Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Очень странный союз: старый «Днепр» берет господдержку, «Дняпро» гасит его долги, команда долго сидела без зарплаты

Очень странный союз: старый «Днепр» берет господдержку, «Дняпро» гасит его долги, команда долго сидела без зарплаты

Андрей Масловский провел день на Востоке страны.

31 мая 2019, 14:35
28
Очень странный союз: старый «Днепр» берет господдержку, «Дняпро» гасит его долги, команда долго сидела без зарплаты

Стрельцов не сдается, мэр на его стороне, губернатора, выступавшего за объединение, убрали из-за коров.

Зимой владелец столичного «Луча» Владимир Тельпук задумал нечто небывалое для нашего футбола. Бизнесмен решил объединить свою команду с вылетевшим из высшей лиги «Днепром». В итоге «Луч» перебрался в Могилев и сменил название на «Дняпро». По идее минский клуб должен был «вобрать» в себя могилевский, выигрывавший чемпионат Беларуси в 1998 году.

Переезд команды Тельпука в Могилев завершился в начале апреля, когда «Дняпро» провел первый домашний матч на стадионе «Спартак» против «Славии».

Спустя полтора месяца Андрей Масловский выбрался в Могилев, чтобы узнать, как команда обустроилась на новом месте. Если коротко, у «Дняпро» не все гладко: полного объединения пока так и не случилось, а также имеются долги по зарплате.

Где живут футболисты?

Чтобы переезд дался игрокам проще, за несколько недель до момента Х в Могилев отправился специалист клуба по работе с болельщиками Денис Шарабуро, чтобы присмотреть несколько квартир. На месте он договорился с пятью-шестью хозяевами и предложил футболистам жилье на выбор. Какие-то квартиры предназначались для жизни вдвоем, какие-то – для «одиночек». Защитник Валерий Каршакевич выбрал «двушку» на улице Непокоренных, потому что планирует на лето перевести сюда жену и ребенка.

Квартира находится на четвертом этаже обычной девятиэтажки. Внутренне убранство самое обычное – гостиная, в которой, по словам футболиста, он бывает только для того, чтобы растягивать мышцы и смотреть футбол, спальня, где стоят шкаф, кровать и трюмо (явно женское с зеркалом), и кухня. Туалет и ванная тоже в хорошем состоянии. Пожалуй, ничего кроме отваливающейся дверцы духовки вопросов не вызывает.

– Я не привередливый, – признается Каршакевич. – В свое время жил в разных местах и даже в коммуналке. В общем, когда увидел квартиру, вопросов не возникло. Тем более клуб оплачивает аренду, а я коммунальные платежи. Для меня это было важным условием. Потому что в Минске мне надо гасить кредит за квартиру, платить там «коммуналку» и по другим счетам.

Переехал в Могилев незадолго до матча третьего тура против «Славии». До этого команда тренировалась и жила в Минске. От того, что все происходило в ходе сезона, первые дни были разболтанные. Все искали квартиры, договаривались с хозяевами, обживались. Плюс надо было еще и тренироваться. Сейчас уже все устаканилось. О том, что команда может переехать в Могилев, мне сказали, когда подписывал контракт. Конечно, для семьи было бы лучше, чтобы я играл в Минске, и жена поначалу расстроилась, но в итоге поддержала.

Свободное время Каршакевич коротает за чтением художественной и психологической литературы, изучением английского, просмотром видео. Кроме того выбирается на прогулки в ближайший скверик.

Арсений Бондаренко и Павел Чикида решили жить вдвоем. В отличие от партнера защитники обитают чуть ближе к центру – неподалеку от Площади Славы. Дом старый, с высокими потолками. Квартира двухкомнатная, но, как считает Бондаренко, раньше комнат было три и из одной сделали столовую. Парням немного не повезло – последние пару недель они обходятся без горячей воды.

– Работник клуба скинул фото квартир на выбор, посмотрели с Пашей Чикидой и остановились на этой, – рассказывает Бондаренко. – Приехали в Могилев на следующий день после игры с брестским «Динамо», встретились с хозяином квартиры, заселились и поехали на тренировку. Клуб оплачивает нам аренду (540 рублей), а на наши плечи легла коммуналка. Я хоть и минчанин, но сам факт переезда меня не сильно смутил. Тем более нам все подносили так, что переезд улучшит наши условия: и тренировочные, и зарплатные.

Также по парам живут Юрий Козлов и Егор Хвалько, Артур Кац и Вадим Побудей. А вот Леониду Ханкевичу предлагаемые квартиры «не зашли», и он занимался поиском жилья самостоятельно. Как и Артем Сороко, который ездил в Могилев в поисках квартиры еще в марте, нашел и уже после второго сбора привез сюда супругу.

– У меня только-только родился ребенок и мне было важно, чтобы семья поехала со мной, – поясняет свои предприимчивость Ханкевич. – Поэтому вариант того, что я поеду один, мы с женой отмели. Вообще о том, что клуб переезжает, узнал из интернета. И только потом нам руководство все рассказало. Было очень неожиданно. Те квартиры, которые предлагали, нас не устроили. Поэтому после турецких сборов решил заняться поиском сам. Через интернет выбрали с женой пять вариантов, договорились с хозяевами, что приедем посмотреть, сели утром в машину и поехали. День потратили, но зато все увидели сами. И как раз пятая квартира понравилась. Оставили залог и потом вселились. Хорошая квартира за небольшие деньги. Клуб дает сумму квартирных, а остальное, долларов 50, доплачиваю сам.

Но не всем игрокам так повезло с новым местом обитания. Например, Никита Степанов долго не мог найти подходящий вариант и какое-то время жил у Ханкевича, а Зорана Марушича приютил кто-то из тренерского штаба. Тренеры, кстати, живут по одному неподалеку друг от друга. Главный тренер занимает «однушку» в микрорайоне «Юбилейный». Игорь Кунаш и Дмитрий Тарасевич делят двухкомнатную квартиру неподалеку, Дмитрий Корзун живет через Днепр в двух километрах, а Виталий Шепетовский – недалеко от стадиона «Спартак». 

– Поначалу думал сам искать себе квартиру, но жилье нашел Денис Шарабуро, – говорит Иван Биончик. – Да и не было времени искать. Переезд проходил в цейтноте, так что я особо не раздумывал. Совершенно не было времени, чтобы осознать происходящее. Хотя если брать из психологии, то переезд – это предпосылка к повышенному стрессу. Переехал один, без семьи. Все-таки из Минска всю свою жизнь сюда не перевезешь. У жены работа, учеба, свои дела, у дочки – садик. Да и мне бы самому еще обустроиться, познакомиться с городом, а учитывая некоторые обстоятельства, не все так просто.

Где «Дняпро» тренируется?

Бывший главный тренер и директор могилевского «Торпедо», а также руководитель одноименного спорткомплекса Михаил Басс очень хотел, чтобы «Дняпро» квартировал и тренировался у него на базе. На деле же вышло так, что «Дняпро» для своих нужд арендует только стадион.

– Жить на этой базе не планируем, иначе можно сойти с ума, – признается Биончик. – Футболист – это не кочегар. Это вдохновенная профессия. Игрок должен получать эмоции и отдавать их на поле. А когда ты живешь в одной комнате, нужна либо очень крепкая и сильная психика, либо другие мотивирующие факторы в виде зарплаты, премиальных и так далее. Что касается базы «Днепра», там вообще нет условий для жизни и тренировок.

Сейчас газон на «Торпедо» достаточно среднего качества, но когда команда только переехала, поляна, по словам игроков и тренеров, была просто ужасной. Самый настоящий огород.

– Газон был просто не готов к работе, – продолжает главный тренер. – Поляна была очень травмоопасной. К примеру, Рома Грибовский из-за всего этого порвал заднюю поверхность бедра. Поэтому и приняли решение, что на две недели переедем на «синтетику», чтобы за это время тут газон привели в норму.

В более-менее приличный вид газон привели, но администраторы «Дняпро» столкнулись с другим моментом – безалаберным отношением работников стадиона к команде. Вот красноречивая история. За несколько дней до возвращения на траву один из тренеров позвонил директору стадиона и попросил нанести необходимую разметку. На что директор ответил: «А чего вы мне после обеда звоните? Я уже никого не найду». В итоге кое-как удалось договориться, что к нужной дате разметка появится. Каково же было удивление работников клуба, когда они приехали на «Торпедо» за несколько часов до тренировки и не обнаружили разметки. Специально обученные люди в тот момент бездействовали в закуточке и не особо рвались работать. Вопрос смогли решить «по-народному»: две бутылки водки – и через полчаса поле было готово.

Также любопытно отношение руководителей комплекса к поливу газона. В день моего приезда в Могилеве было очень жарко, но поле даже не думали поливать. То ли в шутку, то ли всерьез поговаривают, что директор не поливает траву, потому что считает, что после водопроводной воды она растет не так хорошо, как после дождя. И пока на стадионе ждут осадков, газон потихонечку выцветает.

А еще команде элементарно негде проводить тактические занятия. По словам представителей «Дняпро», раздевалки на «Торпедо» вообще ни к чему не приспособлены. Там даже розеток нет (по крайней мере, когда попросил поставить на зарядку телефон, источник питания не удалось найти). Вот и приходится Ивану Биончику проводить разборы прямо в коридоре у стойки администратора. Там же в холле игроки взвешиваются перед тренировками.

Когда «Луч» базировался на СОКе, все было просто и легко: администратор команды звонил администратору «Олимпийского» и бронировал на неделю вперед поле вместе с необходимым количеством раздевалок. Сейчас нужно все согласовывать, причем по несколько раз. Более того, порой приходится подстраиваться под свободное время. Так, например, когда команда работала на поле могилевской СДЮШОР, она не могла тренироваться в удобные часы, потому что поле порой было занято. Биончик же старается подстраивать тренировочное время под игровое, полагая, что это влияет на подготовку игроков

Не тренируется «Дняпро» и на «Спартаке». За полтора месяца команда поработала на главном стадионе города всего однажды. К слову, боссы клуба уже перечислили на счет стадиона, находящегося на балансе Могилева, необходимую сумму для установки сорванного несколько лет назад ураганом козырька.

Еще интересно, что игроки тренируются в старых майках с эмблемой «Луча». Новые майки с лого «Дняпро» есть далеко не у всех.

Как «Луч» приняли в городе?

Если говорить о болельщиках, то новую команду они поддерживают. Да, «Спартак» не забивается до отказа, но около трех тысяч могилевчан на футбол приходит. Тем более вход на стадион весь сезон будет бесплатным. Хотя те же фанаты первоначально очень негативно отнеслись к интеграционным процессам и даже собирались заявлять собственную команду во вторую лигу, но после встречи с Тельпуком, на которой бизнесмен пообещал сохранить имя и историю, успокоились.

– Признаюсь, думал, будет хуже, но местные болельщики приняли нас хорошо, – говорит Каршакевич. – Был приятно удивлен тому, что люди ходят на трибуны и болеют за нас. У нас была неформальная встреча с фанатами, и они приняли нас, как своих. Собрались в их баре, посидели, поговорили, перекусили. Если бы еще и это не ладилось, если бы люди не приходили на стадион, тогда было бы очень плохо.

– Местные фанаты нас поддерживают с первого тура. Были в Борисове, Бресте, Слуцке. За это им спасибо. А вот насчет обычных болельщиков не знаю…. Да, центральная трибуна заполняется, но у нас бесплатный вход. А это существенный фактор. Но если приняли – отлично, – чуть более осторожен в оценках Биончик.

А вот с городской властью «Дняпро» пока найти общий язык не может. И из-за этого…

Полного объединения «Луча» и «Днепра» пока нет

Конечно, новое юридическое лицо создано и зарегистрировано, но остается открытым вопрос с распределением активов. ЗАО «ФК «Днепр» пока продолжает существование и владеет базой, двумя автомобильными рынками и одним обычным. Кроме того на балансе старого могилевского клуба автобус, микроавтобус и группы подготовки, которые в скором времени перейдут (во всяком случае, должны перейти) под крыло нового клуба.

Экс-губернатор области Владимир Доманевский, с которым вел переговоры Тельпук и который давно хотел сменить власть в «Днепре», за такой вариант: «Луч» становится главным акционером нового клуба, ЗАО «Днепр» перестает существовать, все активы ЗАО – некоторые из которых, по сути, являются пассивами (старый автобус, полуразвалившаяся база) – отходят городу. Однако у мэра Могилева Владимира Цумарева имеется свое мнение на этот счет. Руководитель хочет, чтобы не только все активы достались новому клубу, но и чтобы город сохранил контрольный пакет акций в новом юридическом лице.

Пока губернатор был в строю, он побеждал, но в марте президент страны снял с должности Доманевского за «грязную скотину». И теперь отстаивать свои интересы «Дняпро» стало сложнее. Цумарев давно дружит с Валерием Стрельцовым, и, поговаривают, что когда боссы «Дняпро» приезжают на приемы к мэру, кроме самого градоначальника в кабинете порой присутствует и Стрельцов. Валерий Иванович отдал «Днепру» порядка 50 лет жизни. Был главным акционером, президентом, главным тренером (иногда совмещал все три поста). В 2016 году менеджер передал свои акции городу и отошел от дел.

Но не навсегда. Как тренер он пытался спасти в концовке прошлого сезона «Днепр» от вылета (безуспешно) и до появления «Луча» в городе планировал возвращать команду в «вышку» талантливой молодежью. Старый «Днепр» юридически продолжает существовать (Стрельцов числится в нем тренером) и до конца еще ни с кем не объединился. С новым могилевским клубом, выступающим в высшей лиге, у проекта Стрельцова непростые отношения. Например, ЗАО «ФК «Днепр» владеет микроавтобусом, который пригодился бы футболистам «Дняпро», чтобы добираться в кафе на командные приемы пищи. ЗАО готово предоставить бусик только за хорошие деньги: просит оплатить 90 рублей суточной аренды, по сути, за один переезд. Руководители «Дняпро» считают такую сумму завышенной и предпочитают использовать для перевозки футболистов такси. Поездка от стадиона «Торпедо» к «Карчме», где питается команда, тянет всего на пять рублей.

Ну и самое главное…

Игроки и тренеры не получают зарплату

Задержки связаны с тем, что город и предприятия не могут оказывать поддержку «Дняпро» по Указу №191 из-за того, что они уже поддерживают...«Днепр», который попал под действие соответствующего документа еще в декабре. В итоге именно «Днепр», нигде не выступая (играют только младшие возраста на лицензии), на протяжении почти полугода получал эти спонсорские деньги.

Документ, дающий право на господдержку «Дняпро», подписан всего пару недель назад. В принципе, клуб уже мог бы погасить часть долга, но когда руководители минчан пришли к боссу одного из основных спонсоров и сказали, что теперь налог на недвижимость надо перечислять новому юрлицу, то услышали, что буквально пару дней назад деньги ушли в ЗАО «ФК «Днепр». А «Дняпро» помочь уже нечем. Платить игрокам зарплату из собственных средств Тельпук тоже не мог. Эти деньги уходят на оплату питания, аренду квартир и погашение старых долгов «Днепра», которые уже легли на баланс нового клуба.

В итоге футболисты и тренеры сидят без денег с марта. У некоторых за это время накопились приличные долги, кто-то вынужден ужимать свой рацион, а у кого-то недоедает вся семья.

– Нам должны за март и апрель, ну и вот уже май заканчивается, – говорит Каршакевич. – Правда, недели полторы назад было собрание, на котором руководитель заверил, что в ближайшее время с нами рассчитаются. Поэтому смотрим в будущее с оптимизмом. Но пока все-таки приходится одалживать. Отрадно, что когда начались проблемы, руководство клуба усилило питание. Раньше нас кормили один раз в день после тренировки, а сейчас есть полноценный обед и ужин. Вообще дома я мало готовлю – не умею. Каждые выходные из Минска привожу контейнеры с едой, которые для меня готовит жена. Тут покупаю овощные салаты, яйца, молоко, консервы с бобовыми.

– Последняя полученная зарплата закончилась недели три назад, – рассказывает Бондаренко. – Я живу в другом городе и мне особо некуда тратить деньги. Поэтому и растягивал, экономил. Даже когда младшему брату скидывались на подарок, я скидывался заочно. Будут деньги – отдам. Трачу в основном на завтраки, на проезд, на бензин и на телефон. Бюджет на еду с Пашей у нас общий. Скидываемся и покупаем яйца, молоко, каши, чтобы завтракать.

– Хорошо, хоть детские есть, – улыбается Ханкевич. – Если бы их не было – было бы тяжело. Ребенок на грудном вскармливании. Ему нормально. Проблема в том, что жена плохо питается, но она пока терпит. Отсутствие денег очень сильно прибивает. Недавно звонил хозяин квартиры. Попросил его немного подождать. Он вошел в положение.

Не замалчивает ситуацию и Биончик.

– Есть проблемы по зарплате, но бунта в команде нет. Мы тренерами сами пытаемся держаться в тонусе, поддерживать друг друга и это передается ребятам. Конечно, случались игры, когда околофутбольные и бытовые проблемы не позволяли настроить футболистов. У них не было ни эмоций, ни желания, ни стресса – ничего. Такое иногда происходит. Но пока мы находим методы мотивировать их на дальнейшую работу. Да и начальство обещает закрыть все вопросы.

P.S. Как стало известно Tribuna.com, накануне игры с «Шахтером» клубное руководство выплатило игрокам, тренерам и другим работникам клуба зарплату за март. А в ближайшее время Владимир Тельпук планирует закрыть и оставшуюся часть долга.

Фото:fcdniapro.by, автора, Леонида Ханкевича.

Другие посты блога

Все посты