Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Почему взял деньги? Жадность сыграла». Футболисты «Ислочи» объяснили, зачем они сдали матч

«Почему взял деньги? Жадность сыграла». Футболисты «Ислочи» объяснили, зачем они сдали матч

2-й день дела о договорных матчах хоть и уступил по накалу первому, но принес много интересного.

27 сентября 2017, 07:39
20
«Почему взял деньги? Жадность сыграла». Футболисты «Ислочи» объяснили, зачем они сдали матч

 

Продолжение судебной эпопеи.

В понедельник 25 сентября в Минске началось судебное разбирательство над белорусскими футболистами, причастными к договорным матчам. По версии следствия, это игры БАТЭ – «Гранит» (5:0, Кубок), «Ислочь» – «Динамо» Брест (2:4, высшая лига), «Барановичи» – «Ошмяны» (1:0, первая лига), «Луч – «ГЖДТ» (3:1, первая лига), «Ошмяны» – «Луч» (3:3, первая лига). Всего на скамье подсудимых 15 человек.

В первый день суд допросил половину обвиняемых, среди которых и главный фигурант дела – Вячеслав Замара.

Допросы остальных футболистов продолжились во вторник. Основное внимание суда было приковано к матчу «Ислочь» – «Динамо» Брест. Первым по этому эпизоду выступал экс-тренер «волков» Владимир Маковский. Лучший футболист Беларуси-96 на вопросы отвечал максимально развернуто, открыто и добродушно. Даже поворачивался в сторону спрашивающего адвоката.

Маковский заявил, что долго не решался принять предложение россиян Бориса Тортунова и Михаила Пузанова «сделать» игру, но тяжелое материальное положение футболистов в конечном итоге подтолкнуло к согласию. В качестве примера финансовых трудностей ныне методист молодечненской СДЮШОР привел историю Александра Папуша, который, чтобы не умереть с голоду, был вынужден продать свой «Айфон».

При этом Владимир Михайлович отметил, что получил не 10 тысяч долларов вознаграждения, как уверяет прокурор, а только 8. Виной тому следователь, у которого что-то не сходилось в расчетах, и он указал большую сумму. Появление 180 рублей от Замары тренер объяснил тем, что просил товарища помочь с деньгами еще раньше, до «договорняка». А то, что Замара перечислил деньги сразу после поражения от Бреста, – совпадение.

Самый яркий момент допроса тренера случился во время оглашения его показаний по матчу БАТЭ – «Гранит», данных в ходе предварительного следствия (прокурор обнаружил некое несоответствие с тем, что Маковский говорил в суде).

Прокурор зачитывал: когда у Маковского спросили «Почему он Шмакова познакомил именно с Сыроквашко», тот ответил, что «знал, что Шмаков занимается договорными матчами. Сам я от этого далек, но знал, что Сыроквашко этим занимается, и свел».

Как только в зале суда прозвучали эти слова, Сыроквашко схватился за голову и выдохнул очень нецензурное слово.

– Да, я их свел. Я знал, что Шмаков этим занимается и свел. Но сейчас я не помню разговора о том, что Сыроквашко причастен к подобным играм, – «спасал» положение Маковский.

Ну и небольшая зарисовочка. Уже после заседания к Владимиру Маковскому подошла одна из защитниц и заговорила о брате-близнеце Михаиле.

– А я и не знала, что у вас есть брат. Можете его вместо себя на заседания приводить :).

***

В понедельник Вячеслав Замара очень волновался и пару раз едва не наговорил лишнего.

– Пожалуйста, держите себя в руках, – наставляла бывшего футболиста адвокат сразу после окончания первого дня.

Чтобы избежать лишней нервотрепки, Замара сменил место – пересел от Виталия Желудка, с которым имел разногласия, поближе к Сыроквашко и украинцу Лемику. Однако спокойно «отсидеться» не получилось. Виной тому Александр Лебедев. Пока тот шел к кафедре, успел наговорить Замаре огромное количество гадостей. Да и вообще выглядел раздраженным. Однако моментально переключился, и перед судьей, прокурором и адвокатами стояла сама вежливость. Лебедев даже однажды сказал «пожалуйста» после благодарности кого-то из адвокатов за ответ на дополнительный вопрос.

По словам форварда, он раскаивается в содеянном и понимает, что поступил неправильно. В конце допроса Лебедева попросили вспомнить какой-то диалог. Детский тренер вежливо ответил, что подзабыл детали. Однако когда сел на место, снова стал самим собой:

– Что, я должен помнить все диалоги? Я не помню, чо я ел вчера…

***

На жалость давил и Александр Тишкевич. Организатор «Турнира друзей» рассказывал, что по полгода ребята сидели без денег. Именно это, а так же отсутствие законности в действиях руководства «Ислочи», вынудило пойти на такой шаг.

– Матч носил договорной характер, – такими словами Тишкевич начал отвечать на вопросы обвинителя, после чего последовал привычный уже рассказ о том, кто, кому, когда и сколько передал.

В ходе допроса выяснилось, что на предварительном следствии Тишкевич выгораживал защитника «Ислочи» Юрия Рыжко. Говорил, что тот ничего не знал о «договорняке», и денег никаких в глаза не видел, потому что он [Тишкевич] забрал себе 2 тысячи долларов вместо одной.

– Почему так делал? Пытался защитить и взять вину на себя. А изменил показания после очной ставки с Лебедевым. Сперва защищал, а потом передумал, – пояснил перемены Тишкевич.

***

Подобная ситуация с показаниями была и у Ильи Гаврилова, который, по версии следствия, причастен к «странному» матчу БАТЭ и «Гранита». На предварительном следствии вратарь рассказал, что согласился со схемой, которую предложил украинец Шмаков (обеспечить много пропущенных голов – Tribuna.com) и обязался переговорить с другими игроками «Гранита» на этот счет. А после матча неоднократно звонил Сыроквашко и спрашивал про деньги.

В суде же оказалось, что Гаврилов сразу отказывался и даже смеялся в лицо Шмакову после предложения сдать матч, и что ни с кем из партнеров не разговаривал. Тем не менее, присланные Сыроквашко полторы тысячи рублей взял.

Уже после выступления голкипера адвокат витеблянина приобщила к делу явку с повинной. По ее словам, когда подзащитный узнал о том, что матч попал в категорию подозрительных, он не мог оперативно прибыть в Беларусь и помочь во всем разобраться, потому что находился в России. Но как только появилась возможность, приехал и сам пошел в милицию.

***

Хедлайнером вторника стал Юрий Рыжко. И не столько благодаря себе, сколько из-за своего адвоката. Низенький, толстенький дядечка в возрасте, напоминающий Михаила Жванецкого, каждого обвиняемого спрашивал о своем подзащитном. Его интересовало все: как играл против брестского «Динамо», привез ли гол, ошибался ли, какой он вообще защитник и так далее.

Вот выдержка из его беседы с Маковским (на ответы тоже можно обратить внимание):

– Как оцениваете игру Рыжко?

– Я ждал этого вопроса :).

– Ну, естественно :).

– У каждого футболиста есть ошибки. Если речь идет о пенальти, который он заработал, то здесь все на усмотрение арбитра. В Витебске был аналогичный момент, но пенальти не поставили. Юра же сыграл в меру своих возможностей.

– Как полагаете, Рыжко играл честно?

– С «Витебском» и Брестом он действовал неуверенно. Ниже своих возможностей.

– При третьем голе была ли вина Рыжко?

– Ошибся не только он, но и нападающие с полузащитниками. Случилась цепочка ошибок.

– Поражение «Ислочи» было обеспечено благодаря ошибкам Рыжко?

– Я не делаю такого вывода. Виновата вся команда.

Каждого опрашиваемого адвокат подводил к определенному выводу, который был на руку подзащитному.

Да и сам Рыжко во время допроса расшевелил немного заснувших приятелей. Говорил резко и сухо. Новополочанин – единственный обвиняемый, вышедший давать показания подготовленным. В руках защитника была исписанная полуобщая тетрадь.

Рыжко настаивал, что дважды ответил Тишкевичу отказом на предложение присоединиться к заговорщикам. Мол, против Бреста играл честно и показывал свой уровень футбола – в подтверждение готов предоставить записи других матчей, в которых участвовал.

– Почему же вы тогда взяли деньги? – обезоруживающий вопрос от адвоката Владимира Маковского.

– Не знаю. Жадность сыграла.

***

Завершался второй судебный день блицем. Не таким интересным, как у Юрия Дудя, но вполне занимательным. К концу слушания в суд явились трое свидетелей – менеджер туристической фирмы Мария Богданович, которая, по версии следствия, передавала приятелю Пузанова 7 тысяч долларов, футболист «Ислочи» Александр Шагойко и массажист клуба Игорь Максименко.

Отстрелялись свидетели минут за 10. Ярче других «засветился» Максименко. Войдя в зал, он расцвел в улыбке и громко поздоровался, но на бывших коллег массажист даже не взглянул. Его допрос занял меньше трех минут.

– Вам было известно о готовящемся «договорняке»?

– Нет.

– А потом стало известно?

– Да, из прессы и интернета.

– С кем-то из обвиняемых разговаривали об этом?

– Нет.

– Были ли травмы в игре «Ислочь» – «Динамо» Брест?

– Может быть.

– А у Рыжко была травма?

– Не помню, может быть.

Последние два вопроса задавал адвокат Рыжко.

После допроса Максименко также громко со всеми попрощался и, не взглянув на бывших «волков», вышел из зала.

Всего по делу проходит порядка 20 свидетелей. Всех планируют допросить в ближайшие пару дней. Есть в списке и главный тренер «Ислочи» Виталий Жуковский. Его допрос запланирован на утро среды.

Фото: Ксения Деревяго.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты