Tribuna/Биатлон/Блоги/На вулiцы маёй/После Левченко, Снытиной и Хижинковой «котиком свободы» стал Ивулин – автор этих милых артов восхищается спортсменами протеста и хочет нарисовать всех

После Левченко, Снытиной и Хижинковой «котиком свободы» стал Ивулин – автор этих милых артов восхищается спортсменами протеста и хочет нарисовать всех

22 июня 2021, 18:00
1
После Левченко, Снытиной и Хижинковой «котиком свободы» стал Ивулин – автор этих милых артов восхищается спортсменами протеста и хочет нарисовать всех

Солидарность Ольги Якубовской.

Вы наверняка видели классные рисунки с беларусами в образе «Котиков Свободы». Арты посвящены различным событиям после выборов и сделаны в форме, понятной и ребенку – позитивные герои, котики, противостоят волкам. Их автор – детский иллюстратор Ольга Якубовская, которая остро реагирует на все, что происходит в стране. Свою последнюю на данный момент работу художница посвятила журналисту «Трибуны» и футболисту «Крумкачоў» Александру Ивулину, получившему 30 суток ареста за таинственный флаг на окне, который углядели только проводившие задержание силовики.

Есть у Якубовской и другие арты, посвященные свободным спортсменам. Персональные картинки имеют баскетболистки Елена Левченко и Екатерина Снытина и экс-пресс-секретарь брестского «Динамо» Ольга Хижинкова. О том, как девушки из спорта вдохновляют художницу, она рассказала Tribuna.com.

Интервью было впервые опубликовано 17 марта 2021-го

* * *

– Я родилась в России – в Карелии. Через два года семья перебралась на Урал в город Кунгур. Там мы прожили до моих 13 лет, а затем переехали в Крым, где я окончила среднюю школу. Тогда в Советском Союзе действовала программа переселения людей из других регионов на полуостров. Отец, потомственный кузнец, работу нашел без проблем, и мы особо ни в чем не нуждались. Я всегда рисовала, с самого детства. Поэтому с выбором профессии у меня проблем не было – решила стать художником. В художественное училище я поехала поступать в Кунгур, окончила в 1989-м.

У нас было свободное распределение, и мы с сокурсницей выбрали Новополоцк. Приехали с одним чемоданом и остались. Распределились на «Нафтан». Художники на предприятии были нужны – кто-то же должен был таблички писать, оформлять газеты и всякие стенды, рисовать транспаранты. Было много всякой работы, на творчество времени не хватало. На заводе проработала почти 25 лет, а потом ушла – захотела полностью сосредоточиться на работах из кожи, которыми занималась больше 30 лет. Начинала с украшений, а потом стала делать картины.

Природа Беларуси очень похожа на природу Карелии и Урала: озера, леса, холмы. Мне это очень близко. Я люблю Беларусь и очень люблю беларусский язык. Но, к сожалению, владею им недостаточно для поддержания разговора. Беда в том, что здесь, в Новополоцке, на нем мало кто разговаривает. Но я всегда читала по-беларусски, всегда хорошо понимала беларусскую речь. Когда в Институте культуры у нас была история Беларуси, я, чтобы мне было понятней и удобней читать конспекты, синхронно переводила на русский лекции и записывала. Я люблю читать Короткевича в оригинале, люблю беларусские песни. Все, что связано с Беларусью, мне очень близко.

– Как началась ваша история с «Котиками Свободы»?

– Начиналось все с Нины Багинской. Когда ее рисовала, не представляла, что это станет серией. Мне просто надо было что-то сделать, чтобы выйти из депрессии, из ступора, в котором пребывала. И Нину я рисовала для этого. А когда дорисовала, поняла, что нужно обязательно подарить ей эту работу. И сказать спасибо. Пока мы не встретились лично (рисунок дарила моя дочь), но, думаю, встреча обязательно произойдет. 

Нина – очень светлый человек. Мы с ней говорили по телефону, и то, что я себе представляла в отношении нее, то и почувствовала. У нее есть внутренний стержень, есть убеждения и бесконечная любовь к Беларуси. Я очень рада, что моя работа попала к ней. Кстати, благодаря этому я познакомилась с несколькими художниками, которые тоже рисовали Нину. Мы теперь общаемся. Это очень здорово. Вообще не передать, сколько прекрасных и невероятных людей появилось в моей жизни. Причем таких, что я даже представить себе не могла, что смогу когда-нибудь с ними пообщаться. И Лена Левченко, и Катя Снытина – среди них.

Картинки [с котиками] рисую с осознанием того, что рисую хронику. Пройти мимо этих сюжетов я не могла. Где-то после второй работы я поняла, что нужно рисовать то, что ты видишь. Мне думается, что я стала тем художником, который фиксирует самые яркие моменты нашей новейшей истории, я иллюстрирую нашу жизнь. Сначала я долго думаю над рисунком. Пишу себе темы, которые хочу изобразить. Представляю, кого собираюсь нарисовать. Бывает, картинка появляется сразу. Тогда стараюсь быстро фиксировать в виде наброска. Потом начинается уже работа красками: грунтую фон и рисую. Когда точно знаю, что хочу изобразить, то справляюсь за дня два. Но иногда сюжет зреет несколько месяцев. Например, «Купаловцев» рисовала очень долго. Театр для меня – волшебный мир. Я его очень люблю. Нужно было продумать котиков, придать им определенные черты. И я очень долго их делала – они вышли только в феврале, хотя событие произошло намного раньше.

Иногда так долго ищу сюжет, что актуальность вообще уходит. Когда водомет сломался в Минске, кто мне только ни писал, чтобы я обыграла этот момент. Но когда родился сюжет, поняла, что вокруг все уже это нарисовали. В том числе и наш невероятно крутой [художник Владимир] Цеслер. Ну и решила, что не надо.

Меня часто спрашивают, почему мои волки выглядят добрыми. Но каждый человек, глядя на волка, представляет что-то свое. Кто-то видел этих персонажей в деле лично, кто-то судит по фотографиям и статьям. Я не могу их нарисовать теми, кем я себе их представляю. Иначе будет просто страшно смотреть. У меня есть виртуальная подруга – художница Настя. Она рисует то, что чувствует. И у нее эта боль не проходит. Работы очень сильные, но это очень больно. А я же и для детей рисую в том числе. И очень стараюсь переработать негатив в позитив. Находить даже в ужасном то, что позволяет не опустить руки и идти вперед. Хочу, чтобы боль уходила. Да и волки у меня, я думаю, глуповатые слегка, где-то даже удивленные.

– И язык постоянно высунут.

– Этим я как раз пытаюсь обозначить, что они кровожадные. С языка же капают красные капли.

Я человек, который рисует добрые сказки. И надеюсь, что наша сказка тоже будет с радостным финалом. Невозможно долго жить в перевернутом мире. На голове долго не выстоишь. Когда на белое говорят «черное» и наоборот, вдолгую это не работает.

– Давайте теперь про спорт поговорим.

– Спорт в моей жизни всегда был и есть. Я вообще всегда к физкультуре относилась хорошо. Понимала: хочешь иметь здоровье – делай хотя бы зарядку :). На Урале занималась бегом на коньках, в Беларуси – туризмом, йогой. Жаль, пришла пандемия, и спорт пришлось поставить на паузу. Пока в зал не вернулась. Со свободным временем у меня сейчас вообще напряженка – все время отдаю рисованию, особенно после августа. Поэтому времени даже смотреть спорт попросту нет. Хотя муж любит футбол, биатлон, снукер, теннис. Я могу слушать иногда, когда он смотрит.

Дети мои с детства занимались спортом. Знала, что там научат работе, умению ставить цели и достигать их. Среди спортсменов нет лентяев. Это элита общества. А когда у спортсменов есть еще и убеждения, то они становятся чуть ли не идеальными людьми :). Это очень здорово.

Когда спортсмены начали выходить [на протесты], поняла, что их нарисую. Хотела нарисовать всех, кого возможно, но мои работы небольшого размера – 30х30: всех не втиснула бы.

– Первая ваша спортивная работа в серии была посвящена Елене Левченко.

– Собиралась с мыслями, как вдруг Лена попала на Окрестина. Мне было так больно. А когда она рассказала, в каких условиях содержалась, я поняла, что должна ее нарисовать. Не могла пройти мимо этой боли. Человек не сделал ничего плохого. Просто вышел на улицу и попал за это в тюрьму.

Я знала, что Лена – выдающаяся беларусская баскетболистка, но не знала ее лично. Мы познакомились виртуально уже после ее выхода на свободу. Она прекрасный человек. Я стараюсь теперь следить за событиями ее жизни. Интересно, что через Лену я познакомилась с Катей Снытиной. Вскоре после того, как я опубликовала эту работу, она мне написала, и мы начали общаться. Катя – очень милая девушка.

Обратите внимание, что Лена – это первый котик на рисунке. Она узнается по прическе. А второй – это Катя.

– А третий?

– Это собирательный образ. Я не настолько хорошо знаю команду, поэтому решила никого не обижать.

Смысл рисунка? Баскетболистки – девушки высокие. Во всех смыслах этого слова. Высоконравственные. Птицы высокого полета. Попробуйте допрыгните. Есть же с детства смешная пикировка: «Я тебе сейчас наваляю». – «Попробуй, сперва допрыгни». Вот и здесь это есть :). Я Лене обязательно подарю эту работу.

– Потом была Ольга Хижинкова. Она изображена даже на двух ваших работах.

– У Оли есть замечательная подруга Полина Кузьмицкая – журналист tut.by. Когда-то, еще в сентябре, она написала материал про меня. Мне хотелось что-то для нее сделать, но ничего не придумывалось. И вдруг в октябре Полина написала, что хочет сделать подарок своей подруге Оле Хижинковой на день рождения. Я с радостью откликнулась. Читала, что Оля – очень хороший, добрый, чуткий человек: заботится о детях, которым больше других необходима поддержка, о животных, которых у нее дома всегда огромное количество. Она в моих глазах настоящий ангел. Беларуси повезло, что этот человек здесь живет и освещает это место. Она привлекает сюда добро. Оля – настоящий герой нашей страны.

Оля очень переживала свой уход из «Школы красоты», и Полина попросила именно эту тему обозначить. Тогда я придумала сюжет с подиумом. Но так как до дня рождения было довольно много времени, я рисовала, не очень форсируя события. И тут случилось… Олю посадили в тюрьму. Как раз села рисовать эту работу, когда пришла такая новость. Признаюсь, я много плакала в тот день. В итоге сквозь слезы нарисовала, но Оля увидела картину только спустя 42 суток. Картину передала через ее мужа Ивана. Он добрый и прекрасный человек.

Пока Оля сидела на сутках, я чувствовала, что должна для нее нарисовать ангела. Их я чаще рисую друзьям, а еще людям, которые нуждаются в поддержке. Я стараюсь вложить в такую работу как можно больше тепла и добрых мыслей. И люди это чувствуют. Мне кажется, что мои ангелы им помогают. 

Я не рисую настоящие портреты, но мне все равно нужно видеть, как человек выглядит, как двигается, чтобы понимать определенные черты. Поэтому изучаю человека: фотографии, видео, эмоции. А тут я даже котиков и собак Олиных пересмотрела и изобразила. И она всех узнала! Но главное – все узнали Олю :) 

– Как родился сюжет работы для Екатерины Снытиной?

– Я давно собиралась нарисовать Катю. Особенно после того, как она продала свою медаль, чтобы помочь спортсменам. Но сюжет в голове все не складывался. А тут мне пишет сама Катя: «Оля, у меня выходит интервью. Могли бы вы изобразить меня с телефоном, ноутбуком, где идет конференция в «Зуме»?». Я так обрадовалась! Получилось, что Катя мне помогла сделать эту работу.

Она вообще очень приятная, энергичная и позитивная девушка. Надеюсь, что мы встретимся, и я подарю ей свою работу.

– Кого-то еще планируете нарисовать из мира спорта?

– Я все-таки хочу сделать ту работу, с которой собиралась начать – всех [свободных] спортсменов вместе. Ее нужно сделать обязательно. «Спортсмены – с народом!» – это очень важно для истории нашей страны.

Фото: Игорь Супраненок.

Другие посты блога

Все посты