Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/В «вышке» 31 африканец – и это рекорд. Семеро не играют вообще, с десяток – от случая к случаю и лишь пятеро действительно в порядке

В «вышке» 31 африканец – и это рекорд. Семеро не играют вообще, с десяток – от случая к случаю и лишь пятеро действительно в порядке

Зачем они приехали и много ли просят зарплаты?

18 апреля 2021, 00:01
3
В «вышке» 31 африканец – и это рекорд. Семеро не играют вообще, с десяток – от случая к случаю и лишь пятеро действительно в порядке

Зачем они приехали и много ли просят?

В высшей лиге 115 легионеров. Из них 31 африканец. Это рекордный показатель в истории чемпионата Беларуси – столько представителей Черного континента в Д1 не играло никогда. Tribuna.com обсудила этот факт с известными агентами, работающими с выходцами из Африки, Валерием Исаевым и Дмитрием Селюком. Специалисты порассуждали о причинах возникновения такой цифры, качестве футболистов и условиях, на которые они готовы приезжать.

Но для начала расскажем, что за африканцы играют в чемпионате и откуда они.

* * *

Первые африканцы приехали в Беларусь летом 1997 года. Прозорливей всех оказался Анатолий Юревич, тренировавший тогда минское «Торпедо». Команда была на сборе в Польше, и специалист приметил там нигерийцев Питера Кайе и Мохаммеда Сани. Африканцы поиграли полтора года и уехали обратно в Польшу.

Правда, после африканцев в Беларуси никогда не было много – не больше десятка в сезоне. Все изменилось шесть лет назад. В 2015-м легионеров из Африки было восемь, но на следующий год их стало уже 16. Еще через год – 23. В 2018-м получилось 28, в 2019-м – 25, в 2020-м – 22. И вот теперь 31.

Футболистов нам «поставили» девять стран. Больше всего варягов из Нигерии – 13. Это второй показатель в чемпионате после россиян, которых 26. Впервые в истории в дуэт привычных лидеров России и Украины (игроков отсюда тоже 13) по легионерам вклинилась третья страна. Пять футболистов из Кот-д’Ивуара, четыре из Ганы, три из Камеруна, два из Сенегала. И по одному футболисту из Гвинеи, Гамбии, Либерии и Буркина-Фасо. 11 нападающих, 12 полузащитников и восемь защитников.

Теперь пройдемся по клубам. Лишь БАТЭ пока обходится без африканцев. По одному представителю имеют «Торпедо-БелАЗ», «Витебск», «Неман», «Спутник» и «Энергетик-БГУ». По два – «Слуцк», брестское и минское «Динамо», «Ислочь» и «Славия». В «Минске», «Гомеле», «Рухе» и «Шахтере» африканцев по три. Ну и рекордсмен – «Сморгонь», в составе которой четыре представителя Черного континента.

Восемь футболистов сыграли во всех четырех матчах чемпионата. Пятеро появились в трех встречах, 11 – выходили на поле в двух или одном матче. И еще семь игроков пока за свои команды не сыграли.

Правда, ярко себя проявляют единицы. Лучшим иностранцем пока является нападающий «Шахтера» Дембо Дарбо. 22-летний гамбиец в четырех турах забил три мяча и отдал одну результативную передачу. Кроме того у форварда гол и три голевых паса в двух матчах Кубка Беларуси против «Немана». Если так пойдет и дальше, то плата за трансфер этой зимой в 700 тысяч евро не будет казаться завышенной.

Неплохо идут дела у ивуарийца Жана-Мореля По из минского «Динамо». Пришедший из «Немана» левый вингер здорово вписался в игровую модель Леонида Кучука. В среднем футболист проводит на поле по 70 минут и оставляет приятное впечатление. На его счету один мяч в ворота «Слуцка» и 34 обводки (второй показатель в лиге), из которых лишь 44 процента успешные.

Столько же забил и нигериец Стивен Альфред из того же «Слуцка». Но мог отличиться больше: по числу ударов (12) нападающий входит в топ-5 чемпионата. Также у 23-летнего бывшего игрока «Сочи» и «Пюника» на счету два голевых паса.

Хорошо в обороне смотрится Янн Эммануэль Аффи, сменивший «Торпедо-БелАЗ» на брестское «Динамо». У ивуарийца очень высокий процент успешности единоборств в обороне – 74. Во многом благодаря африканцу «бело-синие» на старте забрались так высоко. Стоит отметить и 19-летнего Мухтара Сануси, на счету которого голевой пас.

И еще два африканца, которые не теряются. Хавбек «Руха» Давид Тве сыграл в четырех встречах. Голов и голевых передач пока нет, но зато либериец классно вскрывает оборону соперников – делает в среднем 2,07 разрезающих передач за матч. Это второй показатель в чемпионате. Без результативных балов и Бенито Зокоу из «Сморгони». Но с этим у команды вообще беда – забит только один мяч. 20-летний выходец из Кот-д’Ивуара очень цепок. В среднем за матч он делает девять перехватов. Для сравнения лучший по этому показателю в чемпионате – украинец Евгений Чаговец, у которого почти 11 подобных действий.

Что интересно, все африканцы, приехавшие в «Сморгонь», играют. Да, они не сильно помогают команде – возвращенец Д1 последний с одним очком, – но зарплату отрабатывают. Чего не скажешь о гомельских легионерах. В команде трое нигерийцев – Джозеф Окоро (20 лет), Муса Иса (19 лет) и Реймонд Адеола (19). Они пока не попадают даже в заявку. Также пока не сыграли ни минуты Джонатан Джон из «Слуцка», Кевин Оденигбо из «Витебска», Сэвиор Нвафор из «Минска» и Самуэль Одеоибо из «Торпедо-БелАЗ».

Еще на поле в чемпионате выходили: Кристиан Интсоен («Сморгонь», 4 игры), Деннис Тетех («Славия», 4 игры), Камара Ямусса («Сморгонь», 4 игры), Фрайде Годвин («Ислочь», 4 игры), Фрэнсис Нарх («Славия», 3 игры), Абдулайе Диалло («Рух», 3 игры), Салли Муниру («Минск», 3 игры), Иван Дибанго («Ислочь», 3 игры), Кики Габи («Рух», 2 матча), Остин Агвата («Минск», 2 игры), Седрик Куаджо («Неман», 2 игры), Бен Азиз Дао («Сморгонь», 2 игры), Сандей Акинбуле («Шахтер», 1 игра), Амблай Мбенг («Динамо» Мн, 1 игра), Рамзи Юссиф («Энергетик-БГУ», 1 игра), Майкл Ямбе («Спутник», 1 игра).

* * *

«Основная масса наших клубов просто не способна платить много футболистам»

Валерий Исаев, беларусский агент

– Приток африканцев в Беларусь связываю с пандемией коронавируса и с тем, что у нас оказалась не такая закрытая страна, как весь цивилизованный мир, который заботится о здоровье своих граждан. Для мира доходы, связанные с визами, вторичны. Поэтому дорога в Европу для африканских футболистов была закрыта. И они ехали к нам.

Второй момент – финансовый. Проблемы начались с 2015 года, когда бюджеты средних и маленьких клубов стали меньше. И тогда эти клубы стали больше внимания обращать на африканский рынок. Почему? Вот смотрите: «Сморгонь» резко появилась в высшей лиге и по ходу зимы испытывала проблемы с комплектованием. Где брать беларусов? Сегодня такого количества игроков, отвечающих уровню высшей лиги нет. Тут появляется африканец, который готов играть за 300-400 долларов. А с другой стороны молодой беларус, игрок «молодежки», который за такие деньги играть не будет. Ни один футболист «молодежки» в условную «Сморгонь» не пойдет. Поэтому и берет клуб игрока, который не особо требует зарплату, но зато с определенной мотивацией – показать себя и остаться.

На какие условия едут африканцы?

– Те футболисты, кто приезжает напрямую из Африки, просят значительно меньше тех, кто переходит из других европейских команд.

Но основная масса наших клубов просто не способна платить много футболистам. Лидеры чемпионата как платили, так и платят (пока у первых шести команд снижения бюджета не вижу), а вот остальные… Клубы, которые внизу, стали значительно беднее, чем шесть-семь лет назад. А у лидеров ничего не изменилось. И при добросовестной работе менеджера можно найти талантливого футболиста на зарплату от трех и выше тысяч долларов. Да напрячься придется, но найти можно. Посмотрите, кого берут «Динамо», «Шахтер», «Торпедо-БелАЗ» и другие наши топы. Подписываются не такие «индейцы», какие приезжают в клубы нижней части таблицы. Они со статистикой, с резюме, с историей. Да, они не играющие: или после болезни, или ленивые, или обиженные расизмом и так далее, но они с уровнем.

Вообще большинство футболистов делятся на две категории: коммерческие и те, которых ты высматриваешь в чемпионате той или иной страны, берешь на себя риск и привозишь. Коммерческие же просто платят деньги. Их возят огромными партиями. Причина их приезда очевидна – кто-то зарабатывает только на том, что они сюда приезжают. У самих же игроков цель одна – не вернуться на Родину. Это не футболисты.

Африканцы используют наш чемпионат как ступеньку, чтобы двигаться дальше. Но те футболисты, которые сейчас играют в «вышке», пока Европе не интересны. Их нужно приводить в порядок и чему-то обучать. Многие клубы рассчитывают, что если взять футболиста помоложе и он сможет заиграть, то его можно продать и получить дополнительные средства. «Ислочь», например, так работала с Янсане. И клуб получил опыт. Там теперь знают, как правильно подписывать контракт, на каких условиях и так далее. Момо безусловно талантливый футболист. Он принес пользу клубу и на поле, и с точки зрения финансов. Но надо понимать, что Янсане не требовал минимум затрат. Для нашего чемпионата это был достаточно оплачиваемый футболист.

Мы видим, что футболисты из нашего чемпионата не очень часто переходят в топовые турниры. Успешные примеры есть, но их немного. И в большей степени это связано с конкретными менеджерами. Тот же Селюк берет на себя определенные расходы, привозит африканцев, обкатывает их здесь и уже потом по своим наработанным схемам продвигает их дальше. А таких примеров, чтобы футболист ярко сверкнул и перешел в хороший клуб, мы не наблюдаем.

Был Джоел Фамейе, который сейчас в «Оренбурге».

– Его переход успешным можно считать с натяжкой. Он ушел не благодаря тому, что суперигрок. У Фамейе менеджер. И на 80-90 процентов ганец уехал в Россию только благодаря ему.

Вы работали с африканцами. Какие они в плане переговоров?

– У нас было волнообразное сотрудничество. Я пробовал даже финансирование со своей стороны, но это хлопотное дело. Нужно ездить в Африку. Нужно иметь там человека, которому доверяешь. Сказываются и особенности региона: особенности медицины, заболевания и так далее. Ярких примеров сотрудничества у меня немного. Я не всегда был доволен тем, как оно протекает. Сейчас самый талантливый африканец, с которым работаем – Дэвид Тве. Мне кажется, у этого парня есть будущее.

«Берут «официантов», которые готовы играть за 200 долларов»

Дмитрий Селюк, агент

– Почему приезжают? В Беларуси благоприятная ситуация с визами. Иностранец может получать ее прямо в аэропорту. Не надо ничего готовить заранее. Процедура приезда облегченная. Второй момент – пандемия. Практически все страны были закрыты и поток футболистов пошел в Беларусь. Ну и, в третьих, деньги. Их стало меньше. Если раньше могли приезжать футболисты из Грузии и Армении, то сегодня кроме трех-четырех клубов платить хорошую зарплату в Беларуси никто не может.

Но вообще дело не в количестве африканцев, а в их качестве. Видно, что многие клубы набирают ребят… «официантов» практически. Африканец африканцу рознь. Я в свое время привозил в «Гомель» Исмаила Соро, который сейчас в «Селтике» [в 2017 году полузащитник провел 15 матчей за «бело-зеленых» – Tribuna.com], а Мохаммед Конате, который играл в «Гомеле» в 2018-м сейчас в «Химках» вместе с Сененом Себаи, который был в «Слуцке». И они основные игроки команды. А вот Чиди Одиа, которого привезли в брестское «Динамо», потерялся. Он даже в «Томи» не был востребован. Сейчас он в Казахстане у Седнева.

Беларуские клубы не способны приглашать добротных африканцев, но могут пригласить молодых, попробовать развить и заработать. А молодняк готов ехать на любые условия. Но есть и подводные камни. В Молдове есть клуб «Кодру», куда привезли десять африканцев. И они проигрывают всем. Тоже самое в «Сморгони». Это не уровень. Берут «официантов», которые готовы играть за 200 долларов. И это грустно. Какой смысл? Когда вы зовете иностранца, он должен обострять конкуренцию. Например, в «Гомеле» у меня трое молодых ребят. Они реально хорошие ребята. Один из них в аренде из киевского «Динамо» [Джозеф Окоро – Tribuna.com]. Клуб доплачивают зарплату. Ребята повышают уровень чемпионата и «Гомеля». Или возьмем «Слуцк», куда я даю игроков «за три копейки» (я сам доплачиваю ребятам игрокам). Там есть такой парень Стивен Альфред. Он молодой, но забивает и отдает передачи. Он раньше был в «Сочи». Это определенный уровень. А иногда такие ребята приезжают... Думаю, что они у себя никогда не были ни в какой академии. Реально набранные ребята на улице.

Хочу еще сказать об общем состоянии футбола в Беларуси. Мне не очень понятен лимит на легионеров. Везде его наоборот послабляют, а в Беларуси все иначе. Шесть беларусов должно быть на поле. Видимо, люди, которые совсем не понимают футбол, думают, что такие методы принесут результат. Хотя бы посмотрели на Россию, которая уже прошла через это. Появились «паспортисты». Сейчас специальная информация для тех, кто руководит футболом, но в нем ничего не понимает. Реально хороший беларус – такой как Виталий Лисакович, например, который мне очень нравится, – уезжает в Россию. Средненький – идет или в Россию, но в клубы послабее, или в Казахстан, где платят восемь-десять тысяч долларов. Кто остается? Сбитые летчики и те, кого никуда не берут. Да, есть молодежь, но тут вступает в дело уровень тренировочного процесса. А он ниже плинтуса. Он никогда не даст ничего для сборной.

Для сравнения два примера. В Украине на поле может выходить до семи иностранцев. Молодежная сборная этой страны стала чемпионом мира, а национальная играет в категории А Лиги наций с немцами, испанцами и так далее. И на этом фоне Сербия, где играют примерно, как в Беларуси. И что мы там видим? Ничего хорошего! Сборная в плачевном состоянии, а в еврокубках сербские клубы вылетают очень рано. Армения вообще приняла решение отменить все лимиты. И где сборная? Три игры – три победы на старте квалификации. При этом армянские клубы не заполонили иностранцы. Так по какому сценарию лучше идти? Ясно же, что по украинскому и армянскому. Но в Беларуси не понимают, что именно конкурентная среда порождает прогресс. Без нее уровень футбола не вырастет. Так и будет: бей, беги, держи, ломай. Вот и все. Обращаюсь к руководству вашей федерации. Ребята, очнитесь.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты