Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«90 процентов людей поступило бы так, как мы». Футболистам вынесли приговор за махинации

«90 процентов людей поступило бы так, как мы». Футболистам вынесли приговор за махинации

Обвиняемые в нечестной игре футболисты и тренеры узнали, как будут жить дальше.

12 октября 2017, 19:44
28
«90 процентов людей поступило бы так, как мы». Футболистам вынесли приговор за махинации

 

Прокурор, который не интересуется футболом, получил почти все, что хотел.

В громком деле о договорных матчах поставлена точка. После трех недель разбирательств (раз, два, три, четыре) судья Дмитрий Цыкал огласил приговор.

Пожалуй, обрадовался вердикту только украинец Ярослав Лемик. Прокурор требовал для экс-баскетболиста, обвиняемого в передаче денег на организацию «договорняков», два года лишения свободы. Однако судья счел, что достаточно и штрафа в 4000 базовых величин – или 92 тысячи рублей на данный момент.

– Я не удивлена. Я знала, что нужно делать, чтобы так было, – говорила Лемику адвокат. Украинец удовлетворенно кивал свежевыбритой головой. Новую прическу он сделал на неделе. Видимо, не верил в «успех» и готовился к худшему.

***

В принципе, для пессимизма имелись основания. В двух «спортивных» делах, которые судья Дмитрий Цыкал рассматривал в течении года, он был максимально солидарен с обвинением. Осенью 2016-го приговорил бывшего менеджера хоккейного «Динамо» Максима Субботкина к пяти годам лишения свободы (прокурор запрашивал 6), а летом 2017-го полностью поддержал обвинение в процессе над фанатами «Партизана», которые устроили драку в троллейбусе. Болельщики получили от 4 до 12 лет колонии.

Возвращаясь к делу о договорняках, прокурор хотел построже наказать экс-вратаря «Ошмян» Виталия Желудка. Однако вместо двух лет ограничения свободы футболист получил штраф в 1200 базовых величин. В остальном запросы обвинителя Цыкал удовлетворил.

Прокурор Анатолий Кобяк хоть и говорил, что не все наказания соответствуют запрошенным, выглядел вполне довольным.

– Этот процесс был первым для нашей страны, – говорил после вынесения приговора обвинитель. – Я изучал российские базы данных и публикации – там тоже не было подобных процессов. В истории Беларуси было похожее дело лет 10 назад, но до суда оно не дошло – истек срок давности. Что касается сложностей в расследовании, то, как мне кажется, их не было, так как были грамотно организованы оперативно-розыскные мероприятия.

– А с чего началось дело?

– Обычно все начинается с оперативной информации. А вот более конкретно не скажу… Кроме того, вы [пресса] сами иногда пишете, что тот или иной матч вызывает сомнения или подозрительный. Есть и специальные агентства, которые тоже публикуют подобную информацию. Отметил, что часто ссылаются на какое-то итальянское агентство, которое обнародует данные о «договорняках». Так что проблема на слуху. А когда появилась конкретная информация, кто-то просто не поленился и довел ее до логического конца и качественно сделал свою работу.

– Правильно ли понимаю, что дела в отношении организаторов договорного матча «Ислочи» – россиян Бориса Тортунова и Михаила Пузанова – выделены в отдельное производство?

– Да, материалы по ним направлены в Российскую Федерацию. Туда же направлено и дело в отношение одного из футболистов «Ислочи» – Александра Алумоны. Дальше дело за моими коллегами из России. И уже к ним вопрос, доведут ли они дело до суда.

– В суде часто упоминался голкипер «Ислочи» Александр Будаков.

– У него нет состава преступления. Нет факта получения денег. В рамках этого дела Будаков деньги не брал. Остальное – был ли он в курсе договорного матча или нет – выходит за рамки этого дела. Так что я выводы делать не буду.

***

– В связи с чем прекращены дела в отношении Александра Папуша, Ивана Денисевича и Андрея Напорко, которые брали деньги за обеспечение нужного результата?

– С учетом их позиции по делу, явок с повинной и показаний было принято решение о помиловании. Эти люди не скрывали все обстоятельства изначально и рассказывали все, что знали. Они сразу сообщили обо всем.

– Вы футбольный болельщик? Было ли для вас что-то особенное во время этого дела?

– Нет, я не футбольный болельщик. Увлекаюсь джиу-джитсу :).

***

Судья Цыкал зачитывал приговор, а обвиняемые внимательно слушали. После слов «3 года ограничения свободы» в отношении Вячеслава Замары футболисты завертели головами и стали переглядываться. Юрий Сыроквашко повернулся к бывшим партнерам по «Лучу» и сокрушенно покачал головой. По поведению игроков было понятно, что никто до конца не верил в такие суровые вердикты.

— С учетом того деяния, которое было совершено, и тех сумм, которые нами были получены, считаю наказания очень серьезными, – признается оштрафованный на 18,5 тысяч рублей Александр Лебедев. – Штрафы большие, а про тех, кто получил сроки, я вообще молчу. Это очень суровые наказания. У многих дети, беременные жены, у кого мама инвалид, у кого супруга тяжело болеет. Мне кажется, убийц так не судят, как некоторых из нас.

– А на что вы рассчитывали?

– На снисхождение. Понятно, что об оправдании никто не задумывался, но надеялись, что штрафы будут минимальными. Но, видимо, наши с адвокатами пожелания остались без рассмотрения. Обжалование? Пока не знаю. Надо будет обсудить с адвокатом.

– Дело поставило крест на карьерах игроков?

– Для большинства да. Если АБФФ и «Нафтан» пойдут на уступки, то, может быть, Юра Рыжко будет еще играть за Новополоцк или где-то еще. Для остальных осталась только любительская лига. Надеюсь, федерация не запретит там участвовать.

Заканчивать все равно бы пришлось, но получилось со скандалом и с испорченными именами. Теперь надо искать новую работу. Кто-то тренирует детей, кто-то уходит в бизнес. Жизнь идет. Надеюсь, такого больше не случится в нашем футболе. Пусть наш случай будет уроком для всех.

– Почему вы пошли на такой шаг? Это была вынужденная мера из-за финансовых проблем?

– Не совсем так. Деньги были, просто когда слышишь суммы, которые можешь получить за то, что просто ничего не будешь делать… Поверьте, на такое бы многие согласились. И неважно, в какой области работа: футбол, менеджмент или торговля. Думаю, 90 процентов людей согласилось бы. Я общался с людьми, которые говорили, что поступили бы именно так.

Лебедев – единственный из осужденных, согласившийся на общение с прессой. Владимир Маковский, к которому было приковано большое внимание журналистов, покинул суд очень быстро. Никто, даже знакомые, не успел опомниться.

– А сколько дали Володе? Три? – интересовался один из фигурантов дела.

– Два.

– Понятно.

Футболисты оккупировали крыльцо и разговаривали. Но с приближением журналистов общаться переставали.

– Поговорить? Да вы что, очумели?! – уклоняется от диктофона Александр Тишкевич.

– Андрей, может быть, вы тогда? – вопрос стоящему рядом Андрею Порываеву.

– Нет.

Молчали и Юрий Сыроквашко с Вячеславом Замарой, державшиеся на улице вместе. Бывших футболистов не взяли под стражу сразу после окончания суда. Они должны сами явиться в исправительное учреждение в установленный срок. Отбывать наказание организаторы футбольной махинации будут по месту жительства – в Минске. Рядом с Замарой грустила супруга. Также поддержка жены была у Ильи Гаврилова. Представители АБФФ на оглашении приговора замечены не были.

На прощание Вячеслав Замара одну фразу все-таки обронил:

– Привет Рындюку передавайте! Так и напишите.

Что касается обжалования приговора, то некоторые футболисты в раздумьях. Пугает пример Желудка, получившего вместо ограничения свободы солидный штраф. Осужденные считают, что ограничение свободы лучше обязанности платить такие деньги.

Фото: Ксения Деревяго

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты