Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Большая перемена. История самого необычного белоруса высшей лиги

Большая перемена. История самого необычного белоруса высшей лиги

Андрей Масловский рассказывает историю темнокожего нападающего, который волею тренеров превратился в защитника, но через четыре года вернулся в атаку и стал забивать.

27 мая 2015, 14:51
22
Большая перемена. История самого необычного белоруса высшей лиги

Андрей Масловский рассказывает о 24-летнем форварде Терентии Луцевиче, который волею тренеров превратился в защитника, но через четыре года вернулся в атаку и стал забивать.

Лунинец. Стадион «Полесье». Ветеран «Гранита» Игорь Трухов навешивает с углового, а Терентий Луцевич, не отрывая ног от земли, головой посылает мяч в ворота. Гол «Гомелю» стал для футболиста уже третьим в семи матчах нынешнего розыгрыша ЧБ. До этого он забивал «Слуцку» и брестскому «Динамо». Во многом благодаря прыти форварда микашевичцы забрались так высоко в таблице – аж на второе место.

– Против «Гомеля» Луцевич сыграл здорово, – характеризует подопечного главный тренер «Гранита» Валерий Бохно. – Мне приятно и легко с ним работать. Терентий – интеллигентный, воспитанный, душевный и общительный парень. Он обладает определенными талантами, неплохо сложен физически, с хорошим футбольным потенциалом.

В семь лет бабушка привела Вобгу Тьенчена (тогда парня звали так) в футбольную школу «Минска». Через пять лет к ногомячу добавился хоккей. И, по словам бабушки, у внука неплохо получалось – он двукратный чемпион «Золотой шайбы». Также Вобга много забрасывал и любил хитовать соперников. Но вскоре пришлось делать выбор между футболом и хоккеем. Мальчик выбрал более любимый футбол. Тренеры отмечали пластику, ловкость, хорошую координацию и нестандартное обращение с мячом. Все это они связывали с африканскими корнями нападающего: отец – камерунец, а мать – белоруска. Родился футболист в Камеруне, а в Беларусь приехал в полугодовалом возрасте после смерти отца.

– Когда игрок техничен, его можно использовать на любых позициях, – рассказывает последний детский тренер Тьенчена Виктор Георгиевич Гончаренко. – Основная его позиция – нападающий. Но при необходимости Тири спокойно спускался в центр обороны. Вообще, на мой взгляд, его можно использовать везде, кроме флангов. И я нацеливал парня на универсальность, говорил ему, что это пойдет только на пользу.

Фото: abff.by

Темнокожий белорус много забивал по юношам. К примеру, в 2007 году команда его возраст заняла второе место на турнире лицензирования, пропустив вперед только «Динамо». А форвард наколотил 21 мяч и стал вторым снайпером соревнований. Неудивительно, что на следующий год он уже выступал во второй лиге за «Минск-2». В 25 матчах 17-летний парень отличился восемь раз. Да и в юношеские сборные вызывался регулярно. И даже успел поработать под началом нынешнего главного тренера национальной сборной Александра Хацкевича.

В ту пору Вобга обладал экстравагантной внешностью. Носил пышную шевелюру, заплетал волосы в косички. Кроме того, поучаствовал в фотосессии друга, после которой все ошибочно стали считать его моделью.

Фото: HBstudio.by

Однако в «Динамо» (декабрь 2009) его позвали благодаря футбольным умениям. Очень уж хотели «бело-голубые» иметь в составе молодого перспективного форварда. Правда, главный тренер минчан Сергей Гуренко видел в футболисте исключительно защитника. И неожиданно для всех затеял его переквалификацию.

– Тьенчен не был чистым нападающим, – вспоминает Гуренко. – Играл инсайда. А у «Динамо» на этой позиции имелась солидная конкуренция: Кисляк, Путило, Страханович. Он бы этих ребят не подвинул. Кроме того, парню недоставало мобильности. Поэтому я и решил попробовать его в центре защиты. Тем более, навыки игры впереди, говорили о способности хорошо действовать ногами. А, значит, умении начинать атаки. Плюс Тьенчен был высокого роста, что позволяло уверенно бороться за верховые мячи.

Фото: Иван Уральский

– Видимо, на первом сборе Гуренко и Солодовников увидели во мне что-то такое и перевели в оборону, – вспоминает смену амплуа сам футболист. – Поставили на тренировке в центр защиты – вроде нормально получилось. После стал действовать в обороне постоянно. Конечно, не все сразу сложилось удачно. Хватало косяков, но если бы я был дико косячным, вряд ли меня оставили.

Бунтовать против решения тренера новоявленный защитник не стал. Однако при Гуренко на поле так и не появился. Вобга прочно обосновался в дубле без шансов на основу. Продолжил «сидеть» он и при Владимире Гольмаке в 2010-м. И только странная политика клубного руководства (продажа Александра Мартыновича в «Краснодар» в разгар сезона) позволила белорусу дебютировать в главной команде. Это случилось в ответном матче раунда плей-офф Лиги Европы против «Брюгге». Уже на пятой минуте дебютант не сумел остановить хорвата Ивана Перишича и тот заработал пенальти, реализовав который гости открыли счет. Да и в дальнейшем их дуэт с 19-летним Сергеем Кондратьевым позволял бельгийцам делать все, что угодно. К 32-й минуте «Динамо» горело уже 0:3. О попадании в группу можно было только мечтать.

2011-й «бело-голубые» начали с новым тренером – Олегом Василенко, а Тьенчен – с новой прической. От пышных волос, а-ля Маруан Фелайни, защитник отказался, постригшись почти под ноль. Но перезапустить карьеру это не помогло – Вобга играл мало. Несмотря на это, летом Тьенчен получил вызов в «молодежку» Юрия Шуканова. На занятиях тренер наигрывал футболиста по клубной позиции, однако в товарняке против сборной Туркменистана выпустил в атаку. И минчанин забил победный мяч. После матча Шуканов рассыпался в комплиментах. Говорил, что игра в защите добавила парню крутости в единоборствах. Да и вообще, по его словам, у подопечного был самый маленький процент брака из всех футболистов.

Тем не менее, в клубе дела все равно не ладились. В итоге рали получения игровой практики Тьенчен отправился оттачивать оборонительное мастерство в «Гомель» и «Витебск».

– Почему у него не получилось стать хорошим защитником? – рассуждает Гуренко. – Может быть, оттого, что не имелось большого рвения. Защитник всегда должен быть сконцентрированным. Один раз ошибешься – гол. У нападающих же другая психология. Ошибка не так фатальна. Это закладывается с детства. Парень все равно больше тяготел к игре впереди. Однако считаю, что больше раскрыться мог именно как центральный защитник.

В 2013-м футболист решается на сильный поступок и уже самостоятельно круто разворачивает жизнь. Отдавая дань воспитавшей его бабушке, берет фамилию Луцевич, а имя меняет на полученное при крещении. Вобга Тьенчен становится Терентием Луцевичем. Бабушка Анастасия Яковлевна действительно много сделала для игрока. Благодаря ей Терентий выучил французский. А вместо учебы в обычной школе своего района посещал специализированную – с углубленным изучением языков. Во многом из-за бабушкиной заботы об образовании внука Луцевич поступил на бесплатное дневное отделение экономфака БГУ.

Фото: Дарья Бурякина

Прорыв в карьере случился через год, когда Валентин Михеев пригласил Терентия в «Березу-2010» и с первых межсезонных матчей вернул защитника в атаку.

– Мне не понравилось, как он действует на позиции центрального защитника, – вспоминает Михеев. – Не нравилось понимание игры: Тири допускал позиционные ошибки, не очень уверенно чувствовал себя в единоборствах. И, учитывая наши проблемы с форвардами, я решил попробовать его вернуть в нападение. Надо отметить, Луцевич достаточно быстро освоился, понял мои требования и дальше рассматривался исключительно как нападающий.

Считаясь защитником, Луцевич провел 45 матчей, в которых отличился четыре раза. В первый же сезон нападающим наколотил десять мячей. Кстати, когда заставляла нужда, форвард выходил в центр обороны и действовал там достаточно уверенно.

– К подобным частым переменам уже привык, – утверждает Луцевич. – Это же неплохо, что я могу играть и там и там. От того, что меня долго ставили в защиту, а не в атаку, не обижался. Относился к делу так же серьезно. У меня нет и не было нежелания играть сзади. Главное – просто играть.

Во многом благодаря универсализму 24-летнего игрока пригласили в «Гранит». Из семи матчей этого сезона лишь в первом Терентий играл в центре обороны. Да и то вынужденно. Все остальное время Луцевич действует впереди. И платит за доверие голами.

– Терентию еще надо много работать, – резюмирует Бохно. – Он мотивированный футболист. Но в силу воспитания ему немного не хватает характера и злости. Кроме того, хочется, чтобы парень добавил в уверенности. Мы работаем над этим. Считаю, что свой талант он должен раскрыть.

Другие посты блога

Все посты