Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Не время для бизнеса». Как за полгода потерять интерес к белфутболу

«Не время для бизнеса». Как за полгода потерять интерес к белфутболу

Коммерческий директор рогачевского «Днепра» Андрей Иваненко – о несостоявшемся дебюте Колдуна, проблемах минора, критике Поболовца и твердом намерении покинуть клуб.

18 июня 2015, 13:46
25
«Не время для бизнеса». Как за полгода потерять интерес к белфутболу

Коммерческий директор рогачевского «Днепра» Андрей Иваненко – о несостоявшемся дебюте Колдуна, проблемах минора, критике Поболовца и твердом намерении покинуть клуб.

В ноябре 2014 года коммерческим директором рогачевского «Днепра» стал 26-летний бизнесмен Андрей Иваненко. Молодой человек сходу привлек внимание общественности своими действиями по маркетинговому продвижению клуба. Чтобы «Днепр» смог зарабатывать деньги, что требуется по Указу президента «О господдержке», он ввел в клубное хозяйство свой бизнес–Иваненко занимается организацией концертов.

«Днепр» оказался единственным клубом в Гомельской области без долгов по зарплате. На нынешний сезон у Иваненко было много планов и задумок. Руководитель был уверен, что рогачевская команда будет лучшей в лиге по посещаемости. Так и оказалось. С заработками тоже все было, как и планировалось. Однако в мае Иваненко заявил, покинет клуб.

– Вы сказали, что уже не сделаете «Днепр» лучше. Почему?

– Я реализовал практически все, что планировал. Сделать команду лучше – значит, повлиять на спортивную составляющую. А это в компетенции лишь главного тренера и учредителя – Рогачевского райисполкома. Я, конечно, разговаривал с тренером по этому поводу, но Владимир Симоненко считает, что текущая модель полностью соответствует тому набору игроков, который имеется в клубе. Говорит, что выжимает из команды максимум. Он тренер, ему виднее.

– Где гарантия, что при другом тренере, играя ярче, вы не будете пропускать по 5-6 мячей?

– Меня Симоненко устраивает во всех аспектах, кроме постановки игры и тактики на последние матчи. Я готов работать с людьми, когда они могут прислушиваться к чужому мнению и конструктивно апеллировать. Если в прошлом году к этому отрезку мы забили девять мячей, то в этом – ноль. Раз такие показатели, значит, что-то делается не так.

Надо понимать, что во второй лиге играть на результат не совсем правильно. Нужно играть для болельщиков и своего удовольствия. А пять матчей подряд не выигрывать и не забивать – удовольствие сомнительное.

Может быть, стоит в ближайшем матче сыграть в два нападающих (интервью было накануне матча с «Приозерьем», в котором «Днепр» сыграл в два нападающих и одержал первую победу в сезоне – Tribuna.com). Я понимаю, что можно говорить о том, что не надо лезть в чужую работу. Пожалуйста, влезайте в мою. Покритикуйте. Зайдите на «Трибуну», напишите мне. Я каждому постараюсь конструктивно ответить.

На командном собрании тренер сказал правильные слова: сложно спрашивать по результату, когда дается самый минимум. Я с ним согласен. Но в то же время нужно показывать игру, которая нравится поклонникам команды. Иначе зачем тогда вообще заниматься футболом в городе? Зачем тратить на него сотни миллионов рублей?

– Есть еще что-то, на что вы не могли влиять?

– Есть вещи, которые не выносятся на общественное обсуждение.

– Вас поражало отсутствие собственности у клуба. Что-то изменилось?

– Скорее это меня удивляло. Как может существовать организация, у которой только один принтер? И от которой при этом требуют зарабатывать миллиарды. Но сейчас стало лучше. Берем офис в аренду. Появился дополнительный штат работников. Но удивление не пропало.

– Три сделанные вещи, которыми довольны.

– Во-первых, посещаемость. На наши матчи в среднем ходит около тысячи человек. Это прилично для второй лиги. Мы серьезно подходим к работе. Перед матчами по городу расклеиваем афиши. Активно используем социальные сети, охватывая 30 процентов города, что пользуется интернетом. А в день матча раздаем флаеры. Кроме того, на стадионе регулярно проходит розыгрыш денежных призов. Люди гуляют, узнают, что есть футбол с бесплатным входом и возможностью выиграть деньги и идут на стадион. Но долго все эти ухищрения работать не будут. Чтобы болельщики продолжали ходить, нужно, чтобы команда играла хорошо. Пусть даже проигрывала, но играла. А когда команда за весь матч наносит два удара по воротам и всего раза три переходит центр поля, кто будет ходить? Только друзья, знакомые и родственники. На матче с «Приозерьем» попробуем новый опыт – не будет делать вообще ничего, чтобы оценить реальный эффект от рекламы (на матч пришли 150 человек – Tribuna.com).

Во-вторых, закупили серьезный объем качественной экипировки. Заработал клубный сайт. Организовали видеотрансляции. Теперь матчи «Днепра» можно смотреть через интернет. Можно отметить и сохранение состава. Я не скажу, что обычно это проблема. Просто мы подписываем контракты с игроками только в соревновательный период. Команда возрастная – большинство ребят старше 32 лет. У всех семьи. Каждый из них мог бы найти себе более полезное применение вечерами, нежели тренировки.

Ну и, конечно, главным положительным моментом можно считать сам факт существования команды. По моим сведениям, на 1 июня мы единственный футбольный клуб Гомельской области, не имеющий задолженности по зарплатам! Но не знаю, что будет дальше. 1 августа заканчивается мой контракт, и я на 80 процентов уйду. Может быть, доработаю до конца сезона. Но к этому времени хотелось бы создать все условия для того, чтобы команда продолжала существовать самостоятельно и без меня.

Я хотел уволиться раньше. Известил учредителя об этом, но в силу различных причин уйти не удалось. Теперь жду, пока закончится контракт. Я приходил в команду, чтобы создавать что-то вместе, но все свелось к тому, что ни исполком, ни завод МКК, являющийся генеральным спонсором, никакой роли пока не сыграли. Я понимаю, что всем тяжело. Но факт, остается фактом. Очень надеюсь, что что-то поменяется в ближайшем будущем.

– К маю вы планировали заработать миллиард рублей. Удалось?

– Миллиарда не получилось, но с начала года доход клуба составляет 450 миллионов. Думаю, это неплохая сумма. Надо понимать, что это не прибыль, а доход. Прибыль – это коммерческая тайна. Ее я вам открыть не могу.

– Еще вы хотели открыть магазин с атрибутикой.

– Планировали к концу лета, но результаты команды сейчас не способствуют спросу. Все должно совпадать. Команда хорошо играет, народ ходит на трибуны – будет спрос. Обычно все стараются открыть магазин в прямом смысле: арендовать площадку и торговать, нанять ипэшника, который будет этим заниматься. Мы хотели пойти другим путем. Договорились с одним из государственных предприятий города, что они у нас выкупают атрибутику и реализуют у себя в магазине. Для клуба – беспроигрышный вариант. Мы закупили за свои деньги либо получили товар с отсрочкой платежа, продали магазину, рассчитались по своим долгам и получили 20-25 процентов прибыли.

Но возникли сложности. Во-первых, из-за кризиса торговые предприятия оказались не с теми прибыльными показателями, на которые рассчитывали. И, соответственно, не могли себе позволить даже минимальные отклонения по закупкам на 20-30 миллионов. А во-вторых, сейчас вся продукция легкой промышленности должна быть сертифицирована. А найти сертификаты качества на шарфы, которые делаются, по сути, неизвестно где, оказалось невозможным. Я три дня общался с различными поставщиками – никто не готов представить подобные документы. Они есть только на игровую форму Legea. Но комплект стоит под 400 тысяч рублей. А с учетом надбавок выйдет все 500. Для среднестатистического жителя Рогачева дороговато отдавать четверть зарплаты на такое. Но мы прорабатываем вариант со «Свитанком». Если все срастется, то обычные желтые или зеленые маечки с клубным логотипом обойдутся тысяч в 80. Это более реально.

– Как дела вашем бизнесе, на который клуб существует?

– В настоящий момент я им не занимаюсь. Из 12 последних концертов 11 оказались практически нерентабельными – прибыль минимальна и покрыла лишь «прожиточный минимум» клубного бюджета. У моих партнеров в концертном бизнесе вообще убыточные серии. По 10-15 концертов подряд убыток по несколько тысяч долларов с каждого мероприятия. Многие из моих партнеров и знакомых разорились. Продают оборудование, клубы. Некоторые продают даже автомобили, чтобы закрывать огромные долги, возникшие всего за полгода.

С чем связано? Кризис очень сильно ударил по свободным деньгам людей. И народ перестал ходить. Посещаемость сократилась в три раза. Если человек планирует сходить на концерт, то это всегда подождет. Но если он собирался купить ребенку вещи к школе, то такую покупку он сделает в любом случае. Вторая причина – широкое распространение интернета.

– Интернета?

– Да. Раньше ребята с 15 до 18 лет общались на улицах с теми, кому 19-25, перенимали все хорошее и плохое. В том числе и музыкальные вкусы. Ходили за компанию на сейшены и концерты. Сейчас же они по большей части общаются по сети со сверстниками. Живого общения – подъездов, подвалов, чердаков – нет. Нет пересечения поколений и, как следствие, передачи интересов. Целевая аудитория пополняется слабо.

Интернет и главный враг футбола. Имея доступ к огромному потоку качественного футбола в любой момент, куда пойдет среднестатистический зритель? Любое развлечение в интернете для молодежи само по себе куда более интересно и эмоционально, чем просмотр вживую белорусского «дыр-дыр». И парень, выбирая между «дотой», «контрой» или смешными видео про котов и футболом на стадионе, очень редко выбирает последнее. Особенно учитывая популярный счет 0:0 и некоторые «приятности» от милиции.

В общем, бизнес я, скорее всего, выведу из клуба. Планы по концертам сейчас есть в основном на осень. До этого времени точно буду отдыхать.

– До вашего ухода бизнес не будет приносить доход. Как будет жить клуб?

– В настоящий момент задолженностей по зарплате нет. Но скоро ее платить будет не из чего. Однако есть обещание со стороны города. Я понимаю, что ситуация тяжелая… Помогут – хорошо, нет – требовать не имею права. Мы – дотационный район. Если, условно, выбирать между ремонтом крыши детского сада и финансированием команды, то всегда нужно делать выбор в пользу первого. И это правильно.

Команда, конечно, сезон доживет. А что будет дальше – не знаю. В Гомельской области нет льготы по налогу на недвижимость. И именно с этим связана главная проблема клубов региона. Останься льгота – все было бы значительно веселее. И если зимой перемен в законодательстве не произойдет, то в 2016 году не будет смысла заявляться в чемпионат не только нам, но и Жлобину, Речице, «Химику». Ведь у всех этих клубов сегодня схожие с нами проблемы. С одним лишь отличием – мы уже на 50 процентов выполнили норму финансирования на 2016 год по Указу «О господдержке спорта». То есть уже сейчас мы позаботились о том, чтобы иметь все основания на получение государственной поддержки в будущем. Осталось самое тяжелое – найти способ ее получения.

– Почему город никак не помогает?

– Он помогает, но не материально. Решает административные вопросы с поиском транспорта, арендой помещений, коммерческой деятельностью.

– Если город не выполнит обещания, что делать? Не взбунтуется тот же Беганский, оставшись без зарплаты?

– У Павла, как и у меня, контракт до 1 августа. До этого времени все контрактные обязательства перед ним будут исполняться. Но я более чем уверен, что город команду поддержит. Только вот о сроках, размерах и порядке получения помощи точной информации, увы, нет.

– В начале сезона с «Днепром» было связано три интересных новости: заявка Дмитрия Колдуна, нигерийский новичок Озиома, и просмотр молодого полузащитника Фомина в «Ференцвароше».

– Начнем с Колдуна. Дима всегда находится в хорошей физической форме. Когда мы заговорили о его возможно участии, он был не против. Решение же о его выходе на поле в матче со «Шкловом» должны были принимать по ситуации. Нужно понимать, что после двухчасового концерта играть сложно. Да и от того, как будет развиваться матч, тоже многое зависело. Если бы проигрывали или выигрывали «с запасом», он бы вышел. Но мы играли 0:0. И если бы выпустили Диму, и тут же пропустили, в нас бы полетели претензии: «Чем вы, ребята, тут занимаетесь? Зачем этот цирк?».

Но должный эффект от его заявки мы получили. Новость прошла на «Вести-Россия», Ленте.ру, Газете.ру. Была в топе на «Трибуне» и «Прессболе». Количество запросов в поисковиках было около 300 тысяч. Это прилично. Рогачевцам звонили родственники из Беларуси и России: «О, у вас Колдун сегодня должен выйти». Люди испытывали гордость и тот самый местечковый патриотизм. Это то, что должна давать команда зрителю, когда она не может дать результата.

Что касается Озиомы, то в Беларуси он живет давно. Занимается бизнесом – снимает клипы для артистов средней руки. Однако в прошлом Эзе был футболистом. Поиграл в высшем дивизионе Нигерии и Иордании, в третьей лиге Польши. Нигериец пробовал устроиться в белорусские команды раньше, но тогда не имел вида на жительство. Сейчас этот пробел устранен, и он, надеюсь, будет выступать за нас.

Теперь о молодом Андрее Фомине. В межсезонье я делал нарезку тренировочных игр по трем нашим молодым игрокам. Грузил их на YouTube и сбрасывал агентам, работающим по Восточной Европе – Польша, Словакия, Словения, Венгрия, Румыния, Болгария. Интерес в отношении Фомина проявил один агент из Венгрии. Он запросил еще видео и поинтересовался возможностью приехать на просмотр в августе в структуру «Ференцвароша».

Зачем это делал? У меня стойкое убеждение, что наши молодые игроки, играющие в 16-17 лет в основе, могли бы играть во всех этих чемпионатах. Да, не в лидерах, но в командах середины таблицы или второго дивизиона. И если кто-то из молодых зацепится и проявит себя, будет здорово. Мы это направление будем продвигать и в будущем.

– В свое время вас звали в «Гомель» и «Неман». Сейчас не жалеете, что отказались?

– Это не был отказ. Надо понимать, что в Рогачеве я работаю на каких-то патриотических чувствах. Но если переезжать в другой город, запросы будут иными. Да и ситуация, которая тогда была в этих клубах, не располагала к моему приходу. Условий для достижения результатов в коммерческой деятельности там пока нет. Не то время для ведения бизнеса.

Смотрите сами. Провели мы, например, концерт. Заработали один миллиард рублей. Вроде как должны оплатить рекламу, площадку, гонорары артистам, другие расходы. А у условного «Немана» задолженности по зарплате. В итоге все деньги, включая доходы с билетов, мы можем потратить только на погашение этих долгов. Поэтому, чтобы нормально заниматься предпринимательской деятельностью, нужно не иметь долгов, закрывать зарплаты вовремя и иметь свободный резерв внебюджетного фонда.

Я с сочувствием отношусь к ситуации с зарплатами в «Гомеле». У нас всех собак принято вешать на директоров. Но ведь вины Поболовца в происходящем нет. Он об этом говорил неоднократно, но никто почему-то не удосужился хотя бы попробовать заглянуть в корень проблемы, понять, почему так получилось. Учредители «Гомеля» прекрасно владеют ситуацией в клубе и удовлетворены работой Евгения Александровича. Не удовлетворена только «Трибуна», которая занимается взрывом бурлящего котла недоверия и злобы. Вы делаете человека главным злодеем гомельского футбола. Это неправильно.

– Ваше главное впечатление о второй лиге нынешнего сезона?

– Если игровой уровень падает, то качество освещения – растет. И серьезно. Этому способствует активное использование социальных сетей, опять-таки, наличие блогов на «Трибуне». Да и в клубах ситуация меняется. Приходит все больше молодых парней, свежих умов. Это здорово. В прошлом году, когда в лиге были «Крумкачы», она выглядела интересней первой. Была жизнь, «движуха». И сейчас верный опыт коллег подхватили другие клубы. Очень импонирует в этом плане могилевское и минское «Торпедо», «Осиповичи», «Молодечно». Просто поражает «Вертикаль» – там нереальнейший воз статистики тянет всего один человек! Глядя на это, подтягиваются и остальные. А значит, проект вторая лига становится с каждым днем все интереснее. 

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты