Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Так ли были хороши советские футболисты и за что бы они боролись в чемпионате Беларуси?

Так ли были хороши советские футболисты и за что бы они боролись в чемпионате Беларуси?

В 1987-м минское и киевское «Динамо» играли в топовый футбол. Почти как «Атлетико» и «Реал».

6 сентября 2017, 18:55
52
Так ли были хороши советские футболисты и за что бы они боролись в чемпионате Беларуси?

 

Олег Дулуб сравнивает прошлое и настоящие и приходит к неутешительному выводу.

Ветераны белорусского спорта (и не только белорусского) любят поразглагольствовать в духе «вот мы – играли в футбол, а сейчас…» В таких разговорах частенько всплывает тема минского «Динамо»-82. Мол, та команда, становившаяся чемпионом СССР, в нынешнем первенстве Беларуси вообще забот бы себе не знала. И в это начинаешь верить, особенно на фоне последних результатов национальной сборной.

Но стоит ли верить? Игроки прошлого и настоящего никогда не выйдут вместе на поле в расцвете сил и не дадут однозначного ответа. Что ж, тогда давайте попробуем определить на глазок.

Мы предложили Олегу Дулубу, одному из главных теоретиков белорусского футбола, посмотреть матч с участием советского «Динамо» и оценить – насколько та команда соответствует требованиям современности. Не уровень ли это условного «Нафтана»? В качестве образца был выбран финальный матч Кубка Союза-1986/87. Основное время игры, в которой белорусские динамовцы встречались с киевскими, сначала закончилось вничью 3:3, но в серии пенальти киевляне завоевали трофей. Многие считают этот финал лучшим в истории Союза.

Вступление

На экране фотографиями представляют участников матча. Дулуб восторженно комментирует появление каждого футболиста.

– Заваров, Евтушенко, Блохин, Михайличенко – что ни имя, то легенда! Но и у минчан были свои звезды. Вот Боровский, например, четырежды включался в список 33-х лучших союзного чемпионата. Это очень сильный показатель.

Признаюсь, в 80-е болел за Киев. Мы жили в СССР, и болеть можно было за всех. Да, я родился в Мозыре, но оттуда до Киева ближе, чем до Минска. Конечно, переживал за минчан в 82-м и радовался их успехам, но симпатии были на стороне киевлян. По душе была манера игры команды Валерия Лобановского: скорости, прессинг, быстрота принятия решений. По моему мнению, украинцы превзошли весь футбол лет на 20-30. У них тогда была великая команда.

Расстановка

– В 80-е базовой для всех команд Союза была расстановка 4-4-2. По ней футболистов обучали еще в детских командах. Главная особенность – либеро и вертикальное расположение двух опорных полузащитников. Нижний был заточен на оборону, а верхний – на атаку. С учетом фланговых хавбеков получался широкий ромб.

Одним из ключевых футболистов в команде был либеро. У него была полная свобода на перемещения по ширине поля. Он двигался по мячу, готовясь в случае чего страховать партнеров или играть на опережение. Либеро отвечал и за «вне игры» – делал шаг вперед, оставляя соперников в неправильном положении. Поэтому чаще всего роль либеро исполняли умные футболисты, здорово читающие игру.

В минском «Динамо» таковым был Сергей Боровский. Помимо футбольного интеллекта была у Боровского и скорость. Олег Кубарев как-то рассказывал, что Олег Базилевич, когда читал тренерские лекции в Киеве, говорил: «Если хотите что-то выиграть, в вашем составе должны быть игроки, которые бегут 30 метров менее четырех секунд». Так вот Боровский пробегал дистанцию за 3,74. Таких футболистов сейчас нет.

Скорость для защитников была важна, потому что им противостояли два скоростных и мощных нападающих. Что касается переднего защитника, то это персональщик, который работал с нападающим вплоть до того, что мог пойти с ним в раздевалку. В финале у минчан эту роль исполнял номинальный опорный Андрей Зыгмантович.

Когда в 90-е перешли на игру в линию, роль либеро стал исполнять один из центральных защитников. Беготни стало поменьше, но умными должны были быть уже два центральных защитника.

Игровые модели

«Динамо» Минск

– Учитывая, кто противостоит команде, Иван Иванович Савостиков выбрал верную модель игры – низкую оборону и расчет на контратаки. Для этого у минчан было все. И сильная оборонительная линия, и быстрые футболисты, способные убежать и побороться за мяч. Фланговые игроки (Гоцманов и Сокол) при обороне не садились глубоко. Они были готовы убегать. Вот классический (для финала) выход белорусов из обороны.

В «Динамо» еще при Эдуарде Малофееве в начале 80-х требовали учить детей дальним забросам. Проводили семинары и говорили: «Крайний защитник должен принять мяч и сделать диагональ. Это приоритетное решение». Но потом в команде появились Александр Прокопенко, Юрий Пудышев – игроки, которые хорошо контролировали середину – и минчане перешли на короткий и средний пас. Я когда с Юрием Курнениным работал, интересовался, как играли тогда. Он отвечал, что сразу после свистка Прокопенко ему говорил «Ну что, маленький, я пошел» и двигался в середину, оставляя бровку. И бегал уже по всему полю, как позволял интеллект. Но в 1987-м таких игроков в «Динамо» уже не было. Поэтому вернулись к диагоналям.

При атаке шли перестроения. Два фланговых хава смещались в центр, центральные защитники поднимались выше, а бровка отдавалась на откуп крайкам. Например, правый защитник Янушевский идет вперед, в его зону смещается Зыгмантович, а Алейников закрывает середину. Это современная модель.

Еще отмечу две вещи. Игроки выдерживали тренерский план и постоянно закидывали мячи на края. И план сработал при первом голе. Скоростной выход (минчане были отменно готовы физически), борьба Сокола (он съел 2-3 метра дефицита от защитника) и рывок на добивание Кондратьева.

«Динамо» Киев

– Если у Минска схема была простой – вынос мяча, борьба, подбор, то киевляне выходили в атаку двумя способами. При позиционном нападении растягивали оборону, катали мяч по периметру и заканчивали подачей в штрафную или дальним ударом.

Если же удавалось мяч перехватить и сорвать чужую атаку, делали молниеносный выпад.

Как и белорусы, украинцы перестраивались при атаках. Например, крайний защитник Баль входил в середину и становился опорным, который поднимался вверх. Так «Бавария» использовала Лама. Это топ-решение, которое внедрил Лобановский. При Валерии Васильевиче «Динамо» одним из первых в Европе применило высокий прессинг. Киев встречал соперников у чужой штрафной и старался накрывать сразу после потери мяча. Играли, как «Барселона» Гвардиолы. Отбор наиболее вероятен спустя 5-6 секунд после потери.

В финале такой футбол у украинцев начался во втором тайме, когда надо было отыгрываться. Киевляне не выпускали минчан со своей половины и давили, давили, давили.

Если накладывать этот матч на современные реалии, то он мне напоминает игры мадридских «Реала» и «Атлетико». Минск отдает мяч и пространство, компактно обороняется и молниеносно выходит в контратаки, а Киев пытается расшатать массивную оборону.

Сравнения с современным футболом

Угловые

– Расстановка при подачах современная. Один защитник по створу (на ближней штанге), а остальные разбирают соперников один в один.

Компактность

– Как и сейчас, тренеры требовали обороняться очень компактно и не давать много пространства сопернику.

Прессинг

– Почти все команды в СССР после потери в атаке сразу садились на свою половину поля и не обращали внимание на центральных защитников соперника, которые начинали раскатывать мяч. Отбор начинался неподалеку от собственной штрафной площади.

Во многом это было связано с тем, что вратарь мог брать мяч в руки после паса назад. Какой смысл лететь на голкипера? Впрочем, киевляне использовали под себя и эту особенность тогдашнего футбола. Нападающие вынуждали защитников покатить назад вратарю, которому ничего не оставалось (ближние адресаты перекрыты), как выбивать мяч с рук в поле. Ну а после длинного паса мячом завладеть легче.

Заставить сделать длинный пас – это одно из требований современного футбола.

Подключение опорных

– Это важнейшая вещь в современном футболе. Посмотрим третий гол минчан. Разыграно просто образцово. Кондратьев на секунду придержал мяч, собрал вокруг себя трех соперников и отдал в свободную зону, куда своевременно подключился опорник Алейников. Блестящий мяч.

Скорость

– В 80-е основной акцент делался на колоссальную физическую подготовку игроков. Поэтому скорости не уступают современным, хотя по видео вроде и не скажешь. Но, во-первых, старые оцифрованные записи почему-то скрадывают скорость. Во-вторых, сама игра тягучая. Одна команда низко садится, а другая отвоевывает пространство. В-третьих, немного замедляла игру возможность вратаря брать в руки после паса назад. С другой стороны, правило помогало создавать аритмию, которую внедрял Лобановский. Теперь это достигается за счет контроля мяча на своей половине, тогда же паузу давал вратарь. Ну, и в-четвертых, быстрота определяется не скоростью бега, а тем, как ходит мяч. А в финале команды играли в одно-два касания. Третье, если случалось, то очень редко.

Техника

– Так как все команды СССР играли по одинаковой схеме, то игроки постоянно работали один в один. И чтобы получить преимущество, в команды брались индивидуально сильные футболисты. Лучшие из лучших. Это были топовые футболисты, которые превосходно работали с мячом. У каждого был свой конек. Возьмем минское «Динамо»: Метлицкий – хорошая дальняя передача и удар, Кондратьев и Сокол – завершение, Гоцманов – фланговые проходы и подачи, Алейников – отбор, чтение ситуации. И так далее.

В 86-м году «Золотой мяч» получил киевский динамовец Игорь Беланов, но лучшим в Европе тогда был Александр Заваров. Игроков с такой сильной техникой сейчас в нашем футболе нет. Из белорусов можно только Александра Глеба поставить рядом. Только Саша больше заточен на пас, а Заваров мог и сам забивать. В финале украинец поучаствовал во всех трех голах киевлян – голевой пас, заработанный штрафной после которого забил Кузнецов, и гол. Как тогда, так и сейчас матчи выигрывает мастерство отдельных игроков.

Маленькая ремарка к голевому пасу на Василия Раца (отметка 0:40 – Tribuna.com). Не думаю, что кто-то в нашем чемпионате сейчас может исполнить что-то подобное. Заваров все делал на скорости и с сопротивлением не кого-то там, а самого Алейникова. Ну и Рац молодец. Тогда было требование, что крайний защитник должен замыкать штангу. Вплоть до того, что должен ее коснуться.

Тренерские решения Савостикова и ключевые моменты матча

– Чтобы ты понимал, в СССР «физруков» не было. Перед каждым сезоном тренер должен был защитить и научно обосновать свою программу подготовки. Принимали ее не директора заводов, а люди, которые действительно разбирались в футболе. Тренер выходил, вешал простыню на стенку и рассказывал.

И все решения Ивана Ивановича [Савостикова] по ходу матча были правильными. Схема, которую он выбрал, работала. Крайние защитники отдавали диагонали, нападающие здорово боролись. Исполнительское мастерство было такое, что точность была не 10, а 80 процентов. И замены были в тему. Выход Гуриновича вскоре после перерыва позволил отодвинуть игру от своих ворот (Киев стал поддавливать). Игорь зацепился за мяч, и вскоре минчане забили третий. По сути, это был полностью выигранный минчанами матч. 

Не пропусти Минск со штрафного через три минуты, шансов у Киева не было бы. Обрати внимание на фол на Заварове. Если бы второй опорник располагался параллельно партнеру, а не вертикально, он бы подстраховал, и фола не было бы. Но и Заваров взорвался классно. Принял спокойно, а потом резко ускорился. Из тех, с кем приходилось работать, что-то похожее было у Жени Лошанкова. Его поэтому Вжиком и прозвали. Если в живую не видишь, то не понимаешь, как такое возможно.

 

Роковая замена Деркача на Кистеня за три минуты до конца? Савостиков все делал верно. То, что потом случилось – роковое стечение обстоятельств. За пару минут до конца минчане бегут в идеальную контратаку. Нападающему нужно было всего-то пропустить на Курненина (еще одна замена), и он бы завершил. Стало бы 4:2, и это была бы точно победа. Еще раньше у команды Савостикова была стопроцентная реализация, но сейчас игроки сплоховали.

А потом случился эпизод с Кистенем. Но я бы не сказал, что Александр виноват. Да, потерял мяч, но атака на ворота пошла не сразу. Киевляне еще раз успели мяч потерять. С таким же успехом Кистень мог просто ударить в сторону углового флажка.

Конечно, признание Ивана Ивановича в ошибке (Савостиков признался, что ошибся с вводом в игру Кистеня и Курненина. Хотел дать возможность сыграть ветеранам – Tribuna.com) дорого стоит, но я бы не стал его винить. Это случайность.

О составе минского «Динамо»

– Футболисты у Савостикова были топовыми. Сейчас в Беларуси невозможно собрать игроков такой квалификации в одной команде. Да, в БАТЭ сильные ребята, но ведь не все. Это была сборная Беларуси, которая подпитывалась кадрами из пяти команд, выступавших во второй лиге СССР, и огромного количества команд внутри республики. В Стайки попадали самые лучшие.

Поэтому и чемпионами Беларуси эти ребята были бы с большим отрывом. И понятно, что они могли успешно играть в любой топовой нашей команде. За них бы сражались.

Об уровне говорит тот факт, что едва ли не все уехали играть за границу после того, как прорвался железный занавес. Метлицкий и Кондратьев – в Австрию, Янушевский – в Германию, Алейников – в Италию, Зыгмантович – в Испанию. А у киевлян вообще почти всех разобрали.

Андрей Сацункевич. Взрывной, хорошо читающий игру голкипер. На момент финала ему было 22. Раз Савостиков доверил, значит, был уверен в парне. И в принципе Андрей не подвел – его вины в пропущенных мячах не вижу. Кто похож на него по манере игры? Гущенко, Климович недотягивают. Черник? Может быть, но, скорее всего, Саша Гутор.

Сергей Боровский. По скорости это белый Бангура. Обогнать его на короткие дистанции было почти невозможно. Да и один в один так просто не пройдешь. Среди белорусов быстрых центральных защитников нет. Возьми сборную – Политевич, Мартынович – ребята фактурные, но медленные. А Сергей Владимирович низкий – 176 сантиметров. Свое брал футбольным и жизненным интеллектом.

Александр Метлицкий. У Саши хорошая левая и удар из-за пределов штрафной. Мог играть как слева в обороне, так и в опорной зоне. Универсальный парень. Белорусы? А есть вообще сейчас ребята-левши, которые с 40 метров могут забить?

Виктор Янушевский. Отличная скорость и подключения в атаку. По фактуре на него очень похож Роман Бегунов.

Андрей Зыгмантович. Хороший персональщик, который отлично умел начинать атаки. Здорово читал игру. В финале играл вторым центральным защитником. И, подозреваю, что, как и Боровский, был не медленным парнем.

Сергей Алейников. Мозг той команды. Хорошо читал игру. Впрочем, его считали тягучим футболистом. Может, и так, но скорость была при передаче и в мышлении. Алейников фантастически работал в подкатах со спины. Мяч себе выгребал чисто! А ведь раньше футбол был более грубый. Подкаты сзади разрешались, и футболисты никого не щадили. На Fair Play никто не смотрел. По манере игры на Алейникова похож Станислав Драгун. Только Стас более атакующий полузащитник.

Сергей Деркач. Хорошая левая нога, отличный удар. Сейчас в Беларуси таких левоногих нет.

Сергей Гоцманов. Чистокровный бровочник. Скорость, передача, завершение – все было на уровне.

Виктор Сокол. Универсал, который мог сыграть как на фланге (что и было в финале), так и на острие. Скоростной, мощный футболист. На него Антон Сарока похож. Техника схожая. Скорость и мощь есть.

Андрей Шалимо. Всегда нравилось, как он играл. Благодаря низкой посадке обыграть один в один для него не составляло проблем. Накручивал всех еще с юношеских времен, поэтому и в дубле не задержался особо. На Шалимо очень похож Миша Гордейчук.

Георгий Кондратьев. Мощный форвард и хороший реализатор. Недаром забил больше 100 мячей и вошел в клуб Федотова. Это достижение. Отчасти Кондратьева напоминают Корниленко и тот же Сарока. 

Другие посты блога

Все посты