Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Один из лучших матчей в истории белфутбола: укатали поляков на их поле, сыграв дома 1:1 (Пунтус, братья Глебы и…Бага!)

Один из лучших матчей в истории белфутбола: укатали поляков на их поле, сыграв дома 1:1 (Пунтус, братья Глебы и…Бага!)

Тренеры БАТЭ помнят игру во Вронках. А Бага даже забивал.

17 июля 2019, 20:30
14
Один из лучших матчей в истории белфутбола: укатали поляков на их поле, сыграв дома 1:1 (Пунтус, братья Глебы и…Бага!)

 

Идеальный сценарий для БАТЭ.

В первой половине нулевых тренерская карьера Юрия Пунтуса только набирала обороты. У минчанина отлично получалось рулить БАТЭ, который с момента выхода в «элиту» не опускался ниже третьего места.

Спорились дела и в молодежной сборной, которую тренер возглавил в 1999-м, сменив Ивана Савостикова. В 2001-м на Евро чуть не попала команда, составленная из ребят 1979 года рождения. Сборная мощно начала отбор (три победы в четырех матчах) и если бы не провал на середине дистанции (неожиданное поражение в Армении и ничья с поляками после уверенных 3:0 в первом тайме), мы бы ликовали уже тогда. Чтобы стать вторыми в группе, нашим не хватило одной победы. В стыковые матчи отобрались украинцы и поляки, но там наши соседи проиграли швейцарцам и итальянцам.

Вторая попытка Пунтуса была удачной. Белорусы попали в группу с чехами, австрийцами, голландцами и молдаванами. Начало было очень тяжелым. После неожиданной победы над Нидерландами в гостях (зарешал Дмитрий Рубненко), последовали поражения от чехов и австрийцев. Но затем «молодежка» собралась, выдала пять побед подряд и со второго места вышла в «стыки», где их ждала победительница своей группы – сборная Польши. Тогда, в ноябре 2003-го, и случилась одна из самых ярких побед в истории нашего футбола.

Дом ветеранов МАЗа, Милевский, травмы

Собралась белорусская «молодежка» 9 ноября буквально на следующий день после финальных разборок в чемпионате. Игроки съехались в Дом футбола, получили форму, пообщались и уехали в Дом ветеранов МАЗа. В те годы младшая сборная квартировала где-то на Ангарской и оттуда ездила на тренировки в Стайки. Впрочем, первую тренировку «красно-зеленые» провела в лесочке неподалеку от «базы».

– Солидных условий для проживания тогда не было, – вспоминает Юрий Пунтус. – Когда работал в «националке», мы жили в Стайках. А молодежная команда жила на краю города. Где-то на Ангарской. Нам там было очень уютненько.

– Мы когда туда заезжали, постоянно на свадьбы попадали, – говорит Вячеслав Глеб. – Я сам несколько драк наблюдал из окна. Смотрю вниз, а там мочилово идет стенка на стенку. Ребята выпили, что-то не поделили и давай. Милиция прикольно реагировала. Приедут, дождутся пока все друг друга отметелят, а потом начинают разбираться. Такая вот выжидательная тактика.

Пунтус вызвал на сбор всех сильнейших футболистов страны, подходящих по возрасту.

Обратим внимание на четыре фамилии. Юрий Жевнов проводил второй цикл в составе «молодежки» и имел за плечами 30 матчей. Александр Глеб к тому времени был в ростере первой сборной, но на решающие матчи Анатолий Байдачный хавбека «Штутгарта» отпустил. Сергей Корниленко провел выдающийся сезон в минском «Динамо» и стал лучшим бомбардиром чемпионата. И, несмотря на то, что форвард был младше большинства на два года, получил вызов.

– В нынешнем сезоне он резко прибавил. На основании наблюдений за его действиями на поле и беседы с глазу на глаз сделал вывод: это футболист нашего коллектива, – характеризовал подопечного Пунтус.

Ну и, конечно, Артем Милевский. Борьба за нападающего между Беларусью и Украиной была в самом разгаре, и АБФФ не оставляла попыток заиграть юного таланта. Вот и перед матчем с Польшей федерация направила очередной вызов в киевское «Динамо», который Миля ожидаемо проигнорировал.

– Я не приеду в молодежную сборную Беларуси. По-прежнему жду разрешения моего вопроса в ФИФА. Пока не будет вынесен окончательный вердикт по поводу моего желания играть за Украину, о выступлении за Беларусь не может быть и речи, – говорил тогда Милевский.

Пунтус признался, что не особо рассчитывал на приезд Артема, поэтому строил планы без него. Правда, вмешались травмы. Защитник Валерий Тарасенко повредил связку левого колена, у вратаря Руслана Копанцова случился рецидив травмы голеностопа (вместо него срочно вызвали Игоря Логвинова), у Максима Цыгалко после того, как ему наступили на ступню, стал гноиться большой палец. Сезон нападающий доигрывал на уколах и ждал операции. Уже на сборе получил травму Павел Шмигеро. Кроме того, из-за перебора желтых карточек первый матч пропускал Павел Кирильчик.

– Несмотря на перечисленные выше проблемы, никакой паники нет и в помине. У нас вполне достаточный выбор футболистов на каждую позицию, в том числе и в нападении, – подбадривал всех Пунтус.

«Динамо» вместо «Городского», лед на поле, глаза

В ту пору все матчи молодежная сборная проводила в Борисове на «Городском». И поначалу тренерский штаб «молодежки» ратовал за то, чтобы там же играть и плей-офф Евро-2004, но ближе к матчу Пунтус решил, что лучше сыграть в Минске на «Динамо».

– Когда ратовал за Борисов, не предполагал, что поединок плей-офф вызовет высокий зрительский интерес. Мне звонят друзья, знакомые... Мы чувствуем себя очень популярными людьми, и это, конечно же, приятно. Потому теперь я очень доволен, что встреча пройдет в Минске, – говорил тренер.

Юрий Иосифович надеялся, что на трибунах соберется 20 тысяч человек, но до «Динамо» дошло 10 тысяч. При этом продано было чуть более восьми тысяч билетов. Тимофей Калачев после матча признавался, что никогда в жизни не играл при такой аудитории.

Народу было бы еще больше, если бы не погода. Вечером 15 ноября в Минске было около ноля, шел снег с дождем. Из-за этого газон стадиона, который и в погожие дни не отличался добротностью, покрылся ледяной коркой.

– Поле было в очень плохом состоянии, – вспоминает Пунтус. – Нам с погодой не повезло: сперва шел мокрый снег, а потом прихватил мороз. В итоге газон был скован льдом. Поле было очень тяжелым. Мы умели и любили играть в пас, и такой газон, конечно, сказался на нашей игре. Во Вронках все было иначе: поляна быстрая, смоченная. Там было идеально, и мы показали хороший футбол.

– Погода была ужасная, – подтверждает Глеб-младший. – Поле было далеко от идеала. И больше страдали мы, чем поляки. У них была мощная команда. Такие кабаны в составе!.. Мы же были более быстрыми и техничными. А вот поддержка была супер. Народ болел просто замечательно.

Белорусы открыли счет на 31-й минуте после размашистой атаки. Александр Глеб отпасовал на левый фланг на Артема Концевого. Тот перевел мяч на противоположный фланг на Тимофея Калачева, который тут же вернул его в штрафную, где Концевой здорово пробил головой.

В середине второго тайма хозяевам пришлось очень тяжело. Сперва Жевнов отразил пенальти от Ковальчика после собственного фола на Шлюсарском. А через пару минут Шкабара выбил мяч из пустых ворот. Белорусы выстояли и когда казалось, что игра завершится нашей победой, случилась драма.

На 84-й минуте Жевнов побежал на перехват к границам штрафной площади, но не увидел разметку (из-за снега она выделялась очень плохо) и вышел с мячом в руках за линию. Свободный поляки разыграли четко – 1:1.

– Польская «молодежка» была очень сильна, – отмечает Пунтус. – В Минске была видна их солидность и уверенность. И они добились здесь нужного результата. Все говорили, что 1:1 – счет, после которого нам нечего ловить, и именно поляки выйдут в финальную часть Евро. Наверное, в успех верили только мы сами. Вспоминаю, как вернулись после матча в гостиницу. Я прошелся по комнатам и видел по настроению ребят, особенно по настроению Глеба-старшего, что мы готовы, что психологически не поникли, не расстроились и не пали духом. Я видел в глазах ребят, что мы все равно вернем полякам должок и выйдем в финал. Я до сих пор ощущаю это настроение ребят. Я и сам был тогда молодой, бесстрашный. Мне нужна была только победа и только успех.

Планы поляков, пофигист, Глеб-младший

На родину поляки ехали с чувством выполненного долга и с наполеоновскими планами. Гостевая ничья подняла амбиции соседей до небес. Польские газеты выходили с заголовками в стиле «Дожмем белорусов!», «Белорусы исчерпали лимит счастья» и так далее. А футболисты вовсю обсуждали возможные премиальные.

– Поляки были очень самоуверенны, – отмечает главный тренер белорусов. – Понял это, когда увидел, как ведет себя руководство тамошней федерации во Вронках. А самое главное я заметил потом. Уже после того, как мы положили поляков на лопатки, увидел на стадионе банкетный зал с накрытыми на 100 человек столами. Поляки были самоуверенны. Они ни на йоту не допускали мысли о другом результате и готовы были праздновать. Но мы провели суперматч. Хозяева были ошарашены и просто не ожидали такого. А перестроится по ходу матча тяжело. Они обыграли нас до матча. За это мы пижонов наказали.

– Польша считала себя фаворитом, – вторит тренеру Слава Глеб. – По поведению футболистов было видно, что они не сомневаются в том, что пройдут. И после первого матча их уверенность только укрепилась. Они и банкет себе запланировали. Готовились.

Накануне матча наша сборная собралась на ужин. Вместе с командой был и глава федерации Геннадий Невыглас. Руководитель обратился к футболистам с небольшой речью, а также озвучил премиальные, которые получат игроки за выход на Евро. Пунтус признавался, что сумма была приличной.

Футболисты вспоминают, что слова Невыгласа очень благотворно сказались на ребятах.

– Невыглас был на ужине и поднял нам мотивацию, – вспоминает Глеб. – Я не помню, что он конкретно говорил, но мотивацию поднял. Он хоть и нефутбольный человек, но, я считаю, это лучший руководитель федерации за все время.

Ну а окончательно настроил футболистов Юрий Пунтус. Уже в раздевалке он сперва дал установку, а затем рассказал анекдот, который всех раскрепостил. Вот он.

Встретились двое. Один другому говорит: «Слушай, я, по-моему, пофигист...» – «А что это такое?» – «А знаешь, деньги украли – а мне пофигу. Жена изменяет – мне тоже пофигу. С работы вот уволили – опять пофигу». Второй выслушал и говорит: «Слушай, так и у меня такое же. Иду. Темно. Выходят трое: «Слушай, Коля, доставай-ка все, что у тебя есть». Ну и всыпали мне по первое число, все забрали – а мне пофигу!» Первый спрашивает: «А это почему?» – «Так а я ведь не Коля».

– Раздевалка покатилась со смеху, – вспоминает Пунтус. – Я не помню, как этот анекдот ко мне попал, но я всегда стараюсь в нужное время в нужном месте его использовать. И я посчитал, что вот тогда он был актуален. Это были мои заключительные слова перед выходом на поле и ребята со смехом, с настроением, раскрепощенные вышли на игру.

Сомнения в положительном результате если и были, то только в самом дебюте. На 13-й минуте мяч попал в штангу ворот Жевнова, а еще через три минуты тот же Жевнов здорово сыграл кулаками. Ближе к концу тайма белорусы освоились, взяли нити игры в свои руки и просто разорвали соперников. На 40-й минуте отличился Шкабара, а на 53-й переломный мяч забил капитан Алексей Бага. Хотя за пару минут до того, как счет стал 2:0, Александр Глеб не забил пенальти. Казалось, поляки встрепенуться, но раздышаться им не дали.

– Когда Саня не забил, все расстроились, но ненадолго, – отмечает Глеб-младший. – Ты знаешь – Саша излучал тогда дикую уверенность. Помню, перед матчем говорил мне: «Малый, пускай поляки думают, что хотят. Посмотрим, мы их пройдем». Он вообще не сомневался.

Второй пенальти в матче бил уже Глеб-младший. В отличие от брата он забил, а вскоре помог забить Александру. Вячеслав вышел на поле в середине второго тайма специально, чтобы добить поляков.

– Тогда многое было сделано по наитию, на чутье, – вспоминает Пунтус. – Мне дорогого стоило убедить Славу, основного игрока, что он не выйдет в старте. А он строптивый, обидчивый. По предчувствиям мне надо было его оставить в запасе, выпустив для начала молодого Корниленко. Я считаю, что это сработало. Сергей своей напористостью измотал оборону, и когда появился более тонкий Глеб, стало просто здорово. Он с братом (да и вся команда) просто издевались над поляками, разрывали их на части. Помню свои слова после голов братьев, с которых очень долго смеялся Юра Пудышев. Я сказал: «Один Глеб – это сила, а два – просто супер. Это что-то невероятно мощное».

– Тренер говорил, что поначалу пойдет такая игра, где больше будет полезен Серега. А уже потом в зависимости от ситуации хотел выпустить меня на усиление, – признается Глеб. – Я нормально это воспринял. У нас в команде была семейная атмосфера. Ни у кого никогда не было обид, что играет не с первых минут или не играет. Обидно, что с братом даже победой насладиться не успели. Сразу после матча нас увезли на микроавтобусе в Штутгарт. Свои «награды» получили потом на чествовании.

 Больше других болельщиков повезло тем нескольким десяткам, которые выбрались во Вронки. Покуражились они на славу. На видео с их приключениями даже попал один из наших голов. Еще был паровозик на газоне и забег к фан-сектору – ух!

***

Финальный турнир чемпионата Европы проходил в мае 2004 года в Германии. В первом матче белорусы переиграли будущих победителей турнира итальянцев (2:1), затем сыграли вничью с хорватами (1:1) и проиграли Сербам (1:2) при неоднозначном судействе румына Александра Тудора, но это уже другая история.

Фото: Stuart Franklin/Moritz Winde/Getty Images

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты