Tribuna/Прочие/Блоги/New Generation/Почему Румас уверен, что через год белфутболу полегчает, и как брестское «Динамо» запустило себя в эфир вместо минского

Почему Румас уверен, что через год белфутболу полегчает, и как брестское «Динамо» запустило себя в эфир вместо минского

Вы очень удивитесь, когда узнаете, как брестское «Динамо» добивалось прямого эфира.

Блог — New Generation
Автор — Антон Рогач
20 апреля 2018, 23:13
27
Почему Румас уверен, что через год белфутболу полегчает, и как брестское «Динамо» запустило себя в эфир вместо минского

Топы отечественного спорта выступили на конференции – местами получилось очень даже любопытно.

В четверг 19 апреля в Белорусском госуниверситете физической культуры состоялась конференция «Менеджмент, маркетинг и экономика спорта». На ней выступали многие топовые управленцы – глава АБФФ Сергей Румас, директор «Беларусь 5» Павел Булацкий, замуправляющего БГК им. Мешкова Лидия Семенова, замминистра спорта Вячеслав Дурнов и другие.

Мероприятие длилось 9 часов, но мы рассказываем лишь о самом интересном.

Как брестское «Динамо» добилось прямого эфира

Эту историю рассказал директор «Беларусь 5» Павел Булацкий. Минувшим летом выездные матчи минского и брестского «Динамо» против «Работничков» и «Альтаха» соответственно во втором квалификационном раунде Лиги Европы накладывались друг на друга: столичная команда стартовала в 19:00, брестская – в 19:30. Телеканал решил показать в прямом эфире игру минчан, а встречу их одноклубников продемонстрировать в записи.

Однако такой расклад не устроил клуб из города над Бугом. Проблема решилась очень необычно: представители брестского клуба выкупили на «Беларусь 5» два часа эфирного времени по рекламным расценкам. Точная сумма не прозвучала, но Булацкий назвал ее значимой. В результате в эфир внесли изменения, о которых объявили за считанные часы до матчей. Игру брестского «Динамо» «Беларусь 5» показал в прямом эфире, «Динамо-Минск» – «Работнички» отложили на потом.

Насыщенный спич Румаса

Председатель Белорусской федерации футбола на конференции присутствовал недолго, но парочкой интересных цитат поделился.

– Футбол – это спорт номер один, у нашей федерации самый большой бюджет. Тем не менее, мы сталкиваемся с проблемами самоокупаемости соревнований, привлечения спонсоров и рекламодателей в футбол.

Могу сказать, что в футболе у нас самый конкурентный чемпионат. Нигде больше под эгидой федерации нет трех дивизионов – а у нас высшая, первая и вторая лиги. Часто обсуждают, сколько команд должно быть в элите. Мол, из 16 команд 6-7 неконкурентоспособны. Но мы смотрим в федерации на это с другой стороны. Мы сами взяли на себя эту ношу. АБФФ полностью, в том числе за счет титульного спонсора, содержит весь чемпионат. Государство не участвует в финансировании чемпионата Беларуси по футболу, а наши возможности позволяют содержать 16 команд в высшей лиге. Плюс нужно учитывать, что клубы, которые попадают в высшую лигу, проходят лицензирование, которое требует наличия детских команд. Мы и дальше будем настаивать на том, чтобы не уменьшать количество клубов в элитном дивизионе. Да, 6-8 клубов каждый год борются за медали, но ведь то же брестское «Динамо» еще пару лет назад было среди аутсайдеров, а сегодня это реальный претендент на выход в финал Кубка Беларуси. 

Так получается, что я руководитель и федерации футбола, и Банка развития. Поэтому для себя определил, что наш вид спорта банк не спонсирует. Через год ситуация изменится, и футболу станет легче, потому что Банк развития всегда входит в пятерку самых прибыльных организаций Республики Беларусь. Но сейчас группа Банка развития вкладывает в другие виды спорта. Так, сегодня мы сосредоточены на теннисе.

В высшей лиге у нас 16 клубов, в которых ситуация отличается. Но в последнее время я часто упоминаю брестское «Динамо». Три года назад они были одним из самых проблемных клубов высшей лиги, у которого было туго с бюджетом. Но в 2016 году в Брест пришел частный инвестор, и ситуация изменилась. Буквально за год этот клуб вышел в лидеры по посещаемости, обогнав даже БАТЭ. Маркетинговая составляющая там очень сильная, клуб проводит акции, у него лучшие календари, создана академия – все действия программные. Если есть инвестор, который знает, ради чего он приходит в спорт, будет результат. Но есть и те команды, которые, по сути, выживают. Они приходят в федерацию и просят помощи, чтобы доиграть сезон.

Развитию футбола можно способствовать через массовость. В прошлые годы мы много инвестировали в развитие инфраструктуры. Можно и нужно играть во дворе, но для нормального футбола нужны качественные площадки. Мы основную часть нашего большого бюджета направляли на развитие инфраструктуры. Но сейчас приоритетным стал массовый футбол, финансирование которого мы увеличили в минувшем году. В 2017 вложили в это направление 1 миллион рублей.

К сожалению для меня, так в стране получилось, что мерилом состояния футбола является выступление нашей национальной команды. Почему к сожалению? Потому что если сборная выигрывает, то неважно, что делается в футболе и делается ли вообще. Все хорошо и все рады. А только сборная проигрывает, вне зависимости от других показателей, все шишки сразу летят в федерацию – мол, у нас все плохо, плохо, плохо, плохо. Но футбол развивается – и об этом свидетельствует количество детей, занимающихся нашим видом спорта, хорошие результаты других сборных, не только национальной. Женский футбол развивается. Поэтому перспективы у нас хорошие, и все будет хорошо.

Я, наверное, последний из магикан, кто руководит спортивной федерацией, будучи параллельно управленцем. И основной вывод, который я сделал за время работы: председателем столь крупной федерации должен быть освобожденный человек. Очень трудно совмещать руководство АБФФ с работой в другом месте: на все не хватает времени. Многие вопросы делегируешь, но где-то это потом выходит боком. Поэтому решение изменить стратегию (с прошлого года руководить многими федерациями стали бывшие спортсмены – Tribuna.com) считаю правильным. Я и сейчас возглавляю Попечительский совет, а через год буду возглавлять только его.

От детских тренеров не будут требовать результат?

На пресс-конференции Сергей Румас затронул и тему детского спорта. В частности, неэффективную систему поощрения детских тренеров.

– У нас долгое время был такой критерий, и мы сейчас пожинаем плоды такого подхода. Мол, если ты такой хороший тренер, то нужен результат. И детей гоняли: «Давай, беги быстрее, забивай! Если не получилось, значит ты плохой». Это неправильно, и сегодня мы перестраиваем систему.

В перерыве решил уточнить у присутствовавшего заместителя министра спорта Вячеслава Дурнова, планируются ли изменения на уровне его ведомства.

– Давно известно, что государство выписывает детским тренерам премии за результат. Министерство спорта может лоббировать изменения на национальном уровне?

– Не совсем за результат. Основная задача, чтобы тренер нашел ребенка, подготовил и передал на следующий уровень. Если специалист обеспечит постоянный поток молодых спортсменов, то и он на своем уровне не задержится, а пойдет вверх по карьерной лестнице.

– Лично сталкивался, как местные спорткомитеты требуют от детских тренеров добиться результата на областных соревнованиях. То есть такой проблемы больше нет?

– Вы знаете, это тяжело искоренить. Но мы понимаем, что результаты в детском спорте не есть гарантия результатов в спорте высших достижений.

ФХБ обеспечит детей хоккейной формой

В январе в этом блоге появился материал о странном подходе к детскому хоккею. Его посыл заключался в том, что у государства нашлись сотни миллионов долларов на строительство ледовых дворцов, но не нашлось средств на покупку формы детям – эту статью расходов тянут далеко не все родители, из-за чего в хоккейных школах нередко случаются недоборы.

Слово на этот счет взял заместитель председателя ФХБ Владислав Клочков.

– Федерация хоккея помогает школам. Сейчас каждый год будет покупаться до тысячи комплектов экипировки для детей. Она будет выдаваться ребятам в возрасте от шести до восьми лет. Потому что, как вы сказали, не все родители готовы выделить на это часть семейного бюджета. Эта проблема есть, но мы ее решаем.

Что касается недоборов в некоторых городах, то там дворцы недавно построены. Некоторым клубам нужен какой-то промежуток времени, чтобы появились дети. Но мы тоже это отслеживаем, и сейчас федерация мониторит каждую арену. И если появляются вопросы, мы их задаем, и пытаемся помочь решить проблемы. Плюс мы прорабатываем вопрос вовлечения в занятия хоккеем детей из неблагополучных семей и детдомов. Для начала хотя бы на уровне массовых катаний, откуда тренеры будут высматривать перспективных ребят.

Минспорта спросит с клубов за посещаемость?

Вячеслав Дурнов затронул тему посещаемости матчей в командных видах спорта.

– Мы говорим о том, что матч должен быть зрелищем. Как заставить спортивные клубы бороться за посещаемость? Указ сверху, экономические стимулы?

– Сергей Румас говорил о положительных примерах в футболе – того же брестского «Динамо». Директивно этот вопрос не решишь. Должна быть команда энтузиастов, которые заинтересованы в том, чтобы этот клуб жил. Если удастся привлечь административные и бизнес-ресурсы, то это сдвинет с мертвой точки любой клуб. Руководители клубов должны быть заинтересованы в развитии проектов.

– Но бывают и такие, которых устраивает, что деньги на счет капают.

– Это потребительское отношение к спорту, но оно заканчивается на наших глазах. Такого не будет, что у вас есть бюджет, с которым вы заняли восьмое место, и вы просите увеличить его в два раза, чтобы стать пятыми. Это неправильно. Мы говорим о привлечении зрителей. Клуб развивает детский спорт, растит молодых звездочек. Они потом начинают играть за команду своего региона. Это значит, что родственники, друзья, одноклассники, которые знают этого человека, с большим энтузиазмом пойдут на стадион.

– Едва ли не единственный критерий оценки клубов – результат...

– А надо вводить новый критерии оценки – посещаемость. Это важнее. Появится это, появится база, начнется движение вперед. Это 100 процентов.

Сколько болельщиков будет ходить на хоккейное «Динамо» в ОЧБ?

Этот вопрос был адресован Артему Васильеву – заместителю генерального директора клуба по маркетингу и коммерческим вопросам.

– Да, действительно, у нас ежегодно возникают вопросы в таком стиле. Я не думаю, что посещаемость сохранится на том же уровне: говорить иначе было бы неправдой. У нас есть пример в виде БАТЭ, на который в еврокубках собирается полный стадион, а на чемпионат Беларуси в несколько раз меньше. Здесь нам не побороть устоявшийся негатив наших граждан в отношении чего-то собственного. В Беларуси плохо развит местный патриотизм. Я уверен, что в Сморгони болельщиков местного клуба меньше, чем «Манчестер Юнайтед». Во всем мире не так: мы можем болеть за «МЮ», но в обязательном порядке будем болеть и за родной клуб. Изменить это в короткий промежуток времени тяжело. Тем более в Минске высокая концентрация клубов, поэтому собирать так много зрителей в чемпионате Беларуси не получится. У того же «Немана» посещаемость в регулярном чемпионате, особенно когда матчи стартуют в 13:00, не лучшая. Хотя на играх плей-офф, конечно, арена заполняется – как и в Молодечно. Хочу добавить, что посещаемость национального первенства низкая не из-за уровня игры, а потому что в свое время комментаторы позволяли себе выражения «унылая», «неинтересная» и «давайте посмотрим что-нибудь другое». Давайте посмотрим на чемпионат Польши по футболу – уровень там не фантастический, и постоянного участия в Лиге чемпионов нет. Но спортивные журналисты слово «унылый» по отношению к своему чемпионату не применяют.

Похожий вопрос задали и Лидии Семеновой. На матчи БГК в SEHA-Лиге и Лиге чемпионов собирается 2-3 тысячи болельщиков, а вот на чемпионат Беларуси нередко приходит 100-200 человек. Возможно ли это изменить?

– В текущем сезоне БГК провел 70 матчей с учетом выездных. Скажу честно: из-за такого большого количества игр народ просто наедается гандболом, и национальный чемпионат становится болельщикам неинтересен. И, конечно, в первую очередь для этого нужно работать федерации. Мы со своей стороны делаем все. Естественно, не организуем шоу уровня матчей Лиги чемпионов, потому что умеем считать деньги. Единственное, стараемся делать шоу из матчей с нашими друзьями из СКА, потому что они собирают какую-то аудиторию. А вообще, из чемпионата Беларуси тяжело сделать шоу, если нет основного – болельщиков, конкуренции. Проблема не в наших зрителях, а в том, что разница предсказуемо бывает 20 мячей, в матчах с объективно полупрофессиональными командами.

Когда белорусское ТВ будет платить АБФФ за телеправа?

Предысторию вы наверняка знаете. Частная компания «Спецмедиа» снимает для АБФФ все матчи чемпионата Беларуси. Та, в свою очередь, за небольшие деньги продает трансляции «Минск ТВ». «Белтелерадиокомпания» по примеру коллег платить за телеправа не намерена. Позиция руководства «Беларусь 5» проста: канал инвестирует большие деньги в организацию трансляций (многократно больше, чем «Спецмедиа»). Павел Булацкий назвал такое сотрудничество с белорусским спортом спонсорством со стороны медиагиганта. В связи с этим директору «Беларусь 5» задали четкий вопрос.

– Если «Спецмедиа» будет делать соответствующую вашим требованиям «картинку», «Белтелерадиокомпания» готова платить АБФФ?

– Я очень хочу, чтобы телеканал «Беларусь 5» через несколько лет покупал права. Но что касается качества трансляций... Каждый должен заниматься своим делом: футболисты играть, телевизионщики снимать. Потому что когда телевизионным производством начинают заниматься люди с подготовкой менее профессиональной, чем те, которые имеют многолетний опыт, то это отражается на экране.

Чтобы вы понимали разницу между показом футбола с трех камер и профессиональной съемкой, включите наши трансляции Лиги чемпионов и матчей КХЛ. Да, у нас сейчас не хватает технических возможностей: в стране только одна профессиональная ПТС. Но когда мы ей показываем, а за создание «картинки» отвечают режиссеры, которые работают в «Белтелерадиокомпании», то это транслируется на высоком уровне и идет за рубеж. Часто слышу, что люди сравнивают картинку с «Минск-Арены» на «Беларусь 5» и КХЛ-ТВ, при этом говоря: «Вот, умеют же русские показывать!» На самом деле это трансляция из нашей ПТС. Просто некоторые кабельные сети и провайдеры не в состоянии обеспечить доставку сигнала в HD до конечного потребителя. Надеюсь, эта ситуация изменится как можно быстрее.

Помимо этого, Булацкий коротко рассказал о ближайших планах «Беларусь 5». Среди них – запуск отдельного продукта «Беларусь 5» в интернете. Впрочем, подробно рассказывать о нем директор канала не стал. Кроме того, зрители могут ждать новые программы, посвященные различным видам спорта.

Фото: sportedu.by

Другие посты блога

Черновик дно
13 марта 2021, 16:44
Все посты