Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/Реанимация Рена. Как Брессан перезапустил карьеру

Реанимация Рена. Как Брессан перезапустил карьеру

Карьерные повороты белорусского бразильца.

6 января 2016, 11:53
9
Реанимация Рена. Как Брессан перезапустил карьеру

Португальская отдушина после фиаско в Казахстане и главный вопрос – а что дальше?

5 декабря 2012 года Ренан Брессан в последний раз (пока) сыграл за БАТЭ. В Мюнхене, где борисовчане закрывали один из самых успешных лигочемпионских сезонов, он вышел на замену фактически игроком владикавказской «Алании». Контракт с россиянами на три с половиной года полузащитник подписал неделей ранее. Оставалось только дождаться вступления соглашения в силу. Главный тренер чемпионов России-95 Валерий Газзаев признавался, что следил за футболистом около года и очень доволен приобретением. Ренан называл Россию переходом на новый уровень. Не смущало белорусского бразильца даже предпоследнее место команды в премьер-лиге. Брессан верил (или просто обманывал себя): раз Газзаев обещает, что «Алания» не вылетит, то так и будет на самом деле. Душевных сил придавала зарплата в несколько раз выше, чем в Борисове. Увеличение довольствия, как признавался сам Брессан, было важно – есть жена и родня в Бразилии. Всем надо помогать.

Тем не менее, уезжать из Беларуси Ренану было трудно. Здесь он прожил шесть лет, обзавелся воспоминаниями и не только ими. Когда в 2007-м бразилец приезхал к Анатолию Юревичу в «Гомель», в руках у него было всего две сумки. Собираясь во Владикавказ, Рен вывез с десяток баулов.

В Беларуси хавбек был в доску своим. Брессан – не самый типичный легионер из дальнего зарубежья. Благодаря Юревичу он быстро выучил русский язык. Пытался говорить и на белорусском: слова «бульба» и «цукеркi» значились у бразильца в лексиконе. Из-за открытости Ренана любили и болельщики, и журналисты. Он никогда не отказывал в интервью и с легкостью соглашался на всяческую активность. Играл в бильярд, рубился в «фифу», снимался в рекламе, приглашал в квартиру собирать вещи накануне переезда. В общем, его душа была распахнута, как форточка в жару. За это Брессан трижды кряду признавался «Медиаперсоной года». Даже натурализацию и последующую поездку на Олимпиаду в составе сборной Беларуси в стране восприняли без особого негатива. Рен давно перестал ассоциироваться с иностранцем.

Во Владикавказе все было совсем не так. Бразильский белорус хоть и переехал относительно недалеко, но окунулся в незнакомую среду. Носиться с полузащитником, как это было в Минске, никто не собирался. Из звезды масштаба страны (а перед отъездом футболист стал лучшим игроком чемпионата) он превратился в одного из многих.

Хотя началось все хорошо. Знание языка и приличное количество бразильцев позволило быстро адаптироваться в новой команде. Но все это сказывалось на чем угодно, только не на футболе. За остаток сезона Брессан сумел разжиться лишь двумя голевыми передачами. «Алания» вообще играла из рук вон плохо – всего две победы в 11 матчах. Команда и близко не подобралась к стыковым поединкам за право остаться в премьер-лиге. «Алания» финишировала последней в девяти очках от спасительного 14-го места.

В ФНЛ дела пошли лучше. Ренан заиграл в старте и постепенно набирал обороты. В третьем туре против «Нефтехимика» отдал две голевые передачи.

Отметки 3:23 и 5:10

А по итогам первого месяца чемпионата стал лучшим игроком клуба по версии болельщиков. Но доверие нового главного тренера (в ФНЛ Валерия Газзаева сменил сын Владимир) постепенно пропадало. Вскоре Брессан выпал из основы и прочно уселся в запас, а заканчивал год и вовсе вне заявки.

Кроме того, у «Алании» резко закончились деньги – игроки не получали зарплату по четыре месяца. В клубе всерьез говорили о снятии с чемпионата (и в итоге снялись). Подобная ситуация легионера изрядно прибивала. Он ни по одному из пунктов не получал того, за чем приехал на Северный Кавказ.

– Вот сейчас и зарплату не получаю, и не играю, и команда выступает в первой лиге. Все вместе. Навалилось так, что просто страшно. И ладно бы я получал деньги, но не играл. Или играл бы, но не получал деньги. То есть концентрировался бы только на какой-то одной проблеме. А тут все вместе. Почти все плохо. Поэтому и за сборную не играю. В прошлом году почти постоянно выходил на поле, а в нынешнем – нет. И это нормально. Я понимаю Петровича. Кондратьев прав… – делился переживаниями Брессан.

Царившее в клубе тотальное безденежье помогло Ренану расторгнуть контракт с «Аланией» – сидеть во Владикавказе не было смысла. Полузащитник воспользовался пунктом в регламенте ФИФА, который дает право легионеру разорвать соглашение, если задолженность по зарплате составляет более трех месяцев.

Брессан признался, что переход в «Аланию» был ошибкой. А затем... отправился на еще одни заработки – в Казахстан, где традиционно много платят. Заработать получилось. Перейдя в «Актобе», Брессан стал самым дорогим футболистом чемпионата – его стоимость оценивалась в два миллиона евро. Только вот карьера оказалась на грани краха.

История вышла детективная. Через месяц Ренан расторг контракт с клубом и перешел в «Астану» (это была еще далеко не та команда, которая шумела нынешней осенью в Лиге чемпионов). В «Актобе» говорили, что легионер оказался не готов к конкуренции, а агент Исаев рассуждал о странных подводных течениях, которые мешали подопечному полноценно трудиться. Но и в «Астане» полузащитник играть толком не начал. В старте выходил редко, часто не попадал в 18. Тренер указывал на слабую форму легионера и в начале лета перевел того в дубль. А через месяц вновь последовал разрыв соглашения. Всего за «Астану» Брессан провел шесть матчей и забил один мяч – в последней для себя игре против «Кайрата».

Человек, мечтавший о «Барселоне», не смог заиграть в Казахстане. Это фиаско. И пример того, куда может завести погоня за деньгами.

В ту пору у Брессана было настолько скверно на душе, что он даже перестал общаться с журналистами. Казалось бы, мелочь, многие наши футболисты и при хорошем раскладе так поступают, но для жизнерадостного бразильца то было совсем не типичное поведение.

Благо без клуба Ренан оставался недолго. Валерий Исаев признавался, что «Риу Аве» – наименее выгодный вариант из всех, что были. В деньгах белорусский бразилец потерял в два с половиной раза.

– Полтора года после ухода из БАТЭ стали для меня черной полосой, – сокрушался хавбек. – Финансы, конечно, были неплохие. Но в плане карьеры сделал шаг назад. Понял, что деньги — это не все. Но еще есть время исправиться. Считаю, сейчас я в хорошем возрасте. Надо заняться… как это по-русски – реанимацией.

Португалия оказалась идеальным местом для этого. Рен получил игровую практику в добротном европейском чемпионате. Адаптации способствовало отсутствие языкового барьера – португальский язык родной для Брессана. И уже после первых месяцев на Пиренеях кривая настроеня резко поползла вверх.

– Жизнь налаживается. Я всем доволен. Самый сложный период моей карьеры позади. Я снова играю. (…)Сейчас в «Риу Аве» я получаю в три раза меньше [чем в «Алании» и «Астане»]. Честно говоря, доволен тем, что имею. Счастлив играть в таком сильном чемпионате.

В Португалии Брессан заиграл сразу. Уже во втором туре чемпионата-14/15 сделал четыре голевые передачи и попал на страницы местных газет. Те восторгались достижением и выставили самые высокие оценки в туре. Запевка – лучше не придумаешь.

В следующем туре Ренан забил «Боавиште» со штрафного, еще больше повысив свои котировки.

Полузащитник стал регулярно выходить на поле и вернулся в сборную Беларуси, из которой выпал в период казахских неурядиц. Пошумел Брессан и в Лиге Европы. Пусть и не совсем по-футбольному (осторожно, мат).

В нынешнем сезоне плеймейкер играет еще лучше. В 14 матчах чемпионата набрал 7 (5+2) очков (в прошлом было два гола и четыре передачи). Прогресс можно увязать с одним приятным обстоятельством. Не так давно жена подарила футболисту долгожданного ребенка.

У Брессана получилось перезапустить карьеру, реанимация удалась – футболист Брессан вышел из комы. Надежды сделать шаг вперед (пускай и не в «Барселону») опять не выглядят призрачными. И главный вопрос – что дальше? На хавбека будто бы есть спрос, в Вила-ду-Конди его тоже не прочь оставить. И здесь интересно, какими мотивами будет руководствоваться бразилец, принимая решение. Чего он хочет – играть, прогрессировать, много зарабатывать или всего сразу? Какой фактор перевесит, когда настанет пора делать выбор? Раньше однозначно перевешивали деньги. Умирающая «Алания», трудный Казахстан, куда едут зарабатывать, но уж точно не строить карьеру, – все об этом говорит.

– Будет подходящий вариант – я готов его рассмотреть. Сын родился – мотивация зарабатывать лишь возросла, – недавно заявил Брессан.

Очевидно, страсть к деньгам Брессан не утратил. Но, возможно, Португалия сумела еще и разбудить в нем страсть к футболу?..

Фото: rioavefc.pt, vesti.kz, fc-alania.ru, Иван Уральский.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты