Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Если хотим что-то поменять, должны отойти от всего белорусского». Еще раз о том, что не так в нашем детском футболе

«Если хотим что-то поменять, должны отойти от всего белорусского». Еще раз о том, что не так в нашем детском футболе

Говорят, система выстроена неправильно. Надо менять.

22 августа 2017, 21:55
28
«Если хотим что-то поменять, должны отойти от всего белорусского». Еще раз о том, что не так в нашем детском футболе

 

Тренер Антон Пинчук решил, что надо менять систему, и сам создал футбольную школу.

Tribuna.com уже писала, что вскоре в Минске благодаря созданию «Центра подготовки футболистов «ДЮСШ-1 БГУФК» появится новый современный стадион.

В своей работе Центр планирует опираться на совершенно новый подход в подготовке юных футболистов. Помимо футбола ребята будут заниматься плаванием, акробатикой и даже танцами. Идейный вдохновитель проекта и главный тренер школы Антон Пинчук уверяет, что в Беларуси так еще никто не работал.

Мы встретились с экс-тренером детских команд «Минска» и поговорили про революционный подход Центра и о проблемах всего детского футбола в Беларуси.

– Как вообще возникла идея создать подобный Центр?

– Вскоре после того, как я ушел из «Минска», где проработал 11 лет, решил открыть частный детский клуб. Назвались «Штурмом». Не стоит искать связи с Австрией. Имя в голову пришло спонтанно. Когда-то давно во Фрунзенском районе столицы была такая команда. Она базировалась в каком-то подвале. Вот и решил ее возродить. Тем более хорошее, емкое название.

Но очень скоро столкнулся с тем, что частнику выжить очень сложно. Любой негосударственный детский клуб или школа обречены, если хотят конкурировать по результату и условиям. Они не могут противостоять госструктурам. Чтобы постоянно отдавать деньги за аренду, надо иметь огромный денежный запас. В противном случае все затраты ложатся на родителей. Поначалу суммы в месяц приемлемые, но дети растут, тренировок становится больше, арендовать уже нужно все поле. Школа тоже «проседает». Возрастов больше, появляется чемпионат страны и всяческие турниры. Это огромные затраты, которые частнику в одиночку не вытянуть. От проблем с деньгами страдают команды «вышки», что уж говорить про детский футбол. Шансов выжить практически нет.

В Минске около 20 частных клубов и школ. Где они? Кроме ФШМ никто нигде не участвует. Я считаю, что если открылась частная школа, она в приказном порядке должна участвовать в чемпионате города. Но частникам это невыгодно – на взносы нужно собирать деньги с родителей. А будешь постоянно просить, люди перестанут водить детей.

Осознав это, я вышел на министра спорта Александра Шамко. Объяснил ему свою позицию и рассказал о нас и наших планах. После чего он дал зеленый свет на разговор с ректором БГУФК.

– Что конкретно вы говорили Шамко?

– Вы знаете ситуацию, которая творится в детском футболе? Он даже не на коленях стоит. Он лежит на лопатках! И не надо сильно углубляться. Достаточно посмотреть на результаты наших юношеских сборных. Мы уже играем вничью с молдаванами и проигрываем литовцам с латвийцами! Даже таджики 1999 года рождения сильнее.

В этих странах чемпионаты по уровню ниже нашего. Но вот уровень подготовки детей уже выше. И скоро класс взрослых команд подравняется. Если это уже не случилось. «Судува» обыграла лидера нашего чемпионата, прошла «Сьон» и вышла в плей-офф Лиги Европы! Хотя бюджет клуба в 2-2,5 раза меньше, чем у «Шахтера». Но зато молодежь растет. В стране создаются РУОРы. Я видел, как там это работает. Выстроена целая система подготовки. Школа собирает всех талантливых ребят по Литве. И на их основе формируют сборную.

– Мне казалось, наши РУОРы работают точно так же.

– Сейчас юношеская сборная формируется за счет ребят Академии АБФФ. И тут есть один важный момент. Если у академии цель помочь в развитии талантливым ребятам с периферии, у которых нет такой возможности дома, это здорово. Но тогда это не сборная страны. Сборная должна формироваться из футболистов, которые сильнее в настоящий момент. Ну не могут три парня из Мозыря быть на две головы сильнее парней, занимающихся в Минске. Ни в технике, ни в тактике, ни в физическом развитии. Не могут!

– Почему?

– Потому что в Минске школы работают сильнее. В столице проводится чемпионат города, а там пацаны играют на области, где уровень соревнований изначально ниже. Здесь есть конкуренция, есть бОльшая возможность выезжать на международные турниры.

И если Академия футбола ставит задачу выйти на юношеский или юниорский чемпионаты Европы, надо собирать всех сильнейших и месяц готовить парней к матчам отбора. Не неделю, а месяц!

– Сергей Сафарьян говорит об успехе наших юношеских и юниорских сборных, которые вышли в «элитные» раунды евроотбора.

– Выход в «элитный» раунд – не самое выдающееся достижение. Об успехе можно говорить только тогда, когда сборная попадет в основную часть турнира. Просто вдумайтесь: в финал Евро U-17 прошли Фарерские Острова, U-19 – Болгария, а на U-21 отобрались македонцы!

Все идет от того, что у нас детей не так готовят, и в дубль попадают игроки, не готовые к основному составу. 20-летний пацан, каким бы деревянным он ни был, должен задушить 35-летнего объемом работы. Элементарно перебегать должен, но этого не происходит. Вот заиграл Березкин в «Нафтане». Это отлично, но произошло из-за того, что в Новополоцке нет денег. Были бы – выходил бы 30-летний мужик. У «Минска» тоже денег нет – и играют Бессмертный и другие ребята. А завтра улучшится ситуация, появятся легионеры, и парни пойдут отдыхать. А у БАТЭ школа вообще не работает. Набрали бывших футболистов, которых после зарплаты в 10 тысяч долларов не заставишь ходить по школам. Парень почешет голову: «Ай, скажу, что ходил». И все. Поэтому в БАТЭ идут ребята, которых отчислили отовсюду. А это уровень ниже среднего.

На ютубе есть матч малышей «Минска» 2008 года рождения. Это кошмар. Мяч летает выше трибун. Это недопустимо! Или вот история со «Спартакиады» среди ребят 2006 года рождения. Играли «Витебск» с «Динамо». «Витебск» окопался в своей штрафной, оставив впереди высокого нападающего. Защитники закрытыми глазами шпуляли мяч на него. Парень бегал-бегал и в итоге два забил. На следующий день попался соперник, который действует точно так же. И команды просто перебрасывали мяч друг другу. Закончили 0:0. Ребята не умеют созидать. Вот как того парня (а по своим данным он очень толковый) взять в сборную? Он же только и умеет, что нестись в контратаку. А когда нужно будет обыграть Сан-Марино или Мальту, которые отбиваются весь матч, возникнут проблемы. Некому креативить.

Часто сталкивался с тем, что тренеры глушат креативность в ребятах. Это неправильно. Может парень обыграть один в один – развивай это в ущерб результату. Тогда, может, и будет из него толк. Конечно, можно заставлять отдавать передачу, и техничный парень с футбольным мышлением легко это сделает. Но не каждый обычный парень при случае сможет обыграть. И в итоге страна теряет таланты. Одно время мне очень нравился Артем Васильев из «Минска», но я уже полтора года вижу его только на ютубе. А когда-то он был звездой своего возраста.

– Говорят, есть определенные проблемы с переходом во взрослый футбол.

– А вот это уже подход к человеку! Тренеры порой забывают, что 16-17-18-летние парни – это еще дети, с которыми надо разговаривать. Поговорил и узнал, что он экзамен не может сдать или еще что-то. И в этом-то и проблемка. Но никто не интересуется.

Влияет и общность тренировок. Парню надо скорость развивать, а его грузят на выносливость, как и всю команду. А почему так происходит? Потому что системы и методики нет. А если их нет – ничего и не будет. Каждого парня нужно протестировать и понять, что ему нужно развивать. Тогда и будет результат. А когда все под одну гребенку, забудьте о развитии.

– Мне кажется, вы утрируете сейчас.

– Конечно, в «Минске» есть методика. Такая зеленая книжечка, которая никому не нужна. Она отстала от современного мира лет на 40. Там еще часы вырабатываются! Тренеру надо отработать 30 часов в неделю, чтобы получить нормальную зарплату. Вот и выходит, что тренеры думают об этом, а не о том, как развить ребенка.

– Вы 11 лет варились в этой системе. С самого начала понимали, что все не так, или вам кто-то открыл глаза?

– Я начал работать в «Минске», учась еще на 4-м курсе БГУФК. Мне дали пацанов 1999 года рождения, и я сразу ввел строгую дисциплину. Начал с того, что по разным причинам отчислил 26 человек. Меня ругало начальство и сурово разговаривало, но я прошел по школам, набрал ребят, и мы стали вице-чемпионами.

Но в последний год моей работы я понял, что не развиваюсь. Работа детским тренером должна предусматривать стимул. И не только финансовый. Ты должен попробовать более высокий уровень. По моему мнению, система должна быть такой. Довел ребят до дубля, переходишь вместе с ними и становишься главным. Это правильно. Ты вел пацанов 6-7 лет, знаешь характеры и футбольные качества. Имеешь к каждому подход. Если получилось с дублем – работаешь дальше и развиваешься. Вдруг ты раскроешься и станешь отличным тренером для взрослой команды? Если не получилось – набираешь малышей и идешь на второй круг. А у нас бросают пацанов к незнакомому мужику, который их совершенно не понимает.

К тому же ты один тренер на 28 человек. Это… Давайте откровенно, такое количество – это не футбольная команда, а оздоровительная группа, куда приходят побегать для аппетита. Из такой группы никогда не вырастет сильный футболист. Объясняешь что-то двоим пацанам, а остальные 26 в это время ничего не делают. А у тебя всего полтора часа.

– И когда вы поняли, что надо работать по-другому?

– Все тренеры это понимали всегда, но изменить ничего невозможно.

– Мне кажется, тот же Игорь Шлойдо способен понять.

– Если бы в «Минске» хотели что-то поменять, уже сделали бы.

– Значит, считают, что их система работает.

– Да нет там системы! Нет качества выпуска футболистов. Есть количество. А это две разные вещи. Качество работает в минском «Динамо», где всего 300 человек на школу и 19-20 в командах. Вот там работают над качеством. И работают в правильном направлении. Для ребят, участвующих в лицензировании, ввели акробатику и гимнастику. И вот результат – в двух возрастах первые, а в одном – вторые. А где «Минск»?

Недавно смотрел матч «Динамо» – «Шахтер» среди ребят 1999 года рождения. Минчане выиграли без шансов для соперника. Солигорские футболисты быстрые, но закрепощенные. Амбиций много, а техническое оснащение слабое. Динамовцы более пластилиновые, более техничные, более взрывные. Это говорит о том, что в клубе меняют систему. Только делают они это с 14 лет, а надо с самого детства. Тогда парень будет еще ловчее и гибче. Будет меньше травм, с которыми настоящий кошмар. Месяц поработал – три восстанавливается после травмы. Один паренек из «Минска» как-то ездил на просмотр в Бельгию. Потренировался там две недели, а потом полгода восстанавливался. Полгода! За две недели перегрузили парня! О каком развитии можно говорить? Хотя у нас был самым лучшим.

«Минск» выезжает за счет количества – на возраст по 5-6 команд. И понятно, что 18 человек, чтобы быть в чемпионате на хорошем счету, найти можно. Но не более. На «Спартакиаде», о которой говорил, «горожане» даже в тройку не попали! Я видел все матчи турнира и отметил для себя всего 6 человек, которых можно вызывать в сборную. По два из Витебска и Гомеля и одному из Мозыря и минского «Динамо». Из «Минска» не понравился никто.

Вот еще пример. Недавно в Минск на турнир «Наше будущее» приезжала детская футбольная команда из Голландии, о которой никто никогда в жизни не слышал. Играли с «Минском» – лучшей командой Беларуси среди ребят 2006 года рождения. Было видно, насколько они координированней, пластичней и лучше физически развиты. Для нашей страны «горожане» очень быстрая команда, но те еще быстрее! Идет единоборство, голландец стоит на ногах, а белорус на траве. Координация развита лучше, скоростные особенности – тоже. И с каждым годом голландцы будут улучшаться, а наши деградировать.

– Так поговорили бы со Шлойдо. Рассказали бы о системе, которая может работать.

– А кто будет слушать детского тренера? Спортивный директор клуба Владимир Иванович Гурленя, наверное, единственный, кто был за нас. Он хотел построить правильную пирамиду. Он всегда был против огромного количества команд, но в итоге пирамида выстроена неправильная.

Да и внедрить наш подход в «Минске» было бы сложно. За бассейн нужно было платить, за хореографию платить и так далее. А это недешево.

– Хорошо. Рассказывайте, чем хороша ваша система.

– Нами разработана методика, которой в Беларуси еще не было. По ней будут работать все, я подчеркиваю, все тренеры Центра. Отступать от конспектов будет запрещено.

Помимо футбольных тренировок будут занятия по гимнастике, акробатике, плаванию, легкой атлетике, единоборствам и хореографии. Определенных качеств, которые развивают названные виды спорта, не хватает нашим футболистам. У меня в «Минске» был воспитанник Смирнов, которого как-то пригласили на просмотр в «Штутгарт». Парень немцам очень понравился, но его не взяли из-за слабой моторики спины. Я тогда даже не знал, что это такое. Стал читать книжки и оказалось, что это развивается танцами. Смирнов был просто непластичен – спина не поворачивалась. Деревянный, если хотите. В Европе же хореографией занимаются все. Даже Криштиану Роналду занимается балетом. Но у нас, если тренер ведет детей на танцы, с него все смеются и подтравливают. В итоге человек соскакивает. Это самое ужасное в нашем тренерском сообществе.

Самые маленькие мальчики 4-5 лет первые два года будут заниматься только акробатикой и гимнастикой. Тренеры кафедры гимнастики БГУФК будут закладывать двигательный навык, гибкость и пластику. Чтобы в 6-7 лет, когда придет время отбора на футбол, мальчик уверенно стоял на ногах, смог растянуться и сделать наклон. А то у нас люди в сборную попадают, и наклон не могут сделать. Парней начинают тянуть – орут на весь стадион. А почему? Потому что организм не готов. Мы будем готовить.

Футбольные тренировки будут проводить три тренера: главный, помощник и студент-практикант. И практика будет не месяц, а год. Если кто захочет, может работать с нами с первого курса учебы в БГУФК. После окончания универа мы его оставим у себя.

В 14 лет пацаны будут проходить углубленное медобследование в специально оборудованных кабинетах БГУФК, где обследуются сборники. После чего мы будем иметь полную картину: какие мышцы преобладают, какие качества лучше развиты и над чем нужно работать. Через четыре года парни будут бесплатно зачислены в БГУФК, и будут заявлены в нашу взрослую команду. Кроме того, планируем заключить договор о сотрудничестве с европейской командой, в которую будем отдавать в аренду перспективных 16-17-летних парней. Если кто-то приглянется, пусть остается. Если нет, вернется.

Что интересно, отношения с футболистами будут контрактными. Начиная с 6-7 лет, на каждого будет заводиться банковская карточка, на которую ежемесячно будут поступать деньги. Если по достижении 18 лет (или раньше) парень захочет уйти, он получит эту карточку с деньгами.

Тренироваться ребята будут каждый день! Мы никогда не вырастим сильного футболиста, если будем заниматься футболом три раза в неделю. Даже маленькие дети будут заниматься каждый день. Два раза в неделю футболом, остальное время – гимнастикой и хореографией. Летом в Центре не будет каникул. В Беларуси нормально тренироваться можно только три месяца в году, но у нас на это время детей распускают.

Ну, и еще одно. Мы будем работать на результат. Побеждать хотят все, и это нормально. Нельзя команду (любую) настраивать на поражение. И если тренер после матча скажет «Проиграли, ну и ладно», его надо выгонять тут же! Результат – это следствие работы. Но при этом затолкать мяч и отбиться, как те ребята из «Витебска», для меня как главного тренера не подходит. Если тренер будет ставить такую игру, выгоню на следующий день. Футболисты должны играть красиво. Должны переигрывать соперника по индивидуальным качествам и умственному развитию.

– Неоднократно слышал о том, что у нас проблема с детскими тренерами. Где возьмете толковых?

– Проблема есть. Будем учить. Мы предлагаем хорошие условия и будем соответственно спрашивать. И я не о зарплате (она тоже будет на уровне), а об условиях для работы и развития. По контракту школа будет оплачивать обучение тренеров на получение всех категорий и будет вывозить на стажировки. Первая случится уже весной. Я в «Минске» стажировался только за свои деньги! А если ты не видишь, как работают за рубежом, то и расти не будешь! Тренер должен ездить не только для того, чтобы подмечать определенные нюансы в работе, но и получать эмоциональный подъем, которого хватит на долгое время.

Поэтому тренерам остается только качественно работать. Тем более от общения с родителями они будут отстранены. С родителями будут общаться или администраторы, или главный тренер. Мне будут звонить папы и мамы и говорить, что ребенок по определенным причинам не придет на тренировку. А я буду доносить эту информацию до тренера.

– Как-то все очень сложно. Не проще с тренером напрямую решать?

– Ни в одной академии мира нет общения по линии тренер-родитель! Рано или поздно оно переходит все рамки дозволенного. Папаша может посидеть за столом хорошенечко, а потом позвонить тренеру и вызывающе выяснять, чего это его ребенок так мало играет. А тренер не должен отчитываться перед родителями. Поэтому и не будет у нас родителей на тренировках. Только на играх. Но и там будут серьезные правила. Если папа будет стоять у кромки поля и кричать ребенку, как тому лучше играть, то он в тот же момент заберет ребенка домой. Я был свидетелем дикой штуки, когда родители «отодвинули» тренера и сами руководили игрой. А тренер отошел в сторонку и опустил голову. Куда это годится?! А бывают случаи, когда ребенок не только папу слушает больше, чем тренера, но и маму. Это вообще край! Не смейтесь. Это реальность. Родители могут поддерживать своего ребенка, но не надо подсказывать!

– Вы говорили, что в методике «Минска» прописаны часы, которые тренеры должны выработать. И поэтому иногда просто отбывают номер на тренировках. Центр подготовки – государственная организация, где есть эти же часы. Где гарантия, что со временем ваши тренеры не станут делать то же самое?

– В контрактах у тренеров прописано, что если они будут просто отрабатывать часы, мы расстаемся. Каждую тренировку их будут контролировать администраторы, которые будут изучать план-конспект и следить за соблюдением. У нас не будет такого, что тренер из-за плохого настроения вместо запланированной тренировки бросает ребятам мяч, а сам стоит в сторонке и размышляет о жизни.

– Это очень похоже на борьбу с системой.

– Конечно, мы хотим поменять всю систему детского футбола в стране, но в одиночку этим даже заниматься не будем. Но если хотим что-то менять, должны отойти от всего белорусского. Все то, что сейчас есть, в упадке и выстроено неправильно.

Мы идем своей дорогой. Будем работать за закрытыми дверями и следить за ростом наших футболистов. Никто не будет знать, как мы работаем. Мы полностью уходим от классики. Хотим создать сумасшедшую детскую школу.

– Вы уверены, что ваша система даст результат?

– В этом не уверен никто, но нужно что-то предпринимать. Если через пять лет увидим, что ничего не работает, поменяем подход. Но в принципе что-то будет понятно уже через год. Ребята поработают по нашей методике, и летом мы поедем играть, например, с «Барселоной». Тогда и сравним.

Фото:fcsturm.by

Другие посты блога

Все посты