Сейчас белорусам тяжело с помощью гимна заряжать спортсменов на борьбу, но это можно исправить
Пост ко Дню Воли.
Антон Рогач – о гимнах и альтернативе, которая, возможно, сделала бы отечественные стадионы лучше.
19 мая 2014 года – уникальный для меня день. И не только потому, что сборная Беларуси в эмоциональной концовке удержала победу над Латвией и вышла в плей-офф домашнего чемпионата мира по хоккею. В этот день я впервые услышал, как белорусский стадион с гордостью и громко поет государственный гимн.
Вспоминается еще один похожий случай, когда наша молодежка впервые за долгое время вышла в элиту. Тогда гимн пели не болельщики (в силу их отсутствия), а сами хоккеисты. Мощно, эмоционально.
Но обычно белорусы, к сожалению, не поют государственный гимн всем стадионом. Это очень грустно, потому что гимн, по идее, должен вызывать эмоции у спортсменов, которые готовятся биться за честь страны. А порыв болельщиков эти самые эмоции может усилить.
Однако ни сами спортсмены, ни болельщики гимном обычно не проникаются. Возможно, кто-то по идейным причинам. Но не думаю, что это основной повод для игнора. Чтобы не исполнять гимн, вовсе не обязательно быть оппозиционером. Даже на популярных любительских соревнованиях, аудитория которых и знать не знает о существовании альтернативных вариантов, главная композиция государства хором не исполняется.
Сами спортсмены на эту тему выступают нечасто. Многие, справедливости ради, гимн поют – вернее, шевелят губами. Это хорошо видно на крупных планах телетрансляций. Тем не менее, экс-футболист Валерий Макаревич, ныне защищающий цвета сборной в пляжном варианте игры, на эту тему как-то высказался.
С этим тяжело не согласиться. Нынешний вариант гимна, к сожалению, не вызывает мурашек по коже, и взгляды людей особого значения не имеют. Хотя именно гимн должен задавать тон, поддерживать национальную идею. Впрочем, с этой ролью он и справляется: войн и революций мирные люди не устраивают. Это, конечно, здорово, но не для спорта.
Приведу пару примеров из личного опыта, которые помогли понять, почему в других странах главная национальная композиция в фаворе. Одно из первых моих потрясений случилось в Литве. Перед матчем «Жальгириса» в рамках баскетбольной Еврогили стадион без какого-либо фона исполнил гимн. Регламентом турнира это не предусмотрено, но даже гостевые команды знают: в Каунасе перед матчем принято почтительно стоять.
Очень эмоционально болельщики исполняли гимн перед матчем сборной Франции. Именно после посещения «Стад де Франс» я решил посмотреть текст «Марсельезы». И эта песня реально вызвала мурашки по коже: она в первую очередь подкупает эмоциональностью и связью с историей, хотя и музыка хороша.
В гимне Франции четкий посыл: восстать против проклятого флага тирании. В первом куплете цепляет история о кровожадных солдатах, которые идут «резать ваших сынов и подруг». После краткой предыстории – максимально побудительный припев.
К оружию, граждане,
Постройтесь в батальоны,
Идем, идем!
Пусть нечистая кровь
Пропитает наши поля!
Такой гимн действительно заряжает на борьбу.
Интереса ради изучил гимны других стран. Поляки обещают вернуть саблями то, что отняли враги, перейти Вислу, возродить Польшу. В гимне вспоминают войну со Швецией, а в оригинальном «Марше Домбровского» есть еще строфа о том, что в Польше «немец и москаль не осядут» (в официальный гимн не включена).
Украинцы обещают: «Згинуть наші воріженьки, як роса на сонці» и «Душу й тіло ми положим за нашу свободу».
Лично у меня именно эти произведения вызывали самые сильные мурашки по коже. Но, справедливости ради, далеко не всем странам повезло с крутым и эмоциональным гимном. В гимне той же Швеции есть слово «мирный» (правда, и его исполнение перед матчем в Стокгольме особо не тронуло). В национальных песнях многих европейских стран поется о любви к Родине без намека на воинственность. Но дело не только в тексте, но и в музыке. Тот же гимн Литвы больше впечатляет не словами, а исполнением.
Белорусскому официальному варианту, на мой вкус, не повезло ни с тем, ни с другим. Чтобы стадион хором затянул главную песню государства, должно произойти что-то нереальное, как в двух примерах в начале поста. Но хоккейным сборным повезло – гимн исполняется сразу после матчей. Когда тебя распирает гордость, текст теряет какое-либо значение. А в футболе и других видах спорта гимн исполняется перед матчами.
Но расстраиваться сложившейся ситуации повода нет. У нас есть несколько альтернативных вариантов гимнов – «Пагоня» Богдановича или «Жыве Беларусь». Но 25 марта, когда писался пост, хотелось бы вспомнить гимн БНР – «Ваяцкі марш». Он не был утвержден в 1918 году, но позже использовался во время восстания в Слуцке (Слуцкі збройны чын). В воскресенье его, к слову, в Минске пели тысячи белорусов.
Не берусь отвечать за страну, но, на мой вкус, этот гимн заряжал бы спортсменов на борьбу лучше других.
Мы выйдзем шчыльнымі радаміНа вольны родны свой прастор.Хай воля вечна будзе з намі,А гвалту мы дамо адпор!
Няхай жыве магутны, сьмелыНаш беларускі вольны дух.Штандар наш бел-чырвона-белы,Пакрый сабой народны рух.
На бой! За шчасьце і за волюНароду слаўнага свайго!Браты, цярпелі мы даволі,На бой — усе да аднаго!
Імя і сілу беларусаНяхай пачуе й убачыць той,Хто сьмее нам нясьці прымусыI першы выкліча на бой.
Браты, да шчасьця мы падходзім:Хай гром грыміць яшчэ мацней!У крывавых муках мы народзімЖыцьцё Рэспублікі сваёй!
А какой вариант гимна больше нравится вам?
Фото: REUTERS/Alessandro Garofalo