Tribuna/Футбол/Блоги/Ни слова про футбол/Легенду бега Мо Фара спасают от бана за допинг? Его тренер дисквалифицирован, но старые пробы не отдают для перепроверки

Легенду бега Мо Фара спасают от бана за допинг? Его тренер дисквалифицирован, но старые пробы не отдают для перепроверки

21 января 2020, 09:15
Легенду бега Мо Фара спасают от бана за допинг? Его тренер дисквалифицирован, но старые пробы не отдают для перепроверки

Мировой антидопинг живет не только российским скандалом, но и другими долгоиграющими расследованиями – тоже далекими от завершения. Важный пример – дело американского тренера по легкой атлетике Альберто Саласара, осенью 2019-го дисквалифицированного за распространение допинга и другие нарушения.

Саласар с 2001 года возглавлял элитную тренировочную группу Oregon Project, которую спонсировала Nike – здесь готовили топ-бегунов на длинные дистанции, а главной звездой был четырехкратный олимпийский чемпион из Великобритании Мо Фара.

2015-й год: документальный фильм и первые подозрения

В июне 2015-го на британском телеканале BBC вышел фильм-расследование о деятельности тренера Саласара. Семь человек из его группы поделились с Американским антидопинговым агентством (USADA) подозрениями – по их словам, американский бегун Гэйлен Рапп принимал тестостерон по поддельной медицинской справке. Также Саласар использовал другие запрещенные методы – например, микродозы тестостерона и преднизолона.

В этой же группе тренировался и Мо Фара, однако его обвинения не коснулись.

Слева направо: Гэйлен Рапп, Альберто Саласар и Мо Фара

Интересно, что на Играх-2012 в Лондоне Фара и Рапп были лучшими на дистанции 10 000 метров – британец взял золото, американец – серебро. Рапп отверг все обвинения, зато Фара сообщил, что уйдет от тренера, если появятся реальные доказательства его вины.

«Я не ухожу от Альберто, потому что не вижу никаких доказательств. Я позвонил ему в пятницу и спросил: «Альберто, что происходит?». Он ответил: «Мо, я докажу тебе, что это всего лишь обвинения, у меня есть доказательства невиновности». Меня рассердила эта ситуация. Это нечестно и неправильно. Я не сделал ничего, но мое имя втоптали в грязь. Я хочу знать, что происходит. Если Альберто перешел черту, то я буду первым, кто уйдет от него».

Через несколько дней после выхода фильма Фара с подозрительной неожиданностью снялся с этапа «Бриллиантовой лиги» в Бирмингеме. По его словам, причина была в эмоциональном опустошении из-за допингового скандала: «Эта неделя была очень нервной и отняла много сил. Я был не в состоянии сосредоточиться на сегодняшнем забеге и после событий последних дней чувствую себя эмоционально и физически истощенным».

Дальше ситуация развивалась молниеносно:

8 июня 2015-го Федерация легкой атлетики Великобритании заявила, что серьезно отнеслась к фильму BBC и перепроверит все медицинские данные Фары. В том числе – показатели крови и данные об использовании биодобавок. Тогда же президент WADA Крэг Риди потребовал тщательного расследования, но, по сути, оно началось только в 2019-м.

• Саласар дал комментарии 9 июня и, конечно, отверг обвинения:

«Я всегда говорил, что верю в чистый спорт, в тяжелую работу. Отрицаю все обвинения в использовании допинга. BBC прибегли к необоснованной и неточной журналистике, не проявив малейшего уважения к Мо Фаре или Гэйлену Раппу. Надеюсь, что СМИ и болельщики дадут мне время доказать обвинителям их неправоту. Я предоставлю необходимые документы и факты так быстро, как только смогу, чтобы Фара и Рапп смогли наконец-то сфокусироваться на тренировках».

18 июня выяснилось, что Фара пропустил два допинг-теста перед Олимпиадой-2012. Первый – в конце 2010-го, второй – в начале 2011-го. Третий пропуск грозил бы двухлетним баном, но его не случилось.

Фара утверждал, что просто не слышал звонка в дверь от допинг-офицеров и даже предоставил видео, иллюстрирующее, что услышать дверной звонок из его комнаты невозможно.

23 июня массажист тренировочной группы Саласара Альберт Купчак признался, что тренер часто приносил на сборы запрещенный тестостероновый гель:

«Когда мы были в аэропорту, Альберто сказал: «Не позволяй никому притрагиваться к моим сумкам – там лежит гель с тестостероном. Не хочу, чтобы кто-то попался на нем случайно». Я тогда подумал: если уж ты взял такую вещь с собой, то почему в виде геля? Можно взять таблетки или уколы. Зачем рисковать, чтобы кто-то из спортсменов мог случайно к нему прикоснуться? Это странно.Потом мы перестали обращать внимание на это, потому что Альберто постоянно носил чертов андрогель с собой».

25 июня расследование по делу Саласара начало Американское антидопинговое агентство (USADA).

Несмотря на это, Фара продолжил тренироваться с Альберто: «Я работал с ним многие годы, так что должен верить ему и тем доказательствам, что он предоставил. Основываясь на этих доказательствах, я продолжу работу вместе с ним».

Через пять дней расследование запустило и Британское антидопинговое агентство (UKAD).

30 июля юрист USADA Билл Бок допросил Фару – процесс длился пять часов.

Через день Федерация легкой атлетики Великобритании опубликовала результаты перепроверки данных спортсмена. Все было чисто – организация пришла к выводу, что подозрения в использовании Фарой запрещенных препаратов беспочвенны.

• в сентябре 2015-го Фара опубликовал показатели крови, чтобы подтвердить невиновность: «Я согласился на это, потому что мне нечего скрывать. Думаю, каждый спортсмен должен чувствовать себя комфортно, оглашая такие показатели. Это моя работа. Но скептики всегда остаются».

2017-й: доклад USADA и пропущенные тесты Фары

Расследование USADA не прекращалось, но информации о нем было мало. Известно, что агентство допросило эндокринолога Джеффри Брауна, который работал с Саласаром.

В это время Фара и Рапп продолжали тренировки у Саласара и брали медали: у британца два золота в Рио-2016, у американца – бронза.

зимой 2017-го благодаря хакерской группе Fancy Bears произошла утечка внутреннего доклада USADA по расследованию.

В нем сообщалось, что Саласар давал спортсменам без необходимого медицинского обоснования разрешенные препараты, которые могут иметь негативные последствия для здоровья – в частности, использовал запрещенный метод с разрешенным препаратом L-карнитином и выписывал препараты, повышающие уровень тестостерона.

Офицеры USADA отмечали, что Саласар отказался сотрудничать со следствием и препятствовал изучению медицинских записей во время расследования – как и некоторые спортсмены его группы,

в марте USADA впервые запросило у UKAD пробы Фары для перепроверки на кровяной допинг. Сам спортсмен заявил, что согласен на любые проверки, но UKAD выдавать пробы не торопилось.

в апреле врач сборной Великобритании Роб Чакраверти признался, что не вел должной документации принимаемых спортсменом лекарств. Об этом стало известно после опроса со стороны USADA и отчета Чакраверти перед парламентом Великобритании.

в мае USADA наконец опубликовало полноценный отчет по расследованию, из которого стало известно, что Саласар поставлял или обеспечивал спортсменам доступ ко множеству медицинских препаратов, в их числе тестостерону и препаратам для щитовидной железы, многие из которых не несут выгоду для бегунов.

Тем не менее, USADA посчитало, что Саласар и врач-эндокринолог Джеффри Браун нарушали антдопинговые правила, участвовали в сговоре, чтобы это скрыть, и вводили спортсменов в заблуждение о применяемых методах.

По словам американского бегуна Детана Ритценхайна, он чувствовал себя плохо от использования препарата для щитовидной железы, однако Саласар настаивал на его применении для улучшения результатов.

Саласар вновь отверг все обвинения: «Как я уже неоднократно отмечал, успехи, достигнутые моими спортсменами, связаны с тяжелой и самоотверженной работой. Я верю в чистый спорт и методичный подход к тренировкам. Чтобы прояснить вопрос, я никогда не использовал тестостерон будучи спортсменом, у меня никогда не было «двойных» рецептов на тестостерон и я никогда навязывал применение тестостерона спортсменам. Необоснованные спекуляции со стороны USADA просто ошибочны».

• в июле 2017-го грянула новая бомба: хакеры из Fancy Bears опубликовали документы IAAF, по которым Мо Фара и еще 46 спортсменов сдавали подозрительные допинг-тесты.

В документах одной из проб Фары указано, что она вызвала подозрение и нуждается в углубленном анализе, однако позже эту пробу признали «нормальной».

В списке Fancy Bears упоминались партнер Фары по тренировкам: Рапп, трехкратный чемпион мира в беге на 1500 м кениец Асбел Кипроп, победительница Лондонского марафона-2017 Мэри Кейтани и чемпион мира по спортивной ходьбе ирландец Роберт Хеффернан.

Никаких последствий эта информация не имела – IAAF осудила хакеров за публикацию личной информации спортсменов.

• осенью того же года Фара все же прекратил сотрудничество с Саласаром, которое продлилось 6 лет. Формально причина была не в допинговых обвинениях, а желание Мо перейти в марафонский бег, которое потребовало смены тренера.

Фара начал тренировки под руководством Гэри Лоха, бывшего наставника мировой рекордсменки Полы Редклифф.

2019-й: дисквалификация Саласара и отказ британцев выдать пробы Фары

• следующие два года в деле Саласара практически ничего не менялось – только в октябре 2019-го скандального тренера наконец наказали: USADA дисквалифицировало Альберто на 4 года, вместе с ним был отстранен врач центра Джеффри Браун.

USADA пришло к выводам, что Саласар и Браун виновны в хранении и распространении запрещенных препаратов, применении запрещенных методов и вмешательстве в допинг-контроль.

Саласар сразу предупредил об апелляции: «Я шокирован. Мой проект никогда не имел и не будет иметь отношения к допингу. Я подам апелляцию и с нетерпением буду ждать, когда этот несправедливый и затяжной процесс придет к той правде, в которой я уверен. Я всегда следил за соблюдением кодекса WADA».

Фара вроде бы порадовался, что расследование наконец-то завершено, но это был совсем не финал.

• спустя три дня после дисквалификации Международный олимпийский комитет (МОК) обратился к WADA с просьбой провести расследование в отношении всех спортсменов, тренировавшихся у Саласара. Работа специалиста вообще вызвала у МОК большие опасения:

«Мы хотим знать, в отношении какого количества атлетов проводилось расследование. Какой период существования проекта попадает под подозрение. Могут ли быть подвергнуты сомнениям какие-либо результаты, показанные на Олимпийских играх. Из отчета мы узнали, что спортсмены, работавшие с Саласаром, были не осведомлены о его деятельности – это важный фактор в случае, если будут санкции, но несмотря на это, дисквалификация обязательна, независимо от того, был в курсе спортсмен или нет».

11 октября компания Nike объявила о закрытии проекта Oregon, который много лет возглавлял Саласар. Как сообщил исполнительный директор Nike Майк Паркер, в существовании проекта больше не было смысла:

«Сохранение Орегонского проекта больше не является целесообразным. Ситуация, наряду с необоснованными подозрениями, отвлекает спортсменов и ставит под угрозу их способность сосредоточиться на тренировках и соревнованиях».

• Мо Фара тоже устал от постоянных подозрений: «Мне никогда не давали ничего запрещенного. Я не принимаю тестостерон или что бы то ни было. В то время я не видел никаких нарушений во время тренировок в лагере. Я не сделал ничего плохого, не провалил ни одного допинг-теста, и я рад, что меня постоянно проверяют в любом месте. Против меня нет никаких обвинений. Я разочарован вами, журналистами. Саласар заверял меня, что все обвинения в его адрес – это неправда. Он давал мне обещания, но это была ложь».

Также он отметил, что внимание СМИ к его персоне обусловлено расизмом: «Это явно на повестке дня. Я видел подобную ситуацию с Рахимом Стерлингом и Льюисом Хэмилтоном» .

• в ноябре 2019-го WADA согласилось с доводами МОК и объявило о проверке всех спортсменов, которые когда-либо работали с Саласаром. Об этом сообщил Крэйг Риди:

«Учитывая обвинения в адрес Саласара, очевидно, что его спортсмены могли нарушать антидопинговые правила. Если они действительно обманывали, это могло влиять на их выступления и приносить им победы в соревнованиях. Нужно внимательно проверить это, и мы это сделаем».

11 ноября Саласар и Браун обжаловали дисквалификацию в Спортивном арбитражном суде (CAS). Дело будет рассмотрено не раньше марта 2020-го.

18 января 2020 года Британское антидопинговое агентство отказалось выдавать WADA пробы Мо Фары для расследования по делу Саласара.

Исполнительный директор UKAD Николь Сапстед заявила, что она заблокирует выдачу образцов для дальнейшей перепроверки, если не будет «достоверных доказательств» того, что они содержат запрещенные вещества.

В UKAD считают, что повторное исследование может привести к ухудшению образцов. Как на это отреагируют в WADA – пока непонятно. Зато, например, Сергей Шубенков отреагировал язвительно: «А че, так можно было?» – реплика чемпиона мира в твиттере.

Что же изменилось за 5 лет с начала расследования?

Очевидно, что дело Саласара еще далеко от завершения – впереди заседание CAS, расследование WADA и проверка спортсменов. Но вот главные итоги на данные момент:

1) Несмотря на расследования и обвинения, Саласар и Браун продолжали работу на протяжении 4 лет с момента выхода фильма на BBC (с 2015-го по 2019-й);

2) В это время со скандальными специалистами работали известные спортсмены: Гэйлен Рапп, Мо Фара, победители чемпионата мира-2019 голландка Сифан Хассан и американец Донаван Брейзер.

3) Саласара дисквалифицировали за распространение допинга среди спортсменов своей группы, однако ни одного атлета так и не наказали. Даже если они не знали, что используют допинг, по правилам WADA к ним все равно должны быть применены санкции.

4) Рапп до сих пор продолжает выступления (его обвиняли в применении тестостерона), а Фара, перешедший в марафонский бег в 2017-м, планирует возвращение на дорожку к Играм-2020 в Токио.

Фото: Gettyimages.ru/Michael Steele, Christian Petersen, Matthias Hangst, Andy Lyons, Stephen Pond, Quinn Harris, Quinn Rooney

Другие посты блога

Все посты