Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Лучше на горочке или дома». Что происходит с фан-сектором минского «Динамо»

«Лучше на горочке или дома». Что происходит с фан-сектором минского «Динамо»

Посещаемость фанатского сектора минского «Динамо» в последние годы далека от привычной. Андрей Масловский пообщался с одним из фан-лидеров Иваном и узнал, как разные факторы влияют на число активных болельщиков.

26 октября 2014, 11:01
17
«Лучше на горочке или дома». Что происходит с фан-сектором минского «Динамо»

Фото: dinamo-minsk.by

Посещаемость фанатского сектора минского «Динамо» в последние годы далека от привычной. Андрей Масловский пообщался с одним из фан-лидеров Иваном и узнал, как разные факторы влияют на число активных болельщиков.

Матч между минским «Динамо» и жодинским «Торпедо-БелАЗ» запомнился не только шикарной пушкой Игоря Бурко, но еще и ничтожно малочисленным хозяйским фан-сектором. Такого количества «бело-синих» видеть давненько не приходилось.

Спустя несколько дней на глаза попалась картинка, сравнивающая динамовский сектор 2004 года с нынешним. Сравнение не в пользу 2014-го.

Что вообще происходит с некогда самым мощным движем страны? Разобраться в этом помог один из лидеров фан-движения Иван. Он выступил в роли адвоката сектора и пояснял, как тот или иной фактор влияет на посещаемость.

Игра команды

«Я бы не сказал, что игра «Динамо» очень сильно влияет на наше количество. Конечно, выйди «Динамо» в Лигу чемпионов, радуй нас там хорошими результатами, народу бы больше ходило. Однако нынешняя игра команды не способствует уменьшению сектора».

Дача и природные факторы

«Это вначале 2000-х летом на секторе было мало народу: кто в деревню уезжал, кто в лагеря детско-оздоровительные. Сейчас дачников нет. Другое поколение растет – оно за компьютерами проводит лето. Среди моих знакомых все меньше тех, кто на три месяца уезжает к бабушкам.

Хотя даже в то время у нас хороший прирост был. Появлялись новые группировки. Не у каждого десять лет назад был комп с интернетом. Вот мы и зависали во дворах, гоняли в футбол. А потом все дружно на стадион ехали. Сейчас все в сети сидят. И смысл куда-то ехать, когда можно по телеку увидеть, как забивает Джеррард, а не смотреть живьем, как пропускает Гутор».

Стадион «Трактор»

«Трактор» – не тот стадион, на котором можно собирать аншлаги. Все приходят на футбол ради удовольствия: посмотреть игру, отдохнуть, пообщаться со знакомыми. Как можно отдохнуть на «Тракторе»? Мне совсем не нравится этот стадион. Нормальные люди его бы уже давно снесли и построили новый…

И не я один так думаю. Людям не в кайф присутствовать на такой арене: лучше на горочке или дома. К тому же многие считают, что «Трактор» – стадион «Партизана» (так и есть на самом деле), что динамовцам не место на трибунах, на которых располагались фанаты главного соперника. Поэтому они идут на горку.

Вообще, закрытие «Динамо-Юни» на реконструкцию – большая глупость. Всем болельщикам этот уютненький стадион нравился. Люди пили пиво, общались, смотрели футбол. Хочешь сделать реконструкцию? Закрывай постепенно по одной трибуне. Так же можно. А в итоге клуб вываливает огромные деньги за аренду. Зачем?»

Милиция

«Главный фактор, убивающий желание ходить. Во-первых, отношение к ультре. Милиционеры запрещают почти все. Можно рисовать шарики, кружочки и добрых футболистов. Никакой агрессии. Ребят из Москвы, приехавших в гости, не пускали на сектор только потому, что у кого-то была майка с изображением злого человека. Рядовой омоновец стоит на входе и определяет: кому можно проходить, а кому нет. Так один наопределял, что официальный герб Украины – это запрещенная символика.

Раньше к этому подходили чуть лояльней. Происходили баннерные войны, которые привлекали новых людей. Было красиво. Нам хотелось делать новые полотнища, а другим людям хотелось на это смотреть.

Во-вторых, на секторе очень дотошный досмотр. Если в куртке – раздевайся до майки. Шарф изучают с двух сторон. Ищут в каждом крестике свастику. Как-то пришли на сектор небольшим коллективом. Стали в очередь. Милиционеры копошатся. Каждого досматривают очень дотошно. Уже футбол начался, а мы все стоим... Прошло минут семь, развернулись и пошли на центр – прошли за минуту. Я заплатил за то, чтобы футбол смотреть, а не на то, как ребят обыскивают.

Пиротехнику ищут? Пойми, если мы захотим зажечь, то сделаем это. В Гомеле нам в трусы залазили – искали – и все равно были файера и все остальное. Досмотр – не панацея. Если нам понадобится – соберем тысячу человек и будем палить. Да, попадем на сутки, но сделаем.

Но вот смотри. На игру против «Фиорентины» все очень быстро попали на сектор. Меня вообще не обыскивали: даже шарф не изучили. И все было хорошо. Никто ничего не сжег, не сломал».

Клуб

«Наш маркетинг вообще не способствует тому, чтобы приходили новые люди. Простой пример. Фан-сектор находится на солнцепеке и с водой на него не пускают. Я весь первый тайм заряжал – в горле пересохло. Хочу в перерыве выйти попить воды, а мне милиционер говорит: «Если сейчас выходишь, обратно не вернешься». И что мне делать?

Но даже если бы меня впустили обратно, чтобы попить и покушать, надо обходить стадион... Со стороны сектора, на котором люди тоже смотрят футбол, нет хотя бы одной точки общепита. Дайте мне там два квадратных метра, я организую бизнес и буду на самолете летать на евровыезда. «Трайпл» же спонсор – продавайте вы водичку, делайте бутерброды. В Жодино бутеры, хот-доги и гамбургеры продают возле гостевого сектора. Еще и чай разливают. А у нас – тишина. Кто захочет смотреть футбол в таких условиях?

Предлагал маркетологу завести карты болельщиков, как делают многие европейские клубы. Забросил на нее средства – подошел к киоску с едой, провел карточкой – купил булочку. Никаких задержек со сдачами и прочим. Карта может являться и билетом, и абонементом. Ходишь на матчи, покупаешь продукцию – получаешь бонусы. В общем, система как в «Рублевском» или «Евроопте». Имя светить никто не захочет? Это не банковская карточка. Я же не называю себя в «Евроопте». Есть штрих-код, все. Это нормальное явление для 21 века. Нужно развиваться. Но мне ответили, что 15 тысяч евро на такую штуку – это дорого. Ну, если для такого клуба с таким финансированием дорого сделать крутую фишку, как тогда можно болельщиков привлекать?

Так вышло, что перед сезоном не успел купить абонемент. Система была вывернута наизнанку: надо ехать в клуб, заполнять кучу бумаг, еще там что-то делать. В общем, много заморочек. В итоге часто из-за работы прихожу к кассам за 30 минут до матча. Попадаю на дикую очередь. Хорошо, что у меня много знакомых, и я могу попросить купить билет. Но многие просто разворачиваются и идут либо на горку, либо, что хуже, домой».

Внутренние разногласия

«Пару лет назад был небольшой конфликт. Случилось деление на стариков и молодых. Но сейчас все улажено. Люди ходят на сектор. Мы стоим рядышком на выездных матчах. Просто народ у нас такой. Пришел на сектор в 16 лет, и к 20 уверен, что основной. А в 25 считает себя стариком. Это неправильно.

Мы постоянно привлекаем новых людей. Я, например, своего босса подтянул. Он у меня обычный человек. Никогда ничем подобным не интересовался. Как-то предложил сходить – ему понравилось. В следующий раз поехал на выезд. Теперь он завсегдатай сектора и ездит в Европу. Ему в кайф. И такие примеры не единичны.

Отток, конечно, есть, но он не критичен. И фанатов на стадионе много. Просто теперь их чаще можно увидеть на центральной трибуне. В тенечке. Без досмотров. Но на выездных играх они на секторе.

Ну и еще один фактор – время. Кто-то уходит из фанатизма, кто-то берет паузу. Люди женятся, заводят детей. Кому-то жена все чаще говорит: «Ну, куда ты, побудь со мной», и он делает выбор. Но на хорошие матчи народ собирается. Сколько на финал Кубка страны приехало? Когда надо – на секторе все: и старые, и молодые».

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты