Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«В федерации не понимали нашего названия. Но ведь это лучше, чем «Гомельжелдортранс». Кто такие «Крумкачы»

«В федерации не понимали нашего названия. Но ведь это лучше, чем «Гомельжелдортранс». Кто такие «Крумкачы»

Главное лицо в столичных «Крумкачах» Денис Шунто рассказал Андрею Масловскому о создании клуба, бюджете в 50 тысяч долларов, стремлении обойти «Минск» и своем видении развития нашего футбола.

12 февраля 2015, 20:02
55
«В федерации не понимали нашего названия. Но ведь это лучше, чем «Гомельжелдортранс». Кто такие «Крумкачы»

Денис Шунто – директор столичных «Крумкачей» – рассказал Андрею Масловскому о бюджете в 50 тысяч долларов, недоверии милиции и государственных деньгах, которых не должно быть в профессиональных клубах.

Футбольный клуб «Крумкачы» возник в начале 2014 года усилиями трех человек, которые познакомились на форуме газеты «Прессбол». До того команда была полностью любительской и выступала в Минской лиге футбола (МЛФ). И так вышло, что «Крумкачы» с наскока сумели перестроиться на более профессиональный лад и всего за год после тюнинга выиграть чемпионат третьего дивизиона, заслужив повышения. После того, как «вороны» справились с дебютным юридическим испытанием в первой лиге, получив лицензию на участие в соревновании уровнем выше, мы встретились с их вдохновителем. Поговорили более-менее обо всем: частном капитале в спорте, милиции и общем состоянии минора.

– Что ты делал год назад примерно в это время?

– Отдыхал. И осознанных мыслей о создании футбольного клуба не имел. С друзьями играли в турнирах МЛФ 8х8 и 7х7, но не более того. Правда, я всегда хотел иметь свою команду. И когда брат предложил создать ее, загорелся идеей. Это же классно! Решили заявиться во вторую лигу. Взнос равнялся 40 миллионам. Прикинул остальные расходы – зарплату, аренду полей. Я хорошо знаю наш футбол и представлял сколько на все надо. Тем более зарплаты изначально вообще не планировались. Вышло примерно 250 миллионов рублей. Поговорил с друзьями – Василием Глезовым и Владиславом Майоровским. Предложил им поддержать идею. Они согласились. Так все и началось.

– Как отреагировали в АБФФ на твою заявку?

– Вообще в прошлом году у федерации была идея фикс–собрать как можно больше команд во второй лиге. Поэтому там всячески способствовали новым лицам и максимально упростили процедуру подачи заявки. А работники, отвечающие за проведение соревнований, все подробно объяснили.

Но, чтобы ты понимал, просто так с улицы прийти нельзя. Клуб должна рекомендовать любая местная федерация: городская или областная. В общем, пошел я к Михаилу Никифоровичу Вергеенко (председатель Минской городской федерации футбола – Tribuna.com). Объяснил, что да как. Он спросил: «Деньги есть?» И получив утвердительный ответ, согласился дать рекомендацию.

– Предполагаемый бюджет сильно расходился с реальным?

– Нет. В сезон входили с плановыми 250 миллионами. Правда, когда понял, что дело пошло слишком хорошо, пришлось добавлять. Решив бороться за тройку, ввели премиальные. За матч полагалось 500 тысяч. Перешли на три тренировки в неделю. Сменили синтетику на натуральный газон. Даже тренировались на траве. Это существенное увеличило наши расходы. В итоге бюджет вышел под 50 тысяч долларов.

– С организацией матчей, как у того же «Партизана», не было проблем?

– Ну, если «Скорой помощи» не заплатишь, то она и не приедет. Но вообще, «Партизан» – это особенная команда. У нас же не было никаких проблем с организацией. Их и не могло быть. Я съездил в «скорую». Мы поговорили и обсудили сотрудничество на весь сезон. С милицией тоже проблем не было. Хотя встреча получилась забавной. Милиционер очень долго пытался разобраться: кто я и почему это делаю. «Фанаты будут?» – «Нет». – «Болельщики?» – «Нет». – «Кто спонсирует?» – «Никто». – «Так а нафига? В чем смысл?» – «Люблю играть в футбол. Сделали с друзьями команду. Будем играть» – «Ничего не понимаю». Искал какой-то зацеп, подвох. И с некоторым недоверием все же меня отпустил.

– К названию цеплялся?

– Нет. А вот в федерации его не понимали. На совещании клубов второй лиги, на котором происходила жеребьевка и распределение по группам, давили слегка: «Что за название «Крумкачы»? Точно менять не будете?» Но ведь это лучше, чем «Брестбытхим» или «Гомельжелдортранс».

– Как оно придумывалось?

– Сидели как-то за пивом, думали, как назваться. Были варианты: «Стрела», «Ракета». И тут я вспомнил, что мой двоюродный брат в студенчестве знакомился с понравившимися продавщицами вопросом: «А у вас есть крумкачы?» В общем, запало в память. Вот во время мозгового штурма и стрельнуло: «А давай «Крумкачы». Все в ответ: «Офигеть, круто!» Попросили знакомого по форуму «Прессбола» нарисовать лого. Рассказали, что нам нужно. Он сделал просто идеально.

– И все-таки резонный вопрос: откуда деньги?

– Ну, 25 тысяч долларов на троих – это же не такие большие деньги. Но вообще о своих доходах не хотелось бы говорить. Скажу только, что больше половины вложенных в клуб денег мои. Мне же и принадлежит около 85 процентов акций. Однако мы постоянно ищем партнеров, чтобы расширить состав учредителей. И я легко отношусь к мысли о расставании с частью доли. Если будет хорошее предложение, готов отдать 51 процент.

– Ходил к Владимиру Гревцову?

– Почти сразу после того, как он расстался с «Партизаном». Пришел без всяких предложений. Просто познакомиться. Мы поговорили несколько часов. Обо всем. Вплоть до немецкого гандбола. Когда я уходил, он спросил: «А зачем вы приходили?» Правда, уже зимой сделал ему конкретное предложение. Это было то, что Гревцову нужно. Вложения предполагались хорошие, но и результат должен был быть такой, какой он хотел. В общем, Гревцов долго думал, но в итоге отказался.

– Ты учитывал его отношения с фанатами, когда делал предложение?

– Ну, с этим проблем нет. У меня не будет фанатов. Хотя мне предлагали: «Давай сделаем фанатский сектор». Отказался. Я не понимал такого предложения. Что значит «давай сделаем»? Фанаты – это же не искусственное насаждение. Они выходят из зрителей, из болельщиков. Вот они-то мне и нужны в первую очередь. В этом году хотел бы поработать над маркетинговой частью клуба. Да и вообще сосредоточится на менеджерских функциях. А то в прошлом попробовал себя во всех ипостасях, которые есть в футболе. Менеджер, тренер, скаут, игрок. В принципе, для этого команда и создавалась – окунуться в наш футбол. Когда мы только зарегистрировались, я на «Девятке» писал, что это команда-однодневка. Понимал, это забава на один-два сезона. Побегать, подурачиться. Посмотреть Кобрин, Оршу, Барановичи. Потренировать, поиграть. Понимал, что денег не очень много и их надолго не хватит. Но как только начали играть хорошо, захотелось продолжения. Теперь есть желание развиваться.

– Как ты хочешь болельщиков привлекать?

– Мы делаем команду так, как нам нравится. И на первом этапе хочется, чтобы нашей идее симпатизировали люди. Чтобы ходили на стадион смотреть, что же из этого получится. Вообще идей много, но пока не хочу говорить. Но рассчитываю, что мы прибавим очень сильно. Конечно, в идеале хотелось бы стать второй по посещаемости командой в Минске.

– Какая средняя посещаемость была у «Крумкачей» в прошлом году?

– 100 человек.

– Заявочный взнос в первой лиге выше. Увеличится бюджет?

– Посчитал: даже если нищебродствовать, нужно где-то 150 тысяч долларов. Главная статья расходов – контракты. В первой лиге допускается только пять любителей. Остальным надо платить. Минимальная сумма по законодательству – два миллиона двести тысяч рублей. Добавляем налоги и получаем около трех миллионов. В идеале в команде 27-30 человек. Пять любителей и 22-25 профи. Перемножаем и получаем под 70 миллионов в месяц. Солидная сумма. Вот и ищем партнеров.

– Втроем не потяните?

– Ну, у нас же есть друзья. Так что сезон проведем. Команда будет хорошая. Атмосфера и условия – тоже.

– Игроки те же будут?

– Да. Всем сказал, чтобы приходили весной. Но планирую, если все будет хорошо, пригласить человек 10-15 уровня первой лиги. Ну а дальше джунгли – кто выживет, тот останется.

– С тренером определился?

– В процессе. В прошлом году очень помог Богайчук. Но из-за своей основной работы, он мог выпадать на недели. Все время в разъездах. Тренировки проводил Леша Мазаник. Мы изначально с ним договаривались. Он, кстати, привел Скшинецкого. Саша – вообще игрок высшей лиги. Просто недоразумение, что он так скатился. Потом я Пухову позвонил: «Ты брось заканчивать! Лучшей команды возобновить карьеру не найдешь». Договорились с Вергейчиком, и Илья играл за нас.

– За год много общался с такими людьми, как Юрий Васильевич?

– Нет. Но вообще всех знаю не первый год. На разные темы общались и с Капским, и с Чижом.

– Ты раньше много критиковал того же Анатолия Капского в интернете. А сейчас перестал. Почему?

– Я вообще стал мало писать на форумах. Просто тогда такое время было, что это всех интересовало. Общения с людьми, знающих футбол, не хватало. И форум или «Девятка» – площадки, которые эту возможность предоставляли. Да и тогда был высокий средний интеллектуальный уровень пользователей. А сейчас все усреднилось – и не о чем уже говорить. А что до Капского, то было дело, критиковал. Писал про его грехи. Понимаешь, человек добивался всего такими способами… Но считаю, что та критика пошла ему на пользу.

– Ты уверен, что он это читал?

– Конечно. Он раньше все читал. Это сейчас отошел.

***

– В прошлом сезоне случилось несколько интересных моментов. Давай их обсудим. После игры с «Барановичами» на финише второго этапа ты о снятии команды с чемпионата в случае ничьей. На полном серьезе?

– Это были эмоции. Так складывалась ситуация, что нас обоих устраивала ничья. Ну, и начались разговоры, слухи. С нашими футболистами даже говорили какие-то люди. Парни тоже задумались, как играть. Спрашивали: «Ничья же устраивает. Что делать?» – «Какая ничья?! Мы их отпустим сейчас, и потом не догоним на втором этапе. Выходите и играйте на победу». Лучше умереть, чем и исполнять Дания-Швеция на чемпионате Европы. Поэтому на последней тренировке перед игрой сказал всем, что если будут попытки договоров и будут видны неспортивные вещи, просто сниму команду. Играйте и не занимайтесь херней.

– Вы победили 2:1. А если бы вничью сыграли?

– По ходу матча было видно, что идет рубка. Да и «Барановичи» могли сравнять на последних минутах – мяч просто чудом не залетел в ворота. Так что ничего бы не делал. В последнем туре с «Оршей» было что-то подобное. Мы уже вышли в первую лигу, а им для этого нужна была ничья. И тоже поползли разговоры, звонки: «Помогите». Футболисты снова с вопросом: «Как играть?» В общем, собрал ребят: «Одно дело – второе место, а другое – «золото» и кубок, которые еще можем завоевать». И ребята очень здорово сыграли. Да, в итоге ничья. И меня потом ей задолбали. Никто не верит, что она честная. Думают, что сговорились. А зачем нам это?! Мы первыми могли стать! У нас кое-кто плакал после матча.

– Эти все случаи проявления нездорового ажиотажа?

– Да. Но я бы не назвал это договорняками. Так, обывательские разговоры. Я вообще не приемлю подобные вещи. По судейству тоже никаких вопросов не возникло. Лишь два матча, где был реальный прихват. В остальном – все нормально. Да, не без ошибок, но не преднамеренно.

– Ты очень расстроился из-за того, что не получилось сыграть Грабовскому?

– Очень. Это было бы очень классно. И Миша хотел, но так получилось. Травма. Я неоднократно представлял, как это оформить, как сделать пиар. Вообще хотел, чтобы он первый матч сыграл на выезде. В глубинке. Чтобы ощутил всю прелесть провинциальных городков. Думаю, ему было бы очень интересно. И людям, пришедшим на стадион, понравилось бы.

– Как вообще появилось решение его привлечь?

– У меня есть знакомый, который с 15 лет хорошо общается с Мишей. Мы пересеклись с Грабовским на одном мероприятии. Ну и разговорились. Он обмолвился, что летом играет в футбол на стадионе возле крытого катка. Тогда предложил ему заявиться за нас. Миша легко согласился. И очень жаль, что в итоге ничего не получилось.

– Грабовский будет приглашен в первую лигу?

– Поговорим с Мишей. Но у него сейчас действующий контракт. Кто знает, что там прописано на этот счет.

– Тебя задели Сергея Гуренко, мол, «Крумкачы» – клуб без яиц.

– Нет. Я же знал прекрасно, кто такой Гуренко. Я и на пресс-конференции был, во время которой он по столу кулаком стучал. Видел, как он двери после этого ломал. Ничего нового. Расскажу, как видел ситуацию с бровки. Когда судья остановил игру, чтобы оказать помощь вратарю, мяч был у нас. По логике, после спорного он должен оказаться у команды, которая им владела до того. То есть нашей команды. На подкидывание мяча никто из игроков «Партизана» не пришел. Что делать моим парням в таком случае? Отдать, чтобы те снова отдали нам? Глупо же. Поэтому побежали и забили мяч. И потом началось! Лаврик кричит: «Вы мрази, твари!» Подбегает какой-то фанат «Партизана» начинает тыкать, показывать жесты, намекающие, что с поля не уйдем. Гуренко ведет себя неадекватно. Ну, подойди, скажи: «Блин, пацаны, не разобрались. Бывает. Давайте выровняем ситуацию». Не было бы проблем. А после такого крикнул ребятам: «Ни в коем случае не пропускать». Яиц бы не было, если бы после всех криков, сказал: «Да-да, конечно». Надо же себя уважать.

– За год у тебя поменялось отношение к АБФФ по поводу работы с частными клубами?

– Так нет никакой работы. Потому что нет частных клубов. «Крумкачы» – все. В «Динамо» больше 25 процентов принадлежит государству. В БАТЭ похожая история. А сама федерация заточена на то, чтобы помогать клубам, которые есть. Чтобы они выжили, и им было легче. А у людей в руководстве почти всех клубов высшей и первой лиг одна психология – урвать от государства больше денег так, чтобы при этом по шапке не прилетело. О развитии футбола речи нет.

Все прекрасно понимают, что выполнить условия Указа невозможно. Его никогда ни один клуб не выполнит. Но все пытаются найти схемы, чтобы на бумаге выглядело это как заработок. Это тупо. В моем понимании, государство вообще не должно давать денег профессиональнам клубам. «Слуцк» и «Белшина» имеют бюджеты по полтора миллиона долларов, а количество ДЮСШ и футбольных секций с каждым годом все меньше. Это бред. Надо спонсировать именно детские школы. Будет широкая сеть ДЮСШ, все будет в порядке. Надо чтобы в условных Чашниках и Докшицах имелись школы. И желательно не по одной. У нас в Смолевичах есть государственная ДЮСШ и Дармин. Это идеально. Государство должно этому способствовать. Тогда бы много людей занималось футболом. И команды росли снизу. И город бы жил этим. А у нас наверх накидали денег, а толку ноль.

– Если сейчас сделать так, то все клубы «вышки» загнуться.

– Это будет великолепно. Чиж будет помогать «Динамо». БАТЭ выживет. Еще несколько команд. Да, уровень упадет. Но лет через десять в футболе возникнет здоровая ситуация. Федерация должна просто выйти с таким предложением к государству и все. Вот Рыженков выступил абсолютно правильно. Только почему он два года к этому приходил. Жаль, но правда, в АБФФ сейчас не заинтересованы в подобном шаге.

– Один из учредителей клуба Владислав Майоровский , мол, ваш успех означает, что в нашем футболе что-то не так, что неправильно, когда клуб, созданный для развлечения, обставляет всех. Согласен?

– Нет. Наш бюджет был в районе 10-12 места по лиге в целом. Но мы брали другим. Хорошие поля. Отношение. Состав. Вообще, считаю, что сильнейшим клубом лиги был мостовский «Неман». Да, команда закончила первый круг на десятом месте. Но во втором обыграла всех лидеров и должна была попадать в четверку. И попала бы, если бы не ошибка тренера, который выпустил на поле игрока, имеющего шесть желтых карточек. Да, футбол у них второлиговый, но мастерства хватает.

– Какой результат в первой лиге не заставит тебя свернуть проект?

– Я вообще не думаю о результате. Задача у нас – получать удовольствие от футбола. От каждого дня нахождения в нем. Это же реально здорово! Приезжаешь в Кобрин и кайфуешь. А результат – если будем своими силами тянуть, то будет тяжело. Но в любом случае создадим хорошую, играющую команду. К тому же есть пример «Эйбара», который с самым маленьким бюджетом в лиге, вышел в испанскую Примеру.

Фото в тексте: pressball.by, vk.com.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты