Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«У нас тут полевая кухня». Как бывший тренер молодежной сборной живет на стадионе в Барановичах

«У нас тут полевая кухня». Как бывший тренер молодежной сборной живет на стадионе в Барановичах

Бывший главный тренер «молодежки» из-за этого совершенно не комплексует.

2 мая 2017, 10:02
13
«У нас тут полевая кухня». Как бывший тренер молодежной сборной живет на стадионе в Барановичах

 

Говорит, что неплохо.

Недавно экс-футболист «Барановичей» Александр Мять назвал клуб аномальной зоной, где приезжих игроков и тренеров селят прямо на стадионе. Наставник команды Алексей Вергеенко этого не отрицает. Что отрицать, если он сам живет на стадионе, прямо в тренерской. Андрей Масловский выбрался в гости к бывшему главному тренеру молодежной сборной, чтобы узнать, зачем ему все это и так ли жизнь в недрах арены тяжела и беспросветна.

Привокзальная площадь возле станции «Барановичи-Полесские» расположена так, что мимо таксистов не пройдешь. А это мужички ушлые. Один ненавязчиво преградил дорогу:

– Куда поедем?

– До стадиона далеко?

– Километра три, – ответил водитель, открывая дверцу авто. – Подвезу за несколько рублей.

– Спасибо, время есть. Прогуляюсь пешком.

В принципе, извозчиков можете смело игнорировать. От вокзала до стадиона «Локомотив» (вдруг вы решите выбраться в Барановичи на футбол?) менее 15 минут ходьбы – мимо небольшого стихийного рынка и по длинному мосту над железкой. Арена возникнет и будет видна примерно на середине пути. Кстати, под мостом расположен шикарный железнодорожный музей. Рекомендовано к осмотру.

Стадионом управляет футбольный клуб, который, в свою очередь, находится на полном попечении горисполкома.

– Городские власти хорошо к нам относятся, – рассказывает директор «Барановичей» Михаил Шолохов. – Мэр Юрий Анатольевич Громаковский интересуется футболом. Его заместитель Алексей Анатольевич Гарбуз тоже в теме. Знает поименно всех футболистов команды, бывает на домашних матчах. Часто общается с Алексеем Вергеенко. В общем, клуб под постоянным контролем. Мэр хочет, чтобы в городе наконец-то появилась команда высшей лиги. Можно сказать, мы все одержимы этой идеей. И, думаю, это реально.

По словам Шолохова, город делает для команды многое.

– Мы уверенно стоим на ногах, – продолжает руководитель. – Горисполком выделил более 400 тысяч рублей (200 тысяч долларов – Tribuna.com). Это наш гарантированный бюджет. Футболисты и тренеры на целый год обеспечены зарплатой без задержек. Но полностью на шее города не сидим и зарабатываем сами. Летом на территории стадиона размещаем цирк и зоопарк, а зимой заливаем каток и ставим точку проката. Получаем доход с арендаторов, снимающих под свои нужды небольшое здание напротив административного корпуса. Сдаем в аренду основное поле на время сельских игр. Также большим спросом пользуется запасное поле. Пока там натуральный газон, но скоро уложим синтетику, которую нам передало брестское «Динамо» в рамках сотрудничества. Пока газон потихонечку перевозим и складируем. Скоро приедет (председатель брестского «Динамо» – Tribuna.com) Астапчик – будем разговаривать о дальнейшей совместной работе.

Имеет клуб доход и с продажи билетов. Цены не космические. На обычный сектор билет стоит 2,5 рубля. В VIP-ложу – 5. На матче-открытии сезона против «Сморгони» собралось 550 человек. Клуб заработал примерно 1300 рублей. Кроме того «Барановичи» продали около 20 абонементов по 30 рублей каждый. Есть еще и благотворительный счет, куда приходят спонсорские деньги.

– Хотелось бы привлечь еще спонсоров, чтобы появилась возможность улучшить инфраструктуру, – признается Шолохов. – Пока получается так: что зарабатываем через внебюджет, тратим на ремонт. К этому сезону, например, переоборудовали раздевалки. Железные доисторические шкафчики заменили на более современные вешалки. Правда, скамейки еще старые остались, но вскоре и это уладим.

– Мне многие говорили, что в Барановичах нет условий для тренировок, – говорит Алексей Вергеенко. – Но когда увидел все своими глазами, удивился. Да, уровень невысокий, но необходимый минимум есть. Стадион принадлежит клубу. Мы можем тренироваться на поле, когда захотим. Есть «клетка», где можно при плохой погоде заниматься скоростно-силовой работой и «не убивать» основной газон. Рядом борцовский зал для занятий акробатикой и тренажерка. Также в городе есть прекрасное искусственное поле для хоккея на траве. Наверное, одно из лучших в стране. Возможно, многие будут смеяться над этим, но, считаю, что критиканствовать и ничего не делать проще всего. Если есть желание и стремление чего-то добиться, то необходимо не «чесать языками» и клацать по клавиатуре, а использовать минимальные условия по максимуму. Ведь нельзя забывать, что в первой лиге у восьми команд синтетика (в качестве домашнего покрытия – Tribuna.com), и этот спортивный комплекс нам на руку.

С комплексом «Дубово-спорт», которому принадлежит хоккейная синтетика, у «Барановичей» отличные отношения благодаря Шолохову. До прихода в футбол руководитель много лет возглавлял городской хоккейный клуб. И именно Шолохов инициировал строительство объекта. Сейчас у Михаила Владимировича проблема другая – нужно приводить в порядок фасады и крышу стадиона, которые протекают. Главную трибуну реконструировали с 1999-го по 2004-й годы, но почему-то не учли погодные условия. Отвесов и откосов нет, и при дождях вода стекает просто по стенам.

Чуть левее входа на трибуну расположена небольшая дверь. Там и квартируют восемь футболистов команды и главный тренер.

– Довелось читать о том, что проживание прямо на стадионе – приговор клубному руководству, – говорит Шолохов. – Но ведь это совершенно не так. Еще 3-4 года назад здесь, на «Локомотиве», была официальная гостиница. Был номер с душем, туалетом, телевизором и холодильником. Теперь таких комнат стало несколько. Да и главный тренер на стадионе живет временно. Исполком уже выделил ему двухкомнатную квартиру в новом доме. Там завершили ремонт и завезли мебель. Осталось только переехать. Но вообще условия для работы Вергеенко не пугали. Он адекватно отнесся и к невысокой зарплате, и к условиям. Наоборот, когда я все показал, он сказал: «Слушайте, ребята, когда мы стали чемпионами в Солигорске, мы жили хуже».

Футболисты делят между собой три номера – два трехместных и один двухместный.

Вергеенко живет в тренерской. Комната обставлена простенько, но уютно: диван, два стола для работы, секция, телевизор, холодильник, микроволновка, чайник. Есть душ с туалетом и интернет. А в коридоре в уголке нашлась электроплитка.

– Ну видишь, все вполне пристойно, – улыбается Алексей Михайлович. – Мне очень не хочется обращать внимание на смешки по поводу жилищных условий. Негатив ведь можно найти в любом месте. Даже в самом хорошем. Когда подписывал контракт, знал, что мне предоставят двухкомнатную квартиру в новом доме. На прошлой неделе туда завезли мебель. Осталось только переехать, да времени нет. Сперва надо разобраться с командой. Я же поздно пришел, и мы потеряли много времени на подготовку. Два месяца прожил здесь вместе с ребятами весь в работе.

– Вы себе сами готовили еду или ходили в кафе? 

– У нас тут полевая кухня :). А если серьезно, то всех секретов не расскажу.

– Вид из окна не огорчает?

– У меня нет времени смотреть в окна. Я полтора года был без работы – насмотрелся. Сейчас не до этого.

Вокруг стадиона есть все, что нужно для жизни: парикмахерская, несколько магазинов, библиотека с банкоматом, кафе и даже молитвенный дом. А примерно в километре расположен кинотеатр «Октябрь». Вергеенко признается, что по району еще особо не прогуливался.

– Как уже говорил, был весь в работе. Только когда надо было решить некоторые вопросы с квартирой, прошлись по Барановичам с Андреем Хлебосоловым. Впечатления? Симпатичный город. Понравилась небольшая пешеходная улочка. А вот дороги удивили. Думал, что в стране таких уже не осталось. Но, оказывается, еще есть места. Так что лучше ходить пешком. 

После того как в 2013-м «молодежка» под руководством Вергеенко не квалифицировалась на Евро, специалист сосредоточился на работе с более юными футболистами. Сперва возглавлял юношескую сборную 1997 года рождения, а затем искал ребят 2000 года для первого набора Академии АБФФ.

– Время в федерации – один из лучших отрезков в жизни. Я поработал с хорошими людьми в тренерском штабе Георгия Кондратьева в «молодежке» и «олимпийке». Игорь Ковалевич, Михаил Мархель, Александр Разумович, Илья Белановский и Олег Сыроквашко, к сожалению, безвременно ушедший – отличная была команда. С теплотой вспоминаю тот период.

– Следите за карьерами ребят, прошедших через вашу «молодежку»?

– Всегда хочется, чтобы у ребят было все хорошо. И, честно говоря, мне не стыдно за свою работу. Женя Клопоцкий и Рома Бегунов вызываются в национальную сборную сейчас. Кирилл Премудров и Артем Быков вызывались при Кондратьеве. Максим Володько и Коля Сигневич играют в «националке» постоянно. Шесть человек в обойме – это не самый плохой показатель. Другие ребята хорошо выступают на клубном уровне. Саша Анюкевич основной игрок «Немана», Серега Пушняков стал чемпионом Латвии в прошлом году. Артем Сороко должен заиграть в «Ислочи» и помочь клубу выбраться из тяжелой ситуации. Верю и в Антона Сароку. Говорил ему при встрече, что он должен стать основным игроком «Динамо» и добиваться приглашения в национальную сборную.

– Как справлялись с его характером? 

– У меня с ним не было проблем. Не стоит по десятому кругу ворошить прошлое. У каждого из нас что-то было в 15-17 лет. Сегодня парню уже 25. Он взрослый мужчина, замечательный человек и прекрасный футболист.

– Давайте еще по некоторым персоналиям пройдемся. Никита Корзун не может заявить о себе в киевском «Динамо». Что думаете?

– Никита сделал огромнейший шаг вперед. Он перешел не в средненькую команду, а в клубу с большим именем, где очень сложно заиграть. Ему надо терпеть и ждать шанса. Шансов может быть один или два, но надо использовать по максимуму. В «Динамо» очень хорошая селекционная служба. Никиту приглашали не просто так: за ним следили и наблюдали. И точно брали не на лавку. Уверен, что Корзун заиграет. Он толковый работоспособный парень, который любит футбол.

– Еще один динамовец – Глеб Рассадкин – тоже вызывался вами в «молодежку». Подавал большие надежды, а сейчас оказался в дубле.

– Обрати внимание. Сборная собиралась вокруг ребят 1992-1993 годов рождения, но мы смотрели вперед и привлекали младших. Играли Савицкий, Корзун, Рассадкин, Василючек. Влад вообще с Францией дебютировал.

Что касается Рассадкина, то Глеба давно не видел. Чтобы рассуждать на эту тему, необходимо знать и владеть информацией. А у меня ее нет. И обсуждать это не имею права. Хочу лишь пожелать Глебу поскорее разобраться с проблемами (если они, конечно, существуют) и играть (и забивать) за тот клуб, который в нем заинтересован. Вот Сарока, например, справился. Антон прошел тяжелый этап. Был мало кому нужен, но попал в хорошие руки к Яромко. Доказал в «Городее» свою состоятельность и перешел в минское «Динамо». Вот и Глебу надо перетерпеть и, возможно, пойти на какие-то уступки.

– Почему Рассадкин по юношам много забивал, а сейчас отличается всего 2-3 раза за сезон?

– Всякое бывает. Тысячи примеров, когда по юношам игрок божит, потому что созрел чуть раньше сверстников. Просто в какой-то момент игрок физически сильнее и мощнее других. А когда остальные подтягиваются, становится тяжело, а ожидания от паренька все равно высокие. Так было, есть и будет. И не надо на этом заострять внимание. Просто мы очень рано выдаем молодежи авансы. Это необходимо, конечно, но нужно еще и смотреть на уровень соперников и уровень сопротивления. Если в отборочных матчах за сборную паренек себя показал, тогда да – пишите о нем. А зачем слепо выдавать висты футболисту, забившему на лицензировании 25 мячей? Посмотрите сперва, кому он забил – командам второй восьмерки много, а лидерам ничего. И только потом делайте выводы.

– Самый раскрученный футболист вашей команды – Павел Савицкий. С тех пор он так никуда и не уехал.

– Паша как игрок мне нравился всегда. Но ему все время чего-то не хватает для того, чтобы полноценно начать легионерскую карьеру. На нашем уровне он хорош, но сделать качественный скачок на другой пока не получается. А мы все этого хотим. Это будет огромный плюс и для Савицкого, и для Гродно, и для сборной. Сейчас Игорь Ковалевич доволен его работой в «Немане» и, думаю, поможет. И все у Павла сложится хорошо.

– Как реагируете на злорадство болельщиков после очередной неудачной попытки Савицкого уехать в более сильный чемпионат?

– Легче всего смеяться над чьей-то неудачей. Наоборот, надо поддержать. Да, не уехал, но ведь не все уезжали. Возьми старое поколение футболистов. Считанные люди смогли себя зарекомендовать в зарубежных чемпионатах. Это на самом деле тяжело. Надо многое в себе поменять. Приспособиться к новой жизни, к другой культуре, к требованиям. Перестроиться получается не у каждого. Ну и надо еще, как говорят, найти свою команду и своего тренера.

– В Польше у Савицкого не получилось из-за тренера?

– Мы не можем этого знать. Парень вернулся домой. Ему хорошо и комфортно в родном клубе. Это решение надо уважать. И если у Павла есть цель и мечта уехать в иностранный клуб, он приложит для этого максимум усилий. Пока пусть забивает здесь, помогает «националке» и уезжает. А злорадствовать некрасиво. Люди так себя ведут от своей бедности и серости.

– Если обобщать, то в целом успехи ребят радуют?

– Хотелось бы, чтобы было еще лучше. Мы вместе жили два с половиной года. Хорошо выступили на Кубке Содружества, но в отборе не получилось. Причины и обстоятельства разные: мои просчеты, травмы, невезение. Сразу после жеребьевки все кричали, что группа слабая, и после того, как мы не смогли обыграть Исландию, начали критиковать. А из той сборной шесть исландцев было на чемпионате Европы-2016. На наш матч в феврале делал серьезную ставку. Мы были на ходу после Содружества – на тестах ребята показывали хорошие результаты. А исландцы только-только собрались вообще – провели всего один товарняк. Вот и планировали сыграть на этом, но не получилось. А затем еще были казахи с Боровским и чемпионы мира французы…

– Как вам нынешнее положение дел в молодежном футболе?

– Знаю все возраста до 2001 года и боюсь, что перспективы могут быть не самые радужные. Я очень верю в лучшее, но опасения есть. Надеюсь и желаю удачи парням 2000-го года рождения. Есть интересные ребята, которых сейчас главное не потерять. В этом плане есть проблема. После окончания лицензирования их выпустят из Академии АБФФ, и они разъедутся по своим клубам. В самый ответственный и сложный период перехода из юношеского футбола мы распускаем команду! Куда им возвращаться и что там делать? Не у всех клубов есть условия, как в Академии. Как быть ребятам из Полоцка, Мозыря, Витебска? Где играть? По одиночке за дублирующие составы? На мой взгляд, это шаг назад. Думаю, лучше было бы сохранить этих ребят в одной команде, дать возможность продолжать им тренироваться вместе в хороших условиях еще года два. Глядишь, и еще 2-3 футболиста появились бы. Да и образование в РГУОРе получили бы. Плохого в этом ничего нет.

– Как дела в других возрастах?

– Давай объективно. Подросло неплохое поколение 20-леток. Дима Бессмертный, Паша Головенко, Валерка Громыко из «Минска», Леша Иванов в Бресте, Дима Антелевский – в «Днепре», Егор Хвалько – в «Немане», Илья Кухарчик – у нас в «Барановичах». Интересная плеяда. А вот по 1998 году вопросы. Есть только Ваня Бахар и Виталик Лисакович, у которого травма на травме. Из ребят 1999 года рождения назовешь кого-нибудь? Хорошо, Мира Хлебосолов уехал в Испанию, а остальные где? Кирилл Кириленко родился в 2000-м, если что. Он хороший парень. А 1996-й назовешь?

– 1995-го могу. Рассадкин, Корзун, Яблонский и Капленко.

– Четыре человека на страну! Раньше из одной СДЮШОР Минска выходило столько. А мы говорим о востребованности на внутреннем рынке! Кем сегодня интересуются зарубежные клубы? Так откуда будет позитив? Хорошо, что создали Академию. Но этого мало. Необходимо идти дальше и создавать академии в областях. Надо находить ребят, помогать им раскрываться и обучать. Учить надо и тренеров на местах.

– В «Барановичах» у вас очень молодой состав. Специально?

– Да. С ребятами нелегко, но зато видны плоды работы. Да и я не могу понять, для чего возрастному футболисту вкалывать в двухразовом режиме за копейки. Что это за альтруизм такой? Для чего ему пахать? Ладно бы зарплаты были хорошие и позволяли обеспечивать семью, но ведь нет их. Может, поэтому и всплывают странные матчи? 

Обсудили все с руководством клуба и решили, что будем работать с молодыми. Да, будет тяжело, но интересно. В прошлом году средний возраст «Барановичей» был 25,3 года. И считал я по концовке сезона, когда ушли ветераны. Сейчас – 20,9. Правда, это за вычетом двух опытных ребят – Сережи Крота и Генриха Богдевича, которые будут приезжать на предыгровые тренировки и на матчи. Такие дядьки нужны и на поле, и в раздевалке. Пацанам надо помогать.

Если ничего не путаю, в Барановичах никогда в составе не было 12 собственных воспитанников. Кроме того под нынешнюю «молодежку» подходит шесть игроков. Еще 9 прошли со мной через различные юношеские сборные. У всех ребят есть возможности для роста. Будут доказывать. А если докажем самим себе всей командой, то почему бы в перспективе и не помечтать о более высоких целях.

Фото: Анны Занкович, abff.by, dinamo-minsk.by, автора.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты