Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Папа был юмористом, жизни учит брат, в футбол попал из борьбы. Узнали, как в Гродно живет Месси из Кыргызстана

Папа был юмористом, жизни учит брат, в футбол попал из борьбы. Узнали, как в Гродно живет Месси из Кыргызстана

Гулжигит Алыкулов не ходит в кафе и качает колени.

17 сентября 2019, 16:00
7
Папа был юмористом, жизни учит брат, в футбол попал из борьбы. Узнали, как в Гродно живет Месси из Кыргызстана

Гулжигит Алыкулов не ходит в кафе и качает колени.

Зимой «Неман» провернул очень интересный трансфер, подписав талантливого парня из Кыргызстана Гулжигита Алыкулова (на Родине его вообще окрестили кыргызским Месси). 18-летний крайний полузащитник здорово провел предсезонный турнир «Белазовец» (набрал гол+пас) и в итоге заключил с клубом трехлетний контракт. Игорь Ковалевич признавался, что понял уровень футболиста всего за тайм. Тренеру понравилась и тактическая подготовка тинейджера, и его умение принимать правильные решения в развитии атак, и, конечно же, отличная техника, которую азиат не боится применять в играх. Тренер верит, что Гулжигит может вырасти в футболиста очень хорошего уровня.

С тех пор киргиз провел за «Неман» 16 матчей, в которых набрал 6 (3+3) очков. Поначалу выходил только на замену, но с конца июня прочно закрепился в старте. Сейчас Алыкулов приходит в себя после травмы. На одной из тренировок полузащитник неудачно подкатился под партнера и надорвал мышцу. Легионер только-только вернулся в общую группу.

Андрей Масловский встретился с футболистом в Гродно и поговорил о жизни в Беларуси, знаковом подарке братьев и отце, которым сын очень гордится.

***

Футболисты «Немана» с песнями выпрыгивают из автобуса, который привез их на стадион после тренировки.

– В Питере – пить! В Питере – пить! – громко «поет» защитник Георги Кантария. Все смеются.

– Сейчас переоденусь и буду готов, – улыбаясь, жмет руку Жига – так Гулжигита называют в команде – и идет в раздевалку.

За полгода в «Немане» Алыкулов стал там своим, хотя порой и клюет на розыгрыши Макса Яблонского. Однажды Игорь Ковалевич отменил утреннюю тренировку, но через какое-то время передумал и решил ее все-таки провести. Накануне вечером Яблонский пошутил в общем чате, что тренировки не будет. Команда давно знает о шутках партнера и ему не поверила, а Гулжигит повелся и на занятие не пришел. Благо Ковалевич все понял и наказал Яблонского. Но теперь и Алыкулов на эти штуки не ведется.

– Теперь уже все. Первое время стеснялся, конечно, но уже освоился, стал шутить со всеми. Но я знаю меру. Над «стариками» не прикалываюсь. Надо проявлять уважение :). На первых порах мне здорово помогали с адаптацией Артем Концевой и Валера Жуковский. Они рассказывали много интересного и полезного. Я их слушал и слушаю. Для Беларуси это легендарные игроки. Но больше других ребят в играх и на тренировках подсказывает Олег Евдокимов. Он постоянно говорит, как надо двигаться, как владеть мячом, когда лучше отдавать передачу и так далее.

Вообще меня поразило общение в «Немане». Даже если разница между игроками десять лет, общение все равно на «ты». В Кыргызстане, даже если кто-то был старше меня на три-четыре года, я общался на «вы». Поэтому когда приехал сюда, стал всем «выкать». Но меня быстро поправили: «Давай на «ты». Мы еще игроки».

Если Ковалевичу хватило тайма, чтобы составить мнение об Алыкулове, то футболист «справился» еще быстрее.

– Игорь Николаевич – брутальный мужчина. Босс. Очень крутой тренер. Именно так я сразу подумал.

Гулжигит признается, что к жизни в другой стране привык достаточно быстро и где-то даже легко.

– Вот в Турции, где провел год, было тяжело. В первую очередь из-за языка. Около месяца не мог толком ни с кем разговаривать, но когда выучил турецкий, заговорил если не свободно, то сносно. Достаточно легко понимал то, что говорят мне тренеры и партнеры. Турецкий учил сам. Запоминал, что говорят ребята, и повторял. Не стеснялся переспрашивать, интересоваться значением новых слов. Где-то через полтора-два месяца я уже стал понимать, что пацаны говорят в раздевалке. А к концу жизни в Турции уже бегло разговаривал и вовсю подсказывал пацанам на поле. Я даже спокойно смотрел фильмы на турецком. Для «подстраховки» включал субтитры. Но если понимал, что говорят, в текст даже не смотрел. В школе я учил русский язык, а еще немецкий, но его почти не знаю. По-турецки говорю лучше. Вообще же в Кыргызстане большинство говорит на кыргызском, но русский знают все.

***

Я видел дебют Алыкулова в Беларуси. В феврале наблюдал за обновлением «Торпедо-БелАЗ» на турнире «Белазовец» и заметил маленького и, как показалось тогда, очень испуганного мальчишку, сидевшего на переднем сидении автобуса «Немана». В его движениях было очень много волнительной суеты. Но потом он вышел против «Ислочи» и сделал голевой пас, перед этим здорово отвозив защитника.

А в следующей игре Алыкулов уже забил сам.

Интересно, что тогда никто из «желто-зеленых» толком не мог объяснить, кто это такой к ним приехал. Футболисты пожимали плечами, но говорили, что «вроде неплохой парень», а Ковалевич отшучивался.

– Я тогда действительно волновался, - признается Алыкулов. - Все-таки первый просмотр во взрослой команде. Думал, что не понравлюсь тренеру и все такое. Да, в Турции я уже был на просмотре, но там были сверстники. Мне было легче. А тут взрослые мужчины. 

Когда агент предложил вариант продолжения карьеры в Беларуси, сразу поговорил с семьей. Родные меня поддержали, и мы решили, что надо ехать. Семья хочет, чтобы я играл в Европе и развивался как футболист. Сразу залез в интернет и посмотрел, куда еду. Глянул пару игр «Немана». Смотрел и думал, что должен справиться. Понимал, что смогу создавать моменты. Но окончательная уверенность в этом пришла лишь после пары тренировок.

Прилетел в Минск, день пробыл в гостинице, а затем поехал в Жодино. Я очень боялся. Надо было показывать себя. И когда меня выпустили на поле, волновался. Старался не терять мяч и создавать впереди опасные моменты. Вроде тренеру понравился, но мне сказали, что будут смотреть меня еще.

Тем не менее через несколько дней клуб и игрок ударили по рукам, и Гулжигит занялся поисками квартиры. Поначалу «Неман» предложил «двушку». Жить Алыкулов собирался с Атеменгом, но тот после прихода в команду Патрика Весели решил, что с австрийцем ему будет комфортней, и съехал.

– Мне двухкомнатная квартира была не нужна, и я обратился к пацанам за помощью. Макс Яблонский порекомендовал ту, в которой сейчас живу. В свое время он сам тут жил, а последним жильцом был Георгий Кондратьев, который сейчас в сборной. Очень уютная квартира. Мне кажется, там все новое. Хорошая мебель, большой телевизор и большая кровать. Не то чтобы это было так важно, но я, когда зашел, почему-то на нее внимание обратил и подумал: «О, я тут остаюсь!» Не из-за девушек, нет. Мне это сейчас не надо. Просто люблю широкие кровати. Так спать комфортней.

Впрочем, о девушках. Гулжигит отмечает, что белоруски очень красивые, но он отдает предпочтение соотечественницам. Впрочем, пока молодой человек свободен. Но «вернемся» в квартиру. На стене в спальне возле телевизора висит флаг Кыргызстана.

– Перед отъездом в Беларусь мне его подарили братья. Сказали: «Пусть всегда флаг будет рядом. Он будет напоминать тебе о родной стране. Будешь патриотом». Для меня это много значит. На последний матч в сезоне возьму его с собой и после игры сфоткаюсь на стадионе. Футболисты ведь так делают. Так я дам всем знать, что я из Кыргызстана. А то мне кажется, большинство людей не знают, откуда я :).

***

Футболист живет на третьем этаже в пятиэтажке на улице Максима Горького. Оттуда до стадиона всего пять минут пешочком. В Гродно Гулжигиту очень нравится.

– Очень нравится здесь. Город небольшой, все рядом. Могу поехать в центр на прогулку, могу выбраться в парк, неподалеку от стадиона «Юность», где мы тренируемся, могу прогуляться возле дома. Когда только приехал, меня как-то вечером Женя Чеботаренко вывел на экскурсию. Показывал центр: театр, замки, реку. Было не очень тепло, поэтому прогулка получилась небольшая, но мне понравилось.

Вечера стараюсь проводить дома. Шумные места – кафе, дискотеки, клубы – это не мое. Люблю быть дома. Смотрю фильмы, читаю книги, могу иногда поиграть в приставку. В последнее время основательно занимаюсь коленями. Они у меня слабые, и я делаю подкачку. А по утрам бегаю, разминаюсь и разогреваю мышцы.

Я мусульманин, но, к сожалению, не смог найти здесь мечеть. Впрочем, это не проблема: помолиться можно дома. Нет проблем и с едой. Возле дома магазин, в котором покупаю рис, картошку, мясо и курицу. Готовлю себе это на ужины, а по утрам кушаю яичницу или творог. Я раньше не умел готовить, но сейчас научился. Жаль только, что мой любимый лагман пока еще не умею готовить. Это сложное блюдо. Мама и жены братьев готовят его очень-очень вкусно. Национальную белорусскую кухню не пробовал. Но не думаю, что она сильно отличается от того, что я ем дома. У нас тоже есть картошка :).

Алкоголь? Нет! На этот счет у меня было строгое воспитание. Старший брат следил и запрещал. Жанарбек был против алкоголя и объяснял мне, что футболисту это не надо.

***

Первый мяч за «Неман» Алыкулов забил в своем третьем матче. Вышел в концовке против «Витебска» и зарешал (отметка 3:32).

Легионер считает, что именно после этого момента его полюбили болельщики.

– Я же забил, и люди стали интересоваться, кто этот парень. До «Витебска» выходил, но не смог показать свой уровень. А после гола почувствовал уверенность. Ну и на меня стали в инстаграме подписываться и писать личные сообщения. Приветствовали, говорили, что я молодец, желали удачи. На стадионе стали кричать с трибун. Интересный случай был как-раз на той же игре с «Витебском». Разминаюсь и слышу крик болельщика с фан-сектора: «Давай, Алыкулов! Забьешь обязательно!» Вышел, забил. И когда после матча отбивали пять фанатам, этот болельщик снова кричит: «Я же говорил!» Даю ему пять, а он хватает меня за руку, подтягивает вверх и обнимает!

После матчей подходят дети – просят сфотографироваться и дать автограф. Просят после каждого матча. Что интересно, вроде помню, одному мальчугану расписывался неделю назад, а он опять тянет бумажку. Забавно. Хотя в городе не особо узнают. Да я и не выпячиваю, что я игрок «Немана». Гуляю не в экипировке. Я не тот человек, который будет искать славу. Надо быть проще.

***

«Надо быть проще» – один из главных советов, который Гулжигиту дал в свое время Жанарбек. К словам брата полузащитник прислушивается.

– Он дает много советов по жизни вне тренировочного процесса. Как себя вести, что лучше делать в быту. Говорит, надо быть спокойней и не поймать звезду. Брат говорит правильные вещи, а я всегда слушаю. Последний совет был по поводу травм. Говорил, что надо беречь себя и не передерживать мяч: «Обвел одного, отдай пас, чтобы тебя не встретили слишком жестко».

- Моя техника – природная штука, – говорит кыргызский Месси. - Брат хоть и центральный защитник, но легко может убрать соперника, сделать финт. Когда отец был совсем молод, он поиграл в футбол. Папа и в теннис играл, и в баскетбол. В общем, гены спортивные есть в крови. В детстве я играл центрального нападающего. Просто бегал и забивал. Вратарь или защитник пуляли мяч вперед, я подхватывал и бежал. Но после того как тренер перевел меня на край, стал больше возиться с мячом и понял, что умею обыгрывать.

Футбол – третий по очереди вид спорта, которым в детстве занимался Алыкулов. Началось все с гимнастики.

– Это мама хотела и решила за меня. Походил дней 15 и бросил. В школе большинство мальчиков занималось борьбой. Друзья меня уговорили прийти с ними в зал. Пошел, потренировался пару дней, а потом победил парня, который занимался дольше. Вообще всех начал побеждать. Тогда тренер сказал мне: «Готовься к соревнованиям». Ладно. Вышел и проиграл. Но уже на следующих международных соревнованиях занял третье место. Тогда всерьез думал заниматься борьбой, но старший брат стал уговаривать перейти в футбол.

В итоге борьбой прозанимался всего три месяца, потом начал сачковать и в итоге ушел-таки в футбол. Мне тогда 11 лет было. Первое время было тяжело – ребята же давно занимались. Но моя дворовая футбольная практика сказалась: я очень быстро всех догнал. Мы жили в частном доме на улице Кустанайской. Это окраина Бишкека. Неподалеку была заброшенная военная часть. Там ничего не было кроме стадиона. Мы сделали там себе поле, поставили ворота и играли в футбол. Каждый день в обед собирались и носились до вечера.

А еще в детстве я очень много дрался! Особенно когда приходили пацаны из другого района. Стоим двумя компаниями друг напротив друга. Мне один из наших старших говорит: «Будешь драться?» – «Конечно, буду!» На той стороне такой же диалог. В итоге махались один на один. Я ж борьбой позанимался и выиграл большинство драк. Домой приходил без повреждений и никому не рассказывал. Только как-то брату проговорился. Он заулыбался, сказал, что это плохо, но похвалил за то, что побеждаю :).

Главным человеком в жизни для Гулжигита был отец Жаныбек – он умер в 2014 году от сахарного диабета. Папу, известного на всю страну юмориста, футболист вспоминает теплым словами и с улыбкой.

– Он меня очень любил и где-то даже баловал. Я же был младшим ребенком. Папа никогда меня не ругал и даже не наказывал. Хотя я мог накосячить, и прилично. Наказывала мама: щипала за руку, привлекая внимание, и начинала ругаться. Самый большой косяк по детству? Как-то с другом залезли к папе в машину. Сидели, ковырялись, разговаривали, и как-то так вышло, что я снял ее с «ручника». Машина покатилась назад. Я перепугался, стал давить на педали, но ничего не происходило. В итоге мы докатились до столба и врезались в него! Не сильно, но я тогда этого не знал и очень перепугался. Папа и мама выбежали из дома, а я сижу за рулем и боюсь из машины выходить. Представлял, что сейчас мне устроят. Папа тогда сурово сказал: «Иди в дом!» Пулей промчался мимо них, прибежал в комнату, бухнулся на кровать и сразу уснул. Когда проснулся, первым делом спросил: «Что с машиной?» Родители посмеялись и сказали, что все нормально. Сильно не наказали. Да я сам себя наказал своими душевными переживаниями.

По первой профессии Жаныбек – учитель русского языка, но прославился как юморист. Он автор культовой для местного юмора песни «Шурпо», посвященной супу. И даже был знаком с Евгением Петросяном.

– В Кыргызстане папа был очень популярной личностью. Можно сказать, был знаменитым человеком. Он открывал различные проекты. Вот в России есть шоу «Точь-в-точь». Что-то похожее он делал у нас. Папа много гастролировал, а я ездил с ним. И в детстве хотел быть артистом. Где-то даже есть видео, как он поет, а я танцую :).

Однажды он сделал пародию на нашего первого президента Аскара Акаева. Тот был в зале, и ему очень понравилось. После президент пригласил папу к себе и подарил свои часы.

Гулжигит отмечает, что уже привык жить вдалеке от родных и близких. Поэтом не сильно по ним скучает, тем более недавно смог побывать дома – в июне полузащитника вызвали в национальную сборную Кыргызстана.

– Когда мне написал администратор «Немана» и сказал, что меня вызвали в сборную, я не поверил. А потом очень радовался. Звонил домой маме и братьям, рассказывал, как счастлив. Это большое достижение для меня! Но надо продолжать работать. Я хочу не просто играть за сборную, а помогать ей. Я хотел побыстрее прилететь в Бишкек и выйти на тренировку, чтобы показать себя.

Что касается семьи, то очень хочу, чтобы мама приехала ко мне в гости. Но пока не время. Надо еще немного освоиться, и тогда спокойно позову. Может, следующим летом прилетит. Контракт-то у меня на три года :).

Фотоfcneman.by

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты