Tribuna/Футбол/Блоги/О духе времени/Почему беларусы без шансов влетают Бельгии и другим топ-сборным? Версия топ-тренера по ОФП, которая убеждена, что наши дети многого недополучают

Почему беларусы без шансов влетают Бельгии и другим топ-сборным? Версия топ-тренера по ОФП, которая убеждена, что наши дети многого недополучают

1200 экземпляров разлетелось меньше, чем за месяц.

Автор — Tribuna.com
8 августа 2021, 12:00
9
Почему беларусы без шансов влетают Бельгии и другим топ-сборным? Версия топ-тренера по ОФП, которая убеждена, что наши дети многого недополучают

«У нас все движения скованные, неловкие, потому что детей с самого начала просят все делать не правильно, а быстрее».

 

Татьяна Ловец – один из самых сильных и популярных тренеров страны по общефизической подготовке. Экс-баскетболистка работает в футбольном клубе «Минск», но тренироваться у нее может любой желающий. В инстаграме Ловец 23,5 тысячи фоловеров, билетов на семинары не достать, а учебные программы также активно раскупаются. В июне 2021-го Татьяна издала книгу «Как вырастить здорового чемпиона», которую в масштабах постсоветского пространства уже можно назвать спортивным бестселлером. Спустя месяц все 1200 экземпляров издания были проданы.

Мы встретились с Ловец и поговорил о книге, беларусских тренерах, пробелах в работе спортивных школ и последователях.

– Идея написать книгу родилась давно?

– Около трех лет назад. Когда начала вести инстаграм, с каждой публикацией появлялось все больше подписчиков, которых интересовало, чем я занимаюсь и как именно могу помочь спортсменам. Каждый раз просили объяснить упражнения. Присылали фотографии с вопросами: «А как мы здесь можем?», «Как улучшить движение ребенка?», «Как это исправить?», «Как помочь стать быстрее и мощнее?». И я много, очень много времени объясняла, что я делаю и как, стараясь помочь каждому.

Один человек, который раньше трудился в беларусском баскетболе, а сейчас преподает в Москве, посмотрел на мою работу и посоветовал сделать семинар. Потом появились программы, которые каждый желающий мог приобрести и заниматься по ним. Ну а сейчас итогом всего стал выпуск книги, которая поможет людям прикоснуться к тому, что я делаю, и взглянуть на детей моими глазами.

– А какими глазами вы смотрите на детей?

– Влюбленными. Я вижу плоды своей работы в них, смотрю, как они воплощают мои знания в реальность. И я хочу, чтобы тренер детей оценивал так же. И после семинаров всегда говорю: «Сейчас вы разъезжаетесь по домам к своим детям, но с моими глазами».

– С момента презентации книги прошел месяц. Как идут продажи?

– Все 1200 экземпляров продала за месяц. Я безумно счастлива, потому что не ожидала этого. Думала, будет определенный интерес, но не такой. Тем более когда печатала, мне сказали, что для Беларуси это большой тираж для специальной литературы. Но сейчас я думаю о том, что надо бы и допечатать.

Изначально планировала напечатать тысячу. Сделала опрос в инстаграм, получила около 1400 откликов и поделила пополам. Но когда готовилась к презентации, то 300 пригласительных разобрали за две недели. И я поняла, что тогда не хватит людям из других стран. И мы добавили еще 200 экземпляров к тиражу. Но и этого не хватило. А ведь подумать только, что пару раз мной овладевали сомнения и я хотела бросить эту затею! Книга требовала времени и сил.

– Насколько дорого издать книгу?

– Очень. Платить надо издательству, за саму печать, за фото, за студию, где мы снимали, и так далее. Хорошо, что есть неравнодушные люди, которые помогли сделать первый тираж.

– Очень много слов благодарности за книгу не из Беларуси. Были к этому готовы?

– Да. Я понимала, кто будет покупать. Честно признаюсь, не ожидала как раз таки, что будет много покупателей из Беларуси. Дело в том, что чаще активничают не беларусы. Я много езжу на семинары за границу, и люди там заинтересованы в получении новых знаний и общении. У нас же они какие-то скромные очень, что ли. Поэтому было удивительно, что на презентацию пришло столько человек. Я боялась, что никто не придет, но в итоге кому-то даже не хватило места. Это стало сюрпризом.

– Почему беларусы такие неактивные?

– Считаю, только скромность. Я, конечно, ожидала, что некоторые специалисты купят книгу, но они не сделали этого. Видимо, думают, что все знают. Но с большего, думаю, скромность.

– Хорошо думаете о людях.

– Всегда думаю хорошо и о спортсменах, и о тренерах. Интересно, что на семинары минчан приходит меньше, чем людей из регионов. А в Москве москвичей почти нет на семинарах.

– Какой получили самый интересный отзыв?

– Я не ожидала, что люди начнут писать отзывы. Думала, буду просто отправлять книги, и всё. Поэтому повалившая обратная связь очень неожиданна и приятна. Часто пишут, что эта книга должна быть у каждого тренера и в каждой семье.

* * *

– О чем ваша книга?

– Книга описывает фундаментальные принципы моей методики подготовки спортсменов.

Как труба, несколько винтов, штатив, две линзы — не то же самое, что собранный из них телескоп, так и множество советов и рекомендаций не эквивалентны знанию. Я задалась целью систематизировать и собрать воедино под одной обложкой теоретические сведения и практические упражнения, необходимые для подготовки профессионального спортсмена. Как исправить осанку и скорректировать фигуру? Как подготовиться к тренировке и чем ее завершить? Как развить ловкость и координацию? Как стать быстрее и сильнее других? Как уменьшить вероятность травм и продлить карьеру? Как выработать дисциплину и сохранить стремление побеждать? Вот ключевые вопросы.

Тренеры должны оценить, протестировать детей, с которыми работают, и понять, что из них можно слепить. Дети занимаются спортом с шести лет. Но где они на выходе? Где дети? В хоккее – нет, в футболе – нет, в любом другом виде спорта нет. Где они пропадают? Разговаривала с директором баскетбольной школы минских «Цмокаў». Говорит, занимается 800 детей. А на выходе ни одного игрока уровня Евролиги.

Мне кажется, что это во многом из-за того, что у нас такая система, при которой кубки и медали на первом месте, а на первом месте должен быть спортсмен (ребенок), его прогресс. И мы все должны дать ему максимум, но не даем даже половины. Я сейчас говорю только о физической подготовке. А ведь есть еще и техническая, и тактическая. Представляете, что можно вылепить тогда из спортсмена?

Что мы, другие какие-то, чем в Европе? Нет же! Бельгия очень маленькая страна, а какой футбол! Понятно, что там отбор, а наша экономика не может себе позволить отбор, чтобы площадки были во всех дворах, чтобы спорт был массовым и мы могли выбирать, даже не тренируя детей. Ну нет у нас этого.

На первом месте у тренеров стоит результат. И это проблема не только госшкол, но и частных тоже. Особенно когда тренер хочет показать родителям, что он хорошо работает. Да и зачем тренеру госшколы что-то делать, если «мы всегда побеждаем»? Недавно снимали ролик для footbik.by. Решили сравнить детей, которые занимаются ОФП, с теми, кто нет. Взяли десятилетних ребят, которые занимаются у меня два года, пошли на поле и позвали футболистов – всех, кто там был. Разница в движении, координации и других пунктах была колоссальной. Мои дети оказались просто на голову сильнее. Мы даже решили это видео не выпускать, потому что это было бы не совсем корректно по отношению к детям, которые не виноваты в том, что их так тренируют. И при этом эти дети выигрывают у всех в футбол!

– Ну вот видите, и без вас выходит.

– Выходит, но это сиюминутный результат. А потом будет, как у сборной России на ЧЕ. На 12-й минуте камера наезжает на футболиста, а он уже дышать не может. Будет он соображать мозгами? Нет! На 12-й минуте игрок задохнулся, на 18-й запутался в своих ногах, развернулся, потерял соперника и привез гол в свои ворота.

А посмотрите, как легко и технично двигались те же датчане! Как легко они перемещаются. Насколько красиво. Как они раскованы. Они получают от спорта удовольствие. Не то что наши. У нас все движения скованные, неловкие, потому что детей с самого начала просят все делать не правильно, а быстрее.

– В инстаграм вы говорите, что ОФП нужно начинать заниматься с пяти-шести лет. Не рано?

– Нисколько! Обучение движению, чувству своего тела надо начинать сразу. Суставы должны быть мобильны. Футболистов в 14-16 лет уже сложно исправить. Пришли сегодня 15-летние. Их тренер привел, потому что надо. Но они не понимают, зачем им это надо. Не осознают важность занятий. Им только дай мяч и пусти побегать. Вот что для них классно. И они не умеют преодолевать себя. Надо потянуться? А зачем?! Мы и так первые и классно играем. Но по итогу беларусы проигрывают Литве, Молдове, Кыргызстану, Азербайджану, Грузии и другим странам, которые никогда (или давно уже) не блистали. Ну и где вся наша работа? И это не только про футбол.

Пять-шесть лет – самый идеальный возраст, когда надо начинать. Тогда лучше всего закладываются навыки работы рук и ног. Кроме того, ты понимаешь: готов ребенок преодолевать себя или нет. Готов он потерпеть полчаса (не только в плане нагрузки, но и в плане концентрации) или нет. А у нас: «Я и так уже лучше других. Зачем мне это надо». И поэтому мы не можем конкурировать ни с кем.

– Насколько сильно система подготовки в наших СДЮШОР отстает от международного уровня?

– К 14 годам в Европе спортсмены умеют все делать технически правильно. Они умеют себя готовить, себя разминать, подходить к снарядам и так далее. А у нас…

Ни один родитель из моей школы не приобрел книгу! Ни один тренер из моей школы не приобрел книгу. А у нас 30 тренеров. Ни один тренер не изъявил желание побывать у меня на семинаре.

– О чем это говорит?

– Я не знаю. Думала об этом, но не нашла ответ.

– Не хотят развиваться и учиться?

– Одни не хотят, другие хотят. Сегодня написал один папа, который приобрел книгу для себя и тренера его ребенка, который в силу определенных причин не мог себе этого позволить. И этот тренер не расстается с книгой. Ходит с ней на тренировки, совещания. Она уже вся в закладках!

Да и присутствие 300 человек на презентации книги говорит о том, что учиться тренеры хотят. Хочется верить, что они чуть иначе посмотрят на тренировочный процесс. Ведь в основном мы тренируем так, как тренировали когда-то нас. Но жизнь не стоит на месте. Все научились играть в футбол, каждый тренер знает тактику. За счет чего наши команды будут выходить наверх? За счет феноменальной физической подготовки! За счет того, что игроки 90 минут будут владеть своим телом, будут соображать и наслаждаться игрой, делать все классно, легко и без напряжения. Конкурировать с топами мы можем только за счет самоотдачи, превосходной физической подготовки и эмоционального всплеска. Да с той же Литвой играть раньше было легко, но сейчас уже уступаем. Там другие дети. Там конкуренция внутри команды. Они будут друг другу вырывать ноги. А наши пришли, получили по ножке – болит, две недели ходить не буду. Нет внутренней конкуренции. Они не борются друг с другом. Они могут выйти на тренировку без щитков, поскольку там все гуманисты и никто по ноге не ударит.

Я как-то работала с Антоном Путило, когда он в Германии играл. И он рассказывал, что на тренировку нельзя выйти без щитков! Потому что никто не бережет ни себя, ни соперника. И выкладываться надо, потому что «за дверью» огромное количество игроков, которые только и ждут, чтобы сожрать тебя и занять твое место. И если ты в таких условиях тренируешься ежедневно, то ты будешь классным. А у нас нет такого количества игроков, и тренер говорит: «Бережемся, аккуратненько». Возможно, первопричина в нехватке массовости и доступных любителям и обычным детям площадок. От этого сокращается конкуренция, не вырабатывается привычка постоянно бороться за место под солнцем.

Также от тренера многое зависит. Я сейчас нахожусь в команде, где тренер топ! Я не знаю, где он берет энергию. Перед каждой тренировкой говорит емкие, завораживающие речи на пять минут. Истории такие, что у меня мурашки по коже. Я очень люблю начало тренировок, потому что узнаю что-то новое. И дальше он целую тренировку орет без остановки: «Come on! Вперед! Давай! Я в тебя верю! Ты профессор! Ты супер!» И так два часа! Для меня это топ-уровень. Настолько себя отдает игрокам. И так должен вести себя каждый тренер. Хотя справедливости ради замечу, что многие российские и беларусские тренеры тоже много кричат, только реплики у них иного содержания: «Ты козел! Ты болван! Что ты делаешь?!» И самое главное: от игроков тренер, с которым я работаю, получает обратную связь. Без нее можно перегореть. Есть пример. Приехал в Беларусь тренер из Америки. Рассказывал, что в Америке постоянное хоп-хэй, дай пять, поддержка и позитив. Говорит, два месяца так делал в Беларуси, но обратной связи не получал. И выжал себя как лимон.

У меня такое тоже было в начале карьеры. Если не получала ответной реакции от детей, то мне становилось очень плохо. Максимум через две тренировки наступал упадок сил, я теряла много энергии, и к концу дня даже разговаривать не могла. Сейчас, как видите, я могу разговаривать много :).

– Какой нашли выход?

– Я просто не беру детей, у которых нет цели, которые не заводятся, которые не испытывают удовольствия от себя и от работы. Их же видно за версту.

Мне вообще кажется, у нас над страной распыляют что-то такое, что здесь люди все время в каком-то сонном состоянии. И это не только в спорте, но и в обществе. И пока мы не проснемся, ничего в спорте не будет.

– Как зовут тренера, о котором вы говорили?

– Это Ростислав Вергун, он работает с мужской баскетбольной сборной Беларуси. Орет целую тренировку :). Он такой и вокруг собрал таких же людей. Я будто попала в европейскую команду. Все друг друга поддерживают; видно, что ребятам тренировки в радость.

– Как пробудить в ребенке желание заниматься скучной ОФП?

– Это вопрос тренировок. Я всегда говорила: «Дайте попробовать мою методику своим детям, и они навсегда влюбятся в ОФП». Каждая тренировка – это преодоление себя. Возможность развить не только тело, но и мозги. На тренировках в секциях они изо дня в день делают одни и те же движения, а когда что-то новое, когда предельная концентрация, им интересно. Мои тренировки собираются как пирамида. Закончил одну ступень – переходишь на следующий уровень.

И шестилетнему ребенку, если он умеет держать концентрацию, интересно. Поэтому и говорю, что чем раньше начнете, тем лучше. Самый интересный возраст – 8-10 лет. Ребята более включены в работу. Они знают, для чего это делают. Они начинают лучше выглядеть, чем те, кто не занимается. И им это нравится.

Я ко всем подопечным отношусь как к будущим обладателям Кубка Стэнли или победителям Лиги чемпионов. Дети чувствуют эту веру, их это стимулирует.

– Вы работаете в «Минске». Значит ли это, что все дети, занимающиеся в школе, обязательно ходят на ваши тренировки?

– Мы договорились так, что со мной обязательно работают команды лицензии, остальные – по желанию тренера. Хотят не все. Один тренер мне как-то говорил, что я даю много силовой работы. А тренировка-то раз в неделю. Много? Правда, потом этот тренер сам начинает давать им силовую тренировку. Но будет ли эффект, если ребенок не знает, как подойти к снаряду, как правильно поставить ноги, как должна работать спина? Если ты сам не будешь этого знать, то и у детей не будет эффекта.

– Какие риски для здоровья ребенка таят в себе тренировки по ОФП?

– Я обучаю ребят движению с самых юных лет. Учу координации, ловкости, быстроте, гибкости. Учу с акцентом на правильное исполнение, потому что во взрослом возрасте очень трудно что-то исправить. Есть и силовые упражнения. У нас силу начинают развивать, когда ребенку исполняется 18 лет. Это поздно! Над силой надо работать с первых тренировок. Это не штанга и гантели, а для начала работа с собственным весом.

Что касается рисков, то грамотным ОФП ничего плохого ребенку сделать нельзя. А вот безграмотным – легко. Ты не «убьешь» его, конечно, но на определенный уровень ребенок не выйдет. Просто останется тем, кем и был.

Навредить игроку невозможно, потому что мышечные, бесконтактные травмы дети не получают. А вот когда в 11-12 лет начинается первая серьезная нагрузка, тогда страдают колени и поясница. Это самые первые жалобы у детей. И они появляются только от неправильной подготовки. Разминаться тоже нужно правильно. А многие дети не понимают, для чего это надо делать.

– У вас много видео, где показывается, как правильно делать упражнение и как неправильно. Почему это так важно и о чем говорит такая разница в исполнении?

– Вот, к примеру, два ролика. У первого парня, который делает упражнение с резинкой, круглая спина, не работают ягодицы и неподвижен голеностоп – в приседании он расставляет носки. А у второго ровная спина, включены ягодицы – и он ровно ставит стопы.

Когда мы расставляем носки, значит, есть проблемы с голеностопом. Тренеры просто обязаны своих детей протестировать на подвижность голеностопа. Например, если неэластична связанная с голеностопом икроножная мышца, носки при приседании будут разворачиваться наружу. А если улучшить работу голеностопа, если научить с его помощью отталкиваться, мы добавим 20 процентов скорости. А если еще включить ягодицы?! Посмотрите, как двигаются европейцы, как они делают шаги, как работают руки. И гляньте на нашего, который расставляет носки. Европеец делает три шага, а наш – шесть. Он не может оттолкнуться. Нет сил в ногах – не включены ягодицы. Более того: парень приземлится на такие стопы и с такой спиной – проблема. Стопа вывернута, колено ушло вовнутрь – и все. Начинаются травмы.

Недавно ко мне привели шестилетнего мальчика. Я глянула… Парень весь зажат. Когда двигается, подняты плечи, маленькая амплитуда движения рук. А все потому, что тренер просил его все выполнять быстрее, а должен бы просить выполнять правильнее. И вот об этом моя книга. Я родителям говорю: «Мне не нужны сейчас ваши трофеи. Мне надо, чтобы у меня вырос игрок высокого уровня. И я сделаю все от себя зависящее, а остальное – работа тренера и родителей». Надо помнить, что от родителей успех ребенка зависит не меньше, чем от тренера. Родители могут правильно мотивировать, следить за питанием и восстановлением юного спортсмена.

– В ОФП есть направления, которые не развиты?

– В нашей стране вообще все не развито. В Минске еще более-менее, а в регионах нет специалистов. Готовить их начали только сейчас. Обучаться можно и нужно. Курсов много. Главное – желание. Нужно работать не только над силой и скоростью (с этим, как правило, редко спорят), но и над ловкостью, координацией, гибкостью, равновесием. Я вижу, что мы потихонечку пробуждаемся. Один тренер запретил своим детям ко мне ходить, но при этом повторяет мои задания и делает все, как я. Мне кажется, что у такого тренера есть какие-то внутренние проблемы, но я рада, что он хоть что-то делает.

– У вас много последователей?

– Появляются. На Сахалине, к примеру, есть тренер, которая была на моих семинарах, приобрела все программы и книгу. Смотрю на ее детей, и мне кажется, что это мои собственные воспитанники. На один из семинаров она привезла ребенка, который никогда не занимался спортом – только ОФП у нее. Ему 11 лет. Он идеально все делал. Просто идеально. И он сейчас нарасхват. Тренеры из разных видов спорта просят у нее отдать его им.

Знаю, что тренеры, которые были на семинарах, открывали школы ОФП в своих городах. И родители с удовольствием ведут туда детей. Один мужчина рассказывал, что в его школе ОФП занимается 250 детей! Это очень много!

– А в Беларуси?

– Есть специалисты. Просто у каждого свой взгляд на тренировки. Не обязательно, чтобы он был похож на меня. Главное – спортсмен на первом месте.

Фото: из архива Татьяны Ловец.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты