Tribuna/Футбол/Блоги/На вулiцы маёй/«Сейчас это уже не «Динамо», а какое-то сборище людей». Денис Шунто – о первой любви в футболе, которая еще не прошла

«Сейчас это уже не «Динамо», а какое-то сборище людей». Денис Шунто – о первой любви в футболе, которая еще не прошла

Председатель «Крумкачоў» с детства за «Динамо».

8 июня 2016, 18:15
42
«Сейчас это уже не «Динамо», а какое-то сборище людей». Денис Шунто – о первой любви в футболе, которая еще не прошла

 

Председатель «Крумкачоў» рассказывает о том, как с детства болеет за «бело-голубых».

Создатель и идейный вдохновитель «воронов» – давний болельщик минскоо «Динамо». Он был им до того, как сам активно включился в большой футбол, и остается сейчас. Денис Шунто об этом спокойно рассказывает и вспоминает, как исколесил всю Беларусь и «пробил» несколько десятков евровыездов (в том числе и вместе с командой). Был на Мадейре летом 2014-го, когда подопечные Владимира Журавля оформляли исторический выход в группу Лиги Европы. На неделю его «Крумкачы» остались «без присмотра». Также в свое время Шунто под ником kabann активничал на динамовской ветке форума газеты «Прессбол», собирал команду болельщиков «бело-голубых» на форумные футбольные турниры.

Руководитель часто повторяет, что создание «воронов» было бы невозможно без «Динамо». Что «Крумкачы» – это проект, вызванный непониманием той политики, которую проводил Юрий Чиж. Да и с другими учредителями клуба Шунто познакомился как раз на первом прессболовском турнире болельщиков. Команда «динамиков» дошла до финала, где по пенальти проиграла «батэшникам». После выхода в высшую лигу Шунто признался, что встречи с «бело-голубыми» будут для него самыми принципиальными в сезоне. В первом круге «вороны» размазали подопечных Вука Рашовича 4:1. После игры Шунто был счастлив и грустен одновременно. С одной стороны сбылась мечта, а с другой – приложить руку к падению клуба, за который болеешь всю жизнь, не самое радостное событие.

Впервые на игре «Динамо» босс «Крумкачоў» побывал еще при СССР. Отец Дениса прививал сыну любовь к футболу и частенько брал с собой. А когда Шунто выбирались в Минск всей семьей, маршрут был таким: утром – в парк, а вечером – на арену.

– Когда начали проводить свой чемпионат, папа на матчи ездить перестал. После «Спартака» и киевского «Динамо» ему стало неинтересно смотреть на Жодино и Старые Дороги. А мне, наоборот, было интересно. И лет в 11 я впервые поехал на футбол самостоятельно. Какое-то время ездил один – Антон (брат – Tribuna.com) тогда еще маленький был. Первый раз взял его с собой, когда сборная играла с Латвией и Эстонией в 1996-м.

В 1990-х хватало футбола и в родных Смолевичах. С 95-го по 97-й год в третьей лиге выступал местный «Кристалл». Кроме этого, домашние матчи в районном центре проводили столичные «Динамо» и «Динамо-93», БАТЭ и жодинское «Торпедо».

– «Динамо» в 1995-м провело в Смолевичах два поединка. Сперва минимально проиграло «93-м», а затем разнесло «Шахтер» 8:0. Было бы и 9:0, но Качуро пенальти не забил. Людей на этих матчах было очень много. Они заполняли не только трибуны, но и стояли вокруг поля. Приезда флагмана ждал весь город, и за несколько дней до игры везде только об этом и говорили. Это было событие. Когда в Кубке «Кристалл» играл с «Динамо-93», на стадионе собралось много болельщиков. Минчане легко победили 3:0, а после игры мимо меня прошел вратарь Юрий Афанасенко и заулыбался: «Самые легкие 300 баксов в сезоне» :). Люди ходили на «Кристалл». Все-таки это что-то свое, родное. Но вскоре город перестал давать деньги, команда загнулась. А ведь по-хорошему в стране должно быть очень много таких команд. В каждом райцентре.

Кроме футбольных матчей местный стадион в Заречном был «домашним» и для ДЮСШ, где полтора года отзанимался Денис Шунто.

– В секцию пошел поздно – в 12 лет. Во-первых, до этого мы жили в районе, из которого добираться в Заречное было не очень удобно. А во-вторых, у меня неплохо получалось в баскетболе. Я даже играл за сборную школы. Когда же мы переехали в новый дом в 200 метрах от стадиона, пошел в ДЮСШ. Был крайним полузащитником. Через какое-то время свою школу в Смолевичах открыл тренер Виктор Дармин. Одноклассник тянул меня туда, но тренировки проходили на «Озерном», по сути, за пределами города. Это была не очень удобная логистика.

Но вернемся к «Динамо». Футбол Шунто всегда смотрел с центральных секторов. На фанатскую трибуну не особо тянуло.

– Всегда брал билет во второй сектор – там было много остряков. Креативные люди по любому эпизоду выдавали море острот. Реально смешных. А фанаты тогда были не такими паиньками, как сейчас. Помню, после одного матча увидел, как они в метро перепрыгивали через турникеты, чтобы не платить за проезд. Да и внешний вид – тогда была мода на ремни, подвернутые джинсы, подтяжки – слегка отталкивал. Мне не хотелось быть в этой группировке, не хотелось так выглядеть и участвовать во внутренней кухне. Старшие фаны вели себя далеко не положительно. Требовали проставляться после первого выезда, отжимали деньги у младших... Драки? Мне повезло, живьем видел всего пару раз. Помню стычку 30 фанатов солигорского «Шахтера» против 50 фанов «Динамо» около гостиницы «Свислочь» (сейчас Crowne Plaza – Tribuna.com). Налетели друг на друга, помесили. Я как раз проходил мимо. Спокойно обошел потасовку – они же посторонних не трогают. Так что боязни не ощущал.

А вот в 1999-м было страшно. На товарищеский матч с нашей сборной приехали россияне. Болельщики гостей сидели в 12 или 13 секторе, а я с приятелем – на соседнем. Гости забили, с сектора полетел файер. Рядом была группировка людей с бело-красно-белыми флагами, которая начала кричать в сторону их сектора: «Русские свиньи!» А там же все пьяные, неадекватные, со стеклянными глазами. Я до матча разговаривал с одним знакомым из Москвы. Он говорил какие-то странные вещи вроде: «Я хочу найти какого-нибудь хохла и вырезать свои инициалы на его щеке». Полнейшие неадекваты. В общем, реагируя на выкрики, вся эта толпа ломанулась на нас. Люди, которые были ближе к ним, побежали в мою сторону. Ощущения, когда на тебя бежит толпа, реально страшные. Это как лавина. Понимал, что сейчас снесут, но застыл на месте и не мог двинуться. А друг Рома побежал не от русских, а на них. Этот момент почему-то очень запомнился. Рома готов был дать отпор, но милиция сработала очень оперативно – серьезной стычки не случилось. Если б не милиционеры, было бы много побитых людей. Народ понесся на выход из сектора в узкий туннель. Из-за этого могла случится вторая Немига.

Еще запомнил эпизод в 2001-м, когда в Минск украинцы приехали. Хохлы шли огромной толпой по улице Свердлова, а в них летели камни, яйца, бутылки. Бросали все: и случайные прохожие, и те, кто вышел на балкон. Такая вот была нетерпимость. Удивительно даже.

Первый выезд Шунто совершил осенью 1996-го. «Динамо» организовывало автобусы в Мозырь, и 14-летний пацан решился на вояж.

– Та игра – самая яркая, которую видел в нашем чемпионате. Это было сумасшествие. Настоящий европейский матч. Народу на трибунах собралось очень много. И мозыряне очень круто болели. Все были с атрибутикой! Летом того же года они приезжали на финал Кубка против «Динамо». Болельщиков приехало несколько автобусов. Все – в клубных цветах, с флагами и другой символикой. Для нас это было что-то удивительное. Мы кроме шарфов и маек ничего не видели, а тут такой перфом. Самое интересное, что в основном болели мужики в возрасте. Они рвали глотки за команду и наши писклявые голоски перекрикивали на раз. Очень сильные впечатления. Кстати, тот финал изменил мое футбольное мироощущение. «Динамо» повергли. И сделали это абсолютно по игре. Мне кажется, матч изменил и футбол в стране.

А октябрьская встреча запомнилась тем, что мы отдали МПКЦ «золото». Насколько помню, «Динамо» опережало конкурентов на пару очков. Команду устраивала ничья. Сыграли тогда 1:1 и вроде бы все было нормально – сохранили паритет. Но МПКЦ простимулировал могилевский «Днепр» и витебский «Локомотив». Они упирались, как могли, и не дали себя обыграть. В последнем туре мозыряне расписали с «Торпедо-Кадино» устраивающую обе команды и стали чемпионами.

Чаще всего Шунто-болельщик посещал территориально близкий Борисов. С момента выхода БАТЭ в высшую лигу он был на большинстве отечественных класико, даже когда они таковыми не считались. Был и на игре, в которой Юрий Курненин дал под зад Юрию Пудышеву, а фанаты «бело-голубых» забросали беговые дорожки «Городского» сидушками. Но по-настоящему Денис стал колесить по стране, когда поступил в институт.

– Обычно выбирались компанией из 3-5 человек на пару дней. У нас была своя культурная программа – бары, клубы и все такое. Ехали не только на футбол, но и «повыступать». Мы это так называли. Любимый город – Брест. Хотя и в Гомеле хорошо было – клубы там неплохие. Старались не пропускать матчи в этом городе. Ночью отдыхали, а утром катались на пароходе по Сожу, пили пиво и подтравливали наиболее отличившихся накануне ребят. А потом шли на стадион. Классно отдыхали и в Мозыре, и в Новополоцке. А вот в Солигорске делать было нечего. Но туда, как и в Жодино с Борисовом, мы не ездили с ночевкой. В Минске же собирались на улице Комсомольской. Там можно было спокойно посидеть на лавочке, выпить пива, пообщаться. Иногда собирались в Александровском сквере. Своеобразная атмосфера, которой сейчас уже нет.

Кстати, часто встречал футболистов в клубах и обнаружил интересную тенденцию. Парни из чемпионата чаще всего в компаниях пьют или колу, или обычную воду. Просто отдыхают. Не такие уж они и алкаши. Конечно, если ты «прибил» «Динамо» 4:1, то почему бы и не отметить? Просто надо понимать, что скоро тренировка, где спуску не дадут. А вот у «сборников» все не так. Когда приезжают сюда, почему-то ужираются в хлам. Видимо, приезжают в сборную как на отдых. Встречают старых друзей и давай…

На стадионах садились среди местных и никогда проблем не было. Почти. В Могилеве как-то сидел на центре в динамовской майке. Вдруг какой-то полузек начал поливать «Динамо»: «Колхозники, приехали из деревни». А когда «Динамо» забило, этот товарищ начал подходить и втирать что-то непонятное. Сперва отваживал его словами, тогда он начал лезть с кулаками: «Я тебя после матча найду!» В итоге, его сами же могилевские успокоили, а милиция вывела с трибуны.

Я никогда не буянил на гостевых матчах. Понятно, что на голы реагировал – вскакивал с места, кричал. Но сперва оценивал публику вокруг. Если народ адекватный, даже общался, подтравливал: «Что у вас за мертвецы?» Но если люди сильно переживали и реагировали болезненно, смотрел спокойно и следил за словами. Но в основном, на трибунах нормально все всегда относились. Большое преувеличение, что могут возникать конфликты. Чаще всего слышал: «Что ты здесь сидишь? Иди в фанатский сектор свой!» И все.

Понятно, что евровыезды стоят особняком. Самый эмоциональный случился в 2013-м. «Динамо» играло с загребской «Локомотивой». В Хорватии очень хотелось выиграть. И я был очень рад, что так оно и случилось. Вообще, атмофера евровыезда отличается от выезда по стране. Все на одном секторе, все становятся фанатами. И я, как и все, в любой момент готов заступиться за товарищей. Кроме того слежу за количеством выпитого алкоголя. Все-таки чужая страна и может произойти всякое. На матчи стараюсь приходить нормальным. Сколько выпиваю? Обычно 2-3 бокала пива. Больше не имеет смысла. Я же приехал для того, чтобы игру посмотреть, а не пробыть в беспамятстве. Хочется увидеть максимально много, получить эмоции от всего: от того, как разминаются игроки, как ведут себя люди вокруг, как работает полиция, как организовано питание, от музыки, которая играет на стадионе... Вроде, все везде одинаково, но мелочи отличаются. И в этом – кайф. Кстати, именно поэтому пропустил потасовку во Флоренции -  уже был на секторе, когда все случилось. А вот на Мальорке, где играла сборная, в инциденте с болельщиками поучаствовал. Нас приехало больше сотни, а билетов было около 20. Понятно, что на сектор пошли приехавшие с семьями. Остальные забурились в близлежащий бар. Смотрели так активно, что хозяин заведения вызвал «космонавтов». И те нас со щитами и дубинками вытурили из бара :).

На всех выездах Шунто старался обозначить себя шарфом клубных цветов или футболкой. Правда, долгое время к «розеткам» Денис относился безразлично.

– Я никогда их не покупал. Они как-то появлялись сами по себе – дарили друзья. Но первый, конечно, помню. Обычный шарф с надписью White Power. Меня тогда не особо интересовало, что это значит. Да и долгое время к шарфам у меня было равнодушное отношение. Я не ассоциировал их с болением и не считал каким-то обязательным атрибутом. Не было понимания, что я болельщик «Динамо», один из многих, и что надо себя выделять. Начал носить шарф лет в 20 после первых выездов за границу. Понял, что обозначать себя в другой стране, – здорово и круто. Люди узнают в тебе болельщика «Динамо». Кто-то посмотрит на тебя искоса, кто-то поднимет вверх большой палец, а кто-то – средний :).

В Беларуси в свое время «прибили» культуру выездов. Как-то так исторически сложилось, что у нас это не принято. Но ведь это круто. Приехали бы динамовские болельщики в тот же Борисов, заполонили бы главную площадь, отдыхали бы, общались, пили пиво, пели песни. Это же здорово! И не было бы никаких проблем. Да и город только выиграл бы от этого. Был бы настоящий праздник.

Говоря о «Динамо», невозможно пройти мимо чемпионств. Последние лет 10 – это больная тема для каждого поклонника клуба. Главный «крумкач» помнит много золотых матчей, но выделяет два.

– Очень хорошо помню игру с «Двиной» летом 1995-го. Всю дистанцию Витебск прошел без поражений и отставал всего на одно очко. В последнем туре команды в Минске играли между собой. У меня была уверенность, что «Динамо» победит, но были небольшие опасения – все-таки соперник был силен. В итоге разгромили его со счетом 3:0. Был я и в Слониме в 1997-м. Но тот сезон перевернул матч в Бобруйске, состоявшийся чуть ранее. Мы отставали от «Белшины» на семь очков и поражение перечеркивало бы все. Но мы победили, забив решающий мяч в концовке. После этого я понял, что свое не упустим. Бобруйск дрогнул, и «Динамо» мощно накатило на финиш.

Это чемпионство для меня самое яркое. Даже ярче золота 2004 года. Тогда все шло очень ровно. Сезон был без особых стрессов и всплесков. Готовность к золотому финишу накапливалась постепенно. Мы просто вернули себе то, что на семь лет было утрачено. Да и я, как и многие, думал, что будем побеждать и дальше. Кто ж знал, что это был последний успех…

В промежутках между чемпионствами «Динамо» едва не прекратило существование. Развал команды в 1998-м переживал очень сильно. Кругом писали, что «Динамо», возможно, не будет. Страшно было такое читать. Как и многие, верил тому, что писали в газетах: Хвастович распродал футболистов и слинял с мешком денег. Мне тогда казалось, что футбола в стране вообще не будет. МПКЦ вместе с Бубновым разваливался. Даже ходили слухи, что клуб в Минск перевезут, сменят название. Другие команды были не айс. Опасался, что со мной произойдет то же, что и с папой – потеряю интерес. Но в итоге команда выжила. Пусть и играла из рук вон плохо, но наблюдать за ростом таких ребят, как Леончик и Леденев было очень интересно. Чиж? Поначалу Юрия Александровича не воспринимал. Ну, назначили человека курировать клуб и хорошо. Он не сразу вышел на ведущие роли.

Весной 2014 года Шунто создает футбольный клуб «Крумкачы», который за два года выходит в высшую лигу и становится реальным соперником для «Динамо». Первая же очная встреча заканчивается разгромом «бело-голубых» 4:1.

– Необычно это все как-то. И я еще до конца не разобрался, что чувствую от этого соперничества. Но в игре против «Динамо» было очень сильное желание победить. Я понимал, что, скорее всего так и будет. Я видел, как настроены парни. Их не надо было дополнительно мотивировать. Понятно, что для нас с братом это был особенный матч. К слову, интересное совпадение: папа, который привил нам любовь к футболу и «Динамо», родился и умер в один день – 17 мая. И именно 17 мая мы играли против «Динамо». Перед матчем вспоминали об этом с Антоном. Жизнь – удивительная штука.

Понимаешь, иногда задумываюсь над тем, что это уже не то «Динамо». Взаимоотношения руководителей между собой, куча различных советчиков... Это уже не «Динамо», а сборище людей какое-то. Нет футболистов, как Кисляк, Мартынович, Путило, которые прошли с командой через многое. Они боролись с БАТЭ за золотые медали, и ты им сопереживал. Любил и не любил вместе с ними. Ну, как можно было не возненавидеть все вокруг, когда в 2010-м Брессан на 93-й минуте забил в Кунцевщине?! Или не радоваться, когда Кислый (Сергей Кисляк – Tribuna.com) в том же году «Неману» забил на 95-й!? Сейчас этой энергии нет. Да и имя немного замылено. Но его можно отмыть и восстановить, возродить интерес к команде. По крайней мере, я верю в это.

Фото: из личного архива Дениса Шунто.

Лучшее в блогах
Больше интересных постов

Другие посты блога

Все посты