следующей: за выход в финальные стадии боролись команды из «класса А». Остальные сборные, в том числе и Беларусь, играли фактически просто так в «классе Б». В новой истории наше лучшее достижение – третье место в группе квалификации ЧЕ-2013. Ситуация была очень похожа на малофеевскую историю с мужской сборной в 2001-м. Предпоследний матч наши девчата играли с украинками, с которыми делили второе место. В итоге дома уступили 0:5 и отстали на три очка.

Но самым ярким был отбор к Евро-2011 при Дмитрии Шевчуке. Тогда тоже было третье место, но это единственный отбор в истории, который сборная завершила с положительной разницей забитых и пропущенных мячей. Даже с голландками вничью сыграли. Для сравнения, в 2015-м проиграли им 0:7.

За последние годы результаты главной команды страны прилично ухудшились. Раньше сборная всегда обыгрывала Турцию, но последние матчи закончились поражениями 1:2 и 0:3. Проигрывает команды дома и Уэльсу. Если бы об этом кто-то сказал лет 10 назад, его бы обсмеяли. А сейчас сгораем 0:3. От той же Украины на выезде получаем 0:8, от Шотландии 0:7, а от Исландии 0:5. Правда, в Исландии на выезде проиграли 0:2, но только потому, что девушки окопались у своих ворот. Глубже автобуса я в своей жизни не видел. Наш центральный нападающий играла в 30-35 метрах от собственных ворот. Пошли бы вперед, получили бы авоську. 

Сегодня для сборной главное крупно не проиграть. Неоднократно слышал это от тренеров. Один мне так и сказал: «Мне что, вперед лезть, чтобы 0:8 получить? Лучше 0:2 проиграем, и нормально все будет».

Раньше наша сборная пыталась идти вперед. При Шевчуке забила 17 мячей за 8 матчей. Сейчас – 10, большинство из которых Македонии, где всего одна профессиональная футболистка. Но даже от этой команды белоруски умудрились дома пропустить дважды. Если подводить какой-то итог, то за два последних отбора Беларусь проигрывала всем, кроме откровенно слабых черногорок и македонок.

Почему такие результаты?

– Как говорится, играют так, как тренируют. И вот тут переходим к Сергею Сафарьяну, который с недавних пор активно помогает тренерам в работе. В ноябре 2015-го прихожу на тренировку сборной и вижу, как в центре поля, в экипировке, со свистком и секундомером в руках, стоит Сафарьян и руководит тренировочным процессом. При этом главный тренер сборной Эдуард Деменковец или стоит рядом и молчит, или подает мячики за воротами! Как по мне, это не совсем правильно. И подобные случаи происходят регулярно. 

Началось все при тренере сборной Дмитрии Шевчуке, но он препятствовал вмешательству в свою работу. Потом тренером поставили Татьяну Волкову, которая после окончания карьеры вроде никого не тренировала. Я не знаю, как на такое положение вещей смотрит Деменковец. Ни мне, ни при мне он никогда своего мнения не высказывал. Могу, правда, высказать предположение, что лучше получать оклад главного тренера сборной, чем быть в Гомеле обычным тренером команды с непонятными перспективами. Реакция девочек на «тренерство» Сафарьяна? Если в наших разговорах эта тема поднимается, то они ничего не говорят. Им видимо все равно. Приехали в сборную, отыграли и все.

Раньше Сафарьян не особо выпячивался: прятался на трибунах и оттуда подсказывал, но постепенно «раскрылся». Во время просмотра выездного матча сборной в Словении по интернету отчетливо слышал, как он подсказывал, как играть. А на последней игре Сафарьян уже сидел на тренерской скамейке и подсказывал не меньше Деменковца. По стадиону его голос разносился очень четко. А когда тренер соперниц подскочил и стал выговаривать что-то судье, Сергей Вагаршакович крикнул резервному рефери Алене Карась: «Успокой этого тренера». Правда, ни делегат матча, ни инспектор этот инцидент не отразили в протоколе. Неужели так можно себя вести официальному лицу? Кстати, о каком-либо тренерском опыте первого зампреда я никогда не слышал. А о его дофутбольном прошлом знаю только то, что пришел в АБФФ из какого-то банка по приглашению Людаса Румбутиса.

Что еще не так в сборной?

–- Лет шесть назад в главную команду страны попасть было сложно и очень почетно, а сегодня там играет непонятно кто. Полгода назад подходит ко мне Диана Тропникова: «Дима, а кого в сборную вызвали? Кто это?» Девушка играет лет 10, всех знает, но все равно удивляется. Потому что вызываются 17-летние девочки, которые сыграли всего несколько матчей на взрослом уровне! Как такое возможно? А главное зачем?

Или вот еще. На первый матч отбора к ЧМ-2015 Волкова собирает всех лучших в стране. Но после крупного поражения от Англии и баранки от Уэльса отцепляет стариков и провозглашает курс на омоложение. Зачем? Ведь только два матча сыграно и  шансы не потеряны. Чего передергивать? В итоге финиш на предпоследнем месте в группе с 31 пропущенным мячом. Следующий отбор. Тренер, уже Деменковец, приглашает тех же самых «стариков», от которых Волкова отказалась, но потом постепенно их убирает. И к середине отбора снова «омоложение»! Красиво, правда? Непонятно, почему так происходит. Не удивлюсь, если в следующем отборочном цикле будет все точно так же.

Как дела с детско-юношеским футболом?

– Вроде, и не так уж плохо. В столице есть крупная школа «Минска», где собраны хорошие тренеры, дающие неплохих игроков. Есть РЦОР Пигулевского, который, правда, в последние годы не очень радует. Раньше девчонки на лицензировании всегда боролись за призовые места. А сегодня, что младшие, что старшие (турнир проходит в двух возрастных группах – Tribuna.com), в серединке. Три года назад открылся РГУОР, созданный специально под юношеский чемпионат Европы. В регионах ситуация чуть хуже, но в крупных городах школы есть. Причем, в Гомеле, к примеру, взрослой команды нет, а детская есть. Такая же ситуация в Бресте, Витебске, Молодечно и Лиде. Радует активность частников. В Гродно бывший тренер «Нивы-Белкард» создал собственный детский клуб. Девочки выступают неплохо – в младшем лицензионном возрасте финишировали четвертыми. Кстати, в младшем лицензировании участвуют 12 команд, а в старшем – 10. С одной стороны это хорошо, но где они будут играть, когда вырастут?! Клубов же нет.

Что касается юношеских и юниорских сборных («молодежки» U-21 в европейском женском футболе нет. Самый старший возраст U-19 – Tribuna.com), то приведу лишь пару фактов. В последние годы мы стабильно проходили в элитные раунды квалификаций, где нам, грубо говоря, указывали на место. Но в последних отборах ни одна из младших сборных туда не пробилась. Более того, команда U-17, составленная в основном из воспитанниц РГУОРа, в последнем отборе проиграла сборной Фарерских островов! Девочки три года занимаются вместе и не могут обыграть Фареры! А нам говорят, что 2016-й получился неплохим для нашего женского футбола и сборной.

Интересно, что УЕФА периодически выделяет 10 ассоциаций, добившихся существенного прогресса в женском футболе. Так вот Фарерские острова в списке есть, а Беларусь нет. Хотя УЕФА ежегодно выделяет всем федерациям около 100 тысяч долларов на развитие женского направления.

АБФФ как-то развивает женский футбол?

– О распределении бюджета АБФФ говорил выше. Пробежимся по программе «Видение 2020». Сразу отмечу, про женский футбол там не очень много, но радует, что хоть что-то есть. Открываем раздел программы и проекты и читаем.

Первое. Привлечение генерального спонсора для женского футбола. Даже не для чемпионата, а для всего футбола! Не знаю, может, работа и идет, но она как-то скрывается, так как ни генеральным, ни каким-то другим спонсором даже не пахнет.

Второе. Разработка комплекса мероприятий, направленных на информационно-рекламное обеспечение женского футбола. Помню, лет 10 назад по Минску висели плакаты с Сашей Сокол «Женский футбол – это модно». С тех пор ничего нового не появилось. Опять же, может, что-то и делается, но я этого не вижу абсолютно.

Третье. Создание института женских сборных команд. До декабря 2016-го схема была следующей. Главный тренер сборной U-19 Геннадий Пашкевич помогал Деменковцу в «националке» и Ирине Булыгиной в U-17. В свою очередь Булыгина работала помощником в U-19. Деменковец же консультировал все сборные. Официально Эдуард Иванович может, нигде и не числился, но в различных поездках команды сопровождал. На фотографиях присутствовал, по крайней мере.

Четвертое. Увеличение количества клубов, развивающих женский футбол. Да, детские клубы открываются, но только благодаря частникам. А о ситуации со взрослыми мы уже поговорили.

Пятое. Разработка целевой программы развития женского футбола на 2016-2020 годы. Хоть кто-то об этом слышал? Правда, здесь есть хитрое слово «разработка», которое вроде как наличие программы до 2020 года и не предполагает.

Теперь открываем положение «О комитете по женскому футболу». В пункте 3.8 сказано, что комитет должен поддерживать постоянные контакты со СМИ для реализации информационной политики АБФФ в области женского футбола. С «Трибуной» контактирует этот комитет? Со «Спортивной панорамой» тоже нет.

Сайт федерации пустой. Информация о тренерах сборных устарела, таблица чемпионата за этот год неправильная. А ведь вести статистику не очень сложно. В крайнем случае, можно привлечь кого-то со стороны. Есть Сан Саныч Томин (пресс-атташе «Минска» – Tribuna.com) – единственный, кто занимается статистикой по женскому футболу. У него даже есть данные по 90-м. Или же пресс-атташе могилевской «Надежды» Андрей Ильеня, у которого был один из самых информативных сайтов в стране. Но из-за того, что команды больше нет, сайт закрылся. Уверен, что Андрей с радостью откликнулся бы и снабжал федерацию нужной информацией. А то у нас ее приходится выискивать. В ноябре сборная собралась перед товарняком с Польшей. На второй день сборов звоню пресс-атташе федерации Саше Алейнику: «Сборная тренируется второй день. Где состав?» – «Все сделаем. Ждите после обеда». А если бы не позвонил, забыли бы.

Ну, и самое интересное. По документам контроль за деятельностью комитета осуществляет первый заместитель председателя АБФФ. Выходит, Сергей Сафарьян контролирует сам себя? Вот почему на Сергея Румаса эту обязанность не возложить, а? Неужели Сафарьян сам с себя спросит, почему не сделал? Выходит, нет никаких контролирующих органов. Тем более в комитете сидят люди, которые едва ли что-то резкое скажут. Вот и получается замкнутый круг.

Фото: официальные странички «Зоркі-БДУ» и wfoot.by «Вконтакте».

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты