Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Как фанаты в Беларуси стали главными врагами государства (по версии силовиков)

Как фанаты в Беларуси стали главными врагами государства (по версии силовиков)

Не дружили всегда, но после украинского Майдана началась самая жесткость.

11 ноября 2020, 17:08
5
Как фанаты в Беларуси стали главными врагами государства (по версии силовиков)

Что такое пресс силовиков, они узнали гораздо раньше, чем остальные белорусы.

Три месяца прошло с выборов президента, результат которых, а также насилие со стороны тех, кто носит форму, возмутили белорусов. Уже 92 дня они выходят на протесты и требуют отставки Лукашенко, новых честных выборов и прекращения насилия. Свою лепту вносят и спортсмены, подписывающие открытое письмо.

Удерживающие власть активно пытаются подавить народные протесты и ищут новые способы влияния на людей. Например, в государственной прессе активно муссируется, что движущая сила протестов – футбольные фанаты. Об этом говорили экс-министр внутренних дел Юрий Караев, его сменщик на посту Иван Кубраков, командир столичного ОМОНа Дмитрий Балаба, глава ГУБОПиК МВД Николай Карпенков и даже первое лицо «Белтелерадиокомпании» Иван Эйсмонт.

Власти утверждают, что фанаты сразу после выборов объединились, чтобы дестабилизировать обстановку в стране. За это их сейчас и наказывают: задерживают и отправляют за решетку. Самый свежий пример – история с лидерами фан-движа брестского «Динамо», которых подозревают в применении силы в отношении сотрудников милиции 10 августа в Бресте. Сейчас фанаты под стражей, им инкриминируют участие в массовых беспорядках – статья 293 УК РБ. По ней можно лишиться свободы на срок до 15 лет. И это не единственная история.

Tribuna.com переговорила с двумя авторитетными представителями белорусского фанатского движения и разузнала, когда именно фанаты стали главными врагами белорусского государства, действительно ли фанаты являются движущей силой протеста и как сейчас с ними работает МВД.

Когда милиция плотно взялась за фанатов?

От автора. Вообще, фанаты и милиционеры никогда не ладили. Еще с 90-х, когда белорусский фанатизм только набирал обороты, сотрудники выискивали места встречи фанатов в лесах, чтобы пресечь запланированные драки (еще их называли «забивоны») друг с другом. Однако после событий 2014 года в Украине за фанатов взялись с особым пристрастием. Во время Майдана именно фанаты активнее других противостояли тамошнему ОМОНу – «Беркуту». Во многом благодаря их действиям Майдан закончился победой украинского народа.

Кирилл (имя изменено по просьбе собеседника): «Сейчас читаю во всех пабликах, как люди возмущаются действиями милиции. Когда перед выборами всех кандидатов посадили по надуманным делам, поднялась такая буря возмущения. Но лично для меня ничего нового не произошло. И, признаюсь: так как всегда сталкивался с этой ситуацией, думал, люди знают, какой беспредел уже давно творится в стране. Оказалось, что нет.

У нас же [фанатов] проблемы с милицией были всегда. Такие стандартные фанатские проблемы. В основном милиционеры реагировали на драки, пиротехнику на матчах, татуировки. В КГБ был отдел по контролю за фанатами. Эти ребята могли подкошмарить, но, в целом, [до поры до времени] всё было нормально.

Серьезно закручивать гайки начали в 2015-м. Вроде в феврале было очередное послание Лукашенко к народу, где он особое внимание обратил на ситуацию в Украине и на участие футбольных фанатов. Тогда в ГУБОПиК была возобновлена работа отдела по борьбе с экстремизмом. И они взялись за нас. Отдел был сформирован из оперативников, которые ранее боролись с криминальными авторитетами. Но им пришлось работать с детьми и привлекать их за фанатские наклейки. Министром внутренних дел был Игорь Шуневич. Он дал этому отделу полнейший карт-бланш и хорошее финансирование. Они нарушали все законы, ничего не соблюдали. Все дела и сроки были полностью надуманы. Понятно, что нарушения с нашей стороны были. Но давать за обычную драку по 10 лет – это бред.

Первое громкое дело было против «Нововилки» – ребят из минского «Динамо», которые в конце 2014 года подрались с фанами МТЗ-РИПО. На видео видно, что дрались один на один, но ребятам дали по 10 лет (10 лет получил лидер группировки, остальные участники конфликта – по 9 лет – Tribuna.com). А человеку, который стоял на выходе из метро, дали три года.

Находили у ребят разные штуки – наклейки, шарфы – и подводили это под экстремизм. Вроде, в 2016-м стали запрещать сочетания чисел, всякие символы, знаки. В реестр запрещенной символики повносили многое из того, чего там не должно быть на фоне международной практики.

В этот период многие старые болельщики и фанаты – как обычных ультрас, так и хулиганов – перестали ходить на стадион. Была реальная угроза свободе и здоровью. Творился беспредел. Люди ушли с секторов потому, что можно попасть под камеру на каком-то матче, а потом перейти дорогу не на тот сигнал светофора и получить пару лет лишения свободы. Будь уверен, [дела] раздували так, что мало не казалось. Ты вспомни период, когда что ни новость о каком-то происшествии или случае, то первая строчка всегда была о том, что это фанат. Власти боялись повторения украинской ситуации, потому что там фанаты сыграли большую роль. Оно и понятно. Люди, которые проповедуют ЗОЖ и активно занимаются спортом, лучше готовы противостоять силе со стороны властей.

Поэтому нас и пытались выставить в дурном свете. Но те люди, которые ходят на стадион, которые все понимают, знают, что фанаты – самые лучшие люди. Например, все мои друзья никогда не пройдут мимо несправедливости на улицах и всегда смогут защитить себя или того, кому, как они считают, нужна помощь.

Работал ГУБОПиК еще и внутри самих фанатских секторов. Находили определенных людей, говорили им, что ведут нормальный диалог, но только для того, чтобы разделить движ. Возьмут идиота с амбициями, наговорят ему, разрешат сделать пару акций – и все. А потом появляются истории таких «лидеров», которые сдавали ребят или вели себя не очень честно по отношению к движу.

В итоге за пять лет такой работы фанатский движ в стране просто разбомбили».

Илья (имя изменено): «В силовых структурах отдел по работе с фанатами существует уже давно. По крайней мере, когда случилась история с матча «Динамо-2» – «Партизан» во второй лиге, когда перед стадионом на Семашко было противостояние фанатов, он уже был. Тогда драки не было, но забрали 200 человек с обеих сторон.

Ну, а после событий в Украине гайки закрутили. Милиционеры стали приезжать домой к ребятам и проводили там обыски. Парней вылавливали возле квартир и отвозили на беседы в милицию. Когда ребята «приходили» на разговоры, им показывали их передвижения: «Вот вы на этом выезде. А вот – на этом». Так давали понять, что за нами следят, что все на карандаше. Не рыпайтесь и все такое.

И во всех новостях на первый план выходило, что какое-то правонарушение совершил именно фанат. Создавали негативный имидж. Будто никто другой не может что-то украсть или подраться. И если фанат где-то попадался, ему показательно давали большие сроки. Парням, которые подрались в метро, дали по 10-12 лет. Фанатам МТЗ-РИПО, которые что-то не поделили с ребятами из «Торпедо» и нанесли повреждения троллейбусу на 29 рублей, – от 4 до 12 лет. Года два назад парням из «Торпедо», которые по дороге из Березы повздорили с кем-то на заправке, дали от 3 до 9 лет. При этом никто друг к другу никаких претензий не имел, но милиция возбудила дело по факту.

А потом была история с лидером фанатов минского «Динамо» Виталиком «Пумой», который получил 2,5 года по совершенно надуманным обвинениям. В итоге вся эта жесткость привела к тому, что движи либо объявляли бойкоты, либо теряли ключевых людей. Активные фанаты отказались от посещения матчей».

Власти уверяют, что фанаты – лидеры протеста. Так ли это?

Кирилл: «Не владею ситуацией, сколько наших выходит сейчас на улицы и выходят ли вообще. Да и не хочу особо комментировать. А эти формулировки властей… Ну это же смешно. Ты посмотри и послушай, что они несут! Утром говорят одно, днем – другое, а вечером – третье. Читал чьи-то слова о том, что фанатам неважно, за что выходить. Как это неважно?! Идет борьба добра и зла. Я уверен, как и должен быть уверен любой здравомыслящий человек, что все, кто выходит на улицы против кучки идиотов-коммунистов, на светлой стороне».

Илья: «Фанаты – основная сила протеста? Основная сила – люди, которые хотят что-то изменить. И нет смысла разбивать народ на субкультуры, на фанатов и не фанатов. Но тем, кто смотрит госканалы, надо же что-то говорить. Им и крутят заезженную пластинку про плохих парней. Вот фанаты – они вас схватят и растерзают. А вот мы – мы вас защитим от них. Мы не хотим, чтобы было, как в Украине. Прицепились к стране, к фанатам и ходят вокруг да около.

Но агрессивно настроенных фанатов по отношению к обычным людям не существует. Это миф. Я с 2000-х езжу и не слышал, чтобы фанаты кому-то просто так по шапке дали. Гопота, криминальные элементы, отсидевшие по паре сроков, алкаши – вот это агрессивно настроенные ребята. У меня на районе такой выпивоха убил сожительницу прямо в магазине за то, что она ему водки не купила. А среди фанатов я знаю директоров фирм, бизнесменов, успешных людей, которые могут себе позволить «пробить» евровыезд на самолете с хорошей гостиницей. А власти создали имидж, что фанаты – люди, которые бьют всех налево и направо просто так, пьют алкоголь. Это все неправда».

О том, что сейчас происходит с фанатами

Илья: «Уверен, что за всеми активными болельщиками пристально следят. Не дай Бог кто-то засветится – поедет на нормальный срок. Все ребята под пристальным наблюдением. Все прослушиваются и на жестком контроле».

Кирилл: «Кроме тех историй, о которых уже известно, уверен, что продолжаются приходы домой, странные разговоры по телефону, вызовы в отделы и так далее. Все, как и раньше. И сейчас у всех задача одна – создать негативный образ протестующих и показать это по телевизору. Вот поэтому какие-то наркоманы в кадре. Но работу свою пропагандисты делают так… Например, читал, что задержали человека с марихуаной и шприцем. Видимо, собрался «травку» вкалывать, не иначе.

В общем, давление есть. Вычисляют всех. И при случае всех будут паковать. Но фанаты сплачиваются и помогают друг другу. Сейчас солидарность в движении сильная. Даже с ребятами из МТЗ-РИПО все солидарны. Потому что такие дела намного выше каких-то внутренних конфликтов. Думаю, вся эта история немного изменит фанатскую субкультуру. Мы станем сплоченней. И если удастся скинуть железный занавес и страна сможет вздохнуть свободно, то люди со здоровой жизненной позицией снова будут появляться на стадионах и заниматься своим любимым делом. И никто не будет бояться того, что после похода на футбол будут проблемы с милицией, участковым, учебой, работой и так далее. Уверен, что в случае победы будет подъем фанатского движения».

Фото: tut.bybelultras.by

Другие посты блога

Все посты