Tribuna/Футбол/Блоги/По синему/Белорусы хейтили Стася за отказ от паспорта и сборной – хоккеист три года спустя рассказал свою правду (винит жадность минского «Динамо»)

Белорусы хейтили Стася за отказ от паспорта и сборной – хоккеист три года спустя рассказал свою правду (винит жадность минского «Динамо»)

Как минимум, на это ссылается хоккеист.

Блог — По синему
18 мая 2020, 18:25
66
Белорусы хейтили Стася за отказ от паспорта и сборной – хоккеист три года спустя рассказал свою правду (винит жадность минского «Динамо»)

А было ли предательство?

Пожалуй, 31-летнего Андрея Стася можно назвать одним из самых обсуждаемых белорусских хоккеистов последних лет. В 2017 году любовь болельщиков к воспитаннику «Юности» неожиданно сменилась на гнев и негодование из-за смены гражданства на российское. Некоторые фанаты до сих пор не могут принять отказ от белорусского паспорта, в то время как в большинстве своем коллеги по цеху сдержано приняли решение хоккеиста.

С тех пор было сказано очень много об этой ситуации. Однако в последнем интервью Стась открыл свет на новые детали своего решения трехлетней давности. Рассказ о нашумевшей истории необходимо начать на несколько лет раньше, чтобы понять, на чем основывалось желание нападающего взять российский паспорт.

Уехать в ЦСКА помогла отмена статуса легионеров

В первый раз Стась покинул Беларусь после сезона-2013/14, когда стал одним из реальных лидеров минского «Динамо» и выступал в топ-6 отнюдь не потому, что белорус. Представитель белорусской хоккейной династии центрил первое звено и набрал рекордные для себя 25 (8+17) баллов в 54 матчах, имея один из лучших показателей «+/-» по команде (-5).

Хороший сезон да еще истекающий контракт поспособствовали вниманию со стороны ведущих клубов КХЛ к 25-летнему белорусу. Стась не скрывал, что продление соглашения с «зубрами» не является приоритетом. Это понимало и руководство «Динамо», которое открыто говорило, что тягаться с конкурентами по сумме в контракте не может – предложения поступали в два раза щедрее.

Чтобы упрочить уверенность потенциальных работодателей в правильности выбора, Стасю оставалось выстрелить на домашнем ЧМ-2014. Нападающий провел хороший «мир», набрав 4 (1+3) очка в 8 встречах. Шайбу в ворота швейцарцев мы будем помнить еще долго (отметка 3:04).

В итоге выбор Стася пал на ЦСКА, который только собирался становиться гегемоном в КХЛ и не скупился за большие зарплаты. Белорус подписал контракт с «армейцами» на три года. Удалось заработать и бывшему клубу. По словам Бережкова, компенсация за нападающего стала рекордной в истории отечественного хоккея, а сам хоккеист вошел в топ-10 высокооплачиваемых игроков из Беларуси в мире. Стась с учетом бонусов получил статус самого дорогого белоруса в лиге.

Интересно, что изначально ЦСКА сомневался, стоит ли подписывать форварда. Дело в том, что в сезоне-2013/14 белорусы еще считались легионерами в российских клубах КХЛ.

«Долго решался вопрос о том, считать ли белорусов легионерами. И только когда КХЛ постановила не считать – стало понятно, что с ЦСКА все сложится удачно», – вспоминал Стась.

Во второй раз «Динамо» пыталось прогнуть игрока по финансам

Больше чем на сезон в ЦСКА Андрей не задержался. Дальше были полтора года с Александром Китаровым в «Нефтехимике» у Владимира Крикунова. Российского специалиста не смущали белорусские паспорта хоккеистов и давящий лимит на легионеров.

«Обидно, что братская страна сметает нас под одну гребенку с американцами и Евросоюзом. Но, в целом-то, ничего, по сути, не поменялось. Задача у хоккеистов остается та же самая – доказывать свое право место в составе. Надо активировать свои лучшие качества для этого», – в разговоре с «Трибуной» не унывал Стась.

В октябре 2016-го, когда очередной сезон в КХЛ уже стартовал, «Динамо» выменяло Стася у «Нефтехимика» на денежную компенсацию. Если верить тогдашнему заместителю генерального директора «зубров» Павлу Бурбе, то за нападающего заплатили небольшую по меркам лиги сумму. За остаток сезона-2016/17 Стась провел в составе «Динамо» 33 матча, в которых набрал 10 (3+7) очков. Весной 2017-го хоккеист и его агент хотели начать переговоры по новому контракту, но «зубры» предложили отложить общение до окончания ЧМ, хотя ранее ходили разговоры о скором подписании двухлетнего соглашения.

На «мире» сборной Беларуси, где капитанил Андрей, было непросто. Геннадий Савилов – тогда еще просто эксперт, а не глава федерации – назвал чудом сохранение прописки в элитном дивизионе. Сборная играла неважно, победив только в двух заключительных матчах против Словении (5:2) и Норвегии (4:3). Не самым лучшим образом выглядел и Стась, набравший 1+1 в 7 поединках. Впрочем, последние матчи турнира хоккеист доигрывал на уколах.

Нападающий был так раздосадован предпоследним местом в группе, что не только пенял на высокую влажность в раздевалке и скудное питание во время турнира, но и наехал на натурализованных североамериканцев. Персонально досталось Джеффу Плэтту, не приехавшему на ЧМ.

«Какой смысл раздавать, если тот же канадский белорус Джефф Плэтт отказался поддержать нашу сборную на этом чемпионате? Мол, травма. Более того – он попросил, чтобы его в КХЛ заявили под канадским паспортом. Наша страна дала человеку толчок для его успешной карьеры, а он вот таким образом поступает. Поэтому лучше уже своим молодым хоккеистам давать дорогу. А что иностранцы? Они приехали, получили белорусские паспорта, деньги, поиграли и – до свидания! А мы тут остаемся жить со своим хоккеем и его проблемами. Поэтому, как говорят, лучше уже «Купляйце беларускае», – негодовал Стась. 

По возвращении в Минск, хоккеиста поджидало еще одно разочарование. Агент Стася вновь связался с «Динамо» для переговоров по контракту, но клуб, по уверениям Стася, неожиданно предложил зарплату в два раза ниже, чем обещал изначально. Причина снижения оказалась оригинальной.

«Мол, мы не знали сумму твоего предыдущего контракта. И это при том, что у каждого клуба КХЛ есть доступ к базе, где все эти цифры прописаны черным по белому. Смешно...» – вспоминал Стась.

Кто тогда стоял у руля «Динамо» и с кем вел переговоры Стась?

В 2015-м Анатолий Курилец оказался в «Динамо», куда пришел с должности заместителя министра МВД. Поначалу он занимал пост заместителя директора по безопасности, но в августе того же года даже уже успел стать и.о. гендиректора клуба после того, как правоохранители задержали Владимира Бережкова. Правда, первый заход на руководство не получился долгим – в сентябре временная должность перешла к Павлу Бурбе.

Через год Наблюдательный совет «Динамо» вновь совершил рокировку. Осенью 2016-го Бурбу убрали с поста «и.о.», при этом оставив в структуре клуба. Вакантную должность без каких-либо приставок занял Курилец, которого Набсовет выбрал единогласно. Двухлетний период под руководством Курильца запомнился сокращением бюджета и падением результатов «Динамо»: если весной 2017-го команда вышла в плей-офф, то в следующем сезоне скатилась на 20-е место в сводной таблице КХЛ. Не обходилось без курьезов. Например, гендиректор рассказал про купленный Крэйгом Вудкрофтом за счет клуба подсвечник в тренерскую. Иностранного специалиста так возмутили слова Курильца, что он грозился обратиться к юристам.

Сгубило динамовскую карьеру Курильца назначение другого североамериканского тренера – Горди Дуайера. В стартовых 19 матчах сезона-2018/19 «зубры» одержали всего четыре победы и шли на последнем месте в Западной конференции. После восьмого подряд поражения в октябре 2018-го у Курильца закончился контракт с клубом, который, по словам гендира, он сам решил не продлевать.

Так ли это было на самом деле, мы вряд ли узнаем. Сам Курилец никогда особо дружил с журналистами. Экс-силовик не был щедр на интервью ни во время динамовской карьеры, ни после нее. Обычная схема общения с Курильцом после его отставки получалась следующей: звонок корреспондента – просьба набрать через час – человек пропадал. После ухода из клуба руководитель не остался в хоккее и не дал ни одного интервью. Вот и проливать историю на переговоры со Стасем он не пожелал.

В пресс-службе «зубров» заявили, что не хотят вступать в публичную перепалку со Стасем, а также сослались на некоторые детали того периода, которые хотят сохранить в тайне.

Кажется, Стась не хотел уходить из «Динамо»

По версии хоккеиста, даже имея на руках предложение от «Авангарда», он сохранял надежду остаться в Минске. Чтобы как-то повлиять на ситуацию со своим контрактом, Стась отправился к руководителю хоккейной федерации. Если бы им был Игорь Рачковский, то, возможно, форвард остался в белорусской столице. Экс-босс ФХБ хорошо ладил со Стасем. Отличным примером здесь будет ситуация на ЧМ-2016, когда игрок обматерил журналиста после поражения от Венгрии 2:5. Вскоре после инцидента за Стася вступился Рачковский. Глава федерации сам не постеснялся назвать журналиста «козлом». Позже хоккеист принес извинения, а Рачковский не стал этого делать, по крайней мере публично.

Но в 2017-м у руля ФХБ стоял уже Семен Шапиро, поэтому разговор о динамовском контракте получился совершенно иным. По воспоминаниям Стася, глава федерации развел руками и сказал, что ничем не может помочь, предложив «поезжать зарабатывать деньги».

А большие ли деньги стояли на кону?

В начале июля 2017-го нападающий шокировал всех. Стась заключил контракт на три сезона с «Авангардом» Андрея Скабелки, одновременно приняв российское гражданство, чтобы не считаться легионером. В Омск форвард отправился на хорошие деньги: по информации «Спорт-Экспресса», за сезоне-2018/19 хоккеист получил около 560 тысяч долларов и входил в топ-15 «Авангарда» по сумме контакта.

ФХБ якобы не была в курсе намерений хоккеиста и на первых порах никак не комментировала побег, а главный тренер сборной Дэйв Льюис не мог понять, можно ли ему рассчитывать на Стася. Коуч до последнего верил, что форвард приедет на ЧМ-2018 – напрасно.

В те годы клубы из России не стеснялись подталкивать обладателей белорусских паспортом к русификации. И некоторые соглашались: до Стася на это пошли Сергей Демагин и Алексей Угаров. Хоккеисты и тренеры смену гражданства Стасем в большинстве своем приняли сдержано, но болельщики освистали экс-соотечественника при первом же появлении на «Минск-Арене».

После матча с минским «Динамо» Стась хотел смягчить напряженную атмосферу, признавшись в любви к Родине.

«Минск, Беларусь – мой родной дом. Там мои родители. Как говорят в хоккее, это моя база. Здесь моя семья. И говорить о том, что я что-то сделал такое… Я очень люблю Беларусь. Всегда радуюсь, когда какие-то белорусские спортсмены побеждают», – говорил Стась в эфире белорусских каналов.

В следующем сезоне хоккеиста куда сдержаннее встретили в Минске. Да и сам Андрей обмолвился, что не прочь продолжить выступление за белорусскую сборную – необходимо было лишь уладить юридические вопросы. Был шанс увидеть нападающего на ЧМ-2019 в Нур-Султане, во что верил и Андрей Сидоренко. Вопрос с вызовом Стася в сборную долго решали, но конкретной информации ни у кого не было. За несколько дней до старта ЧМ Сидоренко заявил, что у хоккеиста порвано сухожилие в районе ключицы, поэтому в элиту сборная возвращалась без экс-капитана.

В самой команде никто не был против появления опального форварда.

«Человек хотел приехать, тренер и федерация были за, команда тоже не против. Если бы не травма, он бы нас усилил, конечно», – подтвердил слова тренера Александр Китаров.

И все-таки он вернулся

Не исключено, что в этом есть заслуга Михаила Захарова, под чьим руководством в «Юности» Стась делал первые шаги на взрослом уровне. Тренер и хоккеист постоянно находились на связи еще до того, как ММЗ принял «националку». К примеру, коуча интересовала система работы Боба Хартли – рулевого «Авангард», выигрывавшего Кубок Стэнли.

Осенью 2019-го нападающий говорил о намерении приехать в расположение сборной для участия в декабрьских матчах Турнира шести наций. Однако в Венгрию Стась так и не отправился. Очередной неприезд форварда вновь породил журналистское любопытство. Вопрос на тему отказников выбесил Захарова.

«Успокойте уже эту тему. Что, больше не о чем спросить? На каждой пресс-конференции одно и то же. Кто тут из пресс-службы федерации? Того, кто еще раз спросит про паспорта, больше не пускать», – завелся главный тренер сборной.

Воссоединение Стася и сборной произошло совсем недавно – 10 апреля, когда хоккеист примкнул к команде, сместившей цели подготовки с ЧМ-2020 на олимпийскую квалификацию. В составе националки Андрей пробыл всего четыре дня – кэмп прервали из-за болезни одного из сборников.

Кажется, Стась считает себя заложником ситуации

Размышляя о ситуации последних лет, форвард не считает себя изменником Родины. Возможно, смена гражданства стала реакцией на бездействие Шапиро, который не смог урегулировать отношения с «Динамо».

– Как-никак отдал сборной десяток лет. Конечно, и она мне в карьере немало помогла, но и я выкладывался в ней без остатка. Никогда не смотрел на травмы, думаю, никто не мог упрекнуть в недостаточной самоотдаче. И вдруг такое отношение... Дело даже не в том, что клуб (минское «Динамо» – Tribuna.com) сделал, а в том, как. Зачем было обещать одно, а потом ставить перед фактом? Понятно, это были устные договоренности, но неужели мужское слово в нашем мире уже ничего не стоит?.. – вопрошает Стась по прошествии трех лет.

Несмотря на шквал негодования, Стась благодарен своим критикам. По мнению хоккеиста, в том числе и его ситуация заставила обратить внимание на проблему высшие властные уровни и вновь добиться отмены легионерского статуса для белорусов.

Другие посты блога

Все посты