Tribuna/Футбол/Блоги/Отдал. Закрылся/Экс-тренер «Лиды» о причинах ухода из футбола, финансовых проблемах и двух дестяках лет в лидском клубе

Экс-тренер «Лиды» о причинах ухода из футбола, финансовых проблемах и двух дестяках лет в лидском клубе

Есть ли жизнь после футбола?

26 мая 2020, 20:43
2
Экс-тренер «Лиды» о причинах ухода из футбола, финансовых проблемах и двух дестяках лет в лидском клубе

Максим Лычёв практически всю свою игровую и тренерскую карьеру провёл в одном клубе. Пройдя школы узбекского и украинского футбола, а также армию, он на 20 лет осел в «Лиде», сначала в роли игрока, затем – тренера. «Лида» под его руководством рубилась за выход в «вышку» в самый интересный сезон первой лиги последних, когда там в лидерах были «Ислочь», «Городея», «Крумкачы» и «Днепр». В интервью он рассказал о том, чего не хватило в тот сезон клубу, причинах ухода из футбола и чем занимается теперь.

- После увольнения в сезоне-2015 из ФК «Лида» вы пропадаете из поля зрения любителей белорусского футбола. Чем занимаетесь?

– Ушёл совсем в другую сферу жизни, футбол для меня закончился. Вскоре после увольнения знакомые предложили поехать в Москву на заработки. В итоге проработал там три года в строительстве. А уже в 2018 году переехал в Германию, тут и работаю теперь в той же сфере, наша фирма занимается укладкой тротуарной плитки.

- Расскажите о том, как вы попали в футбол, как начался ваш путь?

– Да у меня и выбора особого не было, отец был футбольным тренером, без шансов для каких-то других занятий.

Я родился в городе Белая Церковь, чуть меньше чем 100 километров от Киева. Но ещё когда мне был год, мы с семьёй переехали в Узбекистан: отца пригласили работать тренером в Фергану в команду «Нефтяник». Я попал в структуру этой команды и до 14 лет там занимался, даже попадал в юношеские сборные Узбекистана. В 88-ом году нам пришлось уехать из Ферганы, отец поехал работать в Беларусь, в Волковыск, а я поступил в технический колледж в Киеве. Поехал туда без родителей, благо что в Киеве много родственников, приютили, а я попал в команду «Трудовые Резервы» при колледже.

В 92-ом году поступило предложение от могилёвского «Торпедо», так я оказался в Беларуси. После Могилёва успел полгода поиграть в Слониме, а затем ушёл на полтора года в армию. Служил под Молодечно, полтора года почти без футбола давались тяжеловато, но заканчивать не собирался. После армии поехал в «Лиду» и по итогу остался там на долгие годы.

- Практически всю свою игровую карьеру после армии (за исключением одного сезона в мостовском «Немане») вы провели в Лиде. Неужели никогда не поступало предложений сменить клуб?

– Да, в состав «Лиды» в 2000 году, игравшей в Высшей лиге было сложно пробиться, а играть хотелось, поэтому на сезон переехал в Мосты, где собралась очень хорошая команда и мы чуть не вышли в «вышку» заняв 3-е место. После этого вернулся в Лиду и больше никаких предложений и намёков на переход уже не было.

- Карьеру вы закончили достаточно рано для голкипера. Что тому причиной?

– Да, закончил в 34, хотя казалось, что можно ещё играть, но травма спины начала сильно мешать. У меня обнаружили межпозвоночные грыжи, если сначала играл на уколах, то потом уже и они не помогали. Решил больше не мучиться и закончил.

- В период и игровой, и тренерской карьеры вы отличались своей эмоциональностью: жёлтые карточки за разговоры с судьями не редкость, но были три ярких эпизода. Первый – матч в Светлогорске, ещё в роли игрока, толчок арбитра, удаление и последовавшая дисквалификация, второй – разборки с арбитром Лавским в Слуцке в 2013 году и 10-матчевая дисквалификация, третий – 2014 год и конфликт с тренером «Сморгони» Батюто. Расскажите подробнее об этих эпизодах.

– Не хотелось бы в деталях вспоминать эти ошибки. Сейчас я понимаю, что это было проявление моей слабости. Так себя не должен вести ни игрок, ни, тем более, тренер, это не профессионально и не этично. И, конечно же, хотелось извиниться, хоть и через прессу, перед Павлом Батюто за свои слова и действия. Матч тогда для нас складывался очень тяжело и удаление одного из лидеров нашей команды меня подзавело.

- Давайте вспомним сезон-2015: ФК «Лида» под Вашим руководством за 4 тура до конца идёт на 5-ом месте, имея теоретические (хоть и совсем небольшие) шансы зацепиться за тройку, но происходит отставка. Что тогда произошло?

– Сразу хотелось бы оговориться, что увольнение было сугубо моим решением. Но начать хочется еще с предсезонки. Имел место конфликт между клубом и местной ДЮСШ, бюджет команды на сезон был сильно урезан, «Лиду» покинула половина команды и руководство города настаивало на том, что клуб должен возглавить молодой местный специалист. Несмотря на несогласие руководства клуба, Андрей Иванович Петров настоял на моей кандидатуре. Большое спасибо ему за предоставленное доверие и шанс поработать главным тренером. Перед сезоном у нас состоялся разговор с Дубатовкой (начальник спорта и туризма в Лиде на тот момент – прим. автора), где меня спросили есть ли шансы на сохранение прописки в первой лиге. Зная состав, с которым предстоит работать, я ответил, что шансы есть, тогда передо мной были поставлены задачи быть в десятке по итогам сезона и подтянуть как можно больше лидской молодёжи в состав.

Первый круг команда провела очень хорошо, и мы были среди лидеров, тогда снова произошла встреча между мной, Дубатовкой и Сечко (в тот момент председатель ФК «Лида» – прим. автора). Начали говорить о шансах попасть в высшую лигу. Я выдвинул условия, что для борьбы за повышение мне нужно пополнение бюджета для приглашения трёх человек, с которыми у меня уже была устная договоренность о переходе в «Лиду», но в ответ руководители промолчали, никакого усиления я не дождался. Именно в тот момент я понял, что я уйду из клуба, как только решу поставленную перед сезоном задачу, никаких перспектив здесь работать я не видел. И, когда уже к концу чемпионата понял, что ниже 10 места команда точно не упадёт, ушёл из клуба.

- Вспоминая период тренерской карьеры в ФК «Лида» вспоминаются два момента: атакующая игра с множеством голов (но и множеством пропущенных), а также схема с 3 центральными защитниками, которую в те годы в Беларуси ещё практически никто не использовал. Откуда эта любовь к атакующему футболу у экс-голкипера, и где была подсмотрена такая схема?

– Тут всё просто: схема была подстроена под игроков, которые имелись в составе, специально ни у кого её не подсматривал. Из-за того, что атакующих игроков в команде было больше и была избрана такая схема, как мне кажется более атакующая. Отсюда и такая результативность команды. Да и болельщикам нравится зрелищность, мы же ради них и играем, зачем быть очередной командой, играющей 90% времени сзади?

- Сейчас тренера говорят о тщательной работе по изучению соперника, выявлению его сильных и слабых сторон, многие опираются на данные статистики. Как происходил процесс в вашей работе, ведь информацию о командах Первой лиги найти очень сложно?

– Для первой лиги никакая информация и не нужна, игроки переходят из клуба в клуб в пределах лиги, ты их видишь каждый год, меняется только форма, а чего от того или иного игрока ждать ты уже знаешь. Поэтому исходя из одного состава уже понимаешь, что представляет из себя команда соперника. Также многое можно подчерпнуть из матчей межсезонья. Так что специально никого не изучали, а действовали с позиций своих сил и возможностей.

- После окончания игровой карьеры вы работали детским тренером, а уже перейдя на должность в основную команду активно подтягивали молодых воспитанников клуба (от 17 до 20 лет), причём давали им немало игровой практики. Сейчас у команды с этим беда. Как думаете, в чём дело?

– Сложно сказать не зная ситуацию изнутри, может снова имеет место быть конфликт клуба и ДЮСШ, может недостаток талантливой молодёжи. Хотя сейчас тренерский штаб состоит полностью из лидчан, казалось бы, должны подтягивать, но не выходит.

Проработав тренером вижу, что развития в белорусском футболе нет, и не думаю, что что-нибудь поменяется. Хорошей молодёжи достаточно, но многие, не получив никакого шанса, просто заканчивают с футболом. Причём проблемы почти во всех странах бывшего СССР, кроме, разве что, Украины, где я вижу какое-то развитие и футбол там можно назвать спортом №1.

- Из года в год белорусские клубы сталкиваются с финансовыми проблемами, но зачастую руководители и тренера говорят, что имеются лишь небольшие задолженности, которые к концу сезона погашаются. Как обстояли дела в «Лиде» когда вы были игроком и тренером?

– С 90-х, как только я пришёл в команду после армии, и до самого моего ухода из клуба не было ни одного года, чтобы не задерживались выплаты, хоть на месяц, но стабильно случались проблемы. Даже после моего увольнения я получил расчёт только через полтора года, при этом ещё вычли деньги за учёбу. Кажется, что с моим уходом ситуация в команде не изменилась.

- Сейчас в прессе много и громко говорят о договорных матчах. На этом попались футболисты ФК «Лида», также фигурантом дела о договорняках стал ваш бывший одноклубник Алексей Сучков. Можете ли вспомнить в вашей карьеры такие матчи или матчи, когда вам казалось, что матч договорной?

– До сих пор не понимаю решение федерации по данному делу, то, что сейчас клубы расхлябывают за отдельно взятыми игроками, которых уже в этих командах нет, считаю это не совсем правильным. Команды не должны страдать из-за этого. Что касается фигурантов данных матчей, то с Лешёй Сучковым и Игорем Лисицей много лет знаком и знаю их только с положительной стороны, как людей, как игроков, но что-то сподвигло их на такой поступок. Думаю, что не от хорошей жизни они пошли на такое, но полностью оправдывать их тоже неверно.

Что касается меня, то в моей карьере таких матчей не было, по крайней мере если и были, то я о них ничего не знал. Да и в бытность моей карьеры не была так развита букмекерская структура.

- Столько лет и сил отдано футболу (в том числе на футбольное образование), не тянет вновь вернуться в тренерство?

Загадывать не стану, но в белорусский футбол вряд ли когда-то вернусь. После тренерского периода карьеры понял, что развитие белорусского футбола, как и развитие твоё в белорусском футболе практически невозможно. В Германии же я увидел, что такое настоящий футбол, но стать здесь тренером, даже детским, намного сложнее: необходимо идеальное знание языка, да и предпочтение отдается местным, сейчас тренеров хватает, даже в детских командах работает сразу несколько специалистов.

- Какой момент из футбольной карьеры с удовольствием вспоминаете?

– Вспоминаются моменты из юношеского футбола, когда мне казалось, что у меня есть талант, у меня получается, и меня должно ждать отличное будущее, мы много разъезжали по турнирам, много где побывали.

Из взрослой карьеры же вспоминаются два момента. Первый – отбитый пенальти в конце встречи с «Берёзой» в сезоне-2007, когда удалось удержать победу, что очень помогло на финише чемпионата, когда решалась судьба возвращение в первую лигу, реакция болельщиков, который тогда чуть ли не до раздевалки несли на руках до сих пор вспоминается. Второй – прощальный матч против «Минска» в 2008 году. К тому моменту я уже два месяца не тренировался из-за болей в спине, но Сергей Николаевич Петрушевский, за что ему большая благодарность, дал красиво уйти, а после матча устроил небольшой банкет.

- Самый сильный футболист, против которого вам довелось сыграть, и самый сильный футболист, с которым удалось сыграть в одной команде?

– Из тех, против кого удалось сыграть – Валентин Белькевич, уже тогда до киевского «Динамо» очень сильно выделялся на фоне других. Что же касается моих лучших одноклубников, то выделю Владимира Михальцова и Витольда Хохлача, с которыми поиграл за «Лиду»

- Следите ли за «Лидой» и белорусским футболом?

– Не пристально, но за результатами не чужой для меня команды слежу, могу посмотреть обзор матча. Правда, глядя на состав команды, большую часть вообще не знаю, только лидских ребят. В конце хотелось бы поблагодарить детских тренеров Лидской ДЮСШ, перейдя в другую профессию я понимаю, что тренерство – тяжелейший труд, который в Беларуси слабо оплачивается, а эти люди работают на энтузиазме.

Фото: twitter ФК «Лида»

Другие посты блога

Все посты