Tribuna/Футбол/Блоги/New Generation/«У людей не было допинга, а исследования показывали обратное». Что будет с лучшей толкательницей ядра Беларуси?

«У людей не было допинга, а исследования показывали обратное». Что будет с лучшей толкательницей ядра Беларуси?

Надежда Остапчук вновь оказалась в очень трудной ситуации.

Блог — New Generation
Автор — Антон Рогач
9 февраля 2017, 18:30
9
«У людей не было допинга, а исследования показывали обратное». Что будет с лучшей толкательницей ядра Беларуси?

Надежда Остапчук вновь оказалась в очень трудной ситуации.

В первой половине января МОК опубликовал очередной список попавшихся на старых грехах спортсменов. Среди них оказалась и белорусская толкательница ядра Надежда Остапчук. После перепроверки ее допинг-проб в организме были обнаружены туринабол и тамоксифен. В связи с этим результат бронзовой призерки Олимпиады в Пекине был аннулирован.

Вскоре это решение в экспрессивной манере прокомментировал тренер Остапчук Александр Ефимов (главный посыл – зачем заниматься спортом, если потом тебя развенчают). После того случая никаких новостей по поводу Остапчук в медиа не появлялось.

А ведь вопросов без ответов осталось много. Грозит ли Остапчук очередная дисквалификация? Будет ли эта дисквалификация пожизненной? Собирается ли Надежда подавать апелляцию? Ну и главное – увидим ли мы известную толкательницу ядра на секторе? Ведь срок предыдущей четырехлетней дисквалификации истек совсем недавно.

***

До Олимпиады в Лондоне имя Остапчук ни разу не проскакивало в допинговых сводках. Потом же все пошло наперекосяк. Спортсменка выиграла Игры-2012, но вскоре была дисквалифицирована за употребление допинга. Этот случай стал одним из самых скандальных в истории белорусской легкой атлетики. Озвучивалась версия, что запрещенное вещество (метенолон) было подсыпано в еду спортсменки тренером Александром Ефимовым. Изначально Остапчук была дисквалифицирована лишь на год, в то время как сам Ефимов подвергся четырехлетнему бану.

Однако в марте 2013 года стало известно, что положительной оказалась проба спортсменки, сданная на чемпионате мира-2005. В связи с этим дисквалификация Остапчук была продлена до четырех лет.

***

Срок отстранения спортсменки истек в августе минувшего года. Несмотря на почтительный для спорта возраст (в октябре ушедшего года Надежде исполнилось 36 лет), Остапчук не исключила возвращение в сектор.

– Вернусь, скорее всего, в следующем (2017-м) году. В этом уже точно нет. В общем, буду смотреть по обстоятельствам. Все еще будет зависеть от моего желания и возможностей. Я не хочу выходить и быть посмешищем среди других толкательниц. Это неинтересно. Лучше закончу и не буду мучиться. Но если мое возвращение состоится, то оно будет только ради того, чтобы завоевывать медали. Мне неинтересен спорт ради спорта, чтобы поездить на соревнования и покушать в каких–нибудь олимпийских столовых, – сказала Остапчук.

Надежда начала активно тренироваться и готова была выступить на официальных соревнованиях. Однако с ними как раз и вышла заминка. Осенью Остапчук получила документ, в котором было сказано: тренироваться можно, выступать нельзя. А в январе (вернулись к тому, с чего начали) Остапчук лишили и «бронзы» Пекина.

Итак, что же будет дальше?

***

Для начала отметим, что в НОКе подтвердили факт аннулирования результата Остапчук в Пекине-2008.

Решение МОКа вступило в силу. Что касается дисквалификации, то вам следует обратиться в Белорусскую федерацию легкой атлетики. Задача НОК – следить за исполнением решения. Апелляция? На данное решение Надежда Остапчук апелляцию не подавала, – сказала пресс-атташе организации Анастасия Маринина.

Дисквалификация – едва не главный вопрос в деле Остапчук (перед спортсменкой маячит перспектива пожизненного отстранения). Соответствующее решение может принять Международная федерация легкой атлетики (IAAF), которая затем должна отправить все документы в Белорусскую федерацию легкой атлетики. Но несмотря на то, что с момента уведомления, поступившего от МОК, об аннулировании результата прошло около месяца, но в ведомство Девятовского никаких вестей от IAAF по Остапчук не поступало.

Кроме решения Международного олимпийского комитета ничего не приходило, – говорит председатель БФЛА Вадим Девятовский. – Международная федерации легкой атлетики, как правило, передает документы по таким вопросам на рассмотрение национальной федерации, но мы их не получали. Помимо январского заявления МОК, которое мы все читали, никаких документов не было.

Чтобы прояснить все вопросы, мы решили позвонить самой Остапчук, а также ее тренеру Александру Ефимову.

– Апелляцию бесполезно подавать, – считает Остапчук. – Я уже пробовала судиться: денег процесс требует больших, но пользы никакой нет. Но хочу заметить, что сейчас независимые эксперты проверяют метод, которым  WADA выявляла туринабол, потому что уже немало человек попалось на нем. В прессе появлялась информация, что какой-то ученый доказал существование погрешности при определении туринабола методом, которым перепроверяли пробы (в том числе и мою). Поэтому, я думаю, это решение еще будут пересматривать.

– WADA пока пытается всячески увильнуть от признания проблемы. Но если это действительно так, то в любом случае спустя какое-то время им придется пересматривать решения об аннулировании результатов спортсменов, – считает Остапчук.

Почти то же самое рассказал и Александр Ефимов.

Шесть независимых экспертов установили, что тот метод, который определял то, чего не было – в том числе туринабол – оказался недостоверным и давал ошибки и погрешности. То есть у людей допинга не было, но этот метод показывал обратное. Поэтому лишены медалей не только некоторые спортсмены из постсоветских стран, но и из западных. Сейчас все может вернуться назад. Россия создала комиссию из независимых экспертов, которые будут выяснять, правомерным ли было решение об отстранении.

- Странно, ведь подобной информации вроде как нигде не было.

– Да, потому что вопрос создания комиссии находится в стадии принятия решения. Предстоит выяснить, что это недостаточно опробованный метод, который дал очень большие погрешности и ввел людей в заблуждение.

- Это инициатива российской стороны?

– Так россиян же больше всего и пострадало. Но эксперты независимые: не от WADA, не от какой-либо из федераций. Вы же видите, сколько видов спорта пострадало – медали поотбирали, дисквалифицировали. Если подтвердится, что этот метод дает такие погрешности, то, выходит, все это было незаконно.

– На данный момент находимся в режиме ожидания. По нам ведь никаких решений с августа месяца нет! Все это голословные утверждения, – считает Ефимов.

Остапчук и Ефимов – не первые, кто заявляет о несовершенстве методов, которыми перепроверялись пробы Пекина и Лондона. В схожем ключе высказывался член президиума Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Михаил Бутов, комментировавший лишение российской прыгуньи Татьяны Лебедевой двух медалей Пекина-2008 (кстати, Лебедева также попалась на туринаболе).

– Если метод обнаружения туринабола действительно доказательный, понятно, что спортсменкам необходимо ответить в соответствие с действующими законами. Но хочется быть уверенным, что это не ошибка.

– То есть вы видите для Лебедевой перспективу оправдаться?

– Я не имею права даже рассуждать на эту тему. Дело в том, что я читал много публикаций ученых и юристов, которые сомневаются в правильности этого метода. Но этого, конечно, мало, чтобы участвовать в настоящей научной дискуссии, – заявил Бутов.

Нечно похожее прозвучало из уст тренера российской бегуньи Антонины Кривошапки Владимира Типаева. Кривошапка была лишена медали Лондона-2012 все из-за того же туринабола.

– Мы ждали этого решения, теперь будет подаваться иск в CAS. Во время перепроверки была использована непонятная методика, в результате было обнаружено не вещество, а метаболиты. Думаю, что это дело политизировано, – сказал Типаев.

Аналогичная идея прозвучала и в высказывании юриста Артема Пацева, представляющего интересы российского спорта во всевозможных судах, включая CAS.

– По данному методу тестирования нельзя однозначно заявить, что это метаболиты туринабола. Они могут быть метаболитом какого-то другого стероида. А могут быть метаболитом апельсинового сока, — заявил юрист.

WADA придерживается противоположного мнения. Аргументация необходимости перепроверки проб новым методом (кстати, изобретенного россиянами Тимофеем Соболевским и небезызвестным Григорием Родченковым) довольно проста. Дело в том, что в 2008 и даже в 2012 годах спортсмен должен был прекратить прием туринабола за три недели до соревнования, чтобы избежать положительной допинг-пробы. Возможно, некоторые недобросовестные спортсмены этим могли воспользоваться. А новый метод позволяет находить следы туринабола, даже если допинг-контроль проводился спустя более значительное время после приема запрещенного вещества.

Кстати, на защиту нового метода встали директоры ряда лабораторий. По их словам, метаболит, о котором идет речь, может появиться только от туринабола или другого «дизайнерского стероида», настолько близкого к туринаболу, что он все равно считался бы запрещенным.

Вообще, туринабол, на котором будто бы попалась и Остапчук, стал поводом для аннулирования результатов многих спортсменов на Олимпиадах в Пекине и Лондоне. Вот кто попадался на туринаболе после перепроверки проб новым методом (данные с сайта МОК с июля 2016 по февраль 2017).

Россия: Надежда Евстюхина, Мария Шаинова, Апти Аухадов, Хаджимурат Аккаев, Дмитрий Лапиков, Андрей Деманов, Александр Иванов, Наталья Заболотная (тяжелая атлетика); Юлия Чермошанская, Анастасия Капачинская, Александр Погорелов, Иван Юшков, Евгения Колодко, Татьяна Фирова, Мария Абакумова, Инга Абитова, Денис Алексеев, Анна Чичерова, Татьяна Белобородова (Лысенко), Екатерина Волкова, Кирилл Иконников, Дмитрий Стародубцев, Елена Слесаренко, Юлия Зарипова, Вера Ганеева, Антонина Кривошапка (легкая атлетика); Екатерина Гниденко (велоспорт); Хасан Бароев (борьба).

Беларусь: Анастасия Новикова, Андрей Рыбаков, Марина Шкерманкова, Евгений Жерносек, Ирина Кулеша (тяжелая атлетика); Павел Кривицкий, Павел Лыжин, Оксана Менькова, Светлана Усович, Анастасия Мирончик-Иванова, Надежда Остапчук, Дарья Пчельник (легкая атлетика). 

Украина: Юлия Калина, Ольга Коробка, Наталья Давыдова (тяжелая атлетика); Александр Пятница, Максим Мазурик, Вита Паламарь, Денис Юрченко, Александр Дрыголь, Маргорита Твердохлеб (легкая атлетика).

Азербайджан: Интигам Заиров, Сардар Гасанов, Низами Пашаев, Боянка Костова (тяжелая атлетика); Виталий Рахимов (борьба).

Казахстан: Мария Грабовецкая, Алмас Утешов, Илья Ильин (тяжелая атлетика); Таймураз Тигиев (борьба).

Армения: Тигран Мартиросян, Рипсиме Хуршудян, Норайр Варданян (тяжелая атлетика).

Молдова: Кристина Йову, Анатолий Кырыку (тяжелая атлетика).

Турция: Сибель Шимшек (тяжелая атлетика); Адем Кылыччи (бокс).

Узбекистан: Сослан Тигиев (тяжелая атлетика).

Грузия: Рауль Цирекидзе (тяжелая атлетика).

Исходя из данного списка стран возникает один единственный вопрос: если метод определения туринабола дает погрешность и показывает его наличие на пустом месте, то почему только у спортсменов из постсоветских стран и Турции?

Стоит также отметить, что большинство спортсменов, попавшихся на допинге на Олимпиадах в Пекине и Лондоне, принимали именно туринабол.

Впрочем, не будем никого обвинять и вернемся к Остапчук. В решении МОК (с его оригиналом можно ознакомиться здесь) по спортсменке сказано вот что: «Национальный олимпийский комитет Республики Беларусь должен как можно скорее обеспечить возврат в МОК медали, значка медалиста и диплома, которым спортсменка была награждена за выступление в толкании ядра».

Как признается Остапчук, медаль она пока не вернула:

– Я ничего не возвращала и мне никто ничего не говорил. Да и они не могут ничего говорить после всего.

- А если скажут вернуть, сделаете это?

– Не могу вам на этот вопрос ответить, – сказала спортсменка.

Переживает по поводу ситуации с Остапчук и Александр Ефимов. Тренер заметно нервничает, в его голосе чувствуется напряжение и нотки обиды на бывшего руководителя БФЛА Анатолия Бадуева (в теории федерация могла повлиять на то, чтобы наказание Остапчук было более мягким).

- Надежда сейчас тренируется?

– Конечно, тренируется. У Надежды есть решение о возможности тренироваться. В то же время, IAAF просит повременить с участием в соревнованиях.

- То есть нет решения ни о дисквалификации, ни о возможности участия в соревнованиях?

– Нет. А решения о дисквалификации и быть не может, потому что ей незаконно влепили четыре года. За то, что соответствовало году, ей влепили четыре! Но это все «благодаря» функционерам, нашей федерации, которую тогда Бадуев возглавлял. Именно из-за них четыре года влепили.

- Когда ждете какого-либо решения?

– Мы можем и к маю ждать. Откуда я знаю, когда решится этот вопрос? – сказал Ефимов.

В общем, будущее Надежды Остапчук довольно туманно. Спортсменка продолжает тренироваться, но все теперь будет зависеть от решения IAAF, которая имеет право дисквалифицировать белоруску пожизненно.

- Решение о вашей дисквалификации из Международной федерации легкой атлетики не приходило. Ждете чего-то от него?

– Я не знаю, чего я жду. Да и из той переписки, что у меня с ними происходит, у меня сложилось впечатление, что они сами не знают, чего хотят.

- Нет идей, как туринабол и тамоксифен попали в ваш организм? Или вы уверены в том, что «чисты»?

– Не было там ничего. Я думаю, что это по-любому ошибка. Не было в моем организме туринабола, и я в этом уверена. Более чем уверена, – сказала Остапчук.

Фото: Getty Images/ Alexander Hassenstein

Другие посты блога

Черновик дно
13 марта 2021, 16:44
Все посты