Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Чтобы академия работала без перебоев, надо 100 тысяч долларов в год». Как живут частные футбольные школы в Беларуси

«Чтобы академия работала без перебоев, надо 100 тысяч долларов в год». Как живут частные футбольные школы в Беларуси

Рассказывает создатель клуба Patrick Иван Тимофеев.

13 апреля 2017, 18:47
12
«Чтобы академия работала без перебоев, надо 100 тысяч долларов в год». Как живут частные футбольные школы в Беларуси

 

Рассказывает создатель клуба Patrick Иван Тимофеев.

Осенью прекратит существование детский футбольный клуб Patrick, созданный 5 лет назад и неплохо заявивший о себе в столице. Это плохая новость. Хорошая новость – весной в Минске открылась футбольная академия «Спартак». Обоими проектами занимается бизнесмен Иван Тимофеев. Мы встретились в офисе предпринимателя и поговорили о причинах закрытия клуба Patrick, о том, почему детские команды бегают из школы в школу, о работе в «Крумкачах», которая едва не закончилась плохо, и о проблемах в жизни частных школ. В общем, еще раз попытались понять, что не так в нашем детском футболе.

– Что такое «Спартак» Минск?

– Футбольная академия. Пока мы только начинаем, но планируем сделать все очень круто. План по развитию разработан не на год и даже не на два. Это работа на 5-10 лет. Мы хоть и зовемся академией, но пока ребята в основном минские и живут по домам. Но планируем приглашать и иногородних – это вторая ступень. Сейчас главное просто собрать группы подготовки.

«Спартак» рассчитан на ребят от 12 лет. А для малышей у нас есть общественное объединение «Детский футбольный клуб», созданное примерно год назад. Постепенно в «ДФК» переводим футболистов из Patrick. Этот клуб уже себя исчерпал. На протяжении пяти лет наши команды растаскивали по другим школам, и такой силы, как раньше, мы уже не имеем. Сейчас в «ДФК» занимаются около 300 детишек. Когда им исполнится 12, сильнейших пригласим в «Спартак». Оставшихся не выбросим на улицу – они будут и дальше заниматься. Тренеры будут внимательно за ними следить и, если кто-то раскроется, пригласят в «Спартак».

– Почему «Спартак»?

– Это звучное имя, которое не нуждается в рекламе и поможет громко заявить о себе. Да и «Спартаков» в белфутболе не так много. Пока мы не отдельное юридическое лицо, а входим в структуру общественного объединения «ДФК». Думаю, проблем с регистрацией (если она вдруг понадобится) не возникнет.

Иван Тимофеев справа

– Во сколько обойдется функционирование академии?

– Я просчитал, что в год на то, чтобы шесть возрастов работали без перебоев, понадобится примерно 100 тысяч долларов. Но при совпадении некоторых условий сумма может быть и ниже. Например, если с арендой полей повезет или какой-нибудь клуб предложит определенному возрасту играть за него на лицензии, а взамен будет покупать экипировку. Вариантов хватает. Но почти все расходы лягут на плечи фирмы Patrick.

Тренироваться в «Спартаке» дети будут бесплатно. А вот «ДФК» пока «живет» на родителях, которые являются членами общественного объединения и платят взносы. За три месяца – 150 рублей. Это самая низкая сумма среди всех частных школ. Ее хватает и на аренду залов и стадионов, и на зарплату тренерам.

Кстати, тренерский состав в «Спартаке» уже сформирован. С ребятами будут работать высококвалифицированные специалисты: итальянец Рокко Фиаммелла, известный по работе в минском «Динамо», Patrick и «Тракае», а также братья Короткевичи, ушедшие из ФШМ. Но мы обязательно будем развиваться и обрастать хорошими специалистами.

– Рокко занимается организацией кэмпа «Милана» в Минске. «Спартак» в деле?

– Нет. Рокко начал все организовывать давно. Мы пока не участвуем, но обязательно будем делать акцент, что «Милан» в Беларусь везет тренер нашей академии. Такие случаи, когда «Спартак» можно поставить рядом с «Миланом», упускать нельзя :).

***

– Ты говорил, что многие команды Patrick растащили в другие клубы. Это нормально?

– Совсем недавно случилась история. Последняя команда, оставшаяся от первого набора (ребята 2004 года рождения), ушла в «Крумкачы». Началось все с того, что я предложил команде перейти в «Спартак», но предупредил о смене тренера, потому что не видел его в новой структуре. Родители болезненно восприняли это решение и, можно сказать, возненавидели меня. Переходить в «Спартак» отказались и решили уйти. И так как тренер был связан с «воронами», то и пошли к нему. Но еще родители собирались обращаться в прокуратуру. Пришлось встречаться с Денисом Шунто и решать проблему. Меня приятно удивило, что он пошел навстречу и конфликт был исчерпан.

– Из-за чего родители хотели обращаться в прокуратуру?

– Возник финансовый спор. Родители оплатили занятия за три весенних месяца, но в конце марта решили уйти и требовали возврата денег. В принципе, я их понимал, но вернуть деньги не мог. Тогда бы нарушил обязательства по аренде полей и зарплате тренерам. Благо с Шунто договорились, и теперь проблем нет. Фирма Patrick работает с «Крумкачамі» по экипировке. Путем взаимодействия финансовых потоков проблему уладили.

Я неоднократно переживал подобные потрясения. В принципе, это не такая уж редкость. Можно вспомнить уход из «Динамо» команды, переродившейся под именем ФШМ. Или вот совсем недавно была история с теми же «Крумкачамі» и РЦОРом. Я к ней оказался даже причастен. Только-только начинал заниматься всем юношеским футболом «воронов». Планировалось, что оставшиеся в Patrick команды перейдут в «Крумкачы». Параллельно шел процесс перехода ребят 2001 года рождения из РЦОРа. Я всячески способствовал этому, помогал решать вопросы и очень злил Пигулевского. И видишь, как вышло – вскоре оказался в такой же ситуации. Вырыл другому яму, что называется. Сейчас хочу извиниться перед Владимиром Антоновичем.

Юридически от подобных переходов не защитишься. Если родители решат уйти, возможности их остановить нет. Нет профессиональных контрактов. Дети – не собственность и только родители могут ими распоряжаться. Да, можно подпортить жизнь и немного напакостить, создав проблемы при переходе, но зачем плохо делать детям?

– Почему детские команды бегают из школы в школу?

– В наших футбольных школах и клубах существует связь между тренером, детьми и родителями. А вот должной связи непосредственно между тренерами нет. Порой они друг друга воспринимают как соперников, радуются неудачам и не поддерживают коллег. Руководство школ и клубов со своей стороны не поддерживает контактов ни с родителями, ни с ребятами. Вот и получается, что тренер, команда и родители становятся вещью в себе. И когда происходит смена тренера, у родителей начинается паника. Они не понимают, что будет дальше, и готовы идти за тренером куда угодно. Считаю, это неправильно. Родители приводят детей в клуб или школу и должны оставаться там, несмотря ни на что. Должны доверять руководству.

Чаще всего в подобных переходах виноваты руководители, которым не удалось убедить родителей, что клуб или школа – это то, что нужно для их ребенка. Нам надо просто лучше работать, объяснять философию, скреплять отношения между тренерами внутри клуба, чтобы они не смотрели друг на друга как на соперников и врагов.

– Какое соперничество может быть у тренеров, которые ведут в школе команды разных возрастов?

– Если у одного команда более сильная, чем у другого, может развиться зависть. Плюс кто-то из тренеров может быть ближе к руководству и выбивать себе более удобное расписание. Да просто из-за характера людям может быть трудно поделить поле. Абсолютно бытовые вещи на самом деле. И здесь должно вмешиваться руководство и все разруливать.

– Тебе удавалось?

– В Patrick – нет. Поэтому клуб и растащили на запчасти. В «Спартаке» строим работу иначе. Часто собираемся вчетвером, общаемся, договариваемся о том, как будем работать. Тренеры друг другу помогают и не завидуют успехам коллег. У нас будет ротация тренеров по возрастам. Поэтому они понимают, что любая команда в академии – это их команда в прошлом, настоящем или будущем.

***

– Ты сейчас уже никак не связан с «Крумкачамі», правильно?

– Да, как и говорил, планировалось, что сосредоточу на себе весь детский футбол клуба, но у руководства появились претензии ко мне, и мы решили прекратить сотрудничество.

– Какие претензии?

– Оказалось, в этой сфере очень много бюрократии и бумажной работы. Я же из-за занятости в бизнесе не имел возможности плотно заниматься списками, письмами, заявками, дозаявками, отзаявками, медицинскими картами и паспортами футболистов. А еще нужно было иметь программу развития на бумаге, учебные планы, методики.

В «Крумкачах» все это находилось в приличном бардаке, так как никто постоянно этим не занимался. Начал разгребать, и пошли задержки с подачами нужных документов в АБФФ. Плюс Пигулевский стал создавать проблемы из-за перехода его команды и обращать внимание АБФФ на определенные нюансы. Если помнишь, даже всерьез стоял вопрос об исключении «Крумкачоў» из чемпионата. И после того, как конфликт был улажен, мне поставили в вину, что я не справился. Но я, если говорить откровенно, и не собирался справляться. Я не подписывался на это.

– Как так?

– Мы договаривались, что мои команды будут выступать за «воронов». Но в итоге случился классический пример недопонимания. Я плохо представлял то, с чем придется столкнуться. В Patrick никогда не занимался заявками на лицензирование просто потому, что мы в нем не участвовали. А это огромный фронт работы с документами, для которого нужен отдельный секретарь, чтобы отсылать факсы командам, уведомлять АБФФ о переходах, о времени начала матча и так далее. Программа развития в Patrick была, но не на бумаге, а в голове. В общем, понял, что на подобную работу не гожусь.

– Ты ведь считаешь, будто «Крумкачам» не нужен детский футбол.

– Не совсем так. Скорее, ни одному из клубов не нужны дети. Кто в стране ориентирован на своих воспитанников? «Минск» только сейчас провозгласил этот курс. И, дай Бог, не сойдет с него. БАТЭ, «Динамо» и «Шахтер» всегда закупались. Маленьким командам типа «Слуцка» или «Городеи» пока неоткуда черпать кадры. Остальные на своих не рассчитывают и не имеют системного подхода к детскому футболу.

Сейчас это просто условие со стороны АБФФ. Требование, которое нужно соблюдать. Вот и тратятся бюджетные средства. И это здорово! Если бы федерация не заставляла и разрешила завтра закрыть детские школы, мне стало бы очень тревожно за наш детский футбол. Впрочем, частные школы оказались бы в выигрыше.

***

– В каком виде сейчас существует футбольный клуб Patrick?

– В стадии ликвидации. До 1 сентября оставшиеся несколько команд будут зачислены в «ДФК», и клуб  перестанет существовать. От него станется только светлая память.

Фирма, занимающаяся поставками экипировки для команд, останется. Лет 10 назад после окончания университета я лазил в интернете и думал, чем бы зарабатывать на жизнь. Сам раньше играл в футбол и решил попробовать поработать в этой сфере. Но первое начинание вышло провальным. Поехал в Москву и закупил футзалки, чтобы продать здесь. С такой обувью в Минске была беда, и мне казалось, что это может приносить доход. Поехал в московский офис «Келми», наладил контакты, купил несколько пар обуви и привез в Беларусь реализовывать. Быстро понял, что предприятие дохода не принесет, и лавочку свернул. Но в Москве услышал о фирме Patrick. Связался, и мы стали сотрудничать.

Продажа экипировки – основной и единственный источник моего дохода. В одежде нашей марки из больших клубов играют «Крумкачы» и «Луч». Почему-то в Беларуси считается, что Patrick – не уровень клубов высшей лиги. Хотя в большинстве своем формы разных фирм по качеству не сильно отличаются. Впрочем, мы заняли нишу – работаем с любительскими и детскими командами.

– Сколько ты потратил на клуб Patrick за 5 лет?

– Это невозможно посчитать. Абсолютно. На первом этапе были вливания, но постепенно клуб стал сам себя окупать и даже иногда приносить доход. И в последние годы я собственные деньги вкладывал очень редко.

– Можно предположить, что в год уходило на уровне «спартаковских» 100 тысяч долларов?

– Сравнение будет не совсем верным. В «Спартаке» бесплатные занятия, есть база с собственным стадионом. У ребят будет серьезная профессиональная подготовка и самые лучшие условия. В Patrick же не было серьезной профессиональной работы. Мы не имели базы – стадионы были разбросаны по Минску. И затраты были совсем другие. Мы просто давали ребятам, которых не взяли в другие команды, возможность играть в футбол.

***

– На каком свете в Беларуси находятся частные футбольные школы?

– Меня радует, что в последнее время их стало больше. Я насчитал более 30 частных школ, но наверняка кого-то упустил. Проблема в том, что большинство школ – это лишь группы ребят, которые тренируются вместе. Не у многих есть команды, чтобы участвовать в турнирах. Пока это серьезная проблема, мешающая развитию.

Большая ошибка, которую допускают частники, – конкуренция с государственными школами. Это невозможно. Ведь в первую очередь родители ведут своих ребят туда, где учат бесплатно, где есть имя, наработки, база и условия. И только потом, если сын не прошел отбор, выбирают или из второго эшелона госшкол («Орбита», «Трактор», СДЮШОР «Динамо»), или кого-то из частников. И это потом сказывается на результатах. Счета 20:0 в матчах между средней частной командой и государственной не редкость.

Мне кажется, было бы лучше, если бы частные школы варились в собственном соку и не посягали на конкуренцию с большими клубами. К примеру, чемпионат Минска можно разделить на два дивизиона, предусмотрев ротацию, чтобы добавить мотивации. Сейчас же у нас и мыслей нет, что команда может «на городе» зацепиться за тройку. Играем просто ради того, чтобы играть. А так вырастет конкуренция и разгромов будет меньше.

Но городская федерация футбола дистанцировалась от всего. Даже сайта своего нет, где можно посмотреть календарь турнира и таблицы. Знаю, что многие работники организации предлагали создать сайт, но по каким-то причинам эта инициатива была отклонена. Это дико, на самом деле! Родители на форумах сами ведут учет результатов, заносят их в таблицу и следят. Это не нормально.

Да и вообще о чемпионате Минска хочется сказать отдельно. Финансово очень затратный турнир. Взнос за участие команды 8 базовых величин за 4 месяца, что идет чемпионат. Поля арендуются дополнительно (150-200 рублей за игру), врач – тоже. Выходит, что за два месяца надо выложить порядка 1000 рублей. Внушительная сумма. А условия не соответствуют. Матчи назначаются абы-как и нет четкой системы. Но это полбеды. У многих команд нет своих стадионов, и они принимают соперников на полях, где просто опасно играть. Представь, игры проходят на запасном поле стадиона «Трактор». На песке! А еще и судьи могут просто не приехать на игру.

– Интересно.

– Очень. Поэтому «Спартаком», скорее всего, в чемпионатах Минска участвовать вряд ли будем. Сосредоточимся на лицензировании. Для заявки на этот турнир не обязательно иметь команду высшей или первой лиги. Можно заявляться всем. Так в прошлом сезоне играли ребята из ФШМ и «Трактора».

– Когда в последний раз частная команда выигрывала лицензирование или чемпионат Минска?

– Да вроде не было такого. В прошлом году все частные школы расположились в серединке. Вообще же самая титулованная частная команда Минска – «Фортуна». Она дольше всех существует и способна бодаться с госшколами и выигрывать у них. «Фортуна» даже подготовила несколько ребят в юношеские сборные Беларуси. Но в чемпионате Минска она нечасто играет. В основном, пацаны показывают себя на различных скоротечных турнирах.

– Ты и правда считаешь, что государственные школы убивают детский футбол в стране?

– Не убивают, но за счет монополии, а скорее олигополии, сдерживают развитие. Все упирается в финансы. Частные школы никогда не смогут конкурировать с государственными по этой части. Более того, получается, что родители детей частных школ через налоги оплачивают обучение футболу детям из «Минска», например. Совершенно неравная конкуренция получается. Но раз уж есть такая система, то пусть хоть к инфраструктуре будет равный доступ. Очень хочу, чтобы частники имели такую возможность.

– Стадионов много. Арендуйте. Какие проблемы?

– Правильно, но для аренды нужно собрать деньги у родителей, а у «Минска» куча полей, за которые не надо платить. И родители это знают и лучше отдадут ребенка туда. В итоге «горожане» имеют по 5-6 команд в возрасте. И часть потенциально талантливых ребят просто маринуется. Если бы они занимались в частной школе, то имели бы возможность и играть, и прогрессировать. Но нам приходится работать с теми, кто остается. Впрочем, и у нас порой появляются самородки. Но, как правило, через несколько лет их просто переманивают. Такова система. И пока с этим ничего не поделать. Будем работать.

– Зачем вам вкладывать свои деньги в детский футбол?

– Ну, во-первых, из-за любви к игре. Я сам в детстве занимался и хочу создавать возможности для детей. А во-вторых, есть надежда, что «Спартак» разовьется в глобальный бренд и будет приносить определенный доход.

Другие посты блога

Все посты