Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Продолжаю болеть за клуб из родного города в чемпионате области». 4 айтишника, которые любят белфутбол

«Продолжаю болеть за клуб из родного города в чемпионате области». 4 айтишника, которые любят белфутбол

Не все программисты мажоры и тусовщики.

15 июня 2017, 18:12
11
«Продолжаю болеть за клуб из родного города в чемпионате области». 4 айтишника, которые любят белфутбол

 

Нетрадиционный выбор.

Есть в Беларуси стереотип, мол, программисты – это люди с хорошим достатком, которые тусуются в дорогих заведениях. Этакие мажоры, бегающие на Зыбицкой из бара в бар, и дела им нет до мирских проблем. В том числе и до белорусского футбола.

Как минимум это не всегда так.

«Даже не у кого спросить, в какой бар на Зыбицкой лучше сходить»

Дмитрий Потапчук, 32 года, начальник сектора разработчиков банковского ПО компании «Софтклуб»

– Я родом из Пружан и с 9 класса болею за нашу городскую команду. В свое время ее в городе очень любили. Когда играли во второй лиге, трибуны стадиона заполнялись под завязку. Было много молодежи. Помню, как расклеивали афиши, делали календари, а во время матчей болели с флагами. Был настоящий футбольный бум. Стадион был очень хороший. Одна трибуна, но с небольшим навесом над сидениями. Но перед Дожинками, которые были в 2003 году, трибуну снесли и построили новую. Без навеса. И с тех пор все приходит в упадок – лавки гниют. Я уже лет 15 живу в Минске, но когда приезжаю к родителям и есть игра, выбираюсь на стадион. Да, это чемпионат области. Но я такой человек, которому важно ощущать причастность к чему-то. «Пружаны» – клуб из моего города. Ну и пусть на трибунах в основном мужички, которым 40-50 лет, которым в выходной некуда сходить. Это мое.

Именно поэтому я долго определялся с пристрастиями после переезда в Минск. В столице много клубов с историей и болельщиками: «Динамо», МТЗ, «Торпедо». На мое счастье вскоре в высшей лиге появился «Минск». Мне стало интересно. Скорее, я рассматривал «горожан» как собственную альтернативу «Динамо». Меня не прельщал этот клуб. Я не ощущал себя там индивидуумом. «Терялся» на большом стадионе. А «Минск» казался чем-то своим. Я жил на Автозаводе. Команда играла на стадионе «Торпедо». Была привязка к месту. Да и арена уютная. Смотришь матч у бровки, а с тобой в любой момент может пообщаться футболист. В плане работы с болельщиками клуб начинал хорошо. Делал различные ивенты, проводил розыгрыши велосипедов, туристических путевок. В перерывах между таймами выступали группы. Это было прикольно.

Однако в последнее время я от походов на стадион отошел. Больше матчи смотрю по телевизору. Да, картинка на «Беларусь 5» не очень, но мне интересно. Получаю больше удовольствия, чем от просмотра Лиги чемпионов. Понятно, что уровень игры у нас так себе, но я не люблю смотреть, когда не за кого болеть. А в чемпионате есть предпочтения – команды из Брестской области. Сейчас стало интересно следить за брестским «Динамо». Клуб столько лет мучился, а сейчас что-то начинает получаться. «Крумкачам» симпатизирую из-за легенды. Этакая команда из народа. Если честно, порывался несколько раз сходить, но как-то не получалось. Кстати, месяц назад случайно оказался на игре «Минска» с «Шахтером». Я состою в группе «горожан» в «Вконтакте» и выиграл в одном из конкурсов кружку. Вот так удалось меня привлечь на стадион.

Чаще хожу на мини-футбольную «Столицу». Опять-таки решает причастность. Раньше команда называлась «Софтклуб», теперь имя нашей фирмы написано на футболках. Мы знакомы с игроками. Бразильцы, например, очень компанейские. Стараюсь не пропускать домашние матчи и выбираюсь на выезды. Помню, играли с «Витэном» в плей-офф чемпионата. Из-за выставки кошек матч из Могилева перенесли в агрогородок Александрия. Заходим в зал, а там по периметру площадки ходит Юрий Поклад, который с Олегом Дулубом в «Карпатах» работал, шепчет что-то и перебирает в руках четки. Колдовал, видимо. Но не помогло.

Считается, что программисты – нефутбольные люди? Ну, как сказать. Мы в конторе обсуждаем футбол между собой. Хотя, признаюсь, чаще ребята говорят о Лиге чемпионов и европейских чемпионатах, чем о нашем футболе. И я как болельщик чемпионата Беларуси иногда чувствую себя одиноким. О наших вспоминают после каких-то громких событий. Вот после победы БАТЭ над «Баварией» говорили долго. Думаю, что айтишников мало на футболе, потому что жизнь очень насыщенная. Можно посетить не футбол, а конференцию по новой технологии программирования. Кроме того, кому-то больше нравятся мероприятия, где ты сам участвуешь, а не смотришь – интеллектуальные игры, например. Это лучше, чем быть обшмонанным ОМОНом, намокнуть под дождем, если нет козырька, и уйти со стадиона недовольным. Тусовки на Зыбицкой? Не знаю ни одного человека в конторе, кто бы там тусовался. Захотел бы сходить, так даже не у кого спросить, какой бар лучше выбрать.

«Продержали в отделении всего пару часов – откатали отпечатки пальцев и отпустили»

Илья Ковалев, 26 лет, аналитик информации по тотализаторам и ставкам на спорт в крупной австралийской компании

– Первый поход на футбол состоялся в начале 2000-х. Отец повел на матч минского «Динамо» в Кубке УЕФА с болгарским ЦСКА. Наши с треском проиграли, но мне как-то понравилось. Начал болеть за минчан и выписывать «Прессбол». Помню, бегал на переменках в ларек и покупал газету. Примерно в это же время появился интерес к сборной. Спасибо Эдуарду Малофееву за ту прекрасную команду.

Вскоре познакомился с ребятами из Б-12 и стал с ними ходить на матчи. Помню, готовили перфом перед игрой с Украиной при Штанге вроде бы. Кроме большого полотна про Милевского планировали еще небольшую растяжку. Как обычно, ничего не успевали и дорисовывали растяжку в день игры. Развесили на каком-то заборе и рисовали. А дело было в преддверии какого-то праздника, и милиция работала в усиленном режиме – нарядов и патрулей было много. Нашу активность заметили и, не разбираясь, погрузили в машину и отвезли в участок. Переживал, что не попаду на матч, но продержали в отделении всего пару часов: откатали отпечатки пальцев и сняли на видео небольшие интервью.

Несколько лет назад я уехал в Австралию учиться и остался там работать, но продолжаю следить за «Динамо» и нашим спортом. Болельщиков критикуют, что матчи ставят в два часа дня, а мне нормально. Я доволен. Возможно, единственный в мире. Разница с домом 7 часов и игры, которые начинаются вечером по Минску, смотреть сложно. Надо вставать ночью. Но топ события, как, например, чемпионат мира по хоккею, не пропускаю – просыпаюсь ночью и смотрю.

В Австралии футбол не самый популярный вид спорта. На первом месте австралийский футбол. Он чем-то похож на американский, но бесконтактный и на круглом поле. Еще популярны регби, нетбол (особенно среди девушек) и крикет. Крикет – безумно скучная игра, которая может затягиваться на несколько суток. На стадионе это все смотреть ужасно неинтересно. Поэтому австралийцы приходят на арены, чтобы напиться. Что касается футбола, то он набирает популярность. Есть одна профессиональная лига и огромное количество любительских. Я в основном хожу на игры любителей. Коллеги тоже. Дело в том, что Австралия – страна эмигрантов, которые создают здесь свои национальные клубы. И получается, что греки ходят на «греческий» клуб, а итальянцы – на «итальянский».

«Не чакаў ад маці 7-гадовага хлопчыка трохпавярховага мата, калі ўзняў сцяжок»

Андрэй Егораў, 24 годы, інжынер-праграміст у IBA.

– Я нарадзіўся ў весцы на Гомельшчыне. Любоў да футбола мне, акрамя таты, прышчапіла газета “Усё аб футболе”. Вельмі ганарыўся, што выпісываў яе самастойна. Скажу шчыра, мне нават было цікавей разглядаць лічбы і табліцы, чым непасрэдна гляздець футбол па тэлебачанні. Была нейкая любоў да лічбаў.

У вёсцы было футбольнае поле, якое выкарыстоўвалось толькі на вакацыях, калі да бабуль прыязджалі ўнукі. Тады мы праводзілі летні чэмпіянат па футболе. Мы не проста гулялі. У нас былі табліцы, графік гульняў і гэтак далей. Гэта прыдавала афіцыйны статус турніру. За лета маглі правесці і два чэмпіянаты. Па тэлевізары ў той час футбола было няшмат, таму кожны матч, які паказвалі, быў на вагу золата. Браў праграму і абводзіў аловачкам – значыцца, ў гэты час няма аніякіх справаў. Мне больш за ўсе палюбіўся “Мілан” з Андрэем Шаўчэнкай. На маю радасць не дагледзеў да канца той самы фінал Лігі чэмпіёнаў супраць “Ліверпуля”, калі «Мілан» пасля першага тайма быў наперадзе з лікам 3:0. Пасля першага тайма сказаў брату, што тут усё ясна, і пайшоў адпачываць. А на раніцу даведаўся вынік і зразумеў, што праспаў нешта неверагоднае.

Другі вялікі штуршок да футбола задарыўся ў 2008-м, калі БАТЭ трапіў у группу Лігі чэмпіёнаў. У той год я паступіў у ліцэй БДУ і ў мяне была падвоеная радасць. У наступныя гады не прапусціў ніводнага хатняга матча БАТЭ.

У 2011-м пайшоў вучыцца ў цэнтр падрыхтоўкі суддзяў АБФФ. Было жаданне неяк праявіць сабе ў футболе. Вучыцца было цікава. Спадабалася даведвацца пра рэчы, якія схаваны. Напрыклад, пра спосабы камунікацыі асістэнта і галоўнага арбітра: словы, скрытыя жэсты, міміка і гэтак далей. Курсы скончыў паспяхова і пачаў працаваць бакавым арбітрам на гульнях чэмпіяната Мінска, у ліцэнзаванні і жаночым чэмпіянаце ды Кубку. Самае складанае – прызвычаіцца да рэакцыі публікі. Асабліва падчас дзіцячых матчаў. Трэнеры і бацькі там найбольш неадэкватныя. Напрыклад, нечакаў ад маці 7-гадовага хлопчыка трохпавярховага мата, калі я ўзняў сцяжок. Падобныя з’явы здзіўлялі даволі часта. Прапрацаваў суддзёй чатыры гады і закінуў справу. Яна забірала шмат часу і перашкаджала асноўнай працы. Ды і не бачыў, што магу прасунуцца па кар’ернай лесвіцы. Але цяпер я больш спакойна гляджу футбол. Разумею, чаму арбітры прымаюць тое, ці іншае рашэнне.

Зараз на футбол хажу нячаста. Хутчэй гляджу вынікі – і ўсё. За год магу пабачыць класіка і гульні БАТЭ з “Шахцёрам”. На шэрагавы матч не пайду. Зборная? Яна мне становіцца нецікавай. Пачынаецца адбор, глядзішь дзве-тры гульні – і ўсё зразумела. Чаму праграмісты мала цікавяцца белфутболам? Я бы не стаў вылучаць. Розныя людзі ёсць ў любых сферах. Што тычыцца мяне, то футбол цікавіць больш, чым нейкія іншыя рэчы.

«Можно сказать, что «Крумкачы» подтянули айтишников в футбол»

Николай Скребец, 31 год, тестировщик программного обеспечения в «Кьюликс Системс».

– Большое влияние на меня оказал старший брат. Он учился в академии физвоспитания на отделении футбола и хоккея и обучал меня футболу. Мы с ним выходили на стадион и разбирали тактику, тренировали скорость, работу с мячом и так далее. Кроме того смотрели много футбола по ТВ. Помню, впечатлился игрой киевского «Динамо» в Лиге чемпионов и даже купил себе майку Реброва.

Одно время я на много лет выпал из футбола, а сейчас хожу на «Крумкачы». Болею с прошлого года. Почему? Это крутая история. Еще совсем недавно ребята были любителями. Возможно, я даже пересекался с кем-то в МЛФ, где играю за одну команду. А сейчас они в «вышке».

Мне нравится, как менеджмент «воронов» работает с болельщиками в социальных сетях. Ребята классно продвигают себя. У кого из наших клубов есть нормальный аккаунт в Инстаграм? А у них есть. Есть и национальный мотив, который многие поддерживают. До того, как стал ходить на «Крумкачы», я не особо следил за нашим футболом. Можно сказать, что они айтишников подтянули :). Я увидел их работу в соцсетях, и мне захотелось сходить и посмотреть на это чудо живьем. С удивлением узнал, что на стадионе продают пиво. Да, в одном окошке и не пропускают на трибуны со стаканчиком, но ладно.

Тусовки на Зыбицкой? Одно другому не мешает. Можно и по барам ходить, и на футбол. У нас много ребят в компании, которые тусуются в центре, но при этом играют в футбол в нашей корпоративной команде. У нас есть общий чат, где мы договариваемся о походах на футбол. Так мы большим десантом – человек 15 – сгоняли в Борисов на Люксембург. Было много ожиданий, а футболисты скатали ничейку. Тем не менее, иногда в ответ на предложение сходить на футбол, слышу: «Ай, не. Мы лучше в бар».

Фото: из личных архивов собеседников.

Другие посты блога

Все посты